Государственный долг и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1 . Экономическая сущность и причины образования
государственного долга
1. Экономическое содержание гос. долга…………………………..5
2. Классификация гос. долга…………………………………………9
3. Последствия гос. долга для экономики стран……………………13

2. Управление государственным долгом
2.1. Зарубежный опыт управления гос. долгом……………………...15
2.2. Способы и методы управления гос. долгом……………………..18
2. Государственный долг в Республике

Беларусь. Пути его совершенствования………………………………...24
Заключение………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 115.73 Кб (Скачать документ)

  Однако  государственный долг растет и в  экономике, в которой спад производства в течение длительного времени  предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и имеем в настоящее  время в переходной экономике  Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Классификация государственного долга
 
 

  Сложность объекта требует выработки определенного  подхода к классификации состава  долга. При этом возможно использование  двух подходов: во-первых, использование  принятой бюджетной классификации (в этом случае в структуре долга  появляется ряд статей конъюнктурно-оперативного порядка); во-вторых, использование  укрупненных долговых статей, близких  по функциональному назначению, и  в этом случае преобладают институциональные  признаки долговых статей.

  Основополагающим  для всех классификаций долга  является деление его на внешний  и внутренний долг. Внутренний и  внешний долги имеют существенные социальные отличия: внешний долг ассоциируется (и практически означает) с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам); внутренний долг - это долг самим себе. И тот, и другой вид долгов - объективная реальность общественных отношений.

  В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь от 22 июня 2008 г. «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.

  Образование внутреннего государственного долга  вписывается в общую схему: «доходы  – расходы». Созданию долга и  государственным расходам предшествует формирование денежных сбережений в  секторе домашних хозяйств и бизнеса, которые на определённых условиях передаются государству во временное распоряжение. Не исключено, что в определённый период прирост государственного долга  будет компенсировать недостаток совокупного  спроса. А это будет способствовать поддержке приемлемых темпов экономического развития, стимулировать рост денежных доходов населения и хозяйствующих субъектов [6, с.330].

  Гарантиями  государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся  в республиканской собственности.

  Долги местных Советов депутатов не входят в состав внутреннего долга  Республики Беларусь. Расходы по обслуживанию таких операций осуществляют областные  и Минский городской бюджеты. Предельный ежегодный прирост или  сокращение долгов местных органов  власти устанавливается Парламентом  по предложениям Президента  Республики Беларусь [1, с.463].

  В качестве основных компонентов государственного долга можно выделить:

  • кредит, полученный правительством в центральном банке страны («монетизация дефицита»);
  • кредит, полученный правительством в коммерческих банках, за минусом размещённых депозитов (валютные резервы правительства и т. п.);
  • облигации внутренних государственных займов (рублёвых, валютных), распространяемых среди физических лиц;
  • казначейские векселя и обязательства, используемые для оплаты общегосударственных нужд (поставка в страну энергоносителей, погашение старых внешних долгов и т. п.);
  • просроченная задолженность коммерческим банкам со стороны государственных предприятий-банкротов, которую правительство, выполняя ранее выданные гарантии, переводит на себя;
  • вклады населения в государственном сберегательном банке (за минусом полноценного кредитного портфеля), использованные для кредитования государственных предприятий [6, с.330].

  Предельный  ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга  устанавливается Парламентом Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь в законе о бюджете  Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Законы о бюджете  Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год в последние годы предусматривают, что размер внутреннего  государственного долга Республики Беларусь не может превышать 3 процентов  от валового внутреннего продукта [1, с.463].

  Следует отметить: возникнув единожды, государственный  долг из-за плохого обслуживания может  и далее увеличиваться. Такая  ситуация возникает тогда, когда  невыплаченные проценты и текущее  непогашение долей основного  долга приходится вновь относить на государственный долг, увеличивая тем самым общую задолженность  правительства [6, с.331].

  В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 22 июня 2008г. « О внешнем государственном долге Республики Беларусь» внешний государственный долг – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определённый момент времени [3].

  Внешние государственные займы привлекаются в виде:

  • займов (кредитов) в иностранной валюте (иностранные кредиты), предоставляемых Республике Беларусь как заёмщику или резидентам Республики Беларусь под государственную гарантию международными организациями, иностранными государствами, иными нерезидентами Республики Беларусь;
  • займов, полученных от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг [3].

  В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 22 июня 2008г. «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» внешние государственные займы привлекаются и используются для:

  • покрытия дефицита республиканского бюджета
  • пополнения валютных резервов Республики Беларусь;
  • реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;
  • решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения и обеспечения ими республики;
  • поддержки экономических реформ [3].

  Республика  Беларусь несёт безусловные обязательства  по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение указанных  обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в собственности  Республики Беларусь имуществом. Платежи  по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются  в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год до тех пор, пока задолженность  по внешним государственным займам не будет полностью погашена. Они  являются первоочередными по отношению  к другим расходам при исполнении республиканского бюджета. Государство  не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникшим из внешних займов, полученных без государственной  гарантии [1, с.464].

  Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год  устанавливаются лимит внешнего государственного долга [максимально  допустимая сумма внешнего государственного долга по состоянию на конец финансового (бюджетного) года] и основные направления  использования внешних государственных  займов. В законах о бюджете  Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год в последнее время  устанавливается лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец очередного финансового (бюджетного) года в размере 2 млрд. долларов [1, с.464].

  Необходимо  подчеркнуть, что к внешнему государственному долгу не относится кредиторская задолженность хозяйствующих субъектов  данной страны перед внешними партнёрами (текущие поставки продукции, денежные ссуды, банковские кредиты, выплата  процентов и т. п.). Но дополнительные финансовые проблемы у страны в условиях дефицита торгового баланса всё  же нарастают. Например, под давлением  кредиторской задолженности хозяйствующих  субъектов в национальной банковской системе усиливается дефицит  иностранной валюты. Правительство  лишается возможности при необходимости  получить внутренний валютный кредит. При увеличении спроса и недостатке резервов обменный курс национальной валюты снижается, а иностранная  валюта становится дороже, что ведёт  к эскалации государственных расходов [6,с.332].

  Дело  не только в том, что при недостатке внутренних источников государству  приходится прибегать к внешним  источникам финансирования своей деятельности. Прежде всего изменение национальных экономических условий хозяйствования не оставляет сегодня внешний мир безразличным [6,с.332].

  Сокращение  национального производства, а затем  уменьшение экспорта ведёт к ухудшению  торгового баланса страны. Вначале  это снижает валютные резервы  национальной банковской системы, а  затем сопровождается ростом внешней  задолженности страны. Обслуживание внешнего долга ведёт к повышению  процентных ставок, что вновь тормозит развитие национального производства, так как ведёт к вытеснению частных инвестиций. Повышение процентной ставки является привлекательным для  притока иностранного капитала, что  увеличивает внешнюю задолженность  страны со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, между внутренним и внешним государственным долгом существует тесная взаимосвязь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.3 Последствия государственного  долга для экономики  стран 

  Значительные  размеры государственного долга  оказывают существенное влияние на экономику страны и могут подорвать экономический рост. Процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих бюджетных расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие – рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках.

  В то же самое время для обеспечения  потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется  как раз прямо противоположное  – увеличение экспорта, положительный  торговый баланс, приток иностранной  валюты для обеспечения платежей [7, с.185].

  Также к негативным последствиям от  наращивания  государственного долга необходимо отнести:

  • задолженность перед внешним миром, которая усиливает экономическую и политическую зависимость страны, снижает её кредитный рейтинг (степень доверия в деловом мире).
  • ограничение уровня потребления населения страны в среднесрочной перспективе. Особенно чётко это ощущается по линии внешнего долга, погашение и обслуживание которого непосредственно связано с ограничением потребления и снижением уровня жизни населения.
  • перераспределение текущих государственных доходов в пользу владельцев долговых расписок правительства. Поэтому государственный долг выступает как фактор социальной дифференциации, провоцирует наращивание налогового бремени, стимулирует инфляцию спроса, способствует повышению нормы ссудного процента, что делает непривлекательными многие инвестиционные проекты.
  • сбыт иностранцам государственного имущества (активов), чтобы обслужить внешний долг, например, в виде высокоэффективных и стабильно работающих государственных предприятий (некое подобие «распродажи фамильного серебра») [6, с.333].

Информация о работе Государственный долг и управление им