Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе законодательства и правоприменительной практики, а также теоретических источников в области бюджетного права и судебной практики выявить сущность межбюджетных трансфертов, систему правового регулирования предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, обосновать, что взаимосвязанная группа норм, регулирующая предоставление бюджетных средств уполномоченными субъектами одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации представляет собой институт межбюджетных трансфертов в системе бюджетного права Российской Федерации.
Введение 3
1. Предоставление межбюджетных трансфертов как элемент
механизма функционирования межбюджетных отношений 7
2. Анализ действующего порядка предоставления
межбюджетных трансфертов 18
3. Совершенствование системы межбюджетных
трансфертов в РФ 33
Заключение 44
Список использованных источников и литературы 46
Анализ динамики доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что в 2011 - 2013 годах году прогнозируется рост доходов, однако их удельный в ВВП в прогнозном
периоде будет снижаться.
Без
учета безвозмездных
Увеличение доходов консолидированных бюджетов субъектов
Российской
Федерации в 2011 - 2013 годах прогнозируется
в основном за счет роста поступлений
налоговых и неналоговых
Таблица 2.2 - Данные о структуре поступлений доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2008 - 2013 годах
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 1013 | |
отчет | отчет | оценка | прогноз | прогноз | прогноз | |
% | ||||||
Доходы - всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
в том числе: | ||||||
налоговые и неналоговые | 81,7 | 74,9 | 78,3 | 80,6 | 85,0 | 86,9 |
межбюджетные трансферты | 18,3 | 25,1 | 21,7 | 19,4 | 15,0 | 13,1 |
Анализ
указанной структуры
Снижение доли межбюджетных трансфертов в 2011 году по сравнению с предыдущими двумя годами напрямую связано с сокращением объема дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемой для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов и поддержания региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, а также в связи с сокращением количества субсидий и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме межбюджетных трансфертов.
Основным
источником доходов консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
остаются налоговые доходы (в кризисном
2009 году их поступления составили 64
% общих поступлений доходов в
консолидированные бюджеты
По мнению Счетной палаты, необходимо обеспечить стабильность налоговой системы в части формирования доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Конкретные виды налогов, сборов и других обязательных платежей, являющихся источниками доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, не должны подвергаться ситуативным изменениям, ведущим к сокращению доходов этих бюджетов.
Необходимо отказаться от предоставления налоговых льгот по региональным налогам и сборам федеральным законодательством и определить, что установление налоговых льгот по региональным и местным налогам регулируются только региональным законодательством, при этом было бы целесообразно ограничить право предоставления налоговых льгот в зависимости от объема финансовой помощи на сбалансированность из федерального или региональных бюджетов.
Общая сумма выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с предоставлением федеральным законодательством указанных льгот составила в 2009 году около 175,0 млрд. рублей, в том числе по налогу на имущество организаций - 168,0 млрд. рублей, по земельному налогу - 3,9 млрд. рублей.
Основными
направлениями бюджетной и
Правительства Российской Федерации, в общей сумме 141,0 млрд. рублей.
Вместе с тем конкретных предложений по внесению изменений действующего налогового законодательства в части сокращения указанных льгот до настоящего времени Правительством Российской Федерации не подготовлены (по сообщению Минфина России соответствующий законопроект подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации письмом от 15 сентября 2010 г. № 01-02-01/03-2015).
Следует принять дополнительные меры, направленные на развитие налоговой базы регионов. Необходимо увеличить установленные Налоговым кодексом Российской Федерации границы и интервалы ставок региональных и местных налогов и сборов с тем, чтобы у законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления были более широкие возможности по формированию доходов соответствующих бюджетов.
Также следует ускорить принятие главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей налогообложение недвижимости физических лиц. Налоги на недвижимость (налог на имущество и земельный налог) составляют незначительную долю в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (2009 год - 8,7 %), что существенно ниже, чем в странах с развитой экономикой. При этом доля указанных налогов, уплачиваемых физическими лицами, не превышает 0,5 % общих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Необходимо обеспечить отражение объектов налоговой базы во всех видах учета (в реестрах, кадастрах и т. п.), что будет способствовать улучшению администрирования этих налогов. До настоящего времени налогообложение имущества физических лиц регламентируется законом, принятым еще в 1991 году (Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1).
С
учетом межбюджетных трансфертов доля
доходов консолидированных
%) и будет близка к показателю докризисного 2008 года (43,2 %).
начиная
с 2005 по 2010 год сложилась тенденция роста
доли доходов консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации (без учета
межбюджетных трансфертов) в доходах консолидированного
бюджета Российской Федерации. В прогнозируемом
периоде отмечается стабилизация указанного
показателя, который при снижении его
значения в 2011 году в последующие два года
вновь увеличивается.
Таблица 2.3 - Данные о расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их удельном весе в ВВП в 2008 - 2013 годах
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 1013 | |
отчет | отчет | оценка | прогноз | прогноз | прогноз | |
Доходы млрд.руб. | 6253,1 | 6255,7 | 6562,4 | 6794,5 | 7106,2 | 7473,6 |
Изменение к предыдущему году: | ||||||
сумма (млрд. руб.) | 1424,6 | 2,6 | 306,7 | 232,1 | 311,7 | 367,4 |
в% | 29,5 | 0 | 4,9 | 3,5 | 4,6 | 5,2 |
В % ВВП | 15,1 | 16 | 14,5 | 13,5 | 12,7 | 12,1 |
Анализ данных о расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что в прогнозируемом периоде предусматривается их постоянный рост при снижении удельного веса расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в
ВВП.
Без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 году составят 5 535,0 млрд. рублей, что на 5,9 % больше, чем в предыдущем году, в 2012 году - 6 082,6 млрд. рублей (на 9,9 %) и в 2013 году - 6 510,3 млрд. рублей (на 7 %). Доля указанных расходов в ВВП в 2011 году составит 11 % (в 2010 году - 11,6 %), в 2012 году - 10,9 % и в 2013 году - 10,5 %.
В Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов отмечается, что при оценке объема расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации учитывались дополнительные расходы указанных бюджетов, связанные с увеличением страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов (более чем на 30 %), с индексацией заработной платы работникам бюджетных учреждений в 2011 году (с учетом темпов и размеров, планируемых для федеральных бюджетных учреждений), а также ежегодной индексацией расходов на социальное обеспечение населения (на уровень инфляции) и на оплату жилищно-коммунальных услуг бюджетными учреждениями (на индекс-дефлятор) при сохранении прочих расходов на уровне 2010 года.
Таким образом, в 2011 году предусматривается рост расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в основном за счет их текущих расходов.
С учетом межбюджетных трансфертов доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 году составит 42 %, что на 0,5 процентного пункта меньше, чем в 2010 году, в 2012 году -41 % и в 2013 году - 40%. Таким образом, в 2011- 2013 годах указанная доля расходов региональных бюджетов будет постоянно снижаться на 1
процентный пункт.
Анализ доли расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации показывает, что ее снижение прослеживается с 1998 года (на приведенной диаграмме - с 2005 года) до 2010 года. В 2011 - 2013 годах указанная доля расходов увеличивается и сохраняется на уровне 34 % - 35 %.
Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской
Федерации прогнозируется с дефицитом в 2011 году 0,6 % ВВП, и в 2012 году - 0,5 % ВВП, соответственно. В 2013 году объем дефицита указанных бюджетов составит 0,22 % ВВП и снизится более чем в 3,1 раза по сравнению с показателем в 2010 году.
Основными источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации являются привлечение бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций, выпуск государственных (муниципальных) облигаций, а также средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2009 год показал, что, как и в предыдущие годы наблюдалось значительное отклонение фактического исполнения доходов и расходов бюджетов от их прогнозных значений. Это свидетельствует о недостаточности точности прогноза консолидированного бюджета в целом.
В целях финансовой поддержки субъектов Российской Федерации законопроектом предусматривается предоставление в 2011 году из федерального бюджета бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации в общем объеме 113,6 млрд. рублей (на 18,9 % меньше, чем в 2010 году).
В последующие два года предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета сократится до 103,2 млрд. рублей в 2012 году и до
Информация о работе Характеристика системы межбюджетных трансфертов в РФ