Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание

Цель работы – охарактеризовать проблемы государственной задолженности, исследовав при этом опыт зарубежных стран и Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие, причины и социально-экономические последствия государственной задолженности;
- проанализировать особенности государственной задолженности постсоциалистических стран;
- охарактеризовать состояние и пути регулирования государственной задолженности Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины…………………………………………….5
2. Опыт управления государственным долгом в постсоциалистических странах……………………………………………………………………………12
3. Управление государственным долгом в Республике Беларусь……..22
Заключение………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Курсач 3.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

Структура внешнего долга Беларуси относительно сроков, на которые привлекаются займы, также необычна для региона. В 2004 г. 71% совокупного внешнего долга составляли краткосрочные займы. К концу 2008 г. их доля несколько сократилась – до 57.7% – но продолжает оставаться самой высокой среди стран ЦВЕ и СНГ. Ее снижение в последние годы было обусловлено получением российского кредита сроком на 15 лет и развитием долгосрочного заимствования банками. Впервые белорусские банки привлекли долгосрочные займы в 2005 г., а к концу 2008 г. их доля во внешней задолженности банков достигла 42.3%. Основным же источником краткосрочных займов являются «другие сектора», так как основную часть привлекаемых ими займов составляют торговые кредиты, краткосрочные по своей природе.

В структуре внешнего долга относительно инструментов заимствования преобладают «кредиты и займы» и «торговые кредиты». На конец 3 квартала 2009 г. на них приходило 52.1 и 36.0% совокупного внешнего долга соответственно. Удельный вес внешнего долга, привлеченного с помощью инструментов денежного рынка, облигаций и векселей, не превышал 0.1%. В качестве еще одного источника внешнего финансирования банки использовали «счета и депозиты», но на них приходится только 1.4% совокупного внешнего долга. Прочие же долговые обязательства составили 10.4% внешнего долга, из них 4.4% - просроченная задолженность. Удельный вес последней ниже прошлогоднего уровня (5.1%), однако в будущем, вероятно ее увеличение. Оно будет связано с ростом в условиях кризиса числа неплатежеспособных предприятий, чьи оборотные средства оказываются замороженными в виде готовой продукции на складах и дебиторской задолженности.

Термин «торговый кредит» или  «коммерческий кредит» описывает  ситуацию, когда товар приобретается  для использования в производстве или перепродажи с выплатой его стоимости и процентов в будущем. В 2008 г. на таких условиях Беларусь импортировала 41.9% всего товара. За первые 3 квартала 2008 г. доля импорта на условиях коммерческого кредита выросла до 46.7%. К тому же еще 14.9% импорта товара было осуществлено при частичном использовании коммерческого кредита и частичной предоплаты (15.3% в 2007 г.). Такая структура импорта по видам платежа остается постоянной в Беларуси на протяжении нескольких лет (рис. 3.3): лишь незначительно увеличивается доля операций с частичным использованием коммерческого кредита и предоплатой наличными. Таким образом, около 60% импорта в Беларусь происходит на условиях коммерческого кредита, частично или полностью. Внешний же долг по торговым кредитам представляет собой неоплаченные коммерческие кредиты, и их рост напрямую связан с ростом импорта[15].

Сопоставление объемов внешнего долга  по торговым кредитам и общим объемом  импорта на условиях коммерческого  кредита показывает, что внешний  долг составляет порядка 23% от годового объема импорта, осуществленного частично или полностью по кредиту (рис. 3.4). Это означает, что примерно 2.7 месяца импорта в кредит остается неоплаченным, представляя собой средний срок погашения задолженности перед иностранными поставщиками. В 2008 г. данный показатель несколько снизился с 3.1 месяца на начало года до 2.6 на конец 3 квартала – темп роста внешнего долга по торговым кредитам в этот период отставал от темпа роста импорта. Негативным же моментом стало увеличение просроченной задолженности с 8.7 до 9.4% от краткосрочного долга «других секторов».

 

Рисунок 3.3 - Доля импорта на условиях коммерческого кредита в общем  импорте Беларуси

Рисунок 3.4 - Отношение внешнего долга  по товарным кредитам к импорту на условиях коммерческого кредита

 

Объем совокупного внешнего долга  Беларуси находится на умеренном  уровне, который значительно ниже среднего по региону. Однако структура  долга относительно сроков заимствования  говорит о его относительной  неустойчивости – в нем преобладает  краткосрочный долг. Это приводит к большим расходам по его обслуживанию. На протяжении 2003–2007 гг. они составляли порядка 7.5–10.0% от ВВП (8.8% от ВВП в 2007 г.). Схожий уровень расходов по обслуживанию внешнего долга наблюдается в Венгрии, Латвии или Литве, в то время как сумма основного долга в этих странах (95.9, 142.5, и 78.4% от ВВП в Венгрии, Латвии и Литве соответственно) значительно выше, чем в Беларуси (28.5% от ВВП)[7,c.11].

Такое положение объясняется высокой  долей краткосрочного долга в  совокупном внешнем долге Беларуси. Вплоть до 95% от расходов по обслуживанию долга приходится на выплату основного долга. Например, в 2007 г. суммарные выплаты по обслуживанию внешнего долга выросли до 3965 млн. долларов США, из них 3965 млн. долларов США составили выплаты основного долга и только 237.4 млн. – проценты.

Критерием устойчивости краткосрочного внешнего долга может служить  его соотношение с международными резервами. В Беларуси международные  резервы (по методологии МВФ) покрывают  только 55.4% краткосрочного долга. Это намного меньше, чем в других постсоциалистических экономиках (за исключением Латвии, Эстонии и Словении, но в этих странах совокупный внешний долг значительно выше 100%). Проблема неустойчивости краткосрочного внешнего долга смягчается тем, что в основном это торговые кредиты и их рост объясняется увеличением импорта, а срок погашения задолженности даже несколько снизился в текущем году. Однако оплата данного долга может стать затрудненной в условиях мирового финансового кризиса. Отсутствие сбыта готовой продукции и ее складирование при сохранении запланированных объемов производства приводит к нехватке средств для оплаты кредиторской задолженности.

Другими факторами, влияющими на обслуживание внешнего долга, помимо его структуры, являются процентные ставки и валюта заимствования.

Для анализа доступны в первую очередь  процентные ставки по займам, привлекаемым государственным и банковским секторами. Государственный внешний долг в  основном сформирован правительственным  кредитом России, который был получен на льготных условиях: ставка его составляет LIBOR плюс 75 базовых пунктов, срок кредита – 15 лет с отсрочкой в 5 лет на выплату основного долга. Условия второго российского кредита, первая транша которого была получена в ноябре 2009 г., отличаются лишь возросшей ставкой в 300 базовых пунктов. Оставшуюся часть государственного внешнего долга составляют в основном межправительственные займы также с льготными процентными ставками.

Существующий государственный  внешний долг в незначительной степени  подвержен колебанию процентных ставок. Однако процентные ставки, выросшие в конце 2008 г. и в 2009 г., ограничивают возможность дальнейшего государственного заимствования за рубежом. Ранее Беларусь выражала желание выпустить Евробонды, т.е. выйти на международный рынок государственных долговых бумаг, и получила два кредитных рейтинга. Однако данные планы остались нереализованными в связи с ростом процентных ставок на мировых рынках капитала[7,c.12].

В 2008 г. и начале 2009 г. белорусские банки в основном брали синдицированные кредиты, ставки по которым держались на уровне 300–350 базовых пунктов и не имели растущего тренда. Начиная со второй половины 2009 г. привлечение банковским сектором синдицированных кредитов не происходило. Применение других видов внешнего заимствования банками было ограничено.

Можно сделать вывод, что текущий  совокупный внешний долг Беларуси незначительно  подвержен колебаниям процентных ставок. Однако рост последних в условиях финансового кризиса и нехватки ликвидности значительно сократил возможность дальнейшего привлечения внешних займов, в том числе и для рефинансирования существующего долга. Это относится как к синдицированным кредитам банков, средний срок которых составляет 1–1.5 года, так и кредитам предприятий («других секторов»).

Другой фактор риска – это колебания валютных курсов. Традиционно Беларусь, как и другие страны СНГ, характеризуется высокой долларизацией экономики. Соответственно и большинство внешних займов привлекалось в долларах США. Его обменный курс в Беларуси оставался стабильным, начиная с 2003 г, выступая в качестве якоря монетарной политики, который позволил стабилизировать уровень цен и создать необходимые условия для экономического роста. Несмотря на низкий уровень международных резервов, не было причин ожидать обесценивания белорусского рубля на протяжении последних лет.

Ситуация кардинально изменилась в четвертом квартале 2009 г. Мировой финансовый кризис и рост цен на импортируемый из России газ являются серьезными вызовами стабильности обменного курса. По заявлениям белорусского руководства вопрос с ценой газа удалось решить положительно для Беларуси, предусмотрев возможность снижения цены вслед за мировыми ценами. Фактор же мирового кризиса сгладить крайне сложно, а последствия его могут быть достаточно тяжелыми. В первую очередь, он негативно повлияет на торговый баланс Беларуси через снижение спроса на инвестиционные товары, экспортируемые в Россию, и падению цен на нефтепродукты, поставляемые в страны ЕС. Это приведет к росту негативного сальдо торгового баланса и усилит давление на курс белорусского рубля в сторону его обесценивания.

В условиях отличных от мирового финансового  кризиса Беларусь была бы способна компенсировать дефицит текущего счета  за счет привлечения прямых иностранных  инвестиций и внешнего долга.

Обменный курс является важным фактором, влияющим на стабильность совокупного  внешнего долга Беларуси. С одной  стороны, его поддержание невозможно без привлечения внешних займов, с другой стороны девальвация  белорусского рубля приведет к росту  внешнего долга Беларуси в относительном измерении (как доля от ВВП).

На 1 января 2009 г. объем долговых обязательств экономики по сравнению с началом 2008 года вырос на 18,6 процента и составил 14,8 млрд. долларов США, что соответствует 24,6 процента к ВВП (приложение 1.19). Доля краткосрочных обязательств в структуре валового внешнего долга снизилась до 53,6 процента против 62,9 процента на 1 января 2008 г., что связано с привлечением ряда долгосрочных кредитов[7,c.13].

Иностранные долговые обязательства  нефинансового сектора экономики достигли 7 млрд. долларов США, увеличившись за отчетный период на 3,5 процента. Структура внешнего долга предприятий изменилась несущественно: удельный вес краткосрочного долга составил 77,2 процента против 81,3 процента на 1 января 2008 г. Доля данного сектора в валовом внешнем долге снизилась с 54,3 до 47,4 процента.

Внешний долг банков возрос на 19,8 процента до 3081,1 млн. долларов США, что сопровождалось опережающим ростом долгосрочного  внешнего долга и его доли в  иностранных обязательствах банков (с 42,3 процента в 2007 году до 51,9 процента в 2008 году). Удельный вес банковского сектора в валовом внешнем долге увеличился на 0,2 процентного пункта, составив 20,8 процента.

Объем долговых обязательств Правительства (без учета иностранных кредитов предприятий под гарантии Правительства) достиг 3 588,8 млн. долларов США, что в 1,8 раза больше уровня 2007 года. Привлечение инвестиций практически полностью осуществлялось в форме долгосрочных кредитов. Доля Правительства в совокупном внешнем долге увеличилась в 1,5 раза, составив на 1 января 2009 г. 24,2 процента.

В 2008 году внешний долг органов  денежно-кредитного регулирования  сократился с 596,2 млрд. долларов США  до 429,9 млн. долларов США, что составило 2,9 процента валового внешнего долга.

По данным Национального банка  Беларуси, совокупный внешний долг страны в 2009 г. возрос на 6,876 млрд. USD (или на 45,4%) до рекордных 22,03 млрд. USD на 1 января 2010 г. При этом отношение валового внешнего долга Беларуси к объему ВВП возросло в 2009 г. до 45,1% против 25,1% в 2008 г.

С этой точки зрения, Беларусь пока находится в безопасной зоне, по международным стандартам, предельным значением является планка внешнего долга в 55-60% от ВВП. На рис. 3.5 представлена динамика валового внешнего долга Беларуси в 1998-2010 гг.

Хотя, с другой стороны, валовой  внешний долг на душу населения возрос до 2323,8 USD на 1 января 2010 г. против 1567 USD на 1 января 2009 г., 1289,6 USD на 1 января 2008 г. и 704,6 USD на 1 января 2007 г. Таким образом, с начала 2007 г. валовой внешний долг в расчете на душу населения увеличился в 3,3 раза[7,c.14].

В рублевом эквиваленте внешний  долг достиг 6,644 млн. Br в среднем на 1 человека, или 13,629 млн. Br на 1 работающего, что составляет около 13,7 начисленных среднемесячных зарплат.

Рисунок 3.5 - Динамика совокупного  внешнего долга Беларуси в 1998-2010 г., млн. USD (фактические данные и полиноминальный тренд) [4]

 

Внешний долг центрального правительства  в 2009 г. возрос на 36,9% до 4,924 млрд. USD на 1 января текущего года. Внешняя задолженность денежных властей увеличилась в 9 раз до 3,863 млрд. USD на 1 января.

В соответствии с методологией платежного баланса транши кредита МВФ, полученные правительством Беларуси по программе  stand-by, включаются в сектор органов денежно-кредитного регулирования.

Необходимо отметить, что в марте 2010 г. в Беларусь поступила заключительная транша первого резервного кредита  МВФ в размере 662,9 млн. USD. Правительство Беларуси и МВФ выразили готовность к реализации новой программы поддержки структурных и институциональных реформ в стране. Кроме того, во втором квартале текущего года правительство планирует разместить еврооблигации (предположительно, объем размещения составит не менее 500 млн. евро).

По данным платежного баланса, прямые иностранные инвестиции (межфирменное кредитование) возросли в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 5,3% до 757 млн. USD на 1 января 2010 г.

Внешняя задолженность коммерческих банков в анализируемом периоде  возросла на 15,3% до 3,553 млрд. USD. В свою очередь, внешний долг прочих секторов экономики увеличился на 21,9% до 8,933 млрд. USD на 1 января текущего года.

В 2009 г. экспорт товаров и услуг  на фоне мирового финансового и экономического кризиса сократился сразу на 12,162 млрд. USD (или на 32,9%) до 24,829 млрд. USD. В то же время, импорт сократился в меньшей степени – на 11,282 млрд. USD (на 27,1%) до 30,378 млрд. USD[4].

В результате отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса  возросло на 18,9% до минус 5,548 млрд. USD против минус 4,668 млрд. USD год назад, что не может не беспокоить.

Интересно, что на долю энергетических товаров в 2009 г. приходится минус 3,378 млрд. USD, сальдо по остальным товарам составляет минус 3,593 млрд. USD, а сальдо услуг сложилось положительным в размере +1,423 млрд. USD.

В целом дефицит счета текущих  операций платежного баланса в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возрос на 21,7% до минус 6,402 млрд. USD. Белорусские резиденты в анализируемом периоде выплатили нерезидентам в виде доходов от инвестиций и оплаты труда 1,351 млрд. USD (+14,1% к 2008 г.). При этом аналогичные платежи нерезидентов в адрес резидентов Беларуси сократились на 39,3% до 240,7 млн. USD.

Информация о работе Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины