Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание

Цель работы – охарактеризовать проблемы государственной задолженности, исследовав при этом опыт зарубежных стран и Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие, причины и социально-экономические последствия государственной задолженности;
- проанализировать особенности государственной задолженности постсоциалистических стран;
- охарактеризовать состояние и пути регулирования государственной задолженности Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины…………………………………………….5
2. Опыт управления государственным долгом в постсоциалистических странах……………………………………………………………………………12
3. Управление государственным долгом в Республике Беларусь……..22
Заключение………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Курсач 3.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

Как следствие, отрицательное сальдо доходов возросло до минус 1,111 млрд. USD против минус 787,6 млн. USD год назад. В свою очередь, сальдо текущих трансфертов (включают в себя гуманитарную помощь, техническую помощь и другие поступления и выплаты на безвозмездной основе) по итогам 2009 г. сложилось положительным в размере +257,1 млн. USD против +192,7 млн. USD год назад[4].

Вместе с тем, необходимо учитывать, что дефицит текущего счета платежного баланса финансируется либо за счет сокращения золотовалютных резервов, либо за счет притока иностранного капитала.

В нашем случае приток средств по счету операций с капиталом и финансовых операций (включая статистические расхождения) позволил не только компенсировать отрицательное сальдо счета текущих операций, но и увеличить золотовалютные резервы в определении Специального стандарта распространения данных МВФ на 2,443 млрд. USD.

Так, сальдо счета операций с капиталом  и финансовых операций возросло по сравнению с 2008 г. в 1,94 раза до +8,312 млрд. USD. Как следствие, общее сальдо платежного баланса Беларуси сложилось положительным  в размере +2,443 млрд. USD, в том числе статистические расхождения составили +533,2 млн. USD против минус 26,3 млн. USD в 2008г.

Положительная величина статистических расхождений указывает на неучтенный статистикой приток капитала в страну или на неучтенный экспорт товаров и услуг.

Положительное сальдо финансового  счета обеспечено главным образом  чистым привлечением иностранных кредитов и займов, ростом задолженности по коммерческим (торговым) кредитам и  чистым притоком прямых иностранных  инвестиций.

Так, операции с прямыми иностранными инвестициями обусловили чистый приток капитала в страну в размере 1,833 млрд. USD, что на 14,7% меньше, чем год назад. Около половины чистого притока прямых инвестиций в акционерный капитал белорусских компаний приходится на платеж «Газпрома» в размере 625 млн. USD в счет оплаты очередных 12,5% акций «Белтрансгаза», а также платеж Сбербанка на сумму 280,8 млн. USD в счет оплаты 93,27% акций БПС-Банка.

В целом географическая структура  валового объема прямых иностранных  инвестиций, привлеченных в Беларусь, выглядит следующим образом: Россия – 57,9%, Швейцария – 14,3%, Кипр – 9,8%, Германия – 2,2%, Нидерланды – 1,7%, остальные страны – 14,1%.

Наибольшие суммы прямых иностранных  инвестиций были направлены в такие  отрасли экономики, как торговля и общественное питание, транспорт, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка.

В свою очередь, увеличение чистой текущей  задолженности за товары и услуги по экспортно-импортным операциям  обусловило расчетный приток капитала в экономику страны в размере +656,6 млн. USD (в 2008 г. +289,1 млн. USD).

Наконец, операции с кредитами и  займами обусловили чистый приток финансовых ресурсов в страну в размере +4,27 млрд. USD, что в 2 раза превысило уровень 2008 г.

В течение предстоящих четырех кварталов (с 1 января 2010 г. по 1 января 2011 г.) белорусским резидентам только по краткосрочным внешним заимствованиям предстоит выплатить (или рефинансировать) кредиты и займы на сумму не менее 9,896 млрд. USD. И здесь речь идет только об основном долге, то есть без учета процентов, дивидендов и других платежей в адрес нерезидентов. С учетом процентов и прочих платежей сумма выплат по краткосрочному внешнему долгу может достигнуть 10,8-11,3 млрд. USD.

В свою очередь, обновленный график погашения задолженности перед МВФ выглядит следующим образом: 2010 г. – 70 млн. USD, 2011 г. – 78,2 млн. USD, 2012 г. – 460,3 млн. USD, 2013 г. – 1724,9 млн. USD, 2014 г. – 1382,7 млн. USD, 2015 г. – 88,1 млн. USD. По сравнению с предыдущим графиком основная нагрузка по выплате резервного кредита несколько смещена на 2013-2014 гг.[15].

По оценке экспертов МВФ, валовой  внешний долг Беларуси достигнет  пикового уровня в 52% ВВП в 2011 г. При условии реализации жесткой экономической политики и сокращения дефицита счета текущих операций он уменьшится, что указывает на то, что соответствующие риски поддаются контролю. Государственный долг, вероятно, будет оставаться на уровне ниже 30% ВВП даже при достижении своего пика в 2011 г.

Внешний долг Беларуси находится на невысоком уровне, несмотря на то, что он увеличился по сравнению с 2007 г. более чем в 3 раза. Внешняя задолженность Беларуси значительно ниже средней по странам СНГ и ЦВЕ. Однако на ее устойчивость негативно влияет мировой финансовый кризис, усиливаемый краткосрочной природой внешнего долга Беларуси. В целом внешний долг Беларуси повержен следующим рискам:

- риск обменного курса. Увеличение  дефицита текущего счета ввиду  сокращения экспорта инвестиционных  товаров в Россию и снижения  цен на нефтепродукты приводит к давлению на курс рубля. Единственным источником его компенсации являются внешние государственные займы, так как в условиях кризиса иностранные инвестиции сильно ограничены. Девальвация же белорусского рубля также ведет к увеличению внешнего долга. Внешний долг Беларуси номинирован в основном в долларах США, а его удорожание относительно рубля ведет к пропорциональному увеличению долга (оцениваемого как % от ВВП, рассчитываемого в белорусский рублях);

- риск роста процентных ставок  в условиях усилившегося кризиса превратился в проблему отсутствия средств на рынках заемного капитала. Текущие внешние займы в незначительной мере подвержены росту ставок, однако нехватка ликвидности на мировых рынках делает невозможным перекредитование. Выплата же текущих займов приведет к еще большему давлению на обменный курс;

- структура внешнего долга Беларуси, в которой преобладает краткосрочный  долг, несет опасность его устойчивости. В основном краткосрочной долг  сформирован торговыми кредитами  предприятий, выплата которых может стать затруднительной в условиях кризиса. Предприятия, выполняющие план роста, вынуждены сохранять неизменным выпуск продукции при кардинальном снижении спроса на нее на внешних рынках. Это ведет к росту складских запасов готовой продукции и замораживанию оборотных средств предприятий, что затрудняет выплату торговых кредитов[15].

Возможными рекомендациями по проблеме внешнего долга в области экономической  политики могут быть:

- сокращение доли краткосрочных  займов в совокупном объеме  внешнего долга за счет увеличения долгосрочного внешнего кредитования. В первую очередь это относится к «другим секторам» и банкам. Однако для привлечения долгосрочных займов предприятиям необходимо внедрить прозрачную систему финансовой отчетности, соответствующей мировым стандартам, а также обеспечить стабильность законодательства, регулирующего их деятельность. Долгосрочное заимствование банковским сектором также связано с прозрачностью их деятельности и ролью государства – наличие гарантий, ограниченное вмешательство в деятельность;

- диверсификация инструментов  внешнего заимствования в сторону  увеличения роли инструментов  финансового рынка. Для этого,  помимо внедрения международной  отчетности, необходимо выполнение  и расширение существующей программы  по развитию фондового рынка в Беларуси;

- незначительная доля межфирменного  кредитования говорит о малом  количестве филиалов иностранных  предприятий в Беларуси. Упрощение  условий их деятельности и  создание более благоприятного  бизнес климата может привести  к увеличению притока долгосрочного иностранного капитала в страну;

- следует продолжить работу  по выпуску Евробондов, т.е. выходу  на международный рынок государственных  долговых обязательств. Их выпуск (после завершения мирового финансового  кризиса) позволит с одной стороны диверсифицировать источники внешнего заимствования, с другой – позволит отслеживать динамику процентных ставок для Беларуси, тем самым создаст инструмент оценки ее платежеспособности и устойчивости развития;

- более активное использование  в будущем другого источника внешнего финансирования – прямых иностранных инвестиций. Приватизация с участием иностранного капитала позволит привлечь необходимые ресурсы для выравнивания сальдо платежного баланса и обслуживания внешнего долга, накопленного, в том числе, в период мирового экономического кризиса.

 

Вывод

 

В этой связи следует отметить, что на современном этапе построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления совокупной внешней задолженностью, ее увязка с другими направлениями экономической политики государства — задача исключительной важности. В силу того, что деятельность отдельных институтов исполнительной власти в данной области (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь) остается недостаточно скоординированной и результативной, не отвечает объективным тенденциям развития, когда наблюдается усиление взаимосвязи многих аспектов управления внешним и внутренним долгом, зарубежными финансовыми активами, объективно возникает потребность создания единой системы управления суверенным долгом страны.  Необходимо сформировать оптимальную институциональную модель, предполагающую четкое разграничение деятельности в рамках данной системы управления, обеспечив реальное разделение сфер компетенции и ответственности всех структурных единиц системы за принимаемые решения. Целесообразно также рассмотреть возможность концентрации функций управления суверенным долгом в рамках единого государственного органа или соответствующей структуры, наделенной необходимыми полномочиями (например, путем создания агентства по управлению суверенным долгом).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой работе были раскрыты поставленные для исследования задачи.

По вышеизложенному материалу  можно сделать следующие выводы:

Итак, государственный долг является суммой денег, которую государство выдало займы, но не была погашена. Вследствие чего, начисляется к выпущенной сумме процент за определенный срок пользования этой суммой. Кроме того, что государственный долг делится на основной и текущий долг, также есть еще два вида государственного долга. Это внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний государственный долг это долговое обязательство между  государством и юридическими, или  физическими лицами. Среди видов  долговых обязательств существуют такие формы, как кредиты (государственные), а также государственные займы. Государственные займы осуществляются с помощью выпущенных от имени государства ценных бумаг. Есть еще ряд долговых обязательств, который находится под гарантией правительства государства.

Вторая форма государственного долга, внешний долг, является задолженностью в виде непогашенного внешнего займа  в иностранной валюте с невыплаченными процентами по займу.

В свою очередь основной долг является общей суммой задолженности государства, которая не была выплачена в назначенный срок и не может быть выплачена за определенный период времени, который государства выделяет для погашения задолженности.

На внешние заимствования Республики Беларусь может быть две крайние  точки зрения. С одной стороны, показатели величины внешнего долга не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства и в дальнейшем мы должны избегать использования иностранных кредитов, с другой — участие иностранного капитала в экономике страны должно быть более широким, быстрая экономическая трансформация без внешней финансовой помощи невозможна.

Управление государственным долгом это ряд финансовых мероприятий  государства. Под мероприятиями  подразумевается установка пределов государственного долга, которые проходят ежегодно. Также в обязанности управления государственным долгом входят выпуск и выплата долговой суммы. Необходимо организация выплаты по долговой сумме, что тоже входит в обязанности управления государственным долгом.

Помимо всего этого под управлением  государственным долгом понимается проведение конверсий и консолидации займа.

Одной из самых главных статей бюджетирования является выплата доходов по долговой сумме и ее погашение. В связи  с этим возникает необходимость  проведения пролонгации кредитов, то есть продления срока погашения займа. Также в случае необходимости возможно проведение конверсии. Конверсия подразумевает под собой снижение процента по займу, который необходимо выплатить. Есть два основных вида бюджетирования государственного долга. Это такие виды, как денежно-кредитная эмиссия, а также выпуск государственных долговых сумм.

В Беларуси для решения текущих  проблем обслуживания внешнего долга  используются, в основном, технические  методы, носящие краткосрочный характер и являющиеся дорогостоящими. Это и погашение внешней задолженности предприятий за счет бюджетных средств, и привлечение средств для осуществления выплат по внешнему долгу на внутреннем рынке, и реструктуризация. Сюда же относится и предоставление заемщикам различных льгот и преференций с целью создания лучших условий для самостоятельного выполнения ими своих обязательств, что, как показывает практика, не дает необходимого эффекта.

Проблемы в сфере внешних  заимствований лежат в сфере  макроэкономической политики. Эффективное  использование и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта, улучшением торгового баланса страны, а также с увеличением ВВП и укреплением государственного бюджета.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учеб. // М.: ФИС. – 1997. – 415 с.
  2. Вавилов А., Трофимов Г. Стабилизация и управление государственным долгом Республики Беларусь // Вестник ассоциации белорусских банков. – 2007. - № 44. – С.14-20.
  3. Вебра Е. Финансы внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. – Мн.: МНО. – 2005 – 458 с.
  4. Внешний государственный долг Республики Беларусь: официальный сайт Министерства Финансов Республики Беларусь [электронный ресурс] http://minfin.gov.by
  5. Жук И. Внешний долг Республики Беларусь: динамика и современное состояние // Банкаўскі веснік. - 2001. - №1
  6. Жук И. Компаративный анализ внешнего долга отдельных стран // Банкаўскі веснік. - 2009. - №1. – С.23-30
  7. Жук И. Стратегия управления внешним долгом Беларуси: принципы построения и условия реализации // Банкаўскі веснік. - 2010. - №10. – С.11-15
  8. Плотницкий М. Курс экономической теории. Учебник. – М.: Интерпрессервис, 2003. – 689 с.
  9. Пупликов С.И. Роль национальной валютной системы Республики Беларусь в предупреждении и минимизации последствий мирового и финансового кризиса на экономику страны // Вестник Ассоциации белорусских банков. - №29. - 30.07.2006. - С.43-55
  10. Сакс. Д.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика: глобальный подход – М.: Дело. - 1996. – 848 с.
  11. Саркисянц А.Г. Система международных долгов. - М.: ДеКА. – 1999. – 86с.
  12. Федякина Л. Н. Международные финансы. – СПб.: Питер, 2004. - 560 с.
  13. Федякина Л.Н. Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегулирования. – М.: Дело и Сервис, 2008. - 304 с.
  14. Шиманович Г. Внешний долг Беларуси: опыт постсоциалистических стран // Исследовательский центр ИПМ: www.research.by
  15. Шиманович Г. Внешний долг Беларуси: проблема устойчивости: Дискуссионный материал // Исследовательский центр ИПМ: www.research.by
  16. Экономическая теория: Учебник для вузов / А.Н. Романов, И.П. Николаева, В. В. Клочков / М.: Финстатпром, 2009. – 482 с.

Информация о работе Государственная задолженность как фактор экономической безопасности: сущность и причины