Государственный долг и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1 . Экономическая сущность и причины образования
государственного долга
1. Экономическое содержание гос. долга…………………………..5
2. Классификация гос. долга…………………………………………9
3. Последствия гос. долга для экономики стран……………………13

2. Управление государственным долгом
2.1. Зарубежный опыт управления гос. долгом……………………...15
2.2. Способы и методы управления гос. долгом……………………..18
2. Государственный долг в Республике

Беларусь. Пути его совершенствования………………………………...24
Заключение………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 115.73 Кб (Скачать документ)

  Как показывает история Республики Беларусь, заемные средства не всегда использовались рационально. Поэтому, чтобы финансовая политика государства в области  управления внешним долгом была эффективной, необходима обязательная разработка общей  стратегии государственных внешних  и внутренних заимствований, эффективное  использование привлекаемых ресурсов, своевременное исполнение обязательств. Следовало бы также использовать опыт зарубежных стран в осуществлении  специальных приватизационных программ (таких, как Испания, Пакистан и др.), целью которых является пополнение финансовых ресурсов государства, используемых на погашение или обслуживание долга [14, с.72].

  Таким образом, изучение применяемых инструментариев  управления государственным долгом в зарубежных странах, принципов, подходов и методов к введению новых  инструментов, а также учет национальных особенностей финансового рынка  может значительно увеличить  возможность привлечения дополнительных средств для нужд Республики Беларусь, а также пролонгировать долг и  снизить издержки, связанные с  его обслуживанием.

  Для предотвращения негативных явлений, вызванных  влиянием государственного долга, органам  государственной власти Республики Беларусь необходимо проводить разумную политику в области управления государственным  долгом, повышая эффективность использования  привлеченных и отдачу предоставляемых  ресурсов, совершенствуя механизмы  управления государственным долгом, используя собственный опыт и  опыт развитых стран.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. Анализ и особенности  состояния государственного  долга в Республике  Беларусь. Пути его совершенствования 

  В последнем десятилетии Беларусь попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами республиканского бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, в том числе внешних, что привело к увеличению расходов на их обслуживание.

  В период, предшествующий мировому финансово-экономическому кризису, благоприятная внешняя  конъюнктура способствовала росту  в Республике Беларусь объёмов внешнего финансирования как банками, так  и предприятиями небанковского  сектора за счёт сравнительно дешёвых (в рублёвом эквиваленте) внешних  заимствований. Ввиду этого в  стране начался активный процесс  замещения внутренних источников инвестиций внешними.

  Начиная с 2006 г., стала наблюдаться тенденция  роста валового внешнего долга Республики Беларусь (рис.1). Валовой внешний  долг представляет собой невыплаченную  сумму фактических текущих и  необусловленных обязательств, которая  требует выплаты основного долга  и/или процентов дебитором в  некоторый будущий период времени  и которая представляет собой  обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами [21]. Однако до того, как влияние мирового финансового кризиса распространилось на республику, данная тенденция не рассматривалась как негативная. Рост отрицательного сальдо торгового баланса в тот период объяснялся, в основном, увеличением цен на российские энергоносители. При этом темпы роста валового внешнего долга оставались невысокими, что позволяло рассматривать внешние заимствования как благоприятный фактор, обеспечивающий стабильное развитие национальной экономики [22, c.6].

  Заимствования белорусских банков и предприятий  за пределами страны осуществлялись в иностранной валюте, тогда как  привлечённые на внешнем рынке средства использовались для финансирования проектов, приносящих не только валютный, но и рублёвый доход. Рублёвая стоимость  валютных заимствований на внешнем  рынке (в условиях стабильного валютного  курса в республике) была устойчиво  ниже стоимости рублёвых заимствований  на внутреннем рынке. Дестабилизация мирового финансового рынка в условиях кризиса ограничила возможности  и привлекательность внешних  заимствований для белорусских  банков и предприятий ввиду повышения  ставок и сокращения объёмов заимствований [22,c.6].

  

  Рисунок 1. Динамика валового внешнего долга  в Беларуси

  В 2006-2010 годах 

  Удорожание  внешних заимствований во второй половине 2008 г. не остановило увеличение внешнего долга государства. Некоторое  снижение стоимости внешних заимствований  в 2009 году, в свою очередь стимулировало  дальнейший рост внешнего долга Беларуси. Валовой внешний долг страны увеличился с 12,5 млрд долл. США на 01.01.2008 до 15,1 млрд долл. США на 01.01.2009 и до 22 млрд долл. США на 01.01.2010. Те есть за 2 года валовой  внешний долг республики вырос в 1,8 раза [24]. В указанном периоде с 45 до 55% увеличилась доля долгосрочного внешнего долга – в основном за счёт роста долгосрочного долга органов денежно-кредитного регулирования, то есть кредита Международного валютного фонда (МВФ), полученного Правительством Республики Беларусь по программе stand-by, и увеличения долгосрочного долга органов государственного управления (рис.2) [22,c.6].

  Показателем, определяющим критичность уровня внешнего долга страны, является отношение  общей суммы внешнего долга к  ВВП, выраженное в процентах. Если при  анализе данного индикатора использовать ВВП, рассчитанный в долларах на базе среднегодового обменного курса  рубля, то в этом случае пороговое  значение по разным оценкам колеблется от 60 до 80%. При его превышении обычно следует резкое падение доверия  участников рынка, отток капитала, сопровождаемый повышением процентных ставок, наращивание  суммы долга. В Беларуси в 2009 году доля валового внешнего долга к ВВП  составила 45%, то есть пока она ниже порогового значения [22,c.7].

  

Рисунок 2. Динамика валового внешнего долга  Беларуси

в 2008-2009 годах (помесячно) 

  Ещё одним  показателем, характеризующим обременённость страны внешними долговыми обязательствами, является отношение внешнего долга  к стоимостному объёму экспорта, выраженное в процентах. Приемлемой для национальной экономики является ситуация, когда  такое отношение не превышает 200%. По итогам 2009 года в республике данный показатель составил 89%, что также  значительно ниже порогового значения. Тем не менее по состоянию на 01.01.2010 международные резервные активы страны обеспечивали покрытие только 25,7% валового внешнего долга [22,c.7].

  Наша страна в 2008-2009 годах активно привлекала внешние займы для пополнения международных резервных активов  Республики Беларусь. Основным кредитором РБ по итогам 2009 года явилась Россия и МВФ. Кроме того, нашими кредиторами  явились такие страны, как Венесуэла, Китай, Италия. Также страной был  получен кредит Всемирного банка [22,c.7].

  Российский  кредит был предоставлен на очень  выгодных условиях: на 15 лет, по ставке LIBOR [23] плюс 3% годовых, с отсрочкой погашения основного долга в течение 5 лет. На выгодных условиях получены и другие кредиты, что позволило основную нагрузку по возврату внешних займов отодвинуть во времени. В 2009 году платежи по основному долгу составляли 24% к сумме валового внешнего долга, платежи по процентам – 2,2%.[22,c.8]

  Таким образом, за счёт внешних кредитов, увеличивающих  внешний долг, покрывался недостаток поступления иностранной валюты в страну (валютная выручка от экспорта сократилась в 2009 году на 31,4% по сравнению  с 2008 годом). Однако необходимо учитывать, что внешний долг придётся возвращать в свободно конвертируемой валюте. Это потребует или получения новых внешних займов (что осложняет проблему возврата внешнего долга), или соответствующего роста экспорта как основного источника получения конвертируемой валюты. [22,c.8]

  Если рассматривать  структуру валового внешнего долга (рис. 3), то долг органов самоуправления в 2009 году составил 22%, органов денежно-кредитного регулирования – 18%, банков – 16%, других секторов экономики – 41%.

  

  Рисунок 3. Структура валового внешнего долга  Беларуси

                                   по состоянию на 01.01.2010 

  Особое  внимание следует обратить на рост внешнего государственного долга. Законом  о бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливается  лимит внешнего госдолга (максимально  допустимая сумма внешнего госдолга по состоянию на конец финансового (бюджетного) года) и определяются основные направления использования внешних  государственных займов [22,c.8].

  В 2009 году Беларусь увеличила лимит внешнего государственного долга на 33% - с 6 до 8 млрд долл. США. Лимит внешнего государственного долга был увеличен в связи  с тем, что страна рассчитывала на активное получение в 2009 году внешних  заимствований: очередных траншей  кредитов МВФ и 500 млн долл. США ( завершающей  части) из российского кредита [21,c.8].

  На начало 2010 г. отношение долга органов  госуправления к ВВП  составило 10,1%. Кроме долга органов госуправления  в государственный внешний долг следует включать и долг органов  денежно-кредитного регулирования ( в  этот долг в соответствии с методологией платёжного баланса включён кредит МВФ, полученный правительством в 2009 г. по программе stand-by). В итоге государственный долг составил в 2009 году 8787 млн долл. США, или 18% к ВВП (при нормативе безопасного уровня внешнего госдолга 20% ВВП) [22,8].

  Лимит внешнего госдолга Беларуси, утверждённый в  бюджете на 2010 год, сначала был  установлен в размере 9,5 млрд долл. США. В мае 2010 г. этот лимит был повышен  до 11 млрд долл. США в соответствии с Указом Президента РБ от 13.05.2010 №245 «О выпуске государственных облигаций  Республики Беларусь». По состоянию  на 01.04.2010 внешний госдолг оценивался в 8,4 млрд долл. США. Повышение лимита государственного внешнего долга до 11 млрд долл. США означает, что в 2010 году наше государство намерено продолжить активную политику заимствования под  государственные гарантии на внешних  рынках и у международных финансовых организаций. Данная сумма должна составить  около 2,5 млрд долл. США. В первую очередь  – это кредиты в рамках новой  программы с МВФ и размещение государственных облигаций (евробондов) на внешних рынках [22,c.8].

  Таким образом, привлечение внешних займов по-прежнему рассматривается в основном как  источник финансирования дефицита текущего счёта платёжного баланса. Действия государства свидетельствуют: проблема дефицита текущего счёта рассматривается  в сложившихся условиях как негативное последствие мирового финансово-экономического кризиса. Ожидается, что скорое восстановление мировой экономики и, соответственно, внешнего спроса обеспечит существенное сокращение отрицательного внешнеторгового  сальдо. Рост экспорта обеспечит приток валюты в страну и отпадёт необходимость  в наращивании внешних заимствований. Однако следует заметить, что стимулирование внутреннего производства без осуществления  структурной перестройки обуславливает  сохранение высокого уровня промежуточного импорта и является фактором дальнейшего  роста отрицательного сальдо текущего счёта, погашение которого возможно в основном путём расширения внешних  заимствований.

  Важным  показателем оценки внешней задолженности  страны является отношение суммы  платежей по обслуживанию внешнего долга  к стоимостному объёму ВВП, показывающее, какая часть ВВП направляется на погашение внешних долговых обязательств государства  [22,c.9].

  Пороговое значение по данному показателю составляет 5%. В 2009 году в Беларуси отношение  суммы платежей по обслуживанию валового внешнего долга к стоимостному объёму ВВП составило 11,9%.

  Ещё одним  показателем, используемым при анализе  внешнего долга, является норма обслуживания долга, которая рассчитывается как  отношение суммы платежей по обслуживанию внешнего долга к стоимостному объёму экспорта товаров и услуг. В мировой  практике принято считать такое  отношение критическим, если оно  превышает 20-25%.

  В 2009 году в Беларуси на 6% выросла доля расходов по обслуживанию внешнего долга в  выручке от экспорта товаров и  услуг, и на 01.01.2010 эта доля составила 23,4%, то есть её значение находилось на критическом уровне (рис.4).

  

  Рисунок 4. Изменение относительных показателей

  обслуживания  внешнего долга Республики Беларусь в 2006-2010 годах 

  До мирового финансового кризиса система  фиксированного валютного курса  обеспечивала относительную предсказуемость  расходов по обслуживанию внешнего долга. Девальвация белорусского рубля  в начале 2009 г. и кризисное снижение объёмов экспорта сделали объёмы ежегодных выплат по внешнему долгу  более дорогими в рублёвом выражении.

Информация о работе Государственный долг и управление им