Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Введение…………………………………………………………………..3
1 . Экономическая сущность и причины образования
государственного долга
1. Экономическое содержание гос. долга…………………………..5
2. Классификация гос. долга…………………………………………9
3. Последствия гос. долга для экономики стран……………………13
2. Управление государственным долгом
2.1. Зарубежный опыт управления гос. долгом……………………...15
2.2. Способы и методы управления гос. долгом……………………..18
2. Государственный долг в Республике
Беларусь. Пути его совершенствования………………………………...24
Заключение………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………34
Однако
государственный долг растет и в
экономике, в которой спад производства
в течение длительного времени
предопределяет все динамические процессы
развития макроэкономики. В этом случае
основным источником покрытия затрат
государства являются монетарные каналы
финансирования возрастающего государственного
долга, что мы и имеем в настоящее
время в переходной экономике
Республики Беларусь.
Сложность
объекта требует выработки
Основополагающим
для всех классификаций долга
является деление его на внешний
и внутренний долг. Внутренний и
внешний долги имеют
В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь от 22 июня 2008 г. «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.
Образование внутреннего государственного долга вписывается в общую схему: «доходы – расходы». Созданию долга и государственным расходам предшествует формирование денежных сбережений в секторе домашних хозяйств и бизнеса, которые на определённых условиях передаются государству во временное распоряжение. Не исключено, что в определённый период прирост государственного долга будет компенсировать недостаток совокупного спроса. А это будет способствовать поддержке приемлемых темпов экономического развития, стимулировать рост денежных доходов населения и хозяйствующих субъектов [6, с.330].
Гарантиями
государства по возврату долга служат
имущество и другие активы, находящиеся
в республиканской
Долги местных Советов депутатов не входят в состав внутреннего долга Республики Беларусь. Расходы по обслуживанию таких операций осуществляют областные и Минский городской бюджеты. Предельный ежегодный прирост или сокращение долгов местных органов власти устанавливается Парламентом по предложениям Президента Республики Беларусь [1, с.463].
В качестве основных компонентов государственного долга можно выделить:
Предельный
ежегодный прирост или
Следует отметить: возникнув единожды, государственный долг из-за плохого обслуживания может и далее увеличиваться. Такая ситуация возникает тогда, когда невыплаченные проценты и текущее непогашение долей основного долга приходится вновь относить на государственный долг, увеличивая тем самым общую задолженность правительства [6, с.331].
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 22 июня 2008г. « О внешнем государственном долге Республики Беларусь» внешний государственный долг – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определённый момент времени [3].
Внешние
государственные займы
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 22 июня 2008г. «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» внешние государственные займы привлекаются и используются для:
Республика
Беларусь несёт безусловные
Законом
о бюджете Республики Беларусь на
очередной финансовый (бюджетный) год
устанавливаются лимит внешнего
государственного долга [максимально
допустимая сумма внешнего государственного
долга по состоянию на конец финансового
(бюджетного) года] и основные направления
использования внешних
Необходимо
подчеркнуть, что к внешнему государственному
долгу не относится кредиторская
задолженность хозяйствующих
Дело
не только в том, что при недостатке
внутренних источников государству
приходится прибегать к внешним
источникам финансирования своей деятельности.
Прежде всего изменение национальных
экономических условий
Сокращение
национального производства, а затем
уменьшение экспорта ведёт к ухудшению
торгового баланса страны. Вначале
это снижает валютные резервы
национальной банковской системы, а
затем сопровождается ростом внешней
задолженности страны. Обслуживание
внешнего долга ведёт к повышению
процентных ставок, что вновь тормозит
развитие национального производства,
так как ведёт к вытеснению
частных инвестиций. Повышение процентной
ставки является привлекательным для
притока иностранного капитала, что
увеличивает внешнюю
1.3
Последствия государственного
долга для экономики
стран
Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны и могут подорвать экономический рост. Процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих бюджетных расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие – рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках.
В
то же самое время для обеспечения
потребности государства в
Также к негативным последствиям от наращивания государственного долга необходимо отнести: