Государственный долг и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1 . Экономическая сущность и причины образования
государственного долга
1. Экономическое содержание гос. долга…………………………..5
2. Классификация гос. долга…………………………………………9
3. Последствия гос. долга для экономики стран……………………13

2. Управление государственным долгом
2.1. Зарубежный опыт управления гос. долгом……………………...15
2.2. Способы и методы управления гос. долгом……………………..18
2. Государственный долг в Республике

Беларусь. Пути его совершенствования………………………………...24
Заключение………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 115.73 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3 

1 . Экономическая сущность и причины образования

       государственного долга

    1. Экономическое содержание гос. долга…………………………..5
    2. Классификация гос. долга…………………………………………9
    3. Последствия гос. долга для экономики стран……………………13
 

2.    Управление государственным долгом

2.1.    Зарубежный опыт управления гос.  долгом……………………...15

2.2.    Способы и методы управления  гос. долгом……………………..18 

  1. Государственный долг в Республике
 

Беларусь. Пути его совершенствования………………………………...24 

Заключение………………………………………………………………...32 

Список  использованных источников……………………………………34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 

  Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной собственности) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или дефицитное финансирование).

  В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть - это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики.

  В то же время, необоснованное использование государственных займов, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов имеют серьезные дестабилизирующие последствия для экономического развития стран. Таким образом, растущий государственный долг, с одной стороны, может быть связан с осуществлением государственного регулирования экономики, направленного на обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, а с другой - во многих случаях является отражением кризисных процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны правительства незамедлительных стабилизационных мер.

  Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.

  Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

  В качестве источников для написания настоящей работы использованы материалы учебных пособий (таких как «Экономика» А.Г.Грязновой, «Введение в макроэкономику» Матвеевой Т.Ю., , «Финансы, денежное обращение и кредит» М. В. Романовского и О. В. Врублёвского и др.) и периодических изданий (такие статьи, как, например, «Внешний долг Беларуси: тенденции и перспективы» М. Маркусенко, «Управление государственным долгом» Т.В.Грицюк, «Государственный долг и макроэкономическая стабилизация» А.Раков и др.) отечественных и российских авторов, материалы международных научно-практических конференций, а также нормативно-законодательные акты, регламентирующие отношения в данной сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Экономическая сущность и причины  образования             государственного долга
 
 

  1.1 Экономическое содержание  государственного  долга   
 

  Проблема  долговой зависимости государства  и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела  актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства  возможна лишь при определенной экономической  его независимости.

  Государственный долг - это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Государственный долг страны полностью и без условий обеспечивается всем находящимся на территории страны имуществом и другими активами [1,с.462]. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. [2, с.265] .

  Для финансирования бюджетного дефицита государство  прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг.

  Государственный заём (заимствование) – это передача в собственность РБ, субъекта РБ или коммунального образования денежных средств, которые Республика Беларусь, субъект РБ или коммунальное образование обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа [3]. 

  Внешние займы представляют собой обязательства  государства перед физическими  и юридическими лицами (резидентами  и нерезидентами), выступающими в  роли кредиторов, а внутренние –  обязательства государства перед  резидентами. Таким образом, можно  говорить о государственном долге  как о сумме всех займов, привлечённых государством и выраженных в денежном эквиваленте с процентами, начисленными на сумму займов на определённый момент времени [4, с.350].

  Размер  государственного долга находится в прямой зависимости от ежегодных операций государства по получению новых займов и условий их предоставления, а также от размера полученных средств и уплаты процентов (дохода) по ним. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок [1, с. 462].

  В отношении Беларуси, долг центрального правительства представляет собой  совокупность долговых обязательств, возникших в результате государственных  заимствований Республикой Беларусь как заемщиком, эмитентом ценной бумаги или гарантом. Внешний и внутренний долг Республики Беларусь составляют займы в форме кредитов Национального банка Республики Беларусь, ценные бумаги (ценные бумаги Правительства), другие долговые обязательства и долг, гарантированный центральным правительством [3].

  Долговые  обязательства -  это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств.

  Долговые  обязательства Республики Беларусь могут существовать в формах:

  • кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;
  • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
  • договоров о предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь;
  • займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;
  • договоров о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);
  • договоров о получении бюджетных кредитов.

  Долговые  обязательства могут быть краткосрочными (до одного года) и долгосрочными (свыше  одного года).

  Выделяют  три составных элемента государственного долга: финансовый долг; условный долг (или вероятностные обязательства  государства при поручительствах); административный долг.

  Финансовый  долг, являющийся основной компонентой государственного долга, представляет собой денежные обязательства государственного сектора, возникшие в результате одобренного органами займа кредитных средств (в заранее установленной форме) и служащие привлечению средств для финансирования бюджетных расходов [5, с.35].

  В структуре финансового долга  можно выделить две группы долговых обязательств, различающихся по критерию их оформления:

  • денежные обязательства государства, возникшие в результате выпуска государственных долговых ценных бумаг (секъюритизированная форма);
  • денежные обязательства государства, возникшие в результате заключения правительством страны кредитных договоров (несекъюритизированная форма).

  Соотношение между указанными группами государственных  долговых обязательств отражает кредитоспособность государства, поскольку наличие  в структуре государственного внешнего долга значительной доли долговых обязательств, оформленных ценными бумагами, свидетельствует  о выгодности для государства  заимствований в форме ценных бумаг, а также готовности инвесторов приобретать эти бумаги на конкурентном рынке.

  Условный  государственный  долг представляет собой совокупность государственных долговых обязательств, которые возникают при предоставлении государственными органами финансовых гарантий. Его преимущество в том, что реальная сумма, причитающаяся к погашению при нормальном развитии событий, не возникает, но финансовые ресурсы в экономику привлекаются.

  Административный  долг представляет собой просроченные обязательства государства по осуществлению бюджетных расходов. Его основным отличием от финансового и условного долгов заключается в том, что административный долг является следствием неисполнения (или несвоевременного исполнения) государством своих бюджетных обязательств.

  Таким образом, государственный долг представляет собой достаточно неоднородную финансовую категорию, одной из характерных  особенностей которой является множественность  механизмов формирования. Это позволяет  дать следующее определение: под государственным долгом следует понимать всю совокупность обязательств, выражающих отношения между государством, выступающим в роли заёмщика, и физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), выступающими в роли кредиторов, по поводу объёма и условий использования и возврата денежных ресурсов, привлечённых как с использованием кредитного механизма, так и в результате неисполнения государством принятых на себя бюджетных обязательств [4, с.352].

  В настоящих условиях государственный  долг выдвинулся в центр экономических  проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической  категории и проблемам, с ней  связанным: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга  на развитие экономики страны.

  Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны  кредиторов как физических, так и  юридических лиц. Практически в  эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный  долг не является ключевой проблемой  развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся  экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в  том числе государственных.

Информация о работе Государственный долг и управление им