Характеристика системы межбюджетных трансфертов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе законодательства и правоприменительной практики, а также теоретических источников в области бюджетного права и судебной практики выявить сущность межбюджетных трансфертов, систему правового регулирования предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, обосновать, что взаимосвязанная группа норм, регулирующая предоставление бюджетных средств уполномоченными субъектами одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации представляет собой институт межбюджетных трансфертов в системе бюджетного права Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Предоставление межбюджетных трансфертов как элемент
механизма функционирования межбюджетных отношений 7
2. Анализ действующего порядка предоставления
межбюджетных трансфертов 18
3. Совершенствование системы межбюджетных
трансфертов в РФ 33
Заключение 44
Список использованных источников и литературы 46

Работа состоит из  1 файл

межбюджетные трансферты.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

     Установлена возможность самостоятельного определения субъектами Российской Федерации необходимого размера предоставляемого обеспечения соответствующих обязательств при предоставлении субъектами Российской Федерации государственных гарантий по банковским кредитам, привлекаемым юридическими лицами, расширены возможности регионов и муниципалитетов по привлечению бюджетных кредитов за счет установления права предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам на срок до 3 лет, а также предоставлено право формирования фондов финансовых резервов субъектов Российской Федерации.

     Принятие  постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 392 "О  формировании, предоставлении и распределении  субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" позволило сформировать единые методологические подходы к предоставлению и созданию условий для обеспечения эффективного использования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

     Действенным стимулом проведения ответственной финансовой политики стали субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов, предоставляемые на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам в целях активизации деятельности по финансовому оздоровлению, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса и стимулирования экономических реформ в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

     Системной стала методологическая помощь субъектам  Российской Федерации и муниципальным образованиям по совершенствованию управления бюджетным процессом. Министерством финансов Российской Федерации разработаны проекты типовых нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по бюджетному процессу для реализации реформы местного самоуправления, а также методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     Современный этап развития в Российской Федерации  взаимоотношений между органами власти всех уровней по вопросам оказания государственных услуг предполагает дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений и повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

     Действующая система разграничения расходных  обязательств между органами власти на разных уровнях бюджетной системы в отдельных случаях требует корректировки в целях возложения ответственности за обеспечение предоставления бюджетных услуг на органы публичной власти, способные сделать это наиболее эффективно.

     В ряде субъектов Российской Федерации остается низким качество управления бюджетным процессом, свидетельством чего являются высокий по сравнению со среднероссийским уровнем уровень просроченной кредиторской задолженности по отношению к их собственным доходам, низкое качество финансового планирования, а также недостаточное использование современных процедур и методов управления бюджетным процессом в каждой из фаз бюджетного цикла.

     В целях установления единого подхода  в субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях к утверждению объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности при среднесрочном планировании, а также повышения возможностей субъектов Российской Федерации выравнивать бюджетную обеспеченность муниципальных районов (городских округов) при изменении показателей, используемых при расчете на очередной финансовый год и на плановый период, представляется целесообразным предоставить субъектам Российской Федерации право утверждения на плановый период нераспределенного между муниципальными образованиями объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в устанавливаемых бюджетным законодательством Российской Федерации размерах. Аналогичным правом следует наделить муниципальные районы в случае составления и утверждения бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

     Необходимо  предусмотреть в Бюджетном кодексе  Российской Федерации требования к  порядку определения объема дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских  округов) и дотаций на выравнивание бюджетов поселений, предусматривающие определение их объема исходя из необходимости достижения уровня бюджетной обеспеченности, устанавливаемого законодательными органами субъектов Российской Федерации.

     Механизм  предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законами субъектов Российской Федерации, не обеспечивает значительного сокращения различий в уровне расчетных налоговых доходов муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, на территории которых расположены муниципальные образования, имеющие чрезмерно высокий налоговый потенциал, сформированный по не зависящим от деятельности органов местного самоуправления причинам. В то же время указанный механизм не стимулирует органы местного самоуправления к проведению мер по увеличению налогового потенциала на соответствующей территории. Необходима корректировка механизма предоставления указанных субсидий, ориентированная на изъятие сверхдоходов с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и создание дополнительных стимулов муниципальным образованиям к увеличению налогового потенциала путем установления прогрессивной шкалы изъятия.

     В связи с существенным ростом доли узкоцелевых межбюджетных трансфертов  необходимо проведение комплексной оценки эффективности межбюджетных трансфертов, предоставляемых субъектам Российской Федерации в форме субсидий в соответствии с принципами, согласно которым выделение субсидий целесообразно лишь в случаях, когда субсидии:

     - направлены на снижение значительных различий в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг между субъектами Российской Федерации;

     - предусматривают повышение качества (объема) предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по Российской Федерации до установленного в Российской Федерации или субъектах Российской Федерации показателя;

     - обусловлены неравномерным распределением потребителей отдельных государственных (муниципальных) услуг по субъектам Российской Федерации.

     Необходимо установить требования к порядку предоставления субсидий, предусматривающие недопустимость установления нескольких субсидий по одному направлению, определение четких конечных целей и сроков их достижения, по завершении которых предоставление субсидий должно быть прекращено.

     Уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  должен определяться как с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) - получателя субсидии, так и оценки показателей, характеризующих сроки достижения целей софинансирования и степень отставания в уровне качества предоставления бюджетной услуги. В порядке предоставления субсидий может содержаться условие о недопущении снижения объемов расходов на оказание услуг, софинансируемых из вышестоящего бюджета со стороны субъекта Российской Федерации и муниципального образования - получателя субсидии в течение всего срока софинансирования.

     Необходимо  продолжение работы по объединению отдельных субсидий в состав соответствующих консолидированных субсидий. В то же время цели и условия предоставления консолидированных субсидий могут сохраняться с учетом ранее действующих субсидий, включенных в состав консолидированной субсидии.

     Предоставление консолидированных субсидий предусматривает больше прав по использованию финансовых ресурсов и достижению поставленных целей предоставления государственных (муниципальных) услуг их получателями. Получатель субсидии должен иметь возможность самостоятельно распределять выделенные средства по направлениям, включенным в субсидию с условием обеспечения достижения поставленных перед ним целей и решения конкретных задач.

     Органом власти, осуществляющим государственную  политику в соответствующей сфере, должны быть определены перечень показателей, характеризующих качество государственных (муниципальных) услуг, их целевых значений, а также система отчетности.

     Органам власти, осуществляющим предоставление консолидированных субсидий, необходимо предоставить право предусматривать приостановление и в ряде случаев сокращение предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, не обеспечивающим достижение целевых значений показателей качества государственных (муниципальных) услуг.

     В ряде случаев необходимо переходить от предоставления субсидий к конкурсной системе их выделения из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на структурные преобразования, что позволит существенно оптимизировать расходы соответствующих бюджетов при сохранении стимулов по выполнению расходных обязательств.

     При предоставлении финансовой помощи из федерального бюджета уровень софинансирования следует устанавливать с учетом уточненного уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации  в соответствии со сложившейся экономической ситуацией.

     В последнее время сложилась широкая  практика делегирования 

расходных обязательств с передачей субвенций  как между органами государственной  власти, так и между органами государственной  власти и органами местного самоуправления.

     Для повышения эффективности предоставления делегированных государственных (муниципальных) услуг необходимо установление положения  об утверждении в составе методик  расчетов субвенций поправочных  коэффициентов, учитывающих фактический  уровень охвата населения передаваемыми государственными (муниципальными) услугами, что позволит снизить объем неиспользованных средств субвенций по отдельным делегированным полномочиям. Необходимо повысить эффективность контроля за качеством исполнения передаваемых полномочий.

     В целях расширения возможностей управления бюджетными средствами, предусмотренными на осуществление делегированных обязательств, следует проработать вопрос о  предоставлении субвенций на финансовое обеспечение нескольких делегированных обязательств в форме консолидированной субвенции.

     В ближайшие годы предстоит совершенствовать механизмы оказания финансовой помощи отдельным муниципальным образованиям.

     Правоприменительная практика показала недостатки системы  присвоения статуса наукограда и  механизмов оказания им финансовой поддержки. Система оказания финансовой поддержки не ориентируется на стимулирование существенного ускорения инновационного развития.

     Как показала практика применения Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", существует необходимость совершенствования действующего порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам закрытых административно-территориальных образований. Необходимо установить реальную взаимосвязь конкретных механизмов предоставления государственной финансовой поддержки закрытых административно-территориальных образований с учетом особенностей их функционирования и реализации местного самоуправления на территории таких образований. В первую очередь это относится к межбюджетным трансфертам на обеспечение жильем выезжающих из закрытых административно-территориальных образований граждан. Правовая неурегулированность этого вопроса по экономическому содержанию (мера социальной поддержки или ограничение проживания граждан в связи с особым режимом закрытого административно-территориального образования) и по определению категорий граждан, подлежащих отселению, снижает эффективность использования выделяемых средств.

     Представляется  целесообразным рассмотреть возможность  выработки принципиально новых подходов к финансированию переселения граждан из закрытых административно-территориальных образований, используя положительную практику действующих адресных механизмов выплаты субсидий на обеспечение жильем и (или) жилищные сертификаты.

     Для повышения эффективности предоставления финансовой помощи из федерального бюджета  бюджетам закрытых административно-территориальных  образований необходимо консолидировать  межбюджетные трансферты указанным  муниципальным образованиям, обусловив  предоставление консолидированного трансферта необходимостью достижения установленных целей.

     В целях совершенствования системы  разграничения расходных обязательств между субъектами Российской Федерации  и муниципальными образованиями  на разных уровнях бюджетной системы необходима дальнейшая ее корректировка, предусматривающая возложение на соответствующие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования таких полномочий, которые могут быть наиболее эффективно ими выполнены, в частности полномочия по обеспечению деятельности милиции общественной безопасности, мировых судей, судебно-медицинской экспертизы и др.

Информация о работе Характеристика системы межбюджетных трансфертов в РФ