Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Введение…………………………………………………………………..3
1 . Экономическая сущность и причины образования
государственного долга
1. Экономическое содержание гос. долга…………………………..5
2. Классификация гос. долга…………………………………………9
3. Последствия гос. долга для экономики стран……………………13
2. Управление государственным долгом
2.1. Зарубежный опыт управления гос. долгом……………………...15
2.2. Способы и методы управления гос. долгом……………………..18
2. Государственный долг в Республике
Беларусь. Пути его совершенствования………………………………...24
Заключение………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………34
Как
показывает история Республики Беларусь,
заемные средства не всегда использовались
рационально. Поэтому, чтобы финансовая
политика государства в области
управления внешним долгом была эффективной,
необходима обязательная разработка общей
стратегии государственных
Таким
образом, изучение применяемых инструментариев
управления государственным долгом
в зарубежных странах, принципов, подходов
и методов к введению новых
инструментов, а также учет национальных
особенностей финансового рынка
может значительно увеличить
возможность привлечения
Для
предотвращения негативных явлений, вызванных
влиянием государственного долга, органам
государственной власти Республики
Беларусь необходимо проводить разумную
политику в области управления государственным
долгом, повышая эффективность
3.
Анализ и особенности
состояния государственного
долга в Республике
Беларусь. Пути его совершенствования
В последнем десятилетии Беларусь попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами республиканского бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, в том числе внешних, что привело к увеличению расходов на их обслуживание.
В период, предшествующий мировому финансово-экономическому кризису, благоприятная внешняя конъюнктура способствовала росту в Республике Беларусь объёмов внешнего финансирования как банками, так и предприятиями небанковского сектора за счёт сравнительно дешёвых (в рублёвом эквиваленте) внешних заимствований. Ввиду этого в стране начался активный процесс замещения внутренних источников инвестиций внешними.
Начиная
с 2006 г., стала наблюдаться тенденция
роста валового внешнего долга Республики
Беларусь (рис.1). Валовой внешний
долг представляет собой невыплаченную
сумму фактических текущих и
необусловленных обязательств, которая
требует выплаты основного
Заимствования белорусских банков и предприятий за пределами страны осуществлялись в иностранной валюте, тогда как привлечённые на внешнем рынке средства использовались для финансирования проектов, приносящих не только валютный, но и рублёвый доход. Рублёвая стоимость валютных заимствований на внешнем рынке (в условиях стабильного валютного курса в республике) была устойчиво ниже стоимости рублёвых заимствований на внутреннем рынке. Дестабилизация мирового финансового рынка в условиях кризиса ограничила возможности и привлекательность внешних заимствований для белорусских банков и предприятий ввиду повышения ставок и сокращения объёмов заимствований [22,c.6].
Рисунок 1. Динамика валового внешнего долга в Беларуси
В
2006-2010 годах
Удорожание
внешних заимствований во второй
половине 2008 г. не остановило увеличение
внешнего долга государства. Некоторое
снижение стоимости внешних
Показателем, определяющим критичность уровня внешнего долга страны, является отношение общей суммы внешнего долга к ВВП, выраженное в процентах. Если при анализе данного индикатора использовать ВВП, рассчитанный в долларах на базе среднегодового обменного курса рубля, то в этом случае пороговое значение по разным оценкам колеблется от 60 до 80%. При его превышении обычно следует резкое падение доверия участников рынка, отток капитала, сопровождаемый повышением процентных ставок, наращивание суммы долга. В Беларуси в 2009 году доля валового внешнего долга к ВВП составила 45%, то есть пока она ниже порогового значения [22,c.7].
Рисунок 2. Динамика валового внешнего долга Беларуси
в 2008-2009
годах (помесячно)
Ещё одним показателем, характеризующим обременённость страны внешними долговыми обязательствами, является отношение внешнего долга к стоимостному объёму экспорта, выраженное в процентах. Приемлемой для национальной экономики является ситуация, когда такое отношение не превышает 200%. По итогам 2009 года в республике данный показатель составил 89%, что также значительно ниже порогового значения. Тем не менее по состоянию на 01.01.2010 международные резервные активы страны обеспечивали покрытие только 25,7% валового внешнего долга [22,c.7].
Наша страна
в 2008-2009 годах активно привлекала
внешние займы для пополнения
международных резервных
Российский кредит был предоставлен на очень выгодных условиях: на 15 лет, по ставке LIBOR [23] плюс 3% годовых, с отсрочкой погашения основного долга в течение 5 лет. На выгодных условиях получены и другие кредиты, что позволило основную нагрузку по возврату внешних займов отодвинуть во времени. В 2009 году платежи по основному долгу составляли 24% к сумме валового внешнего долга, платежи по процентам – 2,2%.[22,c.8]
Таким образом, за счёт внешних кредитов, увеличивающих внешний долг, покрывался недостаток поступления иностранной валюты в страну (валютная выручка от экспорта сократилась в 2009 году на 31,4% по сравнению с 2008 годом). Однако необходимо учитывать, что внешний долг придётся возвращать в свободно конвертируемой валюте. Это потребует или получения новых внешних займов (что осложняет проблему возврата внешнего долга), или соответствующего роста экспорта как основного источника получения конвертируемой валюты. [22,c.8]
Если рассматривать структуру валового внешнего долга (рис. 3), то долг органов самоуправления в 2009 году составил 22%, органов денежно-кредитного регулирования – 18%, банков – 16%, других секторов экономики – 41%.
Рисунок 3. Структура валового внешнего долга Беларуси
Особое
внимание следует обратить на рост
внешнего государственного долга. Законом
о бюджете РБ на очередной финансовый
(бюджетный) год устанавливается
лимит внешнего госдолга (максимально
допустимая сумма внешнего госдолга
по состоянию на конец финансового
(бюджетного) года) и определяются основные
направления использования
В 2009 году Беларусь увеличила лимит внешнего государственного долга на 33% - с 6 до 8 млрд долл. США. Лимит внешнего государственного долга был увеличен в связи с тем, что страна рассчитывала на активное получение в 2009 году внешних заимствований: очередных траншей кредитов МВФ и 500 млн долл. США ( завершающей части) из российского кредита [21,c.8].
На начало
2010 г. отношение долга органов
госуправления к ВВП составило
10,1%. Кроме долга органов
Лимит внешнего
госдолга Беларуси, утверждённый в
бюджете на 2010 год, сначала был
установлен в размере 9,5 млрд долл. США.
В мае 2010 г. этот лимит был повышен
до 11 млрд долл. США в соответствии
с Указом Президента РБ от 13.05.2010 №245
«О выпуске государственных
Таким образом,
привлечение внешних займов по-прежнему
рассматривается в основном как
источник финансирования дефицита текущего
счёта платёжного баланса. Действия
государства свидетельствуют: проблема
дефицита текущего счёта рассматривается
в сложившихся условиях как негативное
последствие мирового финансово-экономического
кризиса. Ожидается, что скорое восстановление
мировой экономики и, соответственно,
внешнего спроса обеспечит существенное
сокращение отрицательного внешнеторгового
сальдо. Рост экспорта обеспечит приток
валюты в страну и отпадёт необходимость
в наращивании внешних
Важным показателем оценки внешней задолженности страны является отношение суммы платежей по обслуживанию внешнего долга к стоимостному объёму ВВП, показывающее, какая часть ВВП направляется на погашение внешних долговых обязательств государства [22,c.9].
Пороговое значение по данному показателю составляет 5%. В 2009 году в Беларуси отношение суммы платежей по обслуживанию валового внешнего долга к стоимостному объёму ВВП составило 11,9%.
Ещё одним показателем, используемым при анализе внешнего долга, является норма обслуживания долга, которая рассчитывается как отношение суммы платежей по обслуживанию внешнего долга к стоимостному объёму экспорта товаров и услуг. В мировой практике принято считать такое отношение критическим, если оно превышает 20-25%.
В 2009 году в Беларуси на 6% выросла доля расходов по обслуживанию внешнего долга в выручке от экспорта товаров и услуг, и на 01.01.2010 эта доля составила 23,4%, то есть её значение находилось на критическом уровне (рис.4).
Рисунок
4. Изменение относительных
обслуживания
внешнего долга Республики Беларусь
в 2006-2010 годах
До мирового финансового кризиса система фиксированного валютного курса обеспечивала относительную предсказуемость расходов по обслуживанию внешнего долга. Девальвация белорусского рубля в начале 2009 г. и кризисное снижение объёмов экспорта сделали объёмы ежегодных выплат по внешнему долгу более дорогими в рублёвом выражении.