Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:39, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать проблемы государственной задолженности, исследовав при этом опыт зарубежных стран и Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие, причины и социально-экономические последствия государственной задолженности;
- проанализировать особенности государственной задолженности постсоциалистических стран;
- охарактеризовать состояние и пути регулирования государственной задолженности Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины…………………………………………….5
2. Опыт управления государственным долгом в постсоциалистических странах……………………………………………………………………………12
3. Управление государственным долгом в Республике Беларусь……..22
Заключение………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………37
Показателям, основанным на накопленной
сумме долга, свойственны некоторые
общие недостатки. Во-первых, государства,
прибегающие к внешним
В более общем плане это
Во-вторых, некоторые страны имеют чрезвычайно льготные условия долга, а другие вынуждены платить высокие проценты. В таких государствах в целях лучшего отражения бремени задолженности (с точки зрения альтернативных издержек привлечения капитала) полезно учитывать и анализировать среднюю процентную ставку по долгу или рассчитывать приведенную стоимость долга путем дисконтирования прогнозируемого потока будущих платежей по его погашению, включая выплату процентов, с применением нейтральной по риску справочной коммерческой ставки. При анализе устойчивости долговой ситуации в странах ХИПК данным показателем, основанным на приведенной стоимости как отношение приведенной стоимости долга к экспорту, а также к доходам бюджета, пользуются МВФ и Всемирный банк. Высокая и растущая величина отношения приведенной стоимости долга к экспорту рассматривается как признак того, что государство приближается к неустойчивой долговой ситуации. В представленной группе стран (таблица 2.2) отношение внешнего долга к экспорту не превышает критического уровня. Кандидаты на списание долга в 2000 г. Аргентина (372%) и Бразилия (438%) в 2006 г. имели долг в 204 и 117% соответственно. Как и в предыдущем случае, лидерами по данному показателю за период с 2000 г. по 2006 г. выступают некоторые африканские государства: Бурунди (от 1393 до 3082%), Гвинея-Бисау (от 685 до 879%), Сьерра-Леоне (от 404 до 1761%).
Таблица 2.2 - Отношение внешнего долга к экспорту, % [14]
Страны |
Годы | |||||||
1990 |
1995 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Россия |
— |
124,8 |
134,1 |
126,6 |
116,2 |
107,3 |
91,7 |
80,0 |
Украина |
— |
48,6 |
62,0 |
59,6 |
57,0 |
55,1 |
53,7 |
73,0 |
Казахстан |
— |
62,3 |
117,9 |
141,9 |
145,2 |
149,3 |
140,0 |
139,0 |
Польша |
251,3 |
118,0 |
131,5 |
120,7 |
129,9 |
124,7 |
99,4 |
83,0 |
Латвия |
— |
21,4 |
140,8 |
143,0 |
167,1 |
174,4 |
194,7 |
175,0 |
Литва |
— |
23,7 |
88,8 |
84,3 |
79,7 |
76,1 |
77,2 |
80,0 |
Румыния |
17,4 |
72,0 |
89,8 |
91,2 |
100,3 |
107,6 |
109,1 |
108,0 |
Республика Беларусь |
— |
32,0 |
27,9 |
27,5 |
31,0 |
27,6 |
25,4 |
25,8 |
В целом следует отметить, что главной отличительной чертой развития ситуации в сфере внешней задолженности в начале текущего десятилетия стало последовательное снижение долговой нагрузки на экономику стран-должников. Вследствие расширения экспортных доходов в условиях благоприятной мировой конъюнктуры по всей группе государств с формирующимся рынком, а также развивающихся стран отношение общей суммы долга к экспорту товаров и услуг уменьшилось со 155,4% в 1999 г. до 65,3% в 2007 г., в том числе у государств Африки — с 232,8 до 64,8%; СНГ — со 177,1 до 85,2%; Латинской Америки — с 225,7 до 92,8%. Для стран ЦВЕ, демонстрировавших самые высокие темпы прироста внешнего долга и долговых выплат, в последние годы соотношение EDT/XGS упало со 137,5% в 1999 г. до 103,3% в 2007 г.
Таким образом, острота глобальной
долговой проблемы заметно снизилась
в результате улучшения экономического
положения государств-
Расходы по обслуживанию внешнего долга (TDS) включают в себя все платежи, осуществляемые заемщиком: основной долг, проценты и комиссии. Как видно из данных таблицы 6, самые высокие показатели расходов по обслуживанию внешнего долга у Бразилии, Мексики, России. В целом на страны с формирующимся рынком и на развивающиеся государства в 2007 г. приходилось 575 млрд. долл. США, в том числе на страны Азии — 128,9, ЦВЕ — 140,4, западного полушария — 148,7, СНГ — 91,2, Ближнего Востока — 36,2, Африки — 29,6 млрд. долл. США. Из государств, не вошедших в таблицу 6, высокие показатели имеют Турция — 40,5 млрд. долл. США, Таиланд — 14,7, Казахстан — 14,5, Филиппины — 13,7, Румыния — 8,7 млрд. долл. США. Весьма скромное место в этом ряду занимает Республика Беларусь[2,c.14].
Таблица 2.3 Расходы по обслуживанию внешнего долга, млрд.[14]
Страны |
Годы | ||||
| 1985 |
1990 |
1996 |
2001 |
2006 |
Бразилия |
11,5 |
8,1 |
17,2 |
20,0 |
62,1 |
Мексика |
15,3 |
11,3 |
19,5 |
21,0 |
56,1 |
Россия |
5,5 |
11,8 |
3,8 |
7,0 |
50,2 |
Китай |
2,5 |
7,0 |
11,5 |
15,0 |
27,9 |
Индия |
3,5 |
7,9 |
10,6 |
11,5 |
17,9 |
Индонезия |
5,8 |
9,9 |
15,1 |
17,0 |
20,4 |
Аргентина |
6,2 |
6,2 |
6,7 |
7,0 |
19,0 |
Венгрия |
3,7 |
4,2 |
5,8 |
7,0 |
30,8 |
Польша |
2,0 |
1,0 |
3,1 |
3,5 |
36,0 |
Украина |
— |
— |
0,3 |
0,5 |
9,4 |
Республика Беларусь |
— |
— |
— |
0,4 |
0,7 |
Расходы по обслуживанию внешнего долга к экспорту (TDS/XGS). Рекомендуемое предельное значение не более 20—30%. Данное соотношение определяется как отношение платежей по обслуживанию основного долга и процентов по внешней долгосрочной и краткосрочной задолженности к экспорту товаров и услуг за любой отдельно взятый год. Отношение обслуживания долга к экспорту потенциально может служить показателем устойчивости долговой ситуации, поскольку оно дает представление о том, какая часть экспортных поступлений страны будет использована для обслуживания долга, и, следовательно, о том, насколько чувствительно погашение обязательств по обслуживанию долга к неожиданному сокращению поступлений от экспорта. Как правило, это соотношение позволяет выявить государства со значительным краткосрочным внешним долгом. Уровень устойчивости долговой ситуации определяется отношением долга к экспорту и процентным ставкам, а также структурой долговых обязательств по срокам погашения. Последняя может влиять на степень кредитоспособности, поскольку, чем выше доля краткосрочных кредитов в совокупном долге, тем больше и уязвимее ежегодный поток платежей по обслуживанию долга.
Ставя во главу угла платежи, отношение обслуживания долга к экспорту позволяет учитывать соотношение льготных и нельготных обязательств в составе долга, а динамика этого отношения во времени, особенно в рамках среднесрочных сценариев, может дать полезную информацию о пике платежей. Кроме того, более узкий вариант отношения обслуживания долга к экспорту, ограничивающийся обслуживанием государственного долга в расширенном определении и гарантированного государством долга, может служить полезным показателем устойчивости ситуации с долгом и трансфертного риска (опасности введения валютных ограничений, которые воспрепятствуют погашению обязательств), поскольку он может дать определенное представление о политических издержках обслуживания долга.
Как показатель внешней уязвимости отношение обслуживания долга к экспорту имеет ряд недостатков, помимо того, что платежи по обслуживанию долга и экспортные поступления из года в год могут меняться. Во-первых, платежи основного долга по краткосрочному долгу, как правило, исключаются из расчета обслуживания долга, а охват данных по частному сектору нередко бывает ограниченным либо по причине намеренной ориентации показателя преимущественно на государственный сектор в расширенном определении, либо из-за отсутствия сведений об обслуживании долга частного сектора. Во-вторых, многие страны либерализовали свои торговые режимы и в настоящее время экспортируют за границу большую долю своей продукции. В то же самое время данные государства больше импортируют, и доля импортной продукции в экспорте растет. В силу этого отношение обслуживания долга к экспорту, если оно не скорректировано на долю импортной продукции в объеме экспорта, характеризуется смещением в сторону уменьшения в странах с высокой склонностью к экспорту. Данное утверждение также относится и к отношению долга к экспорту[6,c.25].
Тот факт, что в этом показателе объединены аспекты ликвидности и платежеспособности, в результате делает его менее удобным для анализа, чем показатели, отслеживающие лишь платежеспособность (такие, как отношение процентных платежей к экспорту) или ликвидность (отношение резервов к краткосрочному долгу).
Сделанный выше вывод о смягчении остроты глобальной долговой проблемы подтверждает также анализ отношения расходов по обслуживанию внешнего долга к экспорту. За период с 1999 г. по 2008 г. по странам с формирующимся рынком и по развивающимся государствам наблюдается устойчивая тенденция к снижению данного показателя с 25,2 до 10,8%, в том числе по странам Азии — с 16 до 5,9%; ЦВЕ — с 26,4 до 19,1%; западного полушария — с 50,8 до 18,3%; СНГ — с 24 до 17,8%; Ближнего Востока — с 10 до 5,1%; Африки — с 9 до 7,5%. Среди основных причин такой ситуации: реализация государствами-должниками комплекса мер по оптимизации структуры внешней задолженности, включая ее переоформление в инвестиции и долговые ценные бумаги; списание и реструктуризация долгов развивающихся стран (особенно самых бедных) при участии ведущих мировых держав и международных финансовых институтов.
Безусловно, позитивным фактором для должников стало значительное падение процентных ставок на рынке капитала, позволявшее снижать объемы долговых выплат путем конвертации прежних “дорогих”, а потому чрезвычайно обременительных обязательств в новые более “дешевые” долги, например, путем эмиссии еврооблигаций. В 2002—2004 гг. процентные ставки по долгосрочным финансовым инструментам развитых государств находились на уровне 4% по сравнению с 4,5—5,5% в 1997—2001 гг. и 6—7% в 1994— 1996 гг.; по краткосрочным финансовым инструментам — на уровне 2%, 3—4 и 4—5% соответственно.
Самые высокие значения рассматриваемого параметра наблюдаются у Казахстана, Латвии, Польши (таблица 2.4), а среди стран, не охваченных этой таблицей, у Аргентины — 32 % (в 2006 г.), Бразилии — 37%, Венгрии — 33%, Уругвая — 88 %. Невысокие значения у Беларуси и Китая (2%).
Таблица 2.4 - Отношение расходов по обслуживанию внешнего долга к экспорту, %[6,c.25]
Страны |
Годы | |||||||
1990 |
1995 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Россия |
— |
6,3 |
9,9 |
14,3 |
11,2 |
11,7 |
9,8 |
15,0 |
Украина |
— |
6,6 |
18,6 |
10,7 |
13,7 |
12,5 |
10,7 |
13,0 |
Казахстан |
— |
3,9 |
32,0 |
32,0 |
34,5 |
34,8 |
38,0 |
42,0 |
Польша |
4,9 |
11,1 |
20,4 |
27,7 |
22,3 |
25,0 |
34,6 |
29,0 |
Латвия |
— |
1,6 |
17,4 |
22,8 |
16,0 |
18,5 |
21,1 |
39,0 |
Литва |
— |
1,3 |
20,9 |
16,6 |
16,8 |
22,5 |
14,3 |
17,0 |
Румыния |
0,3 |
10,5 |
20,1 |
18,5 |
19,1 |
17,0 |
17,2 |
18,0 |
Республика Беларусь |
— |
3,4 |
4,8 |
4,0 |
3,9 |
3,6 |
2,3 |
3,7 |
Процентные платежи по внешнему долгу (INT) достигают наиболее высоких значений у Бразилии, Мексики, России, Китая и Индии (таблица 2.5), что свидетельствует о дорогих заимствованиях этих государств. Выплаты процентов составляют в среднем 25 % всех расходов по обслуживанию внешнего долга.
Таблица 2.5 - Процентные платежи по внешнему долгу, млрд. долл. США[6,c.26]
Страны |
Годы | ||||
1985 |
1990 |
1996 |
2001 |
2006 | |
Бразилия |
9,1 |
2,2 |
6,7 |
7,5 |
13,2 |
Мексика |
10,2 |
7,3 |
8,2 |
8,7 |
10,3 |
Россия |
2,4 |
3,9 |
1,6 |
6,0 |
9,4 |
Китай |
1,2 |
3,1 |
4,7 |
6,0 |
6,5 |
Индия |
2,0 |
4,8 |
4,6 |
4,9 |
6,5 |
Индонезия |
2,4 |
4,0 |
5,5 |
5,9 |
3,7 |
Аргентина |
5,2 |
2,7 |
4,1 |
4,5 |
3,1 |
Венгрия |
1,0 |
1,7 |
1,7 |
1,9 |
2,5 |
Польша |
1,6 |
0,3 |
1,2 |
1,5 |
3,5 |
Украина |
— |
— |
0,1 |
0,2 |
1,5 |
Республика Беларусь |
— |
— |
— |
0,1 |
0,2 |