Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:58, курсовая работа
Целью работы является анализ причин и условий создания государственных корпораций в России. Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
1. определение понятий «корпорация», «государственная корпорация»;
2. выяснение причины формирования государственных корпораций;
3. изучение управление государственными корпорациями;
4. рассмотрение современных корпораций, их целей.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Корпорации в рыночной экономике…………………………………………………..5
1.1. Условие формирования корпорации………………………………………………………5
1.2. Определение корпорации и ее основные характеристики……………………………….7
Глава II. Особенности государственных корпораций в российской экономике…………...19
2.1. Причины формирования и основные черты организационно-правовой формы……....19
2.2. Управление государственной корпорацией……………………………………………...27
2.3. Виды государственных корпораций……………………………………………………...31
2.4. Перспективы развития государственных корпораций…………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………………………...42
Список использованной литературы…………………………
Основой взаимоотношений акционеров и менеджеров является корпоративная собственность. Корпоративная собственность – совокупность объектов недвижимости, имущественных прав, работ и услуг, информации и технологии, нематериальных благ и других частей национального богатства, право пользования, владения, распоряжения которым принадлежит конкретной корпорации. Объектом собственности обозначают организационно обособленную часть национального богатства, юридически закрепленную за конкретным собственником или группой собственников.
К объектам корпоративного права собственности (объектам управления) относят:
● Недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки, и др.);
● Движимое имущество (доли, паи, ценные бумаги, в том числе акции, облигации, и др.);
● Денежные средства (валюта, и др.);
●Долги (дебиторская задолженность);
● Информация;
● Интеллектуальная собственность и другие результаты интеллектуальной деятельности корпоративных подразделений.
Субъективное право собственности распадается на три основных правомочия: владения, распоряжения и пользования.
Под правом владения понимается юридически обеспеченное господство над вещью, т.е. возможность иметь данную вещь у себя, содержать ее в собственном хозяйстве.
Правомочие распоряжения – это возможность определения юридической судьбы вещи путем изменения ее принадлежности, состояния и назначения.
Правомочие пользования – юридически обеспеченная возможность использования вещи путем извлечения из нее любых полезных свойств.
Так как управление собственностью принадлежит принципалам (собственникам, инвесторам), а права управления этим имуществом делегированным агентам – совету директоров и менеджменту, что порождает асимметрию информации и связанные с ней агентские издержки, выражающиеся в действиях менеджмента, не направленных на удовлетворение интересов собственников, это и обуславливает необходимость эффективного корпоративного управления.
Корпоративное управление
Корпорации как интеграционные формы, состоящие из ряда самостоятельных организации, представляют собой системы особого рода с не ярко очерченными границами, часто меняющимся элементным составом. Особенность управления корпорациями состоит в том, что каждая система содержит элементы управления объединяемыми подразделениями и управленческие принципы, задаваемые свойствами новой системы. Поэтому корпорации как объекты управления имеют существенные отличия от традиционных организаций.
Очевидно, что проблема спецификации объекта правления на современном этапе развития отечественного корпоративного управления является центральной.
Само понятие корпоративного управления довольно широкое, под ним подразумевают систему взаимодействия между множеством лиц и организаций по самым разным аспектам функционирования компании, и прежде всего между менеджерами и владельцами (акционерами/инвесторами), акционерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами) и т.д.
Такое понимание переносит центр тяжести с внутрикорпоративных отношений на межкорпоративные и является максимально приемлемым для крупных интегрированных корпоративных объединений, включающих несколько организаций, координируемых из единого управляющего центра. При этом в проблему корпоративного управления включаются многие дополнительные вопросы, например взаимоотношения между основным (материнским) обществом и дочерними обществами, поставщиками и потребителями продукции, крупными (мажоритарными) акционерами предприятий-участников и высшими управляющими органами объединения предприятий и др.
Существует и еще одна трактовка корпоративного управления, состоящая в том, что такое управление рассматривается как синоним понятия «управление предприятием (компанией)». В свою очередь, управление предприятием рассматривается как вид деятельности, который в соответствие с целями и задачами предприятия определяет, что и когда производить (продавать, выполнять), кто и как будет осуществлять эту деятельность, формировать рабочую процедуру планирования и организации по всем стадиям управления, осуществлять анализ и контроль за исполнением управленческих решений, добиваться эффективного использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов.
Итак, можно констатировать, что единого понятия корпоративного управления на сегодняшний день в мировой практике не существует. Есть достаточно общие понятия, ничем не отличающие обычную организацию от корпорации. Однако, кинтессенцией корпоративного управления является то, что оно представляет собой совокупность организационных и методических решений, обеспечивающих управление организациями, отвечающих требованиями корпоративной идентичности и за реализацию достижения двух поставленных целей:
1) Увеличение капитализации организации (стоимость бизнеса за счет увеличения котировки акции и/или дополнительной эмиссии), в том числе при поглощении или присоединении.
2) Обеспечение баланса интересов собственников организации, ее менеджмента, акционеров (миноритарных, мажоритарных, стратегических инвесторов ) и других финансовозаитересованных сторон (аффиированных лиц, государства и пр.)
Теоретические рамки рассмотрения вопросов корпоративного управления требуют:
1) Выявления факторов, влияющих на формирование модели корпоративного управления.
2) Идентификации ключевых проблем корпоративного управления.
Проблемы корпоративного управления связывают с обособление прав собственности от прав управления в условиях распыленных прав собственности между множеством акционеров. Корпоративное управление нацелено на решение таких вопросов, как:
• Распределение прав между менеджерами и акционерами;
• Представительство интересов акционеров;
• Информированность акционеров о действиях менеджеров;
• Применение механизмов корпоративного контроля.
Корпоративное управление затрагивает вопросы расщепления прав управления и прав собственности.
Проблема корпоративного управления сводится к созданию механизмов, которые обеспечивали бы соблюдение интересов акционеров, являющихся собственниками корпорации в условиях, когда значимая для принятия решений (как текущих, так и стратегических), информация распределена ассиметрично в пользу зачастую преследующих собственные интересы менеджеров.
Корпоративное управление включает в себя рассмотрение двух блоков вопросов.
1. Внутренняя жизнь корпорации (создание, ликвидация, права акционеров, компетенция органов управления).
Взаимодействие корпорации с внешней средой, служащей потенциальной средой капитала (выпуск акций, облигаций; условия приобретения крупных пакетов акций). Основные участники корпоративных отношений:
1) Акционеры- являются инвесторами организации , заинтересованы в получении дивидендов и высоком курсе акции в случае их продажи.
2) Наемные менеджеры – осуществляют все основные функции управления.
3) Персонал организации – непосредственно участвуют в производственно -хозяйственой деятельности организации.
4) Государственные органы управления – формируют нормативно-правовую базу корпоративных отношений.
5) Кредиторы - участвуют в финансировании производственно-хозяйственной деятельности корпорации.
2. Региональные органы управления и местные сообщества
К основным механизмам корпоративного управления относятся:
1) совет директоров, который призван защищать интересы акционеров и соответствующим образом выстраивать отношения между ними и топ – менеджерами;
2) система оценки мотивации топ – менеджеров (в том числе с использованием системы сбалансированных показателей);
3) налаженная система обмена информацией между топ - менеджерами и собственниками организации (поскольку многочисленные конфликты возникают именно на этом уровне);
4) техническая часть — финансовые, юридические вопросы, формализация поведения всех финансово-заинтересованных групп;
5) враждебное поглощение (рынок корпоративного контроля);
6) банкротство;
7) получение полномочий по доверенности акционеров.
Совет директоров является ключевым органом в системе корпоративного управления, будучи связующим звеном между акционерами и менеджерами и обеспечивая баланс интересов.
Одной из проблем корпоративного управления является незащищенность топ – менеджеров в случае продажи бизнеса другому собственнику, слияния или поглощения. Механизмы корпоративного управления включают механизм контроля за деятельностью корпорации. Они бывают внутренние и внешние. Механизмами внутреннего контроля являются:
аудит;
привлечение неисполнительных (независимых) директоров;
оценка соответствия стандартам корпоративного управления.
Механизмы внешнего контроля:
фондовый рынок;
рынок корпоративного контроля (недружественные поглощения и банкротства);
рынок услуг менеджеров высшего звена
Рынок корпоративного контроля характеризуется двумя формами перераспределения прав контроля:
1) банкротство (без продажи активов и ликвидации);
2) механизмы враждебных поглощений.
В развитой рыночной экономике враждебность связана с отчуждением прав принятия решений у высшего менеджмента, в то время как для акционеров организации такое поглощение может быть вполне дружественным относительно повышения курса акций или размера получаемых дивидендов.
Следующая группа механизмов корпоративного управления — механизмы защиты от враждебного поглощения корпорации, которые могут быть:
• санкционированы акционерами корпорации;
• инициированы менеджерами.
Недобросовестные корпоративные захваты представляют собой недружественные поглощения, которые основаны на применении технологий перераспределения между заинтересованными лицами прав контроля, противоречащих нормам деловой этики, условиям добросовестной и равной конкуренции.
Ключевой признак недобросовестных корпоративных захватов - это отсутствие согласия на перераспределение прав контроля со стороны инсайдеров (в первую очередь акционеров со значительным пакетом акций) по причине несоразмерности компенсации (если такая предложена). Недобросовестные корпоративные захваты означают:
• перехват управления;
• собственно захват управления;
• корпоративный шантаж.
Перехват управления — форма перераспределения прав на контроль посредством назначения группой лиц собственного директора или контролируемого совета директоров. Участниками в данном случае являются инсайдеры, которые стремятся получить больший контроль над процессом принятия и реализации решений. Корпоративный захват характеризуется перераспределением прав собственности, но изначально захватчиками являются аутсайдеры. При этом принципиальное значение имеют правила:
• определения кворума;
• голосования;
оповещения акционеров о собрании (для того чтобы исключить лазейки для проведения параллельных общих собраний акционеров (ОСА), особенно если одно из них повторное: кроме этого, право голосования по доверенности облегчает участие в двух общих собраниях акционеров).
Другая возможность — манипулирование составом голосующих посредством ведения параллельного реестра акционеров. Отсюда важной проблемой корпоративного управления является обеспечение реальной независимости регистратора от эмитента или его представителей.
Конкуренция за доверенности акционеров
Практика предусматривает, что менеджмент организации, извещая акционеров об ОСА, просит у них доверенность на право голосовать принадлежащим им числом голосов (одна акция дает акционеру право на один голос). Группа акционеров или иных лиц может попытаться получить от большинства других акционеров право на участие в голосовании от их имени и провести голосование против действующего менеджера организации.
Важным вопросом является «борьба за доверенности», т.е. вместе с уведомлением о проведении ОСА менеджмент организации или заинтересованные лица предлагают акционеру передать право голоса по доверенности. В этом случае представитель голосует в соответствии с указаниями акционера.
Банкротство как инструмент контроля
Этот способ контроля над деятельностью корпорации используется в том случае, если организация не в состоянии осуществлять платежи по своим долгам и кредиторы не одобряют план принимаемых мер по выходу из кризисного состояния, предполагаемый менеджментом организации. При использовании такого механизма решения вопроса о банкротстве ориентируются, прежде всего, на интересы кредиторов, а требования акционеров в отношении активов организации могут быть удовлетворены в отношении активов организации могут быть опровергнуты в последнюю очередь. Управленческий персонал и СД теряют право контроля над организацией, которое переходит к назначаемому судом ликвидатору или конкурсному управляющему. Объявление организации банкротом предполагает значительные издержки:
Информация о работе Государственные корпорации в РФ: особенности и перспективы развития