Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:13, дипломная работа
Цель дипломной работы – провести анализ существующей международной и нарождающейся отечественной практики первичного публичного размещения ценных бумаг, теоретическое обоснование проблем и перспектив IPO в России.
Структура данной работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования:
Раскрыть сущность и механизм осуществления IPO.
Провести анализ мирового опыта проведения IPO.
Выявить специфические особенности российской практики проведения IPO.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ IPO 4
1.1 IPO как источник привлечения капитала 4
1.2 Преимущества и недостатки IPO. 8
1.3 Инфраструктура и этапы реализации IPO 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 25
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ IPO. 26
2.1 Общая характеристика мирового рынка IPO. 26
2.2 Проведение IPO на американском рынке. 31
2.3 Проведение IPO на европейском рынке. 43
2.4 Опыт проведения IPO на рынках развивающихся стран. 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ГЛАВА III. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ IPO РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ. 59
3.1 Стимулы роста и особенности первичного размещения российских компаний. 59
3.2 Особенности проведения IPO на российских биржевых площадках. 62
3.3 Перспективы и тенденции рынка IPO в России. 69
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III. 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
Список использованной литературы 85
Успешному проведению IPO предшествует комплекс подготовительных мероприятий и процедур, связанных непосредственно с организацией и проведением самого IPO. Рассмотрим процедуру подготовки, организации и проведения IPO компании, желающей привлечь инвестиции через рынок ценных бумаг.
Продолжительность этапов подготовки и выхода на IPO зависит от многих факторов: состояния и текущей конъюнктуры рынка, уровня проработанности документов, внутренней готовности участников, сложности прохождения бюрократической процедуры и т.д. Процесс в целом можно разделить на три этапа: до размещения, размещение, после размещения.
I этап. Принятие решения о размещении и подготовка компании. Надо сказать, что точных критериев по поводу того, стоит ли компании трансформироваться в публичную и когда это необходимо сделать, не существует. Такое решение принимается в каждом отдельном случае с учетом всех индивидуальных особенностей компании и состава ее акционеров. Однако в то же время можно выстроить определенный алгоритм стратегии принятия решения, включающий три основных момента:
К примеру, подготовка компании «Хлеб Алтая» к IPO началась более чем за год: оптимизировали структуру управления собственностью, стали готовить отчетность по МСФО. Для повышения корпоративной прозрачности было раскрыто много информации. В совет директоров, состоящий из четырех человек, был введен независимый директор. К моменту проведения IPO количество независимых директоров в компании было увеличено до шести. Кроме того, был принят Кодекс корпоративного поведения. Таким образом, основные требования, которые инвесторы предъявляют к компании, были выполнены.
В
табл. 32 представлены действия компании
на подготовительном этапе.
Таблица 3.
Предпринимаемые компанией действия на подготовительном этапе IPO
Период | Действия |
1. В течение минимум 3–4 лет до размещения | Формирование кредитной истории: использование инструментов кредитования, вексельных и облигационных займов; выполнение кредитных обязательств. |
2. За 2–3 года до размещения | Осуществление перехода систем отчетности на международные стандарты (на US GAAP или IAS (МСФО), — US GAAP более консервативны по отношению к IAS , а значит, открывают путь к большему числу альтернатив среди площадок) |
3. Более чем за 1 год до размещения | Оценка альтернативных IPO источников финансирования с точки зрения стратегических целей компании и собственников |
Выбор банка–андеррайтера
и с его помощью:
| |
Реализация премаркетинга: сбор мнений инвесторов и инвестиционных аналитиков относительно критериев оценки компаний такого же типа, такой же отрасли, такой же страны на выбранном типе площадки целевыми инвесторами. | |
Принятие советом директоров решения о выпуске (или дополнительном выпуске) акций. Подготовка и публикация протокола заседания совета директоров. | |
Формирование проектной команды, выбор партнёров. Главным образом это финансовые и юридические консультанты. Обеспечивают компанию грамотными рекомендациями по осуществлению преобразований и формированию ликвидной рыночной стоимости, а также её документальным оформлением. Компания получает независимую оценку своего бизнеса в рамках становления публичной. | |
8. За 11–12 месяцев до размещения | Подготовка
и утверждение решения о Проспект
эмиссии – это
официальный документ,
который готовится
компанией-эмитентом,
утверждается ее Советом
директоров, и содержит
существенную информацию
об эмитенте и его ценных
бумагах. В основном он содержит данные
об истории компании, описание ее бизнеса,
ожидаемых перспектив и рисков, связанных
с инвестициями в данную фирму. |
9. За 11 месяцев и более до размещения | Подготовка
аналитических отчётов (длительность
6 месяцев) о:
|
10. За 10 месяцев до размещения | Проведение
due — diligence.
Due- diligence – это комплексная оценка состояния дел в компании, причем как отдельных активов, так и всего бизнеса в целом. Включает анализ финансовых, юридических, налоговых и других аспектов деятельности компании с привлечением экспертов. |
Продолжение таб. 3.
11. За 9 месяцев до размещения | Государственная
регистрация документов в ФСФР (и
в SEC при размещении в США). SEC обязывает
компании пройти через «период молчания»
до истечения 25 дней после начала торгов
по акциям.
Период молчания – период времени, в течение которого SEC запрещает компаниям говорить что-либо, кроме того, что входит в их проспект и что может быть истолковано как вздувание цены предложения. |
12. За 5 месяцев до размещения | Подготовка проспекта по результатам due — diligence |
Обновление оценки стоимости размещаемого пакета (по результатам due–diligence и оценки конъюнктуры рынка) | |
Раскрытие информации о компании среди широкого круга инвесторов | |
15. За 3 месяца до размещения | Определение диапазона цены. Примерные оценки делаются на основе анализ IPO компаний–аналогов, торгующихся на западных биржах, с использованием различных мультипликаторов. |
16. За 0,5 — 1,5 месяц до размещения | Выпуск предварительного проспекта эмиссии. Проведение независимого анализа проспекта аудитором. Их роль имеет существенное значение. Аудиторы выступают гарантами достоверности предоставленной эмитентом финансовой и бухгалтерской информации. |
17. За 1–2 месяца до размещения | Организация
ознакомительного road-show. Проведение road-show,
возможно, является одним из ключевых
элементов, определяющих успех IPO.
Road-show – это презентация размещения акций. В рамках проведения road show формируется цена размещения акций компании на рынке, определяется ожидаемый спрос на них итд. |
18. За неделю до размещения | Выпуск окончательного проспекта. Проведение независимого анализа проспекта аудитором |
Остается добавить, что средний срок между принятием решения о возможном первичном размещении и началом биржевых торгов для российских компаний составляет около четырех лет.
II этап. Размещение акций компании на бирже. На втором этапе происходит непосредственное размещение акций на бирже. Надо отметить, что ценные бумаги попадают на биржу не автоматически, и далеко не все из них могут быть допущены на биржу. Во всех странах в соответствии с принятыми нормативными актами вопрос о допуске ценных бумаг на биржу решает сама биржа. И именно от биржи зависит, будут ли те или иные ценные бумаги продаваться на данной бирже. Если ценные бумаги какого-либо эмитента принимаются для продажи на бирже, значит, они приняты к котировке и включаются в котировальный список и именуются списочными или листинговыми.
Котировальный список - это список ценных бумаг, отвечающих ряду требований по объемам торгов, ликвидности. Компании-эмитенты этих ценных бумаг должны с определенной периодичностью предоставлять отчетность на биржу. Включение в котировальные списки (листинг) - это своеобразный биржевой знак качества.
Здесь стоит добавить, что отсутствие необходимого объема финансовых ресурсов, не позволяющих обеспечить крупные размещения, приводит к тому, что большинство отечественных эмитентов предпочитают размещаться за рубежом. В итоге, согласно Приказу Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) от 12.01.2006 г. № 06-5/пз-н ФСФР обязывает российские компании, выходящие на IPO, 30% выпущенных акций размещать в России. Оставшиеся 70% эмитентам можно продавать за рубежом. Эта квота призвана заставить российские компании развивать внутренний фондовый рынок. Федеральная служба по финансовым рынкам давно ведет борьбу с оттоком фондового рынка на иностранные биржи. Регулятор особенно старается убедить российские компании проводить IPO на местном рынке, а не за рубежом. Но многие компании идут в обход данного ограничения, т.е. проходят обязательный по закону листинг на российских биржах, но формально — сделок с их акциями в России почти не заключается. Однако в то же время ФСФР дает немало послаблений отечественным эмитентам, стремясь по возможности упростить проведение IPO. Например, в 2005-2006 году были введены новые виды котировальных списков – «В» и «И».
В
таб. 43 представлены основные требования
ФСФР к акциям из котировальных списков.
Таблица 4.
Требования ФСФР к акциям на российских фондовых биржах.
Требования | А1 | А2 | Б | В | И |
Заявитель | Эмитент | Эмитент + УФК | |||
Срок нахождения акций в котировальном списке при условии соответствия предъявляемым к акциям и эмитенту требованиям (с даты включения) | Нет ограничений | Нет ограничений | Нет ограничений | Не более 6 мес. | Не более 5 лет |
Max доля обыкновенных акций, находящихся во владении одного лица и его аффилированных лиц (для включения в котировальный список обыкновенных акций) | 75% | 75% | 90% | Кол-во размещаемых
акций не менее 10% | |
Min ежемесячный объем сделок, рассчитанный по итогам последних 3 месяцев (для включения в котировальный список) * | 25 млн. руб. | 2,5 млн. руб. | 1,5 млн. руб. | - | - |
Отсутствие убытков по итогам двух лет из последних трех | Требуется | Требуется | - | Требуется | - |
Капитализация
|
10 млрд.руб
3 млрд.руб |
3 млрд.руб.
1 млрд.руб. |
1,5 млрд.руб.
0,5 млрд.руб |
- - |
(по оценке
УФК)
60 млн. руб. 25 млн. руб. |
Наличие
годовой финансовой отчетности по стандартам
IAS или US GAAP вместе с аудиторским
заключением в отношении |
Требуется | Требуется | - | - | - |
Min срок существования эмитента (в случае реорганизации юр. лица, срок существования учитывает срок деятельности юр. лица, в результате реорганизации кот. был создан эмитент – только для А1, А2, Б) | 3 года | 3 года | 1 год | 3 года | - |
Обязательство по представлению списка аффилированных лиц и его регулярному обновлению | Требуется | Требуется | Требуется | Требуется | Требуется |
Соблюдение
эмитентом норм корпоративного поведения,
предусмотренных Правилами |
На момент подачи заявления | На момент подачи заявления или обязательство о соблюдении по истечении 1 года со дня включения ценных бумаг в котировальный список | На момент подачи заявления |