IPO: мировой опыт и российская практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:13, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – провести анализ существующей международной и нарождающейся отечественной практики первичного публичного размещения ценных бумаг, теоретическое обоснование проблем и перспектив IPO в России.

Структура данной работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования:

Раскрыть сущность и механизм осуществления IPO.
Провести анализ мирового опыта проведения IPO.
Выявить специфические особенности российской практики проведения IPO.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ IPO 4
1.1 IPO как источник привлечения капитала 4
1.2 Преимущества и недостатки IPO. 8
1.3 Инфраструктура и этапы реализации IPO 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 25
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ IPO. 26
2.1 Общая характеристика мирового рынка IPO. 26
2.2 Проведение IPO на американском рынке. 31
2.3 Проведение IPO на европейском рынке. 43
2.4 Опыт проведения IPO на рынках развивающихся стран. 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ГЛАВА III. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ IPO РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ. 59
3.1 Стимулы роста и особенности первичного размещения российских компаний. 59
3.2 Особенности проведения IPO на российских биржевых площадках. 62
3.3 Перспективы и тенденции рынка IPO в России. 69
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III. 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
Список использованной литературы 85

Работа состоит из  1 файл

ipodiplom.doc

— 1.65 Мб (Скачать документ)

     В следующем разделе проанализируем, какие выгоды получает компания, размещая свои акции на бирже, и какие проблемы её могут ждать.

1.2 Преимущества и недостатки IPO.

     Конечно, каждая компания имеет свою специфику  и свои особенности ведения бизнеса, поэтому для каждого конкретного  случая выход на публичный рынок  может сулить свои положительные и отрицательные стороны. К тому же каждая компания в разной степени готова для такого выхода.

     Основными преимуществами и стимулами IPO являются:

  1. Доступ к долгосрочному капиталу на выгодных условиях. Частная компания имеет ограниченный доступ к заемному капиталу вследствие своего статуса, отсутствия прозрачности структуры собственности, производственных показателей и других факторов. Как следствие, на некотором этапе развития она начинает испытывать финансовый «голод», что тормозит ее развитие. Статус публичной компании открывает новый источник финансирования – рынок – и, как следствие, облегчает доступ к традиционным кредитным ресурсам. Естественно, что возможность привлечения значительных денежных средств, не лимитированных по времени их использования, является для компании самым привлекательным и неоспоримым преимуществом использования IPO.

     Разумеется, со своей стороны, в случае участия  в первичном размещении акций на бирже, инвестор несет дополнительный риск. Покупая любые акции, инвестор сразу начинает нести риск падения их цены. Если размещение произойдет ниже рыночной цены, то можно продать полученные акции на открытом рынке дороже, чем купили при размещении или же наоборот. Но можно представить, ради чего инвесторы осознанно идут на риск. Например, за прошлый год индекс РТС вырос на 65%, то есть, грубо говоря, столько в среднем принесли вложения в российские акции, в то время средняя доходность банковских депозитов составляла 8,5%.

  1. Улучшение текущего финансового состояния компании.

     Доход от размещения поступает на баланс компании, увеличивая ее балансовую стоимость. При IPO происходит увеличение собственного капитала предприятия как за счет роста акционерного капитала в результате продажи акций компании, так и за счет добавочного капитала вследствие получения эмиссионного дохода. Падение курсовой стоимости акций в последующем никак не влияет на эти средства. По данным опроса, 71% британских компаний, разместивших акции на Лондонской фондовой бирже, называли возможность привлечения финансов главной причиной

     своего  решения.

  1. Обретение рыночной стоимости компании и повышение капитализации. Биржевые котировки отражают оценку рынком текущей стоимости компании. Наличие объективной оценки стоимости важно в следующих ситуациях:
  • Расширение бизнеса посредством слияний или поглощений. Участники процесса имеют независимый механизм оценки, что облегчает переговорный процесс.
  • Желание первоначального владельца диверсифицировать свои активы и перевести часть своих акций в наличные деньги. При условии ликвидного рынка это можно сделать в любой момент.
  • Возможность использовать акции как залог для получения займа. Текущая стоимость акций, их ликвидность определяют условия получения дополнительных средств. Кроме того, использование акций в качестве залога для получения средств гораздо более выгодно для собственников, чем их продажа, так как в последнем случае возрастает вероятность потери контроля над бизнесом.

     Например, листинг акций компании МТС был  организован на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Подписка на IPO компании в июне 2000 г. в 6,5 раз превысила количество выпускаемых акций. В результате, было привлечено $353 млн., которые были направлены на дальнейшее развитие компании и расширение её регионального присутствия.  Цена акции в момент выпуска составляла $21,5. В сентябре 2003 г. она достигла $34,1. Капитализация компании поднялась до $3,38 млрд.   В этой ситуации и эмитент выиграл, он получил максимум, на который можно было рассчитывать, и в то же время инвесторы получили безопасную бумагу, которая сумела вырасти в разы и стать голубой фишкой.

  1. Повышение общего статуса, кредитного рейтинга и престижа компании. Компания, чьи акции котируются на бирже, становится более узнаваемой, что создает дополнительные конкурентные преимущества ее бизнеса  и может способствовать росту числа потенциальных партнеров и клиентов. Кроме того, повышение кредитного рейтинга компании способствует снижению стоимости привлекаемых заёмных средств за рубежом. Региональные компании, благодаря выходу на национальный фондовый рынок, получают хорошую возможность для экспансии в масштабах страны, что особенно важно для компаний, производящих продукцию массового спроса.

     Поэтому, порой для компании, проводящей IPO, первоочередной целью размещения является не окончательная цена акции. 7 ноября 2006г. акции "Северстали" упали на 1,44% при значительном росте остальных "голубых фишек", а 8 ноября, то есть в день объявления официальных результатов IPO - еще на 7,31% к открытию и на 9% ровно к закрытию предыдущих торгов. Компания, ставшая известной всему миру после неудачной попытки объединения с металлургическим гигантом Arcelor, не смогла убедить инвесторов покупать свои акции по высокой цене. Зато главная задача IPO была выполнена - теперь "Северсталь" будет восприниматься как полноценная и цивилизованная компания. Что позволит ей брать более дешевые кредиты и активно участвовать в поглощениях на мировом рынке.

  1. Улучшение корпоративной культуры и повышение лояльности сотрудников. Внимание, с каким финансовое сообщество и пресса следят за компанией, объявившей о планах IPO, обеспечивает такой компании бесплатную рекламу, что положительным образом сказывается на ее корпоративном имидже. После того, как будет сформирован открытый рынок акций компании, руководство сможет успешнее привлекать и сохранять в компании нужные кадры, предлагая им различные компенсационные схемы и планы, связанные с предложением опционов и акций по фиксированным или льготным ценам или предоставлением права переоценивать акции до уровня их рыночной цены при реализации опционов. Такие компенсационные схемы не только сохраняют в компании денежные средства и обеспечивают определенные налоговые льготы, но и стимулируют труд сотрудников и их преданность компании.
  2. Выгодный выход собственников из бизнеса. Как показывает практика, еще одной немаловажной причиной популярности IPO, особенно в России, является предоставляемая в этом случае собственникам возможность использовать IPO в качестве инструмента для выгодного выхода собственника из бизнеса. Такой выход из бизнеса интересен по ряду причин. Во-первых, грамотное IPO позволяет владельцам получить максимальную цену за свои акции. Во-вторых, IPO дает возможность не только прибыльно выйти из бизнеса, но и не допустить его перехода в нежелательные руки, например конкурирующим структурам. В-третьих, продажа бизнеса через публичный рынок дает возможность не только выходить, но и возвращаться в него.

     Однако  при всех своих положительных  моментах публичного размещения акций  компании существует и ряд негативных факторов. Недостатки, связанные с приобретением статуса публичной компании, о которых я расскажу ниже, должны рассматриваться в контексте целей и задач компании. Во многих случаях при тщательном планировании и эффективной помощи со стороны опытных и квалифицированных консультантов такие недостатки могут быть сведены к минимуму.

     Основными недостатками IPO являются:

  1. «Прозрачность» компании. К наиболее «чувствительным» областям, на которые компания становится обязанной «проливать свет», относятся: 1) перечень и структура владельцев компании; 2) уровень, размер и объем заработной платы, выплат, компенсаций и вознаграждений руководящего персонала; 3) финансовая информация, характеризующая текущее положение дел в компании.1
  2. Высокие затраты. Несмотря на то, что выпуск акций не сопровождается появлением долгового бремени для компании, все же осуществление размещения требует определенных расходов, связанных с его организацией. В частности, это затраты на услуги финансового консультанта, биржи, регистратора, андеррайтера, юристов, аудиторов и др., а также на маркетинговую, информационную поддержку.        Андеррайтер -  это сторона, гарантирующая эмитенту выручку от продажи выпуска ценных бумаг. Фактически андеррайтер приобретает ценные бумаги у эмитента и перепродает их инвесторам. Обычно в качестве андеррайтера выступает инвестиционный банк.

     Основные  расходы приходятся на оплату услуг  андеррайтеров. Размер услуг андеррайтеров  разный в зависимости от фондового  рынка, на котором размещаются акции  компании. Самые высокие расходы при размещении акций на американском фондовом рынке. При этом доля таких издержек не зависит от размера компании. Что касается фондового рынка Великобритании, то размер комиссии зависит от размера компании, размещающей свои акции.

     Например, банк ВТБ, планирующий разместиться в 2007 году, заявил о своей готовности потратить на проведение IPO около 4 млрд. руб. ($154 млн) – 23% от объема эмиссии ценных бумаг по номинальной стоимости. Консультанты и банки-организаторы – Deutsche Bank, Citigroup, Goldman Sachs и "Ренессанс Капитал" – получат 3,2 млрд. руб. ($123 млн.). На рекламу, маркетинг и road show банк рассчитывает потратить 750 млн. руб. ($29 млн.). Расходы, связанные с раскрытием информации могут составить 15 млн. руб. ($580 тыс.).

     Ниже  (таб. 2) представлен один из вариантов перечня затрат на проведение IPO.

     Таблица 2.

     Прямые  затраты на проведение IPO

     Предварительный этап      Собственно  подготовка к IPO
  1. Час работы консалтинговой компании - $50-400. На практике любое общение выльется как минимум в несколько «чистых» дней.
  2. Разработка «правильной» структуры и модели управления компанией – около $100000 для предприятия среднего размера.
  3. Пиар-компания для повышения известности компании - $50000-80000 в год.
  4. Рекламный бюджет (включая сувенирную продукцию) - $300000-500000.
  5. Корпоративные мероприятия с целью повысить известность бренда. От $150000 на тысячу человек плюс стоимость идеи.
  6. Переход на МСФО. Аудит по МСФО – от $40000.
  7. Совершенствование уровня корпоративного управления, получение рейтинга корпоративного управления – от $50000.
  8. Создание публичной кредитной истории (путем выпуска векселей и облигаций).
 
     ИТОГО: $700000 – 1000000
     1. Юридические услуги – около  $100000: 

     1.1. Преобразование компании в ОАО;

     1.2. Услуги андеррайтера;

     1.3. Прохождение международного аудита  и составление отчетности в соответствии с международными стандартами;

     1.4. Поддержание ликвидного баланса;

     1.5. Содержание квалифицированного  менеджмента. 

     2. Пиар-поддержка IPO $50000-150000.

     3. Презентация IPO компании потенциальным инвесторам и СМИ. –$100000-150000.

     4. Размещение акций. Общие расходы  - $500000-$1 млн. при размещении в  России, $1-2 млн. на Западе, не считая  комиссии андеррайтера (3-7% от объема выпуска). 

     ИТОГО: $ 750000 - 2400000

 
     
  1. Потеря  определенного контроля над компанией. Если в ходе IPO компания продает более 50% своего акционерного капитала сторонним инвесторам, первоначальные владельцы могут навсегда потерять контроль над некогда безраздельно принадлежавшей им компанией. Однако, если проданный пакет акций распределен между большим числом акционеров, лишение даже 50% пакета акций позволяет сохранять бразды правления в руках держателей крупных пакетов акций. Как правило, решения о предпочтительной структуре инвесторов, участвующих в первичном размещении принимаются в ходе предварительных консультаций между эмитентом и андеррайтером. Тем не менее, риск недружественного поглощения все равно присутствует.
  2. Зависимость от конечных результатов. В закрытой и частной компании собственник и менеджер действуют совершенно независимо. Только они могут решать, удовлетворяют ли их результаты деятельности компании, или нет. При этом, под «результатами» они могут понимать как итоговые финансовые показатели, так и любые иные – маркетинговые, производственные, результаты опытно-исследовательских и конструкторских разработок и др. За деятельностью публичной компании ведется постоянный контроль со стороны инвестиционного сообщества, которое следит за каждым движением компании, интересуется финансовыми результатами, намеченными планами и их достижениями и т.п. Это заставляет игроков более взвешенно подходить к разработкам планов развития компании.

     Публичное размещение акций дает множество  преимуществ и открывает огромные возможности, однако цена, которую необходимо за это заплатить, может быть очень  значительной. Согласно результатам опроса, проводившегося среди компаний, осуществивших открытое размещение акций на Лондонской Фондовой Бирже в 2002 году, большинство участников отметили определенные неудобства, связанные с приобретением статуса публичной компании (например, возросли внутренние издержки, стало больше различных административных преград). Однако практически все сошлись на том, что выгоды от статуса публичной компании значительно перевешивают все эти негативные моменты.

     Таким образом, рассмотрев основные достоинства и недостатки IPO, и опираясь на отечественную практику, можно предположить, что достоинства этого источника привлечения капитала превалируют над его недостатками.

     Теперь  рассмотрим этапы реализации и инфраструктуру IPO.

1.3 Инфраструктура и этапы реализации IPO

Информация о работе IPO: мировой опыт и российская практика