Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:58, курсовая работа
Целью работы является анализ причин и условий создания государственных корпораций в России. Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
1. определение понятий «корпорация», «государственная корпорация»;
2. выяснение причины формирования государственных корпораций;
3. изучение управление государственными корпорациями;
4. рассмотрение современных корпораций, их целей.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Корпорации в рыночной экономике…………………………………………………..5
1.1. Условие формирования корпорации………………………………………………………5
1.2. Определение корпорации и ее основные характеристики……………………………….7
Глава II. Особенности государственных корпораций в российской экономике…………...19
2.1. Причины формирования и основные черты организационно-правовой формы……....19
2.2. Управление государственной корпорацией……………………………………………...27
2.3. Виды государственных корпораций……………………………………………………...31
2.4. Перспективы развития государственных корпораций…………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………………………...42
Список использованной литературы…………………………
1. Агентство по страхованию вкладов. Федеральный закон, определяющий правовой статус: федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Руководитель фирмы: генеральный директор - Турбанов Александр Владимирович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.). Цели и задачи деятельности:
защита прав и законных интересов вкладчиков банков РФ;
укрепление доверия к банковской системе РФ;
стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему РФ.
2. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Федеральный закон, определяющий правовой статус: федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития». Руководитель: председатель — Дмитриев Владимир Александрович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2007 г. № 771). Цели и задачи деятельности:
Обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инновационной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства;
повышение конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификации;
стимулирование инвестиционной деятельности.
3. Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий». Федеральный закон, определяющий правовой статус: федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий». Генеральные директоры: Меламед Леонид Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. № 1152, освобожден от должности Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1400), Чубайс Анатолий Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1401). Цели и задачи:
содействие реализации государственной политики в сфере нанотехнологий;
развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий;
реализация проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.
4. Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Федеральный закон, определяющий правовой статус: федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Руководитель: генеральный директор — Цицин Константин Георгиевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2007 г. № 1519-р). Цели и задачи:
создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, предусмотренных жилищным законодательством;
внедрение ресурсосберегающих технологий.
5. Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта. Федеральный закон, определяющий правовой статус: федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта». Президенты: Вайншток Семен Михайлович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. № 1544-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 508-р), Колодяжный Виктор Викторович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 509-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 764-р), Боллоев Таймураз Казбекович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 765-р). Цели и задачи корпорации:
осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи;
развитие г. Сочи как горноклиматического курорта.
6. Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии». Федеральный закон, определяющий правовой статус: федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии». Руководитель: генеральный директор — Чемезов Сергей Викторович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1575). Цели и задачи корпорации:
содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, - привлечение инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.
7. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Федеральный закон, определяющий правовой статус: федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Руководитель: генеральный директор — Кириенко Сергей Владиленович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 1663). Цели корпорации:
проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии;
развитие и безопасное функционирование организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ;
обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространение ядерных материалов и технологий;
развитие атомной науки, техники и профессионального образования;
осуществление международного сотрудничества в этой области.
8. Государственная компания «Российские автомобильные дороги». Федеральный закон, определяющий правовой статус: федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». Председатель правления — Тарасов Сергей Борисович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2009 г. № 1501-р). Цели и задачи корпорации.
2.4. Перспективы развития государственных корпораций
В концептуальном плане новейшие дебаты по поводу места государственных корпораций в экономической модернизации «вписываются» в контекст многолетней общей дискуссии о роли государства в экономике, включая, естественно, аспекты сегодняшних «провалов» рынка и государства, специфики функций госрегулирования в условиях глобализации и становления постиндустриализма. Авторитетные отечественные аналитики изначально акцентировали всю драматическую остроту проблемы задействования рыночных механизмов на специфической по своей технико-технологической и отраслевой структуре производственной базе, в течение многих десятилетий формировавшейся в условиях планово-централизованного хозяйствования, эта проблема перманентно недооценивалась. Результат - не только потери в производственно-инновационном и человеческом потенциалах страны, но и пробуксовка реформ. Становление рассматриваемых корпораций можно квалифицировать и в качестве реакции на эту ситуацию.
Уточнению представлений об экономической роли государства вообще и государственных корпораций в частности способствуют исследования современной специфики социальных потребностей, выявляющие в их составе те, что не сводятся к индивидуальным. Выделение группы «мериторных» благ, спрос на которые со стороны индивидуальных потребителей отстает от желательного для общества, фокусирует внимание на соответствующих экстерналиях, отличных от традиционных производственных. Стимулирование потребления подобных благ - одно из направлений рационального включения государства в рыночно не мотивируемую деятельность.
Заметна и корректировка в интерпретациях зарубежного опыта. Дирижизм в экономической политике связывается уже далеко не только с послевоенными Францией и Японией. Так, в «германском экономическом чуде» сегодня акцентируется не столько либеральное начало, сколько «госинтервенционизм», включая происходившее до 70-х годов расширение государственного сектора экономики. Равным образом выясняется, что «тайваньское экономическое чудо» сопровождалось увеличением в 60-е - 70-е годы госсектора, а к активной приватизации на острове приступили лишь с середины 90-х годов, когда страна достигла уровня развитых индустриальных держав.
Особая группа сюжетов, связанных с возникновением объективных мотивов к расширению госсектора, касается современных форм международной технологической конкуренции в системе конкурентных взаимоотношений между странами в условиях глобализации. Рассмотрим лишь один из них - роль прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в преодолении ограниченности доступа национальных экономик к новейшим технологиям. Абсорбционная способность экономики, прежде всего, зависит от степени обеспеченности народного хозяйства человеческими и финансовыми ресурсами, поскольку лишь высокообразованные и опытные работники в состоянии осваивать приходящие с ПИИ технологии, приобретение которых национальными компаниями требует соответствующих денежных средств: следует также иметь в виду, что новейшие производства «чувствительны» к поставкам материалов и комплектующих, а технологическое сопровождение иностранных капиталовложений в значительной мере определяется уровнем институционального развития страны, включая защиту интеллектуальной собственности.
Государственные корпорации могут рассматриваться как средство повышения абсорбционного потенциала страны, т.к., во-первых, концентрируемые в них ресурсы позволяют не только поддерживать автохтонные разработки, но и приобретать и осваивать зарубежные технологии. Во-вторых, вовлечение в эти корпорации целых технологических цепочек улучшает ситуацию с поставками материалов и комплектующих. В-третьих, практикуемое государством использование прав на интеллектуальную собственность в качестве одного из инструментов экономической интеграции предполагает четкую регламентацию этих прав в государственных корпорациях.
Сопоставление государственных корпораций с закрытой частной компанией позволяет определить факторы, влияющие на ожидаемые результаты использования этой организационной формы. С точки зрения контролирующего собственника (которым в данном случае выступает государство), результаты будут тем лучше, чем больше характер ресурсов государственной корпорации соответствует поставленным задачам, чем меньше задач поставлено перед компанией и чем они проще. Поскольку главным инструментом предотвращения оппортунизма руководителей государственных корпораций выступает непосредственный контроль, большую роль играет способность представителя собственника осуществлять оперативный мониторинг результатов деятельности корпорации. В то же время, если помимо ресурсов, необходимых для решения поставленных задач, менеджеры наделены дополнительными полномочиями, возникают значительные риски.
Критический фактор управления в государственных корпорациях – регламентация их взаимодействия с верхним уровнем государственного управления, который, в свою очередь, наделен полномочиями оперативно принимать окончательные решения. Однако, судя по действующим нормам, контролировать деятельность государственных корпораций со стороны государства придется не только на основе этих норм, но и рамках широких неформальных взаимодействий. Законы о государственных корпорациях (за исключением Фонда ЖКХ) прямо запрещают органам государственной власти вмешиваться в деятельность корпораций (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами). В то же время нормы, определяющие взаимоотношения органов государственной власти с государственными корпорациями, представляются общими и, как правило, сводятся к установлению полномочий президента Российской Федерации и правительства России по назначению руководителей корпораций, членов наблюдательных советов. Лишь в отдельных случаях такие полномочия четко увязаны со стратегическими направлениями и принципами функционирования корпораций, программами их деятельности. (Внешэкономбанк: правительство утверждает Меморандум о финансовой политике; «Росатом»: правительство утверждает программу деятельности корпорации на долгосрочный период.) О необходимости регламентировать взаимоотношения с органами государственной власти прямо упоминается только в законе о создании государственной корпорации «Росатом» (в качестве одного из обязательных разделов регламента корпорации определен порядок ее взаимодействия с органами государственной власти).
Таким образом, государственные корпорации как организационная форма могли бы обладать сравнительными преимуществами только в случае, если высокая концентрация ресурсов и наделение агентов широкими полномочиями были бы уравновешены системой жесткого контроля со стороны конечного собственника. Именно недостаток «вертикали власти» является, как ни странно, одной из важнейших угроз для результативности государственных корпораций.
Современные дискуссии о роли государственных корпораций в экономике далеко не всегда учитывают институциональные особенности этой формы. Критика государственных корпораций часто основана на их подспудном сопоставлении с «обычными» акционерными обществами с использованием нормативного подхода. Рассмотрим один из наиболее широких перечней таких критических замечаний:
отсутствие унифицированной нормативно-правовой базы;
неясность полномочий и особенно ответственности совета директоров, отсутствие независимых директоров в советах государственных корпораций (по крайней мере, на уровне нормативных требований);
Информация о работе Государственные корпорации в РФ: особенности и перспективы развития