Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:39, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать проблемы государственной задолженности, исследовав при этом опыт зарубежных стран и Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие, причины и социально-экономические последствия государственной задолженности;
- проанализировать особенности государственной задолженности постсоциалистических стран;
- охарактеризовать состояние и пути регулирования государственной задолженности Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины…………………………………………….5
2. Опыт управления государственным долгом в постсоциалистических странах……………………………………………………………………………12
3. Управление государственным долгом в Республике Беларусь……..22
Заключение………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………37
Тема курсовой работы «Государственный долг и способы его минимизации» является актуальной для современных экономических условий нашей страны. В представленной работе через призму кризисных проявлений будут рассмотрены долговые проблемы современной экономики, а также позиция и роль международных финансовых организаций во взаимодействии со странами-заемщиками.
Существование государственного долга у того или иного государства представляет собой некое бремя для этого государства, осложняющие нормальное функционирование экономики.
Для многих государств характерна следующая модель: государственный долг быстро увеличивается во время войн; так как государственные расходы в этот период особенно высоки, а затем, в мирное время, величина долга относительно ВНП постепенно уменьшалась.
В данной работе рассматриваются такие проблемы, как внешний долг государства, который влияет на экономическую безопасность страны. Будет дана оценка платежеспособности белорусских предприятий и республики в целом.
В Беларуси для решения текущих проблем обслуживания внешнего долга используются, в основном, технические методы, носящие краткосрочный характер и являющиеся дорогостоящими. Это и погашение внешней задолженности предприятий за счет бюджетных средств, и привлечение средств для осуществления выплат по внешнему долгу на внутреннем рынке, и реструктуризация. Сюда же относится и предоставление заемщикам различных льгот и преференций с целью создания лучших условий для самостоятельного выполнения ими своих обязательств, что, как показывает практика, не дает необходимого эффекта.
Проблемы в сфере внешних заимствований лежат в сфере макроэкономической политики. Эффективное использование и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта, улучшением торгового баланса страны, а также с увеличением ВВП и укреплением государственного бюджета.
Цель работы – охарактеризовать проблемы государственной задолженности, исследовав при этом опыт зарубежных стран и Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие,
причины и социально-
- проанализировать особенности г
- охарактеризовать состояние
и пути регулирования государст
При написании работы использовались такие источники как: Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика; Плотницкий М. Курс экономической теории – в которых раскрывается теоретический аспект проблемы исследования.
В трудах: Шиманович Г. Внешний долг Беларуси: опыт постсоциалистических стран; Жук И. Компаративный анализ внешнего долга отдельных стран – рассмотрены вопросы внешней задолженности стран с трансформационной экономикой.
В трудах: Жук И. Внешний долг Республики Беларусь: динамика и современное состояние; Пупликов С.И. Роль национальной валютной системы Республики Беларусь в предупреждении и минимизации последствий мирового и финансового кризиса на экономику страны; Шиманович Г. Внешний долг Беларуси: проблема устойчивости и др. – анализируются проблемы внешней задолженности Республики Беларусь.
Предполагаемыми методами исследования в работе будут являться – наблюдение, абстрагирование, анализ, восхождение от абстрактного к конкретному.
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные экономические и социальные издержки этой фазы во многом деформируют факторы и критерии безопасности и вместе с тем дополнительно отягощают все механизмы поддержания стабильности в обществе, сужают его возможности разрабатывать и реализовывать программы экономической компенсации и стабилизации[16,c.248].
Экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчеркивая такую взаимосвязь, надо вместе с тем учитывать, что решающая, базисная роль в ней принадлежит экономической безопасности.
Сама экономическая
- экономическую независимость,
которая в условиях
- стабильность и устойчивость
национальной экономики,
- способность к саморазвитию
и прогрессу, что особенно
Таким образом, экономическая безопасность
- это совокупность условий и факторов,
обеспечивающих независимость национальной
экономики, ее стабильность и устойчивость,
способность к постоянному обновлению
и самосовершенствованию[12,c.
Непосредственную опасность
К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:
- унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;
- низкая конкурентоспособность
национальной экономики,
- высокий уровень монополизации экономики;
- высокий уровень инфляции;
- недостаточная развитость и
устойчивость объектов
- слабая степень разведанности
минерально-сырьевой базы и
- ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате "утечки мозгов" за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;
- вытеснение отечественных
- тенденции регионального
- низкая инвестиционная активность;
- предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;
- потенциальная угроза
- несовершенство
- низкая финансовая и
- криминализация экономики и
коррупция в области
- массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов;
- незаконный перевод финансовых средств за границу[12,c.220].
К внешним относятся, прежде всего, факторы геополитические и внешнеэкономические, а также глобальные экологические процессы.
Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует: во-первых, чтобы участие страны в мирохозяйственных связях создавало наиболее благоприятные условия национального производства; во-вторых, чтобы национальная экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятное развитие событий в мире как в экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно.
К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:
- преобладание сырьевых товаров
в экспорте, потеря традиционных
рынков сбыта военной и
- зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;
- увеличивающаяся внешняя
- недостаточный экспортный и
валютный контроль и
- неразвитость современной
- неразвитость транспортной
Одним из внешних факторов экономической безопасности государства является внешняя задолженность. Внешняя задолженность (Foreign debt) – сумма финансовых обязательств государства по иностранными займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.
Государственный долг – это проблема,
порождаемая бюджетным
Внешние заимствования в современном
мире превратились в прочную составляющую
мировой экономики. Республика Беларусь,
как и любая современная
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга – политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Обозначим характер взаимодействия внешних
заимствований с