Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание

Цель работы – охарактеризовать проблемы государственной задолженности, исследовав при этом опыт зарубежных стран и Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие, причины и социально-экономические последствия государственной задолженности;
- проанализировать особенности государственной задолженности постсоциалистических стран;
- охарактеризовать состояние и пути регулирования государственной задолженности Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины…………………………………………….5
2. Опыт управления государственным долгом в постсоциалистических странах……………………………………………………………………………12
3. Управление государственным долгом в Республике Беларусь……..22
Заключение………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Курсач 3.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)


                                                                                                                    2

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема курсовой работы «Государственный долг и способы его минимизации» является актуальной для современных экономических условий нашей страны. В представленной работе через призму кризисных проявлений будут рассмотрены долговые проблемы современной экономики, а также позиция и роль международных финансовых организаций во взаимодействии со странами-заемщиками.

Существование государственного долга у того или иного государства  представляет собой некое бремя  для этого государства, осложняющие  нормальное функционирование экономики.

Для многих государств характерна следующая модель: государственный долг быстро увеличивается во время войн; так как государственные расходы в этот период особенно высоки, а затем, в мирное время, величина долга относительно ВНП постепенно уменьшалась.

В данной работе рассматриваются  такие проблемы, как внешний долг государства, который влияет на экономическую безопасность страны. Будет дана оценка платежеспособности белорусских предприятий и республики в целом.

В Беларуси для решения  текущих проблем обслуживания внешнего долга используются, в основном, технические методы, носящие краткосрочный характер и являющиеся дорогостоящими. Это и погашение внешней задолженности предприятий за счет бюджетных средств, и привлечение средств для осуществления выплат по внешнему долгу на внутреннем рынке, и реструктуризация. Сюда же относится и предоставление заемщикам различных льгот и преференций с целью создания лучших условий для самостоятельного выполнения ими своих обязательств, что, как показывает практика, не дает необходимого эффекта.

Проблемы в сфере внешних заимствований лежат в сфере макроэкономической политики. Эффективное использование и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта, улучшением торгового баланса страны, а также с увеличением ВВП и укреплением государственного бюджета.

Цель работы – охарактеризовать проблемы государственной задолженности, исследовав при этом опыт зарубежных стран и Республики Беларусь.

Задачи работы:

- охарактеризовать понятие,  причины и социально-экономические  последствия государственной задолженности;

- проанализировать особенности государственной задолженности постсоциалистических стран;

- охарактеризовать состояние  и пути регулирования государственной задолженности Республики Беларусь.

При написании работы использовались такие источники как: Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика; Плотницкий М. Курс экономической теории – в которых раскрывается теоретический аспект проблемы исследования.

В трудах: Шиманович Г. Внешний долг Беларуси: опыт постсоциалистических стран; Жук И. Компаративный анализ внешнего долга отдельных стран – рассмотрены вопросы внешней задолженности стран с трансформационной экономикой.

В трудах: Жук И. Внешний  долг Республики Беларусь: динамика и  современное состояние; Пупликов С.И. Роль национальной валютной системы Республики Беларусь в предупреждении и минимизации последствий мирового и финансового кризиса на экономику страны; Шиманович Г. Внешний долг Беларуси: проблема устойчивости и др. – анализируются проблемы внешней задолженности Республики Беларусь.

Предполагаемыми методами исследования в работе будут являться – наблюдение, абстрагирование, анализ, восхождение от абстрактного к конкретному.

 

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ

 

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные экономические и социальные издержки этой фазы во многом деформируют факторы и критерии безопасности и вместе с тем дополнительно отягощают все механизмы поддержания стабильности в обществе, сужают его возможности разрабатывать и реализовывать программы экономической компенсации и стабилизации[16,c.248].

Экономическая безопасность органически  включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального  мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчеркивая такую взаимосвязь, надо вместе с тем учитывать, что решающая, базисная роль в ней принадлежит экономической безопасности.

Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяет вычленить три ее важнейших элемента:

- экономическую независимость,  которая в условиях современного  мирового хозяйства отнюдь не  носит абсолютного характера.  Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно- техническими достижениями;

- стабильность и устойчивость  национальной экономики, предлагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т. д.);

- способность к саморазвитию  и прогрессу, что особенно важно  в современном динамично развивающемся  мире. Создание благоприятного климата  для инвестиций и инноваций,  постоянная модернизация производства, повышение профессионального образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию[12,c.218].

Непосредственную опасность экономическим  интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

- унаследованная от прошлого  структурная деформированность  экономики;

- низкая конкурентоспособность  национальной экономики, вызванная  отсталостью технологической базы  большинства отраслей, высокой энергоемкостью  и ресурсоемкостью;

- высокий уровень монополизации экономики;

- высокий уровень инфляции;

- недостаточная развитость и  устойчивость объектов инфраструктуры;

- слабая степень разведанности  минерально-сырьевой базы и недостаточные  возможности вовлечения ресурсов  в хозяйственный оборот;

- ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате "утечки мозгов" за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

- вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров,  с внутреннего рынка зарубежными  фирмами;

- тенденции регионального сепаратизма  и высокий уровень отраслевого  лоббизма при принятии управленческих  решений;

- низкая инвестиционная активность;

- предпочтение текущих расходов  в ущерб капитальным;

- потенциальная угроза возникновения  социальных конфликтов, в том  числе из-за несовершенства механизма  оплаты труда, роста безработицы,  стратификации населения, снижения  качества и уровня образования;

- несовершенство законодательства, монопольное положение и недобросовестность  действий ряда экономических  субъектов на внутреннем и  внешнем рынке, их низкая правовая  дисциплина;

- низкая финансовая и договорная  дисциплина агентов рынка;

- криминализация экономики и  коррупция в области Управления  экономикой;

- массовое сокрытие доходов  и уклонение от уплаты налогов;

- незаконный перевод финансовых  средств за границу[12,c.220].

К внешним относятся, прежде всего, факторы геополитические и внешнеэкономические, а также глобальные экологические процессы.

Внешнеэкономическая безопасность в  условиях открытой экономики требует: во-первых, чтобы участие страны в мирохозяйственных связях создавало  наиболее благоприятные условия  национального производства; во-вторых, чтобы национальная экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятное развитие событий в мире как в экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно.

К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

- преобладание сырьевых товаров  в экспорте, потеря традиционных  рынков сбыта военной и машиностроительной  продукции;

- зависимость страны от импорта  многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;

- увеличивающаяся внешняя задолженность;

- недостаточный экспортный и  валютный контроль и незамкнутость  таможенной границы;

- неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта;

- неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные  операции.

Одним из внешних факторов экономической  безопасности государства является внешняя задолженность. Внешняя задолженность (Foreign debt) – сумма финансовых обязательств государства по иностранными займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.

Государственный долг – это проблема, порождаемая бюджетным дефицитом. Он представляет собой сумму непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленную  за всё время существования государства. Внешний долг - это задолженность государства гражданам и организациям других стран[1,c.187].

Внешние заимствования в современном  мире превратились в прочную составляющую мировой экономики. Республика Беларусь, как и любая современная страна, должна иметь адекватную систему  управления внешним долгом. Эта система предполагает прежде всего реализацию мероприятий по изысканию внутренних источников своевременного погашения долгов, а также широкое использование других форм повышения платёжеспособности страны.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга – политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем  в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Обозначим характер взаимодействия внешних  заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности  чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в 3-х звенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга[1,c.188].

Информация о работе Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины