Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание

Цель работы – охарактеризовать проблемы государственной задолженности, исследовав при этом опыт зарубежных стран и Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие, причины и социально-экономические последствия государственной задолженности;
- проанализировать особенности государственной задолженности постсоциалистических стран;
- охарактеризовать состояние и пути регулирования государственной задолженности Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины…………………………………………….5
2. Опыт управления государственным долгом в постсоциалистических странах……………………………………………………………………………12
3. Управление государственным долгом в Республике Беларусь……..22
Заключение………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Курсач 3.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

 

Отношение процентных платежей к ВНД (INT/GNI) в рассматриваемых странах находится в пределах от 3 до 0,5% (таблица 2.6). У Республики Беларусь данный показатель — один из самых невысоких, точно так же, как и отношение процентных платежей к экспорту (INT/ XGS; таблица 2.7). Самые высокие параметры: у Бразилии — 9%; Латвии — 7; Казахстана — 6; Венгрии, Мексики, Румынии — по 4 %.

Отношение официальных международных  резервов к внешнему долгу (RES/EDT) показывает, может ли страна использовать свои резервы для погашения внешнего долга (таблица 2.8). Оно позволяет  определить, как скоро государство будет вынуждено скорректировать свою политику, если оно лишится доступа к внешним заимствованиям (например, в силу неблагоприятных изменений на международных рынках капитала). В анализируемой группе стран у Республики Беларусь данное соотношение — одно из самых небольших, сопоставимое с Казахстаном, Латвией, а также Молдовой, Таджикистаном, Киргизией, Мозамбиком и Уругваем.

 

Таблица 2.6 - Отношение процентных платежей к ВНД, %[14]

Страны

Годы

 

1990

1995

2001

2002

2003

2005

2005

2006

Россия

0,7

2,2

2,6

2,1

2,0

1,5

1,0

Украина

1,1

2,3

1,7

1,5

1,1

1,2

2,0

Казахстан

0,6

4,5

3,5

3,0

2,7

2,4

3,0

Польша

0,6

1,4

1,6

1,5

1,3

1,3

1,4

1,0

Латвия

0,5

3,5

2,4

1,7

1,7

2,3

3.0

Литва

0,4

2,5

2,5

2,6

2,1

1,6

2,0

Румыния

0

0,9

1,9

1,7

1,5

1,5

1,6

2,0

Республика Беларусь

0,5

0,8

1,0

0,6

0,5

0,5

0,5


 

Таблица 2.7 - Отношение процентных платежей к экспорту[14]

Страны

Годы

 

1990

1995

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Россия

3,0

4,7

6,6

5,7

5,0

3,9

3,0

Украина

2,9

3,6

3,0

2,7

1,8

1,9

3,0

Казахстан

2,2

7,4

7,0

6,0

5,2

3,9

6,0

Польша

1,7

5,0

5,1

5,0

4,2

3,4

3,2

3,0

Латвия

1,1

7,8

5,4

3,9

3,6

4,9

7,0

Литва

1,0

5,3

4,7

4,6

3,8

2,8

2,0

Румыния

0,2

3,4

5,6

4,8

4,0

4,1

4,2

4,0

Республика Беларусь

1,4

1,4

1,4

1,0

0,7

0,7

0,7


 

 

Таблица 2.8 - Отношение официальных  международных резервов к внешнему долгу, %[14]

Страны

Годы

 

1990

1995

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Россия

14,8

17,3

23,8

32,8

44,7

64,0

80,0

Украина

12,7

12,1

24,3

32,7

42,8

44,0

58,0

Казахстан

44,3

16,9

16,8

18,2

21,8

28,7

16,0

Польша

9,5

33,8

41,7

39,4

37,9

35,6

37,1

43,0

Латвия

130,1

18,9

23,0

19,5

17,5

16,0

16,0

Литва

107,7

29,0

31,7

39,2

46,3

37,9

30,0

Румыния

120,5

38,4

30,4

38,4

43,6

41,8

53,6

55,0

Республика Беларусь

22,3

16,4

16,7

23,7

19,7

20,8

28,3


Резюмируя изложенное, можно отметить следующее. В общей сумме долга  и долговых выплат устойчиво сокращается  доля так называемых проблемных должников, что является следствием целенаправленных усилий мирового сообщества в этой области и отражает позитивные изменения в распределении глобальной долговой нагрузки. Ситуация с внешней задолженностью Республики Беларусь находится в рамках установленных международными организациями критериев. Однако анализируя мировую задолженность, помимо вышеуказанных показателей необходимо учитывать в том числе определенные изменения, происходящие в структуре внешнего долга.

С учетом благоприятной хозяйственной  динамики большинства государств с  формирующимся рынком и развивающихся  стран следует отметить, что в  последние годы они сумели привлечь значительные объемы краткосрочных кредитов, доля которых в общей задолженности повысилась с 13,2% в 1999 г. до 22,1% в 2008 г. Наиболее высокий удельный вес краткосрочного долга в государствах Ближнего Востока — 43,9 %; ЦВЕ — 24,6% и в развивающихся странах Азии — 28,4%. В менее благополучных и надежных в финансовом отношении государствах Африки и Латинской Америки соответствующий показатель не превышает 10%, а по группе сильно обремененных долгами беднейших стран он не достигает и 3%. Краткосрочные обязательства превалируют и в Республике Беларусь — на 01.07.2009 их объем составил 9351 млн. долл. США (18,4% годового ВВП), что соответствует 66,2% общего размера валового внешнего долга[14].

Как показали валютные кризисы в  развивающихся государствах и странах с формирующимся рынком, в середине и конце 1990-х гг. риск, связанный с накоплением чрезмерного краткосрочного долга, может быть весьма серьезным даже в тех странах, которые считались в целом платежеспособными. Один из выводов основывается на том, что государства с чрезмерным краткосрочным долгом в большей степени подвержены кризисам ликвидности, поскольку (как отмечалось ранее) чем выше доля краткосрочных кредитов в совокупном долге, тем больше и уязвимее ежегодный поток платежей по обслуживанию долга.

Кроме того, следует отметить, что  при интерпретации рассмотренной  системы показателей задолженности  стран целесообразно учитывать  следующие моменты. Отклонение от критических  значений некоторых показателей  не обязательно ведет к возникновению кризиса. Во многих развитых государствах определенные параметры превышают допустимые больше, чем у стран с формирующимся рынком, оказавшихся уязвимыми по отношению к финансовым кризисам. Данное различие можно объяснить действием таких факторов, как структура стимулов, благоприятствующая обоснованному управлению рисками, прочные традиции в области обеспечения выполнения договорных обязательств, способствующие доверию. Важную роль также играют основные макроэкономические показатели, в частности, дефицит счета текущих операций и реальный валютный курс. Режим обменного курса тоже необходимо принимать во внимание (напри мер, при гибком курсовом режиме вероятность возникновения кризиса и соответствующие издержки могут снизиться).

ВЫВОД

 

Согласно экономической теории внешний долг может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на экономический рост.

Как видно из всего вышеизложенного государственный долг Республики Беларусь, а в частности увеличение краткосрочного долга может вызвать негативные последствия в экономике нашего государства. Поэтому, чтобы финансовая политика государства в области управления внешним долгом была эффективной, необходима обязательная разработка общей стратегии государственных внешних и внутренних заимствований, эффективное использование привлекаемых ресурсов, своевременное исполнение обязательств. Следовало бы также использовать опыт зарубежных стран в осуществлении специальных приватизационных программ (таких, как Испания, Пакистан и др.), целью которых является пополнение финансовых ресурсов государства, используемых на погашение или обслуживание долга.

Таким образом, изучение применяемых  инструментариев управления государственным  долгом в зарубежных странах, принципов, подходов и методов к введению новых инструментов может значительно увеличить возможность привлечения дополнительных средств для нужд Республики Беларусь, а также пролонгировать долг и снизить издержки, связанные с его обслуживанием.

Для предотвращения негативных явлений, вызванных влиянием государственного долга, органам государственной власти Республики Беларусь необходимо проводить разумную политику в области управления государственным долгом, повышая эффективность использования привлеченных и отдачу предоставляемых ресурсов, совершенствуя механизмы управления государственным долгом, используя собственный опыт и опыт развитых стран.

 

 

 

 

 

 

3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Государственный долг Республики Беларусь включает в себя подлежащую возврату и невозвращенную сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.

Внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного  долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Внутренний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма  основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов  местного управления и самоуправления, на определенный момент времени.

Внешний долг Беларуси был достаточно невелик в предыдущие годы. На протяжении последних 12 лет (за исключением 2002 г.) он не превышал уровня 25% от ВВП. Более  того, начиная с 2003 г. уровень  внешней задолженности, измеренный в % от ВВП или в месяцах экспорта, постепенно снижался (рис. 3.1). Частично это был результат быстрого экономического роста, который стимулировался в основном низкими ценами на энергоресурсы, импортируемые из России. Ситуация кардинально изменилась в 2007 г., когда стоимость импортируемого из России газа выросла в два раза (100 долларов США за тысячу м3 вместо 46.68 годом ранее). Последствиями такого резкого скачка в цене на газ стало значительное отрицательное сальдо торгового баланса (6.2% от ВВП) и снижение темпов роста инвестиций, которые увеличились лишь на 15.1% в 2007 г. (на 31.6% в 2006 г.). Данные негативные тенденции были компенсированы за счет внешнего финансирования, и в первую очередь за счет наращивания внешнего долга. За 2008 г. он увеличился с 18.4% от ВВП до 28.5% и достиг 12.7 млрд. долларов США в абсолютном значении (на начало года внешний долг составлял 6.8 млрд. долларов США)[5,c.31].

Тем не менее, текущий объем совокупного  внешнего долга Беларуси относительно невелик по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы и СНГ – в некоторых из них он превышает 100% от ВВП. Более того, вплоть до конца 3 квартала 2009 г. внешний долг Беларуси в относительном измерении несколько снизился по причине благоприятной внешнеэкономической среды. Сдерживающееся влияние на него оказывали высокие цены на нефтепродукты, слабый доллар, увеличение разницы в цене на импортируемый из России газ для Западной Европы и Беларуси. Однако, начиная с 4 квартала, эти тенденции поменялись на противоположные, что отразится в дальнейшем росте внешнего долга Беларуси.

 

Рисунок 3.1 - Динамика совокупного  внешнего долга Беларуси

Основная доля совокупного внешнего долга относительно секторов экономики  приходится на «другие сектора», состоящие из задолженности юридических и физических лиц. Их доля, начиная с 1999 г., держится на уровне 2/3 от совокупного внешнего долга. Ее незначительное снижение с 2006 г. связано с ростом внешнего заимствования банками и органами государственного управления (рис. 3.2). На конец третьего квартала 2009 г. их доля составила 55.5% от совокупного внешнего долга. Несмотря на некоторое снижение удельного веса «других секторов» именно они сделали основной вклад в прирост внешнего долга в 2008 г.[5,c.32].

 

Рисунок 3.2 - Структура внешнего долга  Беларуси по секторам экономики

 

Другими источниками роста внешней задолженности в 2008 г. стали банковский сектор и органы государственного управления. Увеличение объемов внешнего заимствования банками было связано с необходимостью поддержать рост инвестиций в условиях сокращающихся собственных средств предприятий. За 2008 г. внешний долг банков вырос на 16.0%, однако их доля в совокупном долге снизилась до 20.6%. В первом полугодии 2009 г. их удельный вес несколько увеличился (до 23.8%), однако затем начался спад (до 21.4% на конец 3 квартала 2009 г.), вызванный мировым финансовым кризисом. Так как завершение кризиса в короткой перспективе не ожидается, можно ожидать дальнейшее снижение доли банковского сектора в совокупном внешнем долге Беларуси.

Доля государственного долга резко  выросла в четвертом квартале 2008 г. (с 5.7 до 16.3%), когда Беларусь получила кредит в 1.5 млрд. долларов США от российского правительства, что обеспечило более четверти прироста совокупного внешнего долга. Более того, Министерство финансов увеличило предельный уровень внешнего государственного долга с 2 до 6% от ВВП, предполагая возможность получения еще одного кредита от России, первый транш которого в 1 млрд. долларов США был получен в ноябре 2009 г. Данные кредиты были привлечены с целью компенсации отрицательного торгового баланса и поддержания курса бело-русского рубля. С этой же целью Беларусь обратилась за кредитом в МВФ, и начала диалог о возможности привлечения еще одного российского кредита (на сумму в RUB 100 млрд.)[5,c.33].

Сравнение структуры внешнего долга  Беларуси с другими странами СНГ  и ЦВЕ в разрезе секторов экономики, выявляет несколько особенностей. Во-первых, доля, которую занимают «другие сектора» в совокупном внешнем долге Беларуси, является наибольшей среди всех стран региона, несмотря на ее сокращение в 2007 г. Самые близкие к Беларуси доли «другие сектора» имеют в России, Молдове и Украине. Во-вторых, в Беларуси практически отсутствует прямое межфирменное кредитование, что связано с небольшим числом филиалов иностранных компаний в стране. В то же время доля банковской внешней задолженности находится в пределах среднего уровня для стран региона, что предопределено ее быстрым ростом в последние 2 года[15].

Информация о работе Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины