Характеристика системы межбюджетных трансфертов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе законодательства и правоприменительной практики, а также теоретических источников в области бюджетного права и судебной практики выявить сущность межбюджетных трансфертов, систему правового регулирования предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, обосновать, что взаимосвязанная группа норм, регулирующая предоставление бюджетных средств уполномоченными субъектами одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации представляет собой институт межбюджетных трансфертов в системе бюджетного права Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Предоставление межбюджетных трансфертов как элемент
механизма функционирования межбюджетных отношений 7
2. Анализ действующего порядка предоставления
межбюджетных трансфертов 18
3. Совершенствование системы межбюджетных
трансфертов в РФ 33
Заключение 44
Список использованных источников и литературы 46

Работа состоит из  1 файл

межбюджетные трансферты.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

     Тема 9. Характеристика системы  межбюджетных трансфертов  в РФ 
 

     Содержание  

     Введение          3

     1. Предоставление межбюджетных трансфертов как элемент

механизма функционирования межбюджетных отношений   7

     2. Анализ действующего порядка предоставления

межбюджетных трансфертов        18  

     3. Совершенствование системы межбюджетных

трансфертов в РФ         33

     Заключение         44

     Список  использованных источников и литературы   46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В начале 90-х годов была сформирована современная бюджетная система Российской Федерации, представляющая собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Основными задачами повышения эффективности  межбюджетных отношений до 2008 года являлось укрепление финансовой состоятельности субъектов Российской Федерации, создание системы стимулов для увеличения собственной доходной базы и улучшения качества управления финансами, повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов.

     В концепции межбюджетных отношений  и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации  и муниципальных образований до 2013 года предусмотрено продолжение работы по приведению расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствие с разграничением полномочий, формирование стимулов к увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствование механизма предоставления межбюджетных трансфертов и формирование нового качества финансового менеджмента в сфере управления региональными и муниципальными финансами.

     Предоставление  межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации  и бюджетам местного самоуправления на современном этапе развития государственности  в Российской Федерации обусловлено целым рядом факторов и, прежде всего - экономической несостоятельностью большинства территориальных образований, вызванной неравномерным распределением экономического потенциала.

     Несмотря  на положительные изменения в  системе межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются существенные диспропорции доходных поступлении и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     Эффективность предоставления межбюджетных трансфертов (при условии, если сбалансированы другие элементы бюджетной системы) в межбюджетных отношениях во многом зависит от действующих  принципов и критериев их распределений, т.е. от всего того, что лежит непосредственно в сфере правового регулирования отношений по предоставлению и использованию межбюджетных трансфертов. Именно в области правового регулирования межбюджетных трансфертов накопилось в действующем законодательстве немало противоречий, которые обусловлены как недостатками действующего законодательства, так и незавершенностью реформирования преобразований в области административно - территориального устройства Российской Федерации.

     Межбюджетные  отношения - один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения между бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции для обеспечения населения

бюджетными  услугами.

     В этой связи совершенствование правового  регулирования и оптимизация  межбюджетных отношений в условиях постоянной эволюции бюджетного законодательства, а также межбюджетных трансфертов  представляют особую актуальность и  научную обоснованность данной работы.

     Теоретической основой исследования послужили  труды ученых, занимающихся изучением  проблем финансового и бюджетного права: Н. М. Артемова, Е. М. Ашмариной, К. С. Вельского, О. В. Болтиновой, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, Ю. В. Друговой, С. В. Запольского, М. Ф. Ивлиевой, М. В. Карасевой,Ю. А. Крохиной, Т. В. Конюховой, А. Н. Козырина, И. И. Кучерова, Г. В. Петровой, М. И. Пискотина, Э. Д. Соколовой, Ю. Л. Смирниковой, Г. П. Толстопятенко, Д. Е. Фадеева, Н. И. Химичевой, А. А. Ялбулганова и др.

     Для более глубокого изучения сущности межбюджетных трансфертов и их правового  регулирования автором были использованы труды ученых экономистов: А. Г. Аганбегяна, М. П. Афанасьева, Т. Г. Нестеренко и других.

     Объектом  курсового исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу сущности, оснований предоставления и использования межбюджетных трансфертов бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также теоретические и практические вопросы правового регулирования межбюджетных трансфертов в Российской Федерации.

     Предметом курсового исследования являются совокупность правовых

норм, регулирующих межбюджетные трансферты в Российской Федерации, а также комплекс теоретических  положений по теме исследования, состояние правового регулирования межбюджетных отношений, основные направления и способы их совершенствования.

     Цель  курсового исследования состоит в том, чтобы на основе законодательства и правоприменительной практики, а также теоретических источников в области бюджетного права и судебной практики выявить сущность межбюджетных трансфертов, систему правового регулирования предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, обосновать, что взаимосвязанная группа норм, регулирующая предоставление бюджетных средств уполномоченными субъектами одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации представляет собой институт межбюджетных трансфертов в системе бюджетного права Российской Федерации.

     В соответствии с обозначенной целью  курсового исследования ставятся следующие задачи:

     - рассмотрение предоставления межбюджетных трансфертов как элемент механизма функционирования межбюджетных отношений;

     - анализ действующего порядка предоставления межбюджетных трансфертов;

     - рассмотреть пути совершенствования системы межбюджетных трансфертов в РФ.

     Методологической  основой исследования служит диалектический метод научного познания социальных и правовых явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе курсового исследования, достигается за счет комплексного применения методов: историко-правового анализа, системно-структурного, сравнительно-правового, статистического, формально-юридического, логико-теоретического, а также методов описания понятий и терминов, анализа, толкования, классификации.

     В качестве методологической базы в настоящем исследовании используются как юридические, так и экономические теории, выработанные наукой и практикой постулаты финансово-правового и планово-бюджетного регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Предоставление межбюджетных  трансфертов как  элемент механизма  функционирования межбюджетных отношений 

     Само  понятие межбюджетных отношений  является более широким по отношению  к понятию межбюджетных трансфертов, межбюджетные трансферты предоставляются  и используются в рамках межбюджетных отношений, но действующая гл. 16 БК РФ не акцентирует внимание на этих вопросах и вообще не проводит параллель и взаимосвязь межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов, ограничиваясь лишь определением межбюджетных отношений в ст. 6 БК РФ "Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе".

     В ранее действовавшей редакции ст. 129 гл. 16 БК РФ "Основы межбюджетных отношений" давалось определение понятия межбюджетных отношений, перечислялись принципы межбюджетных отношений, что позволяло  иметь общее представление о  том, каким образом должны строиться взаимоотношения между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. В ныне действующей гл. 16 БК РФ ни понятия, ни принципов межбюджетных отношений нет, зато гл. 5 БК РФ "Принципы бюджетной системы Российской Федерации" пополнилась двумя новыми принципами бюджетной системы: принципом разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и принципом равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Представляется, что механическое присоединение принципов межбюджетных отношений к принципам бюджетной системы Российской Федерации является методологически неверным, поскольку названные два принципа характеризуют не построение бюджетной системы, а именно взаимоотношения бюджетов внутри этой системы. Исключение понятия межбюджетных отношений и принципов межбюджетных отношений из гл. 16 БК РФ и перенос их в другие структурные части Кодекса нарушают логическую взаимосвязь между нормами права, регулирующими межбюджетные отношения и межбюджетные трансферты. По нашему мнению, законодателю следовало, во-первых, сохранить название гл. 16 в прежней редакции - "Межбюджетные отношения", во-вторых, сохранить в гл. 16 определение понятия межбюджетных отношений и перечисление принципов, на которых они основываются, в-третьих, указать на взаимосвязь категорий межбюджетные отношения и межбюджетные трансферты. Это сделало бы правовое регулирование межбюджетных отношений в БК РФ более логичным и понятным.

     Межбюджетные  отношения определяются как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ). Это определение межбюджетных отношений более полное по сравнению с прежним, ранее содержавшимся в ст. 129 БК РФ, где межбюджетные отношения определялись как отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, но в то же время не лишено недостатков. Так, законодатель опять не учел неоднократно высказывавшееся мнение в научной литературе <*> о том, что в межбюджетные отношения вступают не органы государственной или местной власти как самостоятельные субъекты финансового права, а непосредственно общественно-территориальные образования в целом, т.е. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Общественно-территориальные образования вступают в финансовые правоотношения посредством специально уполномоченных органов власти.

     Другим  недостатком определения межбюджетных отношений является использование  словосочетания "по вопросам регулирования бюджетных правоотношений", грамотнее с точки зрения юридической техники было бы написать "по вопросам регулирования бюджетных отношений". Дело в том, что когда в нормативном правовом акте речь идет о регулировании, то понимается правовое регулирование, а нормы права регулируют, в свою очередь, общественные отношения, а не правоотношения; общественные отношения становятся правоотношениями в том случае, если они будут урегулированы нормами права.

     Поэтому точнее было бы дать определение межбюджетных отношений как взаимоотношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

     Межбюджетные  трансферты определяются как средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 БК РФ). Исходя из анализа определений межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов, можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты осуществляются в рамках межбюджетных отношений. Поэтому, несмотря на новое наименование гл. 16 БК РФ "Межбюджетные трансферты", нормы, содержащиеся в ней, регулируют не что иное, как межбюджетные отношения.

Информация о работе Характеристика системы межбюджетных трансфертов в РФ