Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:39, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать проблемы государственной задолженности, исследовав при этом опыт зарубежных стран и Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие, причины и социально-экономические последствия государственной задолженности;
- проанализировать особенности государственной задолженности постсоциалистических стран;
- охарактеризовать состояние и пути регулирования государственной задолженности Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины…………………………………………….5
2. Опыт управления государственным долгом в постсоциалистических странах……………………………………………………………………………12
3. Управление государственным долгом в Республике Беларусь……..22
Заключение………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………37
Отношение процентных платежей к ВНД (INT/GNI) в рассматриваемых странах находится в пределах от 3 до 0,5% (таблица 2.6). У Республики Беларусь данный показатель — один из самых невысоких, точно так же, как и отношение процентных платежей к экспорту (INT/ XGS; таблица 2.7). Самые высокие параметры: у Бразилии — 9%; Латвии — 7; Казахстана — 6; Венгрии, Мексики, Румынии — по 4 %.
Отношение официальных международных резервов к внешнему долгу (RES/EDT) показывает, может ли страна использовать свои резервы для погашения внешнего долга (таблица 2.8). Оно позволяет определить, как скоро государство будет вынуждено скорректировать свою политику, если оно лишится доступа к внешним заимствованиям (например, в силу неблагоприятных изменений на международных рынках капитала). В анализируемой группе стран у Республики Беларусь данное соотношение — одно из самых небольших, сопоставимое с Казахстаном, Латвией, а также Молдовой, Таджикистаном, Киргизией, Мозамбиком и Уругваем.
Таблица 2.6 - Отношение процентных платежей к ВНД, %[14]
Страны |
Годы | |||||||
| 1990 |
1995 |
2001 |
2002 |
2003 |
2005 |
2005 |
2006 |
Россия |
— |
0,7 |
2,2 |
2,6 |
2,1 |
2,0 |
1,5 |
1,0 |
Украина |
— |
1,1 |
2,3 |
1,7 |
1,5 |
1,1 |
1,2 |
2,0 |
Казахстан |
— |
0,6 |
4,5 |
3,5 |
3,0 |
2,7 |
2,4 |
3,0 |
Польша |
0,6 |
1,4 |
1,6 |
1,5 |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
1,0 |
Латвия |
— |
0,5 |
3,5 |
2,4 |
1,7 |
1,7 |
2,3 |
3.0 |
Литва |
— |
0,4 |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
2,1 |
1,6 |
2,0 |
Румыния |
0 |
0,9 |
1,9 |
1,7 |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
2,0 |
Республика Беларусь |
— |
0,5 |
0,8 |
1,0 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Таблица 2.7 - Отношение процентных платежей к экспорту[14]
Страны |
Годы | |||||||
| 1990 |
1995 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Россия |
— |
3,0 |
4,7 |
6,6 |
5,7 |
5,0 |
3,9 |
3,0 |
Украина |
— |
2,9 |
3,6 |
3,0 |
2,7 |
1,8 |
1,9 |
3,0 |
Казахстан |
— |
2,2 |
7,4 |
7,0 |
6,0 |
5,2 |
3,9 |
6,0 |
Польша |
1,7 |
5,0 |
5,1 |
5,0 |
4,2 |
3,4 |
3,2 |
3,0 |
Латвия |
— |
1,1 |
7,8 |
5,4 |
3,9 |
3,6 |
4,9 |
7,0 |
Литва |
— |
1,0 |
5,3 |
4,7 |
4,6 |
3,8 |
2,8 |
2,0 |
Румыния |
0,2 |
3,4 |
5,6 |
4,8 |
4,0 |
4,1 |
4,2 |
4,0 |
Республика Беларусь |
— |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,0 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Таблица 2.8 - Отношение официальных международных резервов к внешнему долгу, %[14]
Страны |
Годы | |||||||
| 1990 |
1995 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Россия |
— |
14,8 |
17,3 |
23,8 |
32,8 |
44,7 |
64,0 |
80,0 |
Украина |
— |
12,7 |
12,1 |
24,3 |
32,7 |
42,8 |
44,0 |
58,0 |
Казахстан |
— |
44,3 |
16,9 |
16,8 |
18,2 |
21,8 |
28,7 |
16,0 |
Польша |
9,5 |
33,8 |
41,7 |
39,4 |
37,9 |
35,6 |
37,1 |
43,0 |
Латвия |
— |
130,1 |
18,9 |
23,0 |
19,5 |
17,5 |
16,0 |
16,0 |
Литва |
— |
107,7 |
29,0 |
31,7 |
39,2 |
46,3 |
37,9 |
30,0 |
Румыния |
120,5 |
38,4 |
30,4 |
38,4 |
43,6 |
41,8 |
53,6 |
55,0 |
Республика Беларусь |
— |
22,3 |
16,4 |
16,7 |
23,7 |
19,7 |
20,8 |
28,3 |
Резюмируя изложенное, можно отметить следующее. В общей сумме долга и долговых выплат устойчиво сокращается доля так называемых проблемных должников, что является следствием целенаправленных усилий мирового сообщества в этой области и отражает позитивные изменения в распределении глобальной долговой нагрузки. Ситуация с внешней задолженностью Республики Беларусь находится в рамках установленных международными организациями критериев. Однако анализируя мировую задолженность, помимо вышеуказанных показателей необходимо учитывать в том числе определенные изменения, происходящие в структуре внешнего долга.
С учетом благоприятной хозяйственной динамики большинства государств с формирующимся рынком и развивающихся стран следует отметить, что в последние годы они сумели привлечь значительные объемы краткосрочных кредитов, доля которых в общей задолженности повысилась с 13,2% в 1999 г. до 22,1% в 2008 г. Наиболее высокий удельный вес краткосрочного долга в государствах Ближнего Востока — 43,9 %; ЦВЕ — 24,6% и в развивающихся странах Азии — 28,4%. В менее благополучных и надежных в финансовом отношении государствах Африки и Латинской Америки соответствующий показатель не превышает 10%, а по группе сильно обремененных долгами беднейших стран он не достигает и 3%. Краткосрочные обязательства превалируют и в Республике Беларусь — на 01.07.2009 их объем составил 9351 млн. долл. США (18,4% годового ВВП), что соответствует 66,2% общего размера валового внешнего долга[14].
Как показали валютные кризисы в развивающихся государствах и странах с формирующимся рынком, в середине и конце 1990-х гг. риск, связанный с накоплением чрезмерного краткосрочного долга, может быть весьма серьезным даже в тех странах, которые считались в целом платежеспособными. Один из выводов основывается на том, что государства с чрезмерным краткосрочным долгом в большей степени подвержены кризисам ликвидности, поскольку (как отмечалось ранее) чем выше доля краткосрочных кредитов в совокупном долге, тем больше и уязвимее ежегодный поток платежей по обслуживанию долга.
Кроме того, следует отметить, что
при интерпретации
Согласно экономической теории внешний долг может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на экономический рост.
Как видно из всего вышеизложенного государственный долг Республики Беларусь, а в частности увеличение краткосрочного долга может вызвать негативные последствия в экономике нашего государства. Поэтому, чтобы финансовая политика государства в области управления внешним долгом была эффективной, необходима обязательная разработка общей стратегии государственных внешних и внутренних заимствований, эффективное использование привлекаемых ресурсов, своевременное исполнение обязательств. Следовало бы также использовать опыт зарубежных стран в осуществлении специальных приватизационных программ (таких, как Испания, Пакистан и др.), целью которых является пополнение финансовых ресурсов государства, используемых на погашение или обслуживание долга.
Таким образом, изучение применяемых инструментариев управления государственным долгом в зарубежных странах, принципов, подходов и методов к введению новых инструментов может значительно увеличить возможность привлечения дополнительных средств для нужд Республики Беларусь, а также пролонгировать долг и снизить издержки, связанные с его обслуживанием.
Для предотвращения негативных явлений, вызванных влиянием государственного долга, органам государственной власти Республики Беларусь необходимо проводить разумную политику в области управления государственным долгом, повышая эффективность использования привлеченных и отдачу предоставляемых ресурсов, совершенствуя механизмы управления государственным долгом, используя собственный опыт и опыт развитых стран.
Государственный долг Республики Беларусь включает в себя подлежащую возврату и невозвращенную сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.
Внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.
Внутренний государственный
Внешний долг Беларуси был достаточно невелик в предыдущие годы. На протяжении последних 12 лет (за исключением 2002 г.) он не превышал уровня 25% от ВВП. Более того, начиная с 2003 г. уровень внешней задолженности, измеренный в % от ВВП или в месяцах экспорта, постепенно снижался (рис. 3.1). Частично это был результат быстрого экономического роста, который стимулировался в основном низкими ценами на энергоресурсы, импортируемые из России. Ситуация кардинально изменилась в 2007 г., когда стоимость импортируемого из России газа выросла в два раза (100 долларов США за тысячу м3 вместо 46.68 годом ранее). Последствиями такого резкого скачка в цене на газ стало значительное отрицательное сальдо торгового баланса (6.2% от ВВП) и снижение темпов роста инвестиций, которые увеличились лишь на 15.1% в 2007 г. (на 31.6% в 2006 г.). Данные негативные тенденции были компенсированы за счет внешнего финансирования, и в первую очередь за счет наращивания внешнего долга. За 2008 г. он увеличился с 18.4% от ВВП до 28.5% и достиг 12.7 млрд. долларов США в абсолютном значении (на начало года внешний долг составлял 6.8 млрд. долларов США)[5,c.31].
Тем не менее, текущий объем совокупного внешнего долга Беларуси относительно невелик по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы и СНГ – в некоторых из них он превышает 100% от ВВП. Более того, вплоть до конца 3 квартала 2009 г. внешний долг Беларуси в относительном измерении несколько снизился по причине благоприятной внешнеэкономической среды. Сдерживающееся влияние на него оказывали высокие цены на нефтепродукты, слабый доллар, увеличение разницы в цене на импортируемый из России газ для Западной Европы и Беларуси. Однако, начиная с 4 квартала, эти тенденции поменялись на противоположные, что отразится в дальнейшем росте внешнего долга Беларуси.
Рисунок 3.1 - Динамика совокупного внешнего долга Беларуси
Основная доля совокупного внешнего долга относительно секторов экономики приходится на «другие сектора», состоящие из задолженности юридических и физических лиц. Их доля, начиная с 1999 г., держится на уровне 2/3 от совокупного внешнего долга. Ее незначительное снижение с 2006 г. связано с ростом внешнего заимствования банками и органами государственного управления (рис. 3.2). На конец третьего квартала 2009 г. их доля составила 55.5% от совокупного внешнего долга. Несмотря на некоторое снижение удельного веса «других секторов» именно они сделали основной вклад в прирост внешнего долга в 2008 г.[5,c.32].
Рисунок 3.2 - Структура внешнего долга Беларуси по секторам экономики
Другими источниками роста внешней задолженности в 2008 г. стали банковский сектор и органы государственного управления. Увеличение объемов внешнего заимствования банками было связано с необходимостью поддержать рост инвестиций в условиях сокращающихся собственных средств предприятий. За 2008 г. внешний долг банков вырос на 16.0%, однако их доля в совокупном долге снизилась до 20.6%. В первом полугодии 2009 г. их удельный вес несколько увеличился (до 23.8%), однако затем начался спад (до 21.4% на конец 3 квартала 2009 г.), вызванный мировым финансовым кризисом. Так как завершение кризиса в короткой перспективе не ожидается, можно ожидать дальнейшее снижение доли банковского сектора в совокупном внешнем долге Беларуси.
Доля государственного долга резко выросла в четвертом квартале 2008 г. (с 5.7 до 16.3%), когда Беларусь получила кредит в 1.5 млрд. долларов США от российского правительства, что обеспечило более четверти прироста совокупного внешнего долга. Более того, Министерство финансов увеличило предельный уровень внешнего государственного долга с 2 до 6% от ВВП, предполагая возможность получения еще одного кредита от России, первый транш которого в 1 млрд. долларов США был получен в ноябре 2009 г. Данные кредиты были привлечены с целью компенсации отрицательного торгового баланса и поддержания курса бело-русского рубля. С этой же целью Беларусь обратилась за кредитом в МВФ, и начала диалог о возможности привлечения еще одного российского кредита (на сумму в RUB 100 млрд.)[5,c.33].
Сравнение структуры внешнего долга Беларуси с другими странами СНГ и ЦВЕ в разрезе секторов экономики, выявляет несколько особенностей. Во-первых, доля, которую занимают «другие сектора» в совокупном внешнем долге Беларуси, является наибольшей среди всех стран региона, несмотря на ее сокращение в 2007 г. Самые близкие к Беларуси доли «другие сектора» имеют в России, Молдове и Украине. Во-вторых, в Беларуси практически отсутствует прямое межфирменное кредитование, что связано с небольшим числом филиалов иностранных компаний в стране. В то же время доля банковской внешней задолженности находится в пределах среднего уровня для стран региона, что предопределено ее быстрым ростом в последние 2 года[15].