Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе законодательства и правоприменительной практики, а также теоретических источников в области бюджетного права и судебной практики выявить сущность межбюджетных трансфертов, систему правового регулирования предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, обосновать, что взаимосвязанная группа норм, регулирующая предоставление бюджетных средств уполномоченными субъектами одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации представляет собой институт межбюджетных трансфертов в системе бюджетного права Российской Федерации.
Введение 3
1. Предоставление межбюджетных трансфертов как элемент
механизма функционирования межбюджетных отношений 7
2. Анализ действующего порядка предоставления
межбюджетных трансфертов 18
3. Совершенствование системы межбюджетных
трансфертов в РФ 33
Заключение 44
Список использованных источников и литературы 46
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, перечислены в ст. 142 БК РФ. К ним относятся:
1)
дотации из бюджета
2)
иные дотации и субсидии в
соответствии с нормативными
правовыми актами
3) субвенции из местных бюджетов бюджету субъекта Российской Федерации, зачисляемые в региональные фонды финансовой поддержки поселений, муниципальных районов и городских округов;
4)
субвенции из бюджетов
5)
средства, перечисляемые в федеральный
или региональный бюджет в
связи с погашением и (или)
обслуживанием муниципального
6)
иные безвозмездные и
Анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, являются только безвозмездные и безвозвратные перечисления; такая форма, как бюджетные кредиты, не предусмотрена. Во-вторых, межбюджетные трансферты могут предоставляться из местных бюджетов как нижестоящим местным бюджетам (например, бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов), так и бюджетам вышестоящих уровней бюджетной системы Российской Федерации - региональным и федеральному бюджетам. В-третьих, сами формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального и региональных бюджетов: дотации, субвенции и субсидии.
Таким образом, межбюджетные трансферты передаются как из бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы бюджетам нижестоящего уровня (например, из федерального бюджета региональным бюджетам), так и в обратном порядке (например, из региональных и местных бюджетов федеральному бюджету), а также могут предоставляться в рамках одного уровня бюджетной системы (например, из бюджета муниципального района бюджету поселений или из краевого (областного) бюджета бюджету автономного округа). Такой подход регулирования межбюджетных отношений в целом оправдан, поскольку позволяет более эффективно выравнивать социально-экономическое положение муниципальных образований, образованных на территории субъекта Российской Федерации,
и между
самими субъектами Российской Федерации.
2.
Анализ действующего
порядка предоставления
межбюджетных трансфертов
В 2011- 2013 годах прогнозируется ежегодный рост доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации при одновременном снижении их удельного веса в ВВП. Доходы и расходы указанных бюджетов в 2013 году увеличатся по сравнению с 2010 годом на 19,4 % и 13,9 % соответственно.
Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 - 2013 годах прогнозируется с дефицитом в сумме 296,7 млрд. рублей (0,6 % ВВП), 277,8 млрд. рублей (0,5 % ВВП) и 136,0 млрд. рублей (0,22 % ВВП) соответственно.
Увеличение доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 - 2013 годах прогнозируется в основном за счет роста поступлений налоговых и неналоговых доходов при одновременном сокращении объема, предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В 2011 году в связи с изменением налогового законодательства, а также увеличением тарифов страховых взносов достаточно высокая вероятность недопоступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации налога на прибыль организаций, земельного и транспортного
налогов.
В 2011 году предусматривается рост расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в основном за счет их текущих расходов.
Общий объем межбюджетных трансфертов по всем разделам классификации бюджетных расходов (без учета межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов) в 2011 году по сравнению с предыдущим годом снижается на 4,9 %, а в 2012 - 2013 годах - на 18,7 % и 5,9 % соответственно.
Доля указанных трансфертов будет снижаться как в общих расходах федерального бюджета, так и относительно объема ВВП.
На дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации законопроектом предусматривается выделить в 2011 - 2013 годах ежегодно по 396 995,7 млн. рублей, что соответствует уровню 2010 года.
Количество субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности региональных бюджетов, снижается с 70 субъектов в 2010 году до 68 субъектов в 2013 году (при распределении 80 % общего объема указанных дотаций).
В
целях обеспечения
Объем межбюджетных трансфертов, распределенный законопроектом между бюджетами субъектов Российской Федерации (согласно приложениям 30 и 31 к законопроекту), снижается с 61 % общего объема межбюджетных трансфертов в 2010 году до 62,2 % в 2013 году.
При формировании законопроекта не учтены ряд предложений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (постановление
от 14 апреля 2010 г. № 120-СФ).
Анализ прогноза социально-экономического развития регионов на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов показывает, что существенные различия между наиболее экономически развитыми регионами и наименее экономически развитыми регионами сохраняется и на ближайшую перспективу.
При этом по уровню бюджетных возможностей (до межбюджетного
выравнивания) дифференциация между 10 наиболее и наименее финансово обеспеченными субъектами Российской Федерации снижается и составит в 2011 году 5,8 раз против 6,5 раз в 2010 году.
В области межбюджетных отношений требуется продолжение работы по повышению прозрачности системы бюджетного выравнивания, достижению оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для экономического и налогового потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и снижению уровня их дотационности.
Формирование бюджетной политики в области межбюджетных отношений осуществляется в условиях постепенного выхода экономики страны из посткризисного периода и перехода к осуществлению экономического развития в направлении модернизации экономики при необходимости обеспечения в полном объеме исполнения расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
В 2011 - 2013 годах будет продолжена реализация одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации 8 августа 2009 г. № 1123-р Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года в направлении проведения расходных обязательств в соответствие с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, формирования стимулов к увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствовании механизмов предоставления межбюджетных трансфертов и формировании более эффективной системы управления региональными и местными финансами.
При формировании проекта федерального бюджета в основном соблюдены принципы распределения межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации.
Вместе с тем не исполнен ряд рекомендаций, содержащихся в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 апреля 2010 г. № 120-СФ, в том числе:
- по увеличению объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях сглаживания последствий посткризисного влияния на социально-экономическое развитие регионов;
- по разработке механизма компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований выпадающих доходов в связи с льготами и изъятиями, установленными по региональным и местным налогам законодательством о налогах и сборах Российской Федерации;
- по предоставлению субвенций из федерального бюджета на финансовое обеспечение переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по оформлению и ведению спортивных паспортов.
На объем доходных источников консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 - 2013 годах окажут влияние принятые решения о внесении изменений в налоговое законодательство в части индексации акцизов на алкогольную продукцию, пиво, вино, спирт этиловый из всех видов сырья, а также в части повышения размера акцизов на нефтепродукты.
По оценке Правительства Российской Федерации, доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от дополнительных поступлений акцизов увеличатся в 2011 году на 6,5 млрд. рублей, в 2012 году на 104,8 млрд. рублей и в 2013 году на 75,2 млрд. рублей.
На
снижение налоговых поступлений
в бюджеты субъектов Российской
Федерации может оказать
Достаточно
высокая вероятность, что в 2011 году
и в последующие годы поступления
в доходы бюджетов субъектов Российской
Федерации налога на прибыль организаций
существенно снизятся в связи
с увеличением тарифов
На уменьшение объема налоговых поступлений в доходы бюджетов муниципальных образований в 2011 году также повлияет отмена авансовых платежей по земельному налогу, предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых других вопросов налогового администрирования».
По оценке Счетной палаты, из-за отмены уплаты физическими лицами авансовых платежей по земельному налогу в 2011 году недопоступление налога в доходы бюджетов муниципальных образований может составить порядка 6,0 — 7,0 млрд. рублей.
Одновременно следует отметить, что указанным законом предусмотрена норма, согласно которой сроки уплаты физическими лицами транспортного и земельного налогов не могут быть установлены ранее 1 ноября года следующего за истекшим налоговым периодом. Указанная норма вводится с 1 января 2011 года и соответственно указанные налоги будут поступать в полном объеме в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований только в конце года.
В
настоящее время поступление транспортного
и земельного налога, уплачиваемых физическими
лицами, в первой половине года составляет
порядка 65 % и 45 % общего годового объема
их поступления. Сокращение ежемесячных
налоговых поступлений в январе - октябре
2011 года в бюджеты субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
может привести к необходимости дополнительного
привлечения субъектами Российской Федерации
бюджетных кредитов федерального бюджета
на покрытие временных кассовых разрывов,
возникающих при исполнении бюджетов.
Таблица 2.1 - Данные о доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их удельном весе в ВВП (2008 - 2013 годы)
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 1013 | |
отчет | отчет | оценка | прогноз | прогноз | прогноз | |
Доходы млрд.руб. | 6198,8 | 5926,6 | 6144,8 | 6497,8 | 6828,4 | 7337,6 |
Изменение к предыдущему году: | ||||||
сумма (млрд. руб.) | 1370,3 | -272,2 | 218,2 | 353,0 | 330,6 | 509,2 |
в% | 28,4 | -4.4 | 3,7 | 5,7 | 5,3 | 7,5 |
В % ВВП | 15 | 15,2 | 13,6 | 12,9 | 12,2 | 11,9 |
Информация о работе Характеристика системы межбюджетных трансфертов в РФ