Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание

Цель работы – охарактеризовать проблемы государственной задолженности, исследовав при этом опыт зарубежных стран и Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие, причины и социально-экономические последствия государственной задолженности;
- проанализировать особенности государственной задолженности постсоциалистических стран;
- охарактеризовать состояние и пути регулирования государственной задолженности Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины…………………………………………….5
2. Опыт управления государственным долгом в постсоциалистических странах……………………………………………………………………………12
3. Управление государственным долгом в Республике Беларусь……..22
Заключение………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Курсач 3.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

Показателям, основанным на накопленной  сумме долга, свойственны некоторые  общие недостатки. Во-первых, государства, прибегающие к внешним заимствованиям в целях финансирования инвестиций в производство с длительным периодом освоения, вполне могут иметь относительно высокие значения отношения долга к экспорту. Однако отношение долга к экспорту страны может начать снижаться, когда вложенные инвестиции начнут обеспечивать продукцию, пригодную для экспорта. Поэтому отношение долга к экспорту в таких государствах, если его рассматривать за несколько периодов, возможно, будет не слишком высоким, даже если оно воспринимается как высокое в любой отдельно взятый год. В силу этого иногда в указанный показатель включаются данные по экспорту со средним лагом освоения инвестиций (то есть в качестве знаменателя используют прогнозируемый объем экспорта через один или несколько временных периодов). Для сглаживания случайных или нерегулярных колебаний в величине экспорта при анализе устойчивости долговой ситуации в странах ХИПК (программа МВФ и Всемирного банка для государств с низким уровнем развития и чрезмерной задолженностью, предполагающая снижение платежей в МВФ, предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развивающихся стран, при условии проведения в них в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных МВФ и Всемирным банком) нередко используются средние значения за многолетний период, например, за три года[6,c.24].

В более общем плане это свидетельствует  о необходимости мониторинга  показателей, характеризующих долг, в рамках среднесрочных сценариев, чтобы избежать недостатков их “моментальной  фотографии”.

Во-вторых, некоторые страны имеют  чрезвычайно льготные условия долга, а другие вынуждены платить высокие проценты. В таких государствах в целях лучшего отражения бремени задолженности (с точки зрения альтернативных издержек привлечения капитала) полезно учитывать и анализировать среднюю процентную ставку по долгу или рассчитывать приведенную стоимость долга путем дисконтирования прогнозируемого потока будущих платежей по его погашению, включая выплату процентов, с применением нейтральной по риску справочной коммерческой ставки. При анализе устойчивости долговой ситуации в странах ХИПК данным показателем, основанным на приведенной стоимости как отношение приведенной стоимости долга к экспорту, а также к доходам бюджета, пользуются МВФ и Всемирный банк. Высокая и растущая величина отношения приведенной стоимости долга к экспорту рассматривается как признак того, что государство приближается к неустойчивой долговой ситуации. В представленной группе стран (таблица 2.2) отношение внешнего долга к экспорту не превышает критического уровня. Кандидаты на списание долга в 2000 г. Аргентина (372%) и Бразилия (438%) в 2006 г. имели долг в 204 и 117% соответственно. Как и в предыдущем случае, лидерами по данному показателю за период с 2000 г. по 2006 г. выступают некоторые африканские государства: Бурунди (от 1393 до 3082%), Гвинея-Бисау (от 685 до 879%), Сьерра-Леоне (от 404 до 1761%).

 

Таблица 2.2 - Отношение внешнего долга  к экспорту, % [14]

Страны

Годы

1990

1995

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Россия

124,8

134,1

126,6

116,2

107,3

91,7

80,0

Украина

48,6

62,0

59,6

57,0

55,1

53,7

73,0

Казахстан

62,3

117,9

141,9

145,2

149,3

140,0

139,0

Польша

251,3

118,0

131,5

120,7

129,9

124,7

99,4

83,0

Латвия

21,4

140,8

143,0

167,1

174,4

194,7

175,0

Литва

23,7

88,8

84,3

79,7

76,1

77,2

80,0

Румыния

17,4

72,0

89,8

91,2

100,3

107,6

109,1

108,0

Республика Беларусь

32,0

27,9

27,5

31,0

27,6

25,4

25,8


 

 

В целом следует отметить, что  главной отличительной чертой развития ситуации в сфере внешней задолженности  в начале текущего десятилетия стало  последовательное снижение долговой нагрузки на экономику стран-должников. Вследствие расширения экспортных доходов в условиях благоприятной мировой конъюнктуры по всей группе государств с формирующимся рынком, а также развивающихся стран отношение общей суммы долга к экспорту товаров и услуг уменьшилось со 155,4% в 1999 г. до 65,3% в 2007 г., в том числе у государств Африки — с 232,8 до 64,8%; СНГ — со 177,1 до 85,2%; Латинской Америки — с 225,7 до 92,8%. Для стран ЦВЕ, демонстрировавших самые высокие темпы прироста внешнего долга и долговых выплат, в последние годы соотношение EDT/XGS упало со 137,5% в 1999 г. до 103,3% в 2007 г.

Таким образом, острота глобальной долговой проблемы заметно снизилась  в результате улучшения экономического положения государств-должников, их совместных с международным сообществом усилий по реструктуризации долгов и оптимизации структуры внешней задолженности.

Расходы по обслуживанию внешнего долга (TDS) включают в себя все платежи, осуществляемые заемщиком: основной долг, проценты и комиссии. Как видно из данных таблицы 6, самые высокие показатели расходов по обслуживанию внешнего долга у Бразилии, Мексики, России. В целом на страны с формирующимся рынком и на развивающиеся государства в 2007 г. приходилось 575 млрд. долл. США, в том числе на страны Азии — 128,9, ЦВЕ — 140,4, западного полушария — 148,7, СНГ — 91,2, Ближнего Востока — 36,2, Африки — 29,6 млрд. долл. США. Из государств, не вошедших в таблицу 6, высокие показатели имеют Турция — 40,5 млрд. долл. США, Таиланд — 14,7, Казахстан — 14,5, Филиппины — 13,7, Румыния — 8,7 млрд. долл. США. Весьма скромное место в этом ряду занимает Республика Беларусь[2,c.14].

 

 

 

Таблица 2.3 Расходы по обслуживанию внешнего долга, млрд.[14]

Страны

Годы

 

1985

1990

1996

2001

2006

Бразилия

11,5

8,1

17,2

20,0

62,1

Мексика

15,3

11,3

19,5

21,0

56,1

Россия

5,5

11,8

3,8

7,0

50,2

Китай

2,5

7,0

11,5

15,0

27,9

Индия

3,5

7,9

10,6

11,5

17,9

Индонезия

5,8

9,9

15,1

17,0

20,4

Аргентина

6,2

6,2

6,7

7,0

19,0

Венгрия

3,7

4,2

5,8

7,0

30,8

Польша

2,0

1,0

3,1

3,5

36,0

Украина

0,3

0,5

9,4

Республика Беларусь

0,4

0,7


 

 

Расходы по обслуживанию внешнего долга к экспорту (TDS/XGS). Рекомендуемое предельное значение не более 20—30%. Данное соотношение определяется как отношение платежей по обслуживанию основного долга и процентов по внешней долгосрочной и краткосрочной задолженности к экспорту товаров и услуг за любой отдельно взятый год. Отношение обслуживания долга к экспорту потенциально может служить показателем устойчивости долговой ситуации, поскольку оно дает представление о том, какая часть экспортных поступлений страны будет использована для обслуживания долга, и, следовательно, о том, насколько чувствительно погашение обязательств по обслуживанию долга к неожиданному сокращению поступлений от экспорта. Как правило, это соотношение позволяет выявить государства со значительным краткосрочным внешним долгом. Уровень устойчивости долговой ситуации определяется отношением долга к экспорту и процентным ставкам, а также структурой долговых обязательств по срокам погашения. Последняя может влиять на степень кредитоспособности, поскольку, чем выше доля краткосрочных кредитов в совокупном долге, тем больше и уязвимее ежегодный поток платежей по обслуживанию долга.

Ставя во главу  угла платежи, отношение обслуживания долга к экспорту позволяет учитывать соотношение льготных и нельготных обязательств в составе долга, а динамика этого отношения во времени, особенно в рамках среднесрочных сценариев, может дать полезную информацию о пике платежей. Кроме того, более узкий вариант отношения обслуживания долга к экспорту, ограничивающийся обслуживанием государственного долга в расширенном определении и гарантированного государством долга, может служить полезным показателем устойчивости ситуации с долгом и трансфертного риска (опасности введения валютных ограничений, которые воспрепятствуют погашению обязательств), поскольку он может дать определенное представление о политических издержках обслуживания долга.

Как показатель внешней уязвимости отношение обслуживания долга к  экспорту имеет ряд недостатков, помимо того, что платежи по обслуживанию долга и экспортные поступления из года в год могут меняться. Во-первых, платежи основного долга по краткосрочному долгу, как правило, исключаются из расчета обслуживания долга, а охват данных по частному сектору нередко бывает ограниченным либо по причине намеренной ориентации показателя преимущественно на государственный сектор в расширенном определении, либо из-за отсутствия сведений об обслуживании долга частного сектора. Во-вторых, многие страны либерализовали свои торговые режимы и в настоящее время экспортируют за границу большую долю своей продукции. В то же самое время данные государства больше импортируют, и доля импортной продукции в экспорте растет. В силу этого отношение обслуживания долга к экспорту, если оно не скорректировано на долю импортной продукции в объеме экспорта, характеризуется смещением в сторону уменьшения в странах с высокой склонностью к экспорту. Данное утверждение также относится и к отношению долга к экспорту[6,c.25].

Тот факт, что в этом показателе объединены аспекты ликвидности  и платежеспособности, в результате делает его менее удобным для  анализа, чем показатели, отслеживающие  лишь платежеспособность (такие, как  отношение процентных платежей к  экспорту) или ликвидность (отношение резервов к краткосрочному долгу).

Сделанный выше вывод о смягчении  остроты глобальной долговой проблемы подтверждает также анализ отношения  расходов по обслуживанию внешнего долга  к экспорту. За период с 1999 г. по 2008 г. по странам с формирующимся рынком и по развивающимся государствам наблюдается устойчивая тенденция к снижению данного показателя с 25,2 до 10,8%, в том числе по странам Азии — с 16 до 5,9%; ЦВЕ — с 26,4 до 19,1%; западного полушария — с 50,8 до 18,3%; СНГ — с 24 до 17,8%; Ближнего Востока — с 10 до 5,1%; Африки — с 9 до 7,5%. Среди основных причин такой ситуации: реализация государствами-должниками комплекса мер по оптимизации структуры внешней задолженности, включая ее переоформление в инвестиции и долговые ценные бумаги; списание и реструктуризация долгов развивающихся стран (особенно самых бедных) при участии ведущих мировых держав и международных финансовых институтов.

Безусловно, позитивным фактором для  должников стало значительное падение  процентных ставок на рынке капитала, позволявшее снижать объемы долговых выплат путем конвертации прежних “дорогих”, а потому чрезвычайно обременительных обязательств в новые более “дешевые” долги, например, путем эмиссии еврооблигаций. В 2002—2004 гг. процентные ставки по долгосрочным финансовым инструментам развитых государств находились на уровне 4% по сравнению с 4,5—5,5% в 1997—2001 гг. и 6—7% в 1994— 1996 гг.; по краткосрочным финансовым инструментам — на уровне 2%, 3—4 и 4—5% соответственно.

Самые высокие значения рассматриваемого параметра наблюдаются у Казахстана, Латвии, Польши (таблица 2.4), а среди стран, не охваченных этой таблицей, у Аргентины — 32 % (в 2006 г.), Бразилии — 37%, Венгрии — 33%, Уругвая — 88 %. Невысокие значения у Беларуси и Китая (2%).

 

Таблица 2.4 - Отношение расходов по обслуживанию внешнего долга к экспорту, %[6,c.25]

Страны

Годы

1990

1995

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Россия

6,3

9,9

14,3

11,2

11,7

9,8

15,0

Украина

6,6

18,6

10,7

13,7

12,5

10,7

13,0

Казахстан

3,9

32,0

32,0

34,5

34,8

38,0

42,0

Польша

4,9

11,1

20,4

27,7

22,3

25,0

34,6

29,0

Латвия

1,6

17,4

22,8

16,0

18,5

21,1

39,0

Литва

1,3

20,9

16,6

16,8

22,5

14,3

17,0

Румыния

0,3

10,5

20,1

18,5

19,1

17,0

17,2

18,0

Республика Беларусь

3,4

4,8

4,0

3,9

3,6

2,3

3,7


 

 

Процентные платежи по внешнему долгу (INT) достигают наиболее высоких значений у Бразилии, Мексики, России, Китая и Индии (таблица 2.5), что свидетельствует о дорогих заимствованиях этих государств. Выплаты процентов составляют в среднем 25 % всех расходов по обслуживанию внешнего долга.

 

Таблица 2.5 - Процентные платежи по внешнему долгу, млрд. долл. США[6,c.26]

Страны

Годы

1985

1990

1996

2001

2006

Бразилия

9,1

2,2

6,7

7,5

13,2

Мексика

10,2

7,3

8,2

8,7

10,3

Россия

2,4

3,9

1,6

6,0

9,4

Китай

1,2

3,1

4,7

6,0

6,5

Индия

2,0

4,8

4,6

4,9

6,5

Индонезия

2,4

4,0

5,5

5,9

3,7

Аргентина

5,2

2,7

4,1

4,5

3,1

Венгрия

1,0

1,7

1,7

1,9

2,5

Польша

1,6

0,3

1,2

1,5

3,5

Украина

0,1

0,2

1,5

Республика Беларусь

0,1

0,2

Информация о работе Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины