Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:13, дипломная работа
Цель дипломной работы – провести анализ существующей международной и нарождающейся отечественной практики первичного публичного размещения ценных бумаг, теоретическое обоснование проблем и перспектив IPO в России.
Структура данной работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования:
Раскрыть сущность и механизм осуществления IPO.
Провести анализ мирового опыта проведения IPO.
Выявить специфические особенности российской практики проведения IPO.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ IPO 4
1.1 IPO как источник привлечения капитала 4
1.2 Преимущества и недостатки IPO. 8
1.3 Инфраструктура и этапы реализации IPO 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 25
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ IPO. 26
2.1 Общая характеристика мирового рынка IPO. 26
2.2 Проведение IPO на американском рынке. 31
2.3 Проведение IPO на европейском рынке. 43
2.4 Опыт проведения IPO на рынках развивающихся стран. 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ГЛАВА III. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ IPO РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ. 59
3.1 Стимулы роста и особенности первичного размещения российских компаний. 59
3.2 Особенности проведения IPO на российских биржевых площадках. 62
3.3 Перспективы и тенденции рынка IPO в России. 69
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III. 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
Список использованной литературы 85
В
следующем разделе
1.2 Преимущества и недостатки IPO.
Конечно,
каждая компания имеет свою специфику
и свои особенности ведения бизнеса,
поэтому для каждого
Основными преимуществами и стимулами IPO являются:
Разумеется, со своей стороны, в случае участия в первичном размещении акций на бирже, инвестор несет дополнительный риск. Покупая любые акции, инвестор сразу начинает нести риск падения их цены. Если размещение произойдет ниже рыночной цены, то можно продать полученные акции на открытом рынке дороже, чем купили при размещении или же наоборот. Но можно представить, ради чего инвесторы осознанно идут на риск. Например, за прошлый год индекс РТС вырос на 65%, то есть, грубо говоря, столько в среднем принесли вложения в российские акции, в то время средняя доходность банковских депозитов составляла 8,5%.
Доход от размещения поступает на баланс компании, увеличивая ее балансовую стоимость. При IPO происходит увеличение собственного капитала предприятия как за счет роста акционерного капитала в результате продажи акций компании, так и за счет добавочного капитала вследствие получения эмиссионного дохода. Падение курсовой стоимости акций в последующем никак не влияет на эти средства. По данным опроса, 71% британских компаний, разместивших акции на Лондонской фондовой бирже, называли возможность привлечения финансов главной причиной
своего решения.
Например, листинг акций компании МТС был организован на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Подписка на IPO компании в июне 2000 г. в 6,5 раз превысила количество выпускаемых акций. В результате, было привлечено $353 млн., которые были направлены на дальнейшее развитие компании и расширение её регионального присутствия. Цена акции в момент выпуска составляла $21,5. В сентябре 2003 г. она достигла $34,1. Капитализация компании поднялась до $3,38 млрд. В этой ситуации и эмитент выиграл, он получил максимум, на который можно было рассчитывать, и в то же время инвесторы получили безопасную бумагу, которая сумела вырасти в разы и стать голубой фишкой.
Поэтому, порой для компании, проводящей IPO, первоочередной целью размещения является не окончательная цена акции. 7 ноября 2006г. акции "Северстали" упали на 1,44% при значительном росте остальных "голубых фишек", а 8 ноября, то есть в день объявления официальных результатов IPO - еще на 7,31% к открытию и на 9% ровно к закрытию предыдущих торгов. Компания, ставшая известной всему миру после неудачной попытки объединения с металлургическим гигантом Arcelor, не смогла убедить инвесторов покупать свои акции по высокой цене. Зато главная задача IPO была выполнена - теперь "Северсталь" будет восприниматься как полноценная и цивилизованная компания. Что позволит ей брать более дешевые кредиты и активно участвовать в поглощениях на мировом рынке.
Однако при всех своих положительных моментах публичного размещения акций компании существует и ряд негативных факторов. Недостатки, связанные с приобретением статуса публичной компании, о которых я расскажу ниже, должны рассматриваться в контексте целей и задач компании. Во многих случаях при тщательном планировании и эффективной помощи со стороны опытных и квалифицированных консультантов такие недостатки могут быть сведены к минимуму.
Основными недостатками IPO являются:
Основные расходы приходятся на оплату услуг андеррайтеров. Размер услуг андеррайтеров разный в зависимости от фондового рынка, на котором размещаются акции компании. Самые высокие расходы при размещении акций на американском фондовом рынке. При этом доля таких издержек не зависит от размера компании. Что касается фондового рынка Великобритании, то размер комиссии зависит от размера компании, размещающей свои акции.
Например, банк ВТБ, планирующий разместиться в 2007 году, заявил о своей готовности потратить на проведение IPO около 4 млрд. руб. ($154 млн) – 23% от объема эмиссии ценных бумаг по номинальной стоимости. Консультанты и банки-организаторы – Deutsche Bank, Citigroup, Goldman Sachs и "Ренессанс Капитал" – получат 3,2 млрд. руб. ($123 млн.). На рекламу, маркетинг и road show банк рассчитывает потратить 750 млн. руб. ($29 млн.). Расходы, связанные с раскрытием информации могут составить 15 млн. руб. ($580 тыс.).
Ниже (таб. 2) представлен один из вариантов перечня затрат на проведение IPO.
Таблица 2.
Прямые затраты на проведение IPO
Предварительный этап | Собственно подготовка к IPO |
ИТОГО: $700000 – 1000000 |
1.
Юридические услуги – около
$100000: 1.1. Преобразование компании в ОАО; 1.2. Услуги андеррайтера; 1.3.
Прохождение международного 1.4.
Поддержание ликвидного 1.5.
Содержание квалифицированного
менеджмента. 2. Пиар-поддержка IPO $50000-150000. 3. Презентация IPO компании потенциальным инвесторам и СМИ. –$100000-150000. 4.
Размещение акций. Общие ИТОГО: $ 750000 - 2400000 |
Публичное
размещение акций дает множество
преимуществ и открывает
Таким образом, рассмотрев основные достоинства и недостатки IPO, и опираясь на отечественную практику, можно предположить, что достоинства этого источника привлечения капитала превалируют над его недостатками.
Теперь рассмотрим этапы реализации и инфраструктуру IPO.
1.3 Инфраструктура и этапы реализации IPO