Государственный долг и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1 . Экономическая сущность и причины образования
государственного долга
1. Экономическое содержание гос. долга…………………………..5
2. Классификация гос. долга…………………………………………9
3. Последствия гос. долга для экономики стран……………………13

2. Управление государственным долгом
2.1. Зарубежный опыт управления гос. долгом……………………...15
2.2. Способы и методы управления гос. долгом……………………..18
2. Государственный долг в Республике

Беларусь. Пути его совершенствования………………………………...24
Заключение………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 115.73 Кб (Скачать документ)

  При недостатке налоговых и не налоговых  средств для формирования доходов  бюджета государство использует свои возможности для привлечения  дополнительных финансовых ресурсов путем  заимствования средств, накапливая задолженность, что ведет к росту  государственного долга.

  Чем хуже обстоит дело с государственным  бюджетом, чем больше его дефицит, тем больше объем заимствований, увеличивается объем государственного долга. Чем глубже финансовый кризис в стране, тем выше доля затрат на обслуживание государственного долга  в расходах бюджета.

  Также существует проблема соотношения величины государственного сектора и частного. Вследствие увеличенных  расходов государства растет государственный  сектор, а вследствие эффекта вытеснения сокращается частный сектор. Если же повышенные государственные расходы, кроме того, не сопряжены с повышенными  государственными инвестициями, то из-за сокращения инвестиций пострадают будущие поколения [8]. Они унаследуют экономику с уменьшённым производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях уровень жизни будет ниже, чем в других случаях. Поэтому наращивание государственного долга способно обострить противоречия между поколениями.

  Таким образом, рассмотрев понятие, сущность такого явления, как государственный  долг, причины и последствия его  образования, мы можем сделать выводы о том, что основной причиной и  источником формирования государственного долга является наличие дефицита государственного бюджета, который  в свою очередь погашается с использованием механизма внутреннего и внешнего заимствования.

  Роль  государственного долга в жизни  государства довольно неоднозначна и обуславливается его отрицательными и положительными последствиями  для экономики.

  В конечном счете государственный  долг может принести экономически весомые  выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется  ответственное и профессиональное управление им. 
 

      

      

      

        
 
 
 

  2. Управление государственным  долгом

  2.1. Зарубежный опыт  управления государственным  долгом.

  В современных условиях общей для  многих стран причиной дефицитности бюджетов и связанного с этим роста  государственного долга считается  необоснованная экономическая политика, которая приводит к чрезмерно  высокому уровню социальных финансовых обязательств. Подобная ситуация складывается и в Беларуси, что делает для нас полезным многообразный опыт управления госдолгом в западных странах.

  Одним из подходов в управлении госдолгом  является согласование общей установки  в отношении допустимых пределов его роста. Как следует из практики большинства стран, не вызывает обычно опасений задолженность порядка 50-70% ВВП. В 11 странах, первыми обеспечивших условия для вступления в Европейский  валютный союз, госдолг находится  в целом на уровне свыше 60% ВВП, в  т.ч. Финляндии – 56, Франции – 58, Германии – 61, Испании – 69, в Бельгии и  Италии – по 122%; при этом две последние  страны обязались вдвое снизить  свой долг — Бельгия к 2011 г. и Италия — к 2016 г. В США долг федерального правительства составляет в настоящее время свыше 7,3 трлн. долл., или около 70% ВВП. В условиях длительного благоприятного в основном состояния экономики и государственного бюджета предусматривается добиться к середине следующего десятилетия ежегодных превышений федеральных доходов над расходами на уровне одного процента ВВП. При этом имеется в виду использовать положительное сальдо бюджета на погашение долга. Считается, что это будет оказывать понижающее воздействие на долгосрочные процентные ставки и тем способствовать увеличению частных инвестиций, производительности труда и экономическому росту [11].

  Что касается соотношения между внутренним и внешним долгом, то отдельные  страны, в зависимости от обстоятельств, придерживаются различных подходов. Так, в Новой Зеландии, следуя принятой в 1994 г. программе, внешний долг был полностью погашен в 2000 году. Отказавшееся от внешних заимствований правительство становится крупнейшим заемщиком на внутреннем финансовом рынке. Считается, что при этом повышается ликвидность гос. облигаций, все выпуски которых выступают как базовые и при этом снижаются затраты по обслуживанию долга. В ряде же других стран, наоборот, стремятся переместить гос. заимствования с внутреннего на международный финансовый рынок. И делается это, зачастую, не столько из-за разницы в уровнях процентных ставок, сколько для того, чтобы не создавать на национальном рынке конкуренции для заемщиков из негосударственного сектора и тем способствовать увеличению внутренних капиталовложений. Подобной позиции придерживается, в частности, Бразилия. Здесь при всех изменениях в финансовой политике и экономических реформах учитывается необходимость снижения государственных заимствований внутри страны. В результате бразильские корпорации получают возможность размещать на внутреннем финансовом рынке свои облигации на более благоприятных условиях [12].

  Вместе  с тем, как следует из опыта  западных стран, все меньшую значимость имеет деление госдолга на внутренний и внешний. Этому способствует устойчивая конвертируемость национальных валют, а также сближение базовых  условий на рынках внутреннего долга  с состоянием и динамикой мировых  финансовых рынков. Тем самым обеспечиваются условия общего полхода к управлению внутренним и внешним долгом, что  ускоряет также процесс оперативного принятия необходимых решений.

  В ряде стран, таких как Ирландия, Дания, Швеция, Новая Зеландия, используются не совсем обычные, усложненные, методы управления государственным долгом, нацеленные на снижение затрат и риск в его обслуживании. Новые подходы  к управлению портфелем долговых обязательств в какой-то мере аналогичны обычной практике управления портфелем  ценных бумаг. Но если в последнем  случае ставится задач повышения  их доходности, то при управлении долговым портфелем стремятся к сокращению затрат. При этом для оценки эффективности  управления долгом обычно используется теоретически сконструированная базовая  модель долгового портфеля с подразделениями  по видам валют, срокам погашения, структуре  процентных ставок и относительно равномерным  графиком долговых платежей. Стремление к аналогичным подходам в управлении долгом наблюдается также в Бельгии, Португалии, Италии, Австралии, Колумбии, Аргентине [12].

  Отмечаются  определенные успехи отдельных стран  по совершенствованию системы обслуживания государственного долга путем ее коммерциализации. Особое агентство  по управлению долгом при казначействе с лицензией от министерства финансов ведет операции как бы с позиций  инвестиционного банка, зарплата его  сотрудников зависит от результатов  деятельности по управлению долгом. Какая-то часть государственного долгового портфеля может временно передаваться в контролируемое определенным образом управление нескольким независимым менеджерам, что позволяет министерству финансов сопоставлять методы и результаты их деятельности с операциями собственных сотрудников. В целом использование новых подходов в управлении долгом считается более продуктивным, чем простое составление и исполнение обычных программ внешних заимствований [12].

  Одним из новых моментов зарубежного опыта  обслуживания государственного долга  становится ее увязка с приватизацией. Можно выделить два аспекта такой  увязки. Первый – доходы от приватизации зачастую используются для снижения госдолга. Второй – при проведении приватизации предусматривается выпуск государственных конвертируемых облигаций.

  Полезным  для других стран считается опыт управления госдолгом в Мексике. После случившегося в этой стране финансового краха в конце  1994 г. ей удалось сравнительно быстро и эффективно вернуться на международные финансовые рынки. При этом важно было на практике реализовать стратегию осторожного выхода на эти рынки, не допустить неудачи на начальном этапе, что могло надолго задержать восстановление доверия кредиторов. Чтобы избежать неудачи, правительство следовало правилу выступать с такими объемами облигационных выпусков, которые были значительно ниже ожидаемого спроса на них, а также не устанавливать слишком высоких цен по своим облигациям. Мексике удалось досрочно погасить значительную часть своего долга из пакета экстренной помощи. Особенно удачным считается выпуск облигаций пятилетнего займа на сумму в 6 млрд. долл., который был размещен под обеспечение валютных доходов крупной государственной нефтяной компании, с зачислением их на счет в Федеральном резервном банке Нью-Йорка.

  Из  опыта стран с переходной экономикой представляет интерес организация  и практика внешних заимствований  в Китае, в особенности при  использовании их для инвестиционных целей. Здесь внешние займы традиционно  проводились десятью уполномоченными  заемщиками, часть которых принадлежит  центральному и местным правительствам. Используя свое имя и репутацию, уполномоченные заемщики привлекают на выгодных условиях инвалютные заемные ресурсы, которые затем передаются в кредит для отдельных корпораций и проектов. В основном внешние заимствования осуществлялись государственными учреждениями, с кредитными рейтингами на уровне суверена они могут также производить заимствования из валютного резерва страны. Государственная администрация по валютному контролю, координируя и контролируя внесение заимствования, определяет для разных групп заемщиков уровни доходности выпускаемых облигаций с учетом необходимости обеспечения их нормального первичного размещения и последующего обращения на вторичном рынке В будущем основным заемщиком, как полагают, станет министерство финансов, которое уже смогло, например, успешно разместить в США сверхдолгосрочные облигации на 100 млн. дол. с погашением через 100 лет. Внешние заимствования для инвестиционных целей осуществляют также три новых государственных банка — Государственный банк развития, Экспортно-импортный банк и Банк сельскохозяйственного развития. Основанный в 1994 г. Государственный банк развития финансирует инфраструктуру и ключевые проекты, которые обычно направляются ему правительством, однако, он в праве и отклонить их. Все акции банка принадлежат государству, и он отчитывается перед Госсоветом. Хотя банк не производит заимствования под прямые гарантии правительства, его международный кредитный рейтинг установлен на уровне суверена. По закону банк не может быть объявлен банкротом и имеет неограниченную безотзывную кредитную линию у Центробанка. Считается, что иностранные инвесторы готовы приобретать долгосрочные облигации банка на весьма выгодных для него условиях, без учета кредитного рейтинга страны [12]. 
 

  2.2. Способы и методы  управления государственным  долгом 

  Итак, государственные заимствования  приводят к образованию государственного долга - явлению неоднозначному и  поэтому требующему к себе пристального внимания ученых и государственных  деятелей.

  Существование государственного долга автоматически  подразумевает обязанность государства  по управлению им. Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств [13, с.153]. Управление госдолгом можно также определить как совокупность мероприятий государства по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга [14, с.35]. Управление госдолгом Республики Беларусь осуществляется Правительством страны [15, ст.33].

  Таким образом, управление государственным  долгом - одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное  с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных  ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает  решение таких задач, как: минимизация  стоимости долга, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами  государства и резкого колебания  их курса, эффективное использование  мобилизованных средств, обеспечение  своевременного возврата кредитов, поиск  средств для выплаты долга, нейтрализация  негативных последствий государственного долга, а также максимальное решение  задач, определенных финансовой политикой [14, с.90].

  Цель  управления госдолгом заключается  в нахождении оптимального соотношения  между потребностями государства  в дополнительных ресурсах и затратами  по их привлечению, обслуживанию и погашению.

  Понятие управления госдолгом можно рассматривать  в широком и узком смысле:

  - в широком смысле - как формирование  одного из направленной экономической  политики государства, связанной  с его деятельностью в качестве  заемщика [5, с.8].

  - в узком смысле управление  госдолгом можно представить  как совокупность мероприятий,  связанных с выпуском и размещением  государственных долговых обязательств  обслуживанием, погашением и рефинансированием  госдолга, а также регулированием  рынка государственных ценных  бумаг [20, с.189].

Информация о работе Государственный долг и управление им