Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Введение…………………………………………………………………..3
1 . Экономическая сущность и причины образования
государственного долга
1. Экономическое содержание гос. долга…………………………..5
2. Классификация гос. долга…………………………………………9
3. Последствия гос. долга для экономики стран……………………13
2. Управление государственным долгом
2.1. Зарубежный опыт управления гос. долгом……………………...15
2.2. Способы и методы управления гос. долгом……………………..18
2. Государственный долг в Республике
Беларусь. Пути его совершенствования………………………………...24
Заключение………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………34
В числе таких финансовых мероприятий, проводимых в рамках управления государственным долгом, наиболее распространены в мировой практике следующие.
1.
Рефинансирование долга, т.е.
Самым
главным недостатком
Очевидно,
что с точки зрения инвесторов,
наиболее предпочтительным вариантом
является полное, безусловное и своевременное
выполнение государством своих обязательств.
Однако в условиях невозможности
для последнего по каким-либо причинам
обеспечить погашение займов и выплат
процентов по ним, могут быть приняты
решения о применении помимо рефинансирования
таких механизмов в области управления
государственными долгом, как конверсия,
консолидация, унификация, обмен облигаций
по регрессивному соотношению, отсрочка
погашения и аннулирование
2.
Под конверсией займов обычно
понимается изменение
3.
Государство, заинтересованное
Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Следует отметить, что при применении рассматриваемых механизмов управления государственным долгом власти должны понимать, что изменение первоначальных условий займов может вызвать социальную напряженность в обществе, а также оказать негативное воздействие на дельнейшее заимствование.
Следующим механизмом, применяемым государством в рамках управления его долгом, является унификация государственных займов. Она обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.
4.
Унификация - это объединение нескольких
займов в один, когда облигации
ранее выпущенных займов
5.
В исключительных случаях
6.
Отсрочка погашения займа или
всех ранее выпущенных займов
проводится в условиях, когда
дальнейшее активное развитие
операций по выпуску новых
займов не имеет финансовой
эффективности для государства.
Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляется только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. При этом отсрочка погашения внешних займов как правило, проводится по согласованию с кредиторами и может не повлечь приостановку выплаты процентов по ним [18, с.27].
7.
В отличии от отсрочки под
аннулированием
8.
В последние два десятилетия
широкое распространение на
В Республике Беларусь возможность применения секъюритизации по кредитам, предоставленным Национальным банком Правительству Республики в 1991 – 2003 гг. и отнесенным внутренний государственный долг, обсуждается государственными органами с начала 2003 года.
Секъюритизация вышеуказанных кредитов позволит:
-
унифицировать структуру
-
пролонгировать долг
-
Национальному банку проводить
операции на открытом рынке
с использованием новых
-
подготовить инвесторов к
-
позитивно повлиять не оценку
кредитного рейтинга
9.
К методам управления
В принципе новация является аналогом конверсии с той лишь разницей, что конверсия предполагает замену как одной формы займа на другую, так и на аналогичную (например, кредит на облигацию или облигацию на облигацию), а новация обычно предполагает замену одной формы займа на аналогичную (т.е. облигацию на облигацию).
Необходимо отметить, что все вышеперечисленные изменения первоначальных условий государственных займов можно объединить в одно понятие - реструктуризация.
Исследование финансовых инструментов управления государственным долгом позволило обнаружить возрастающую роль государственных ценных бумаг, которые являются не только одним из основных способов управления государственным долгом, но и эффективным инструментом регулирования денежно-кредитной политики.
Анализ основных макроэкономических показателей Республики Беларусь также доказывает, что в процессе развития рынка государственных ценных бумаг его макроэкономическая роль значительно возросла. Государственные ценные бумаги стали не просто инструментом привлечения заемных ресурсов, но и рычагом стабилизации финансового сектора.
Поэтому, в первую очередь, целесообразно активизировать работу в этой области по следующим направлениям:
-
передать региональным и
- попытаться задействовать все источники сбережений в стране;
-
внедрить производственные
-
направить все усилия на
-
стремление выпускать и
Кроме
того, на усиленное заимствование
на рынке государственных ценных
бумаг непосредственно
В
настоящее время управление государственным
долгом Республики Беларусь осуществляется
на основании и в соответствии
с такими нормативными документами,
как Закон Республики Беларусь «О
внешнем государственном долге»
Для
эффективного управления структурой долга
и возможного его сокращения в
перспективе путем займов целесообразно
было бы финансировать отрасли, способные
поставить не внутренний и внешний
рынок конкурентоспособную