Государственный долг и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1 . Экономическая сущность и причины образования
государственного долга
1. Экономическое содержание гос. долга…………………………..5
2. Классификация гос. долга…………………………………………9
3. Последствия гос. долга для экономики стран……………………13

2. Управление государственным долгом
2.1. Зарубежный опыт управления гос. долгом……………………...15
2.2. Способы и методы управления гос. долгом……………………..18
2. Государственный долг в Республике

Беларусь. Пути его совершенствования………………………………...24
Заключение………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 115.73 Кб (Скачать документ)

  Особое  внимание следует обратить на рост внешнего долга банковского сектора  в конце 2009 г. Несмотря на то, что  удорожание внешних ресурсов в 2008 году способствовало некоторому повышению  интереса белорусских банков к внутренним источникам средств, внешний долг банков в конце 2008 года и в течение 2009 года продолжал увеличиваться. Так, если внешний долг банков в I квартале 2009 г. сократился на 8% по сравнению с состоянием на начало года, то на 01.07.2009 внешний долг банковского сектора увеличился до 3148,8 млн долл. США, или на 2,2% по сравнению с состоянием на 01.01.2009 (когда составлял 3081,1 млн долл. США), на 01.10.2009 составил 3119,8 млн долл. США, на 01.01.2010  - 3553 млн долл. США.

  Положительным является изменение структуры внешнего долга банков – увеличение доли долгосрочного долга с 37% на 01.07.2008 до 52% на 01.01.2009 и до 52,8% на 01.01.2010 (рис.5).

  

  Рисунок 5. Динамика внешнего долга белорусских  банков в 

  2008 – 2009 годах 

  Однако  увеличение внешнего долга банков, даже долгосрочного, ведёт к повышению  степени рискованности проведения банковских операций. Банкам следует  более взвешенно подходить к  анализу рисков, связанных с внешними заимствованиями, и в большей  степени ориентироваться на привлечение  вкладов населения как наиболее стабильного источника привлечения  средств.

  Мировой опыт показывает, что ограничение  роста внешней задолженности  банков возможно путём использования  следующих инструментов денежно-кредитного регулирования:

  • прямого ограничения доли внешнего долга в пассивах банка;
  • дифференциации требований по обязательному резервированию (повышению норм резервирования по обязательствам в иностранной валюте перед организациями-нерезидентами);
  • ограничения открытой валютной позиции;
  • осуществления стерилизованных валютных интервенций для снижения привлекательности внешнего заимствования;
  • создания благоприятных условий для формирования долгосрочного, а не краткосрочного внешнего долга (путём дифференциации резервных требований, размещения еврооблигаций и других долговых бумаг)[25].

  Необходимо  развитие альтернативных каналов привлечения  ресурсов банками: стимулирование долгосрочных сбережений населения, поддержка развития других финансовых посредников, развитие внутреннего фондового рынка  как источника фондирования. Кроме  того, необходимо развитие рынка производных финансовых инструментов для возможности хеджирования банками рисков, возникающих в результате активного внешнего заимствования.

  Вышеназванные положения являются составляющими  Программы управления внешним долгом Республики Беларусь. Реализация такой  программы очень важна, так как  управление внешним непосредственно  влияет на экономический рост, уровень  инфляции, ссудного процента, занятости, объёма инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики[26].

  В будущем  целесообразно контролировать и  ограничивать внешние заимствования  предприятий и организаций не только финансового, но и нефинансового  сектора.

  Как направление  сокращения внешнего долга будет  являться разработка и реализация механизма  конверсии долгов предприятий в  инвестиции. Кроме того, необходимо разработать меры по ограничению  открытых валютных позиций всех хозяйствующих  субъектов (не только банков) – как  коротких, так и длинных по финансовым операциям спекулятивного характера[27]. Целесообразно обязать всех субъектов хозяйствования вести открытую валютную позицию и ограничить её в процентном соотношении с собственным капиталом примерно так, как это делают банки[28]. В настоящее время объёмы операций предприятий с инвалютными активами не ограничиваются. Предприятия могут осуществлять кроме основной деятельности финансовые операции спекулятивного характера. При проведении таких операций  существует риск получения убытков субъектами хозяйствования в размерах, превышающих величину собственного капитала[29].

  Использование мирового опыта управления внешним  долгом позволит открыть широкие возможности по привлечению заемных средств иностранных инвесторов, а также сократить стоимость обслуживания внешнего долга Республики Беларусь. А эффективное использование и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе сделает возможным увеличение экспорта, улучшение торгового баланса страны, а также увеличение ВВП и укрепление государственного бюджета страны[30].

  Таким образом, разумное управление государственным  долгом будет служить источником ускоренного социально-экономического развития и укрепления финансового  положения для Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

  Интенсификация международного обмена, начавшаяся во второй половине ХХ в., привела к усилению финансовой взаимозависимости между его сторонами. Одним из основных проявлений такой зависимости стало то, что сегодня в мире практически нет стран, которые бы не имели государственного долга, под которым в общем виде понимают задолженность правительства юридическим и физическим лицам - своим и иностранным, правительствам других стран.

  Его образование, прежде всего, обусловлено противоречиями между потребностями государства и его возможностями финансирования их. Изменения в структуре собственности в последние десятилетия привели к перераспределению источников доходов, в т.ч. государственных. Они стали более разнообразными, а поступление денежных средств в централизованные фонды государства многоступенчатыми. Несмотря на увеличение источников доходов, в то же время поступающие средства не обеспечивают потребности в них государства. Последнее всегда испытывало недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего является образование дефицита бюджета, а вместе с ним и госдолга. Перед государством поэтому встает проблема, с одной стороны, поиска дополнительных источников средств, а с другой - эффективного и действенного их использования. Такими источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.

  Таким образом, государственный долг, представленный долгом внутренним и внешним, обусловлен наличием ряда причин, которые могут влиять на его образование и развитие как обособленно, так и все вместе. Однако основой формирования государственного долга является наличие бюджетного дефицита в стране, источником покрытия которого и является изучаемое в настоящей работе явление.

  Вместе с решение проблемы потребности в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в тоже время влечет ряд негативных явлений и последствий, связанных с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности экономики и производственного потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового кризиса.

  Для избежания таких проблем необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным долгом.

  В целом проблемы государственного заимствования лежат в сфере макроэкономической политики, проводимой государством. Как следствие эффективное использование и погашение привлеченных средств в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта и объема ВВП, укреплением государственного бюджета и совершенствованием бюджета налоговой политики, четким разграничением полномочий в области управления государственным долгом на республиканском и местном уровнях, стабилизацией ситуации в предпринимательском секторе, эффективным использованием привлекаемых ресурсов и своевременным исполнением обязательств. Кроме того, в построении своей системы взаимоотношений в области регулирования и управления госдолгом, следовало бы использовать опыт зарубежных стран - как положительный, так и отрицательный (для избежания ошибок).

  Таким образом, государственный долг, как и любое значимое в жизни государства явление, понятие неоднозначное. Тем не менее, оно может принести экономике весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им.

 

  

  Список  использованной литературы: 

   1.  Пилипенко, курс финансового права. Минск, 2010

   2. Учебное пособие под редакцией Сорокиной Т. В. МН: БГЭУ, 2003, 289 с.

   3.  Бюджетный кодекс РБ от 22 июня 2008 г.

  4. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие/под редакцией М. В. Романовского, О. В. Врублёвского, Москва, 2010 г.

  5. Головачёв Д. Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. – М.:ЧеРо, 1998.

   6. Макроэкономика: учебное пособие/ под редакцией Лемешевского, Минск, 2009 г.

   7. Носова С. С. Экономическая теория, 2003.

  8. www.Economica & Upravlenie.ru.

   9. Руководящие принципы управления государственным долгом. Сопроводительный документ. Подготовлен МВФ и ВБ(ноябрь 2008)

   10. Банковский вестник, апрель №10, 2010.

   11. www.Allbest.ru.

   12.  Рыбалко Г. П. Зарубежный опыт управления гос. долгом//Финансы №6, 2000 г.

  13. Экономика, учебное пособие/под редакцией Грязновой А. Г.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001, 812 с.

   14. Реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005гг.: Материалы межвузовской студенческой научно-теоретической конференции. Пинск, 22 мая 2003г.-Мн.:БГЭУ, 2003. 387с.

  15. Раков А., Илюкевич С. Инструментарии управлении государственным долгом// Вестник ассоциации белорусских банков, 2003 № 1. С 16-21.

   16. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие.-М.:ГУ ВШЭ,2002г.512с.

   17. Раков А. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация (на примере Республики Беларусь)// Белорусский банковский бюллетень, 2000 №44.С.27-38.

   18. Грицюк Т.В. Управление государственным долгом //Дайджест-финансы,2004г.№10.С.25-35.

   19. Раков А. Стратегии заимствования на рынке государственных ценных бумаг// Белорусский банковский бюллетень, 2000 № 9.С.34-41.

   20. Финансы и кредит: учебник/ под  редакцией М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой –М., 2006.

   21. Банковский вестник, январь  №1, 2010.

   22. Маркусенко М. Финансовый директор, №6, 2010.

   23. LIBOR[London Interbank Offered Rate].

   24. www.minfin.by

   25.   Жук И. Банковский вестник – 2010 №1.

   26. Цедрик . Вестник Ассоциации белорусских банков – 2005 №21.

  27.  Жук И. Банковский вестник/2010 №10.

  28. Жук И. Банковский вестник/2010 №13.

  29. Сборник научных работ студентов. Выпуск 2. Гомель, 2004. Демускова Н. М.

  30. Курлыпо А. Внешнее финансирование – шаг к развитию экономики // Финансы. Учет. Аудит. – 2004. - №11. 

 

 

    
 

     
 
 
 
 

    
 

 

   
 
 
 
 

Информация о работе Государственный долг и управление им