Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе законодательства и правоприменительной практики, а также теоретических источников в области бюджетного права и судебной практики выявить сущность межбюджетных трансфертов, систему правового регулирования предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, обосновать, что взаимосвязанная группа норм, регулирующая предоставление бюджетных средств уполномоченными субъектами одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации представляет собой институт межбюджетных трансфертов в системе бюджетного права Российской Федерации.
Введение 3
1. Предоставление межбюджетных трансфертов как элемент
механизма функционирования межбюджетных отношений 7
2. Анализ действующего порядка предоставления
межбюджетных трансфертов 18
3. Совершенствование системы межбюджетных
трансфертов в РФ 33
Заключение 44
Список использованных источников и литературы 46
52,0 млрд. рублей в 2013 году.
Необходимо
также отметить, что законопроектом
с 2011 года предусматривается увеличение
ставки предоставления бюджетных кредитов
из федерального бюджета: с одной четвертой
до одной второй ставки рефинансирования,
а на строительство, реконструкцию, капитальный
ремонт, ремонт и содержание автомобильных
дорог общего пользования (за исключением
автомобильных дорог федерального значения)
- до одной трети ставки рефинансирования.
Таблица 2.4 - Сводные данные о прогнозируемых расходах федерального бюджета на межбюджетные трансферты на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
сводная бюджетная роспись* | проект | проект | проект | |
в млрд. рублей | ||||
Межбюджетные трансферты по всем разделам бюджетной классификации расходов - всего | 1323,7 | 1259,4 | 1023,5 | 963,2 |
изменения к предыдущему году: | ||||
сумма | -64,3 | -235,9 | -60,3 | |
% | -4,9 | -18,7 | -5,9 | |
1) Раздел 14. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера - всего | 575,6 | 569,8 | 443,7 | 442,4 |
изменения к предыдущему году: | ||||
сумма | -5,8 | -126,1 | -1,3 | |
% | -1 | -22,1 | -0,3 | |
в том числе: | ||||
Подраздел 14 01. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации | 397,0 | 397,0 | 397,0 | 397,0 |
Подраздел 14 02. Иные дотации | 106,2 | 126,3 | 35,1 | 35,1 |
изменения к предыдущему году: | ||||
сумма | 20,1 | -91,2 | 0,0 | |
% | -35,8 | -75 | -11,2 | |
2) Межбюджетные трансферты целевого характера - всего | 748,1 | 689,6 | 579,8 | 520,8 |
изменения к предыдущему году: | ||||
сумма | -58,5 | -109,8 | -59,0 | |
% | -7,8 | -15,9 | -10,2 |
Анализ приведенных в таблице данных показывает, что общая доля межбюджетных трансфертов по всем разделам классификации расходов федерального бюджета (без учета трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов) в ВВП в 2011-2013 годах ежегодно снижается.
Аналогичная тенденция снижения прослеживается также и по показателю доли межбюджетных трансфертов в общих расходах федерального бюджета.
В
2011 году существенных изменений в
структуре межбюджетных трансфертов,
предоставляемых бюджетам субъектов
Российской Федерации, по сравнению
с 2010 годом не произойдет.
Таблица 2.5 - Распределение межбюджетных трансфертов без учета межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов в 2011 году по разделам классификации бюджетных расходов
Наименование раздела | в % |
Общегосударственные вопросы | 0,4 |
Национальная оборона | 0,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1,8 |
Национальная экономика | 26,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 2,1 |
Охрана окружающей среды | 0,1 |
Образование | 2,1 |
Культура и кинематография | 0,6 |
Здравоохранение | 6,1 |
Социальная политика | 13,4 |
Физическая культура и спорт | 1,8 |
Средства массовой информации | 0,0 |
Итого | 54,8 |
Межбюджетные
трансферты бюджетам субъектов Российской
Федерации и муниципальных |
45,2 |
Всего | 100 |
В 2012- 2013 годах в связи с сокращением расходов федерального бюджета на субсидии (межбюджетные субсидии) бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований их доля в структуре межбюджетных трансфертов уменьшится и составит 30,4 % и 25,3 % соответственно (в 2013 году на 9,9 процентного пункта меньше, чем в 2011 году), а доля дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований увеличится до 44,9% в 2013 году (на 3,3 процентного пункта) и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - до 26,6 % в 2013 году (на 7,1 процентного пункта).
Расходы
федерального бюджета на предоставление
межбюджетных трансфертов предусмотрены
по всем разделам классификации расходов
(за исключением раздела «
В
общем объеме межбюджетных трансфертов
без учета межбюджетных трансфертов бюджетам
государственных внебюджетных фондов
в 2011 году на долю нового раздела 14 «Межбюджетные
трансферты бюджетам субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
общего характера» приходится 45,2 %, а на
долю остальных разделов - 54,8 %.
Таблица 2.6 - Данные об объемах межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, распределенных согласно указанным приложениям к законопроекту, в 2011 -2013 годах
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
сводная бюджетная роспись* | проект | проект | проект | |
в млрд. рублей | ||||
Общий объем межбюджетных трансфертов - всего | 1 129,0 | 1 259,4 | 1023,5 | 963,2 |
в том числе: | ||||
Объем межбюджетных трансфертов, подлежащий распределению согласно приложениям к законопроекту, - всего | 762,0 | 800,7 | 710,0 | 674,5 |
из них: | ||||
распределенный объем | 752,1 | 791,1 | 639,0 | 582,9 |
в % к общему объему межбюджетных трансфертов | 66,6 | 62,8 | 62,4 | 60,5 |
нераспределенный остаток | 9,9 | 9,53 | 71,0 | 91,6 |
в % к распределенному объему | 1,3 | 1,2 | 11,1 | 15,7 |
Анализ приведенных данных показывает, что распределенный объем межбюджетных трансфертов в 2011 году составил 791,1 млрд. рублей, или 62,8 % общего их объема, что на 3,8 процентного пункта меньше, чем в 2010 году, и снижается в 2012 году до 639,0 млрд. рублей (62,4 %) и в 2013 году - до 582,9 млрд. рублей (60,5 %).
Нераспределенный резерв, предусмотренный по отдельным межбюджетным трансфертам в таблицах приложения 30, в 2011 году составил 9, 53 млрд. рублей, или 1,2 % распределенного объема межбюджетных трансфертов. Основная сумма нераспределенного остатка приходится на субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации (9,39 млрд. рублей). Сумма указанного резерва, предусмотренная по отдельным субвенциям, не превышает максимально допустимый размер нераспределенного объема субвенций (5 %), предусмотренный пунктом 2 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Общая распределенная сумма межбюджетных трансфертов, включая дотации (межбюджетные субсидии) конкретным бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по оценке Счетной палаты, в 2011 году составляет 854,9 млрд. рублей, или 69,7 % общей суммы межбюджетных трансфертов (в 2010 году - 72,9 % и 2009 году - 73,9 %).
В
разделе 14 «Межбюджетные трансферты
бюджетам субъектов Российской Федерации
общего характера» на долю дотации
на выравнивание бюджетной обеспеченности
бюджетов субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований
приходится в 2011 году 69,7%, иных дотаций
- 22,2 % и прочих межбюджетных трансфертов
бюджетам субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований общего характера
- 8,1 % общей суммы межбюджетных трансфертов
по разделу.
3.
Совершенствование
системы межбюджетных
трансфертов в
РФ
Одним из итогов совершенствования межбюджетных отношений является создание законодательной базы разграничения расходных полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В
целях обеспечения расходных
обязательств субъектов Российской
Федерации и муниципальных
Достигнут высокий уровень прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений. Более 95 процентов объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета распределяется на основе единых методик исходя из объективных показателей, адекватно отражающих факторы, определяющие потребность в финансировании. Распределение свыше 70 процентов объема межбюджетных трансфертов утверждается в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Переход к среднесрочному бюджетному планированию на федеральном уровне обусловил планирование межбюджетных трансфертов на среднесрочную перспективу. Большинство межбюджетных трансфертов распределено между субъектами Российской Федерации на 3 года, что создает условия для повышения качества финансового планирования в регионах.
Установление объективного порядка распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации позволило обеспечить гарантированный уровень доходов бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования расходных обязательств.
Принятие Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" расширило возможности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере управления государственными и муниципальными финансами.
В целях стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к развитию налогового потенциала и повышению качества управления региональными финансами Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены различные условия осуществления бюджетного процесса субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в зависимости от доли межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в объеме собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Принятие Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 310-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" обеспечило своевременную реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики и устранение правовой неопределенности в процессе применения отдельных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Информация о работе Характеристика системы межбюджетных трансфертов в РФ