Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Введение…………………………………………………………………..3
1 . Экономическая сущность и причины образования
государственного долга
1. Экономическое содержание гос. долга…………………………..5
2. Классификация гос. долга…………………………………………9
3. Последствия гос. долга для экономики стран……………………13
2. Управление государственным долгом
2.1. Зарубежный опыт управления гос. долгом……………………...15
2.2. Способы и методы управления гос. долгом……………………..18
2. Государственный долг в Республике
Беларусь. Пути его совершенствования………………………………...24
Заключение………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………34
При недостатке налоговых и не налоговых средств для формирования доходов бюджета государство использует свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов путем заимствования средств, накапливая задолженность, что ведет к росту государственного долга.
Чем
хуже обстоит дело с государственным
бюджетом, чем больше его дефицит,
тем больше объем заимствований,
увеличивается объем
Также существует проблема соотношения величины государственного сектора и частного. Вследствие увеличенных расходов государства растет государственный сектор, а вследствие эффекта вытеснения сокращается частный сектор. Если же повышенные государственные расходы, кроме того, не сопряжены с повышенными государственными инвестициями, то из-за сокращения инвестиций пострадают будущие поколения [8]. Они унаследуют экономику с уменьшённым производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях уровень жизни будет ниже, чем в других случаях. Поэтому наращивание государственного долга способно обострить противоречия между поколениями.
Таким
образом, рассмотрев понятие, сущность
такого явления, как государственный
долг, причины и последствия его
образования, мы можем сделать выводы
о том, что основной причиной и
источником формирования государственного
долга является наличие дефицита
государственного бюджета, который
в свою очередь погашается с использованием
механизма внутреннего и
Роль
государственного долга в жизни
государства довольно неоднозначна
и обуславливается его
В
конечном счете государственный
долг может принести экономически весомые
выгоды и стать в определенной
степени катализатором
2. Управление государственным долгом
2.1. Зарубежный опыт управления государственным долгом.
В современных условиях общей для многих стран причиной дефицитности бюджетов и связанного с этим роста государственного долга считается необоснованная экономическая политика, которая приводит к чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств. Подобная ситуация складывается и в Беларуси, что делает для нас полезным многообразный опыт управления госдолгом в западных странах.
Одним из подходов в управлении госдолгом является согласование общей установки в отношении допустимых пределов его роста. Как следует из практики большинства стран, не вызывает обычно опасений задолженность порядка 50-70% ВВП. В 11 странах, первыми обеспечивших условия для вступления в Европейский валютный союз, госдолг находится в целом на уровне свыше 60% ВВП, в т.ч. Финляндии – 56, Франции – 58, Германии – 61, Испании – 69, в Бельгии и Италии – по 122%; при этом две последние страны обязались вдвое снизить свой долг — Бельгия к 2011 г. и Италия — к 2016 г. В США долг федерального правительства составляет в настоящее время свыше 7,3 трлн. долл., или около 70% ВВП. В условиях длительного благоприятного в основном состояния экономики и государственного бюджета предусматривается добиться к середине следующего десятилетия ежегодных превышений федеральных доходов над расходами на уровне одного процента ВВП. При этом имеется в виду использовать положительное сальдо бюджета на погашение долга. Считается, что это будет оказывать понижающее воздействие на долгосрочные процентные ставки и тем способствовать увеличению частных инвестиций, производительности труда и экономическому росту [11].
Что касается соотношения между внутренним и внешним долгом, то отдельные страны, в зависимости от обстоятельств, придерживаются различных подходов. Так, в Новой Зеландии, следуя принятой в 1994 г. программе, внешний долг был полностью погашен в 2000 году. Отказавшееся от внешних заимствований правительство становится крупнейшим заемщиком на внутреннем финансовом рынке. Считается, что при этом повышается ликвидность гос. облигаций, все выпуски которых выступают как базовые и при этом снижаются затраты по обслуживанию долга. В ряде же других стран, наоборот, стремятся переместить гос. заимствования с внутреннего на международный финансовый рынок. И делается это, зачастую, не столько из-за разницы в уровнях процентных ставок, сколько для того, чтобы не создавать на национальном рынке конкуренции для заемщиков из негосударственного сектора и тем способствовать увеличению внутренних капиталовложений. Подобной позиции придерживается, в частности, Бразилия. Здесь при всех изменениях в финансовой политике и экономических реформах учитывается необходимость снижения государственных заимствований внутри страны. В результате бразильские корпорации получают возможность размещать на внутреннем финансовом рынке свои облигации на более благоприятных условиях [12].
Вместе с тем, как следует из опыта западных стран, все меньшую значимость имеет деление госдолга на внутренний и внешний. Этому способствует устойчивая конвертируемость национальных валют, а также сближение базовых условий на рынках внутреннего долга с состоянием и динамикой мировых финансовых рынков. Тем самым обеспечиваются условия общего полхода к управлению внутренним и внешним долгом, что ускоряет также процесс оперативного принятия необходимых решений.
В
ряде стран, таких как Ирландия, Дания,
Швеция, Новая Зеландия, используются
не совсем обычные, усложненные, методы
управления государственным долгом,
нацеленные на снижение затрат и риск
в его обслуживании. Новые подходы
к управлению портфелем долговых
обязательств в какой-то мере аналогичны
обычной практике управления портфелем
ценных бумаг. Но если в последнем
случае ставится задач повышения
их доходности, то при управлении долговым
портфелем стремятся к
Отмечаются
определенные успехи отдельных стран
по совершенствованию системы
Одним из новых моментов зарубежного опыта обслуживания государственного долга становится ее увязка с приватизацией. Можно выделить два аспекта такой увязки. Первый – доходы от приватизации зачастую используются для снижения госдолга. Второй – при проведении приватизации предусматривается выпуск государственных конвертируемых облигаций.
Полезным для других стран считается опыт управления госдолгом в Мексике. После случившегося в этой стране финансового краха в конце 1994 г. ей удалось сравнительно быстро и эффективно вернуться на международные финансовые рынки. При этом важно было на практике реализовать стратегию осторожного выхода на эти рынки, не допустить неудачи на начальном этапе, что могло надолго задержать восстановление доверия кредиторов. Чтобы избежать неудачи, правительство следовало правилу выступать с такими объемами облигационных выпусков, которые были значительно ниже ожидаемого спроса на них, а также не устанавливать слишком высоких цен по своим облигациям. Мексике удалось досрочно погасить значительную часть своего долга из пакета экстренной помощи. Особенно удачным считается выпуск облигаций пятилетнего займа на сумму в 6 млрд. долл., который был размещен под обеспечение валютных доходов крупной государственной нефтяной компании, с зачислением их на счет в Федеральном резервном банке Нью-Йорка.
Из
опыта стран с переходной экономикой
представляет интерес организация
и практика внешних заимствований
в Китае, в особенности при
использовании их для инвестиционных
целей. Здесь внешние займы
2.2.
Способы и методы
управления государственным
долгом
Итак, государственные заимствования приводят к образованию государственного долга - явлению неоднозначному и поэтому требующему к себе пристального внимания ученых и государственных деятелей.
Существование
государственного долга автоматически
подразумевает обязанность
Таким
образом, управление государственным
долгом - одно из направлений финансовой
политики любого государства, связанное
с его деятельностью в качестве
заемщика, эмитента государственных
ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает
решение таких задач, как: минимизация
стоимости долга, недопущение переполнения
рынка заемными обязательствами
государства и резкого
Цель
управления госдолгом заключается
в нахождении оптимального соотношения
между потребностями
Понятие управления госдолгом можно рассматривать в широком и узком смысле:
-
в широком смысле - как формирование
одного из направленной
-
в узком смысле управление
госдолгом можно представить
как совокупность мероприятий,
связанных с выпуском и