Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:13, дипломная работа
Цель дипломной работы – провести анализ существующей международной и нарождающейся отечественной практики первичного публичного размещения ценных бумаг, теоретическое обоснование проблем и перспектив IPO в России.
Структура данной работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования:
Раскрыть сущность и механизм осуществления IPO.
Провести анализ мирового опыта проведения IPO.
Выявить специфические особенности российской практики проведения IPO.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ IPO 4
1.1 IPO как источник привлечения капитала 4
1.2 Преимущества и недостатки IPO. 8
1.3 Инфраструктура и этапы реализации IPO 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 25
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ IPO. 26
2.1 Общая характеристика мирового рынка IPO. 26
2.2 Проведение IPO на американском рынке. 31
2.3 Проведение IPO на европейском рынке. 43
2.4 Опыт проведения IPO на рынках развивающихся стран. 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ГЛАВА III. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ IPO РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ. 59
3.1 Стимулы роста и особенности первичного размещения российских компаний. 59
3.2 Особенности проведения IPO на российских биржевых площадках. 62
3.3 Перспективы и тенденции рынка IPO в России. 69
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III. 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
Список использованной литературы 85
Котировальный список “И” (инновационные компании) введен в октябре 2006 года для новых эмитентов, бумаги из него могут приобретать паевые фонды и физ. лица, подписав специальную декларацию о рисках. Отметим, что котировальный список под литерой «В» появился на биржах около года назад и тоже по инициативе регулятора рынка. Также как и в новый список «И», в него включаются акции эмитентов-новичков, которые не могут войти в другие списки. Однако за все время его существования в этот список была включена только одна бумага - акции «Роснефти».
Подробно различия в требованиях и процедурах прохождения листинга на ведущих фондовых биржах мира будут рассмотрены в последующих главах.
III этап. Деятельность во время обращения акций на бирже. Все компании, разместившие свои акции на бирже, утверждают, что IPO с этого только начинается. Рутинная работа с инвесторами, организация публикаций регулярной отчетности, поддержка сайта компании, раскрытие и правильная подача так называемых существенных фактов из жизни компании требуют постоянной работы IR-службы.
Таблица 5.
Предпринимаемые компанией действия после осуществления IPO
Период | Действия |
1. | Подготовка
и утверждение советом |
2. | Регистрация отчета об итогах эмиссии в ФСФР |
3. | Стабилизация цены акций (в течение 30 дней). Формирование окончательной цены на акции и определение прогнозных показателей в отношении интереса биржевого сообщества. |
4. | Организация вторичного обращения акций на бирже (в случае необходимости). |
5. | Регулярная работа с инвесторами, подготовка и публикации регулярной отчетности, поддержка корпоративного сайта (профиля инвестора), раскрытие существенных фактов из жизни компании, выпуск аналитических отчетов, проведение road shows , организация conference - calls между топ–менеджментом компании и инвестиционными аналитиками, организация выступлений топ-менеджмента на международных форумах и дискуссионных площадках, организация встреч топ–менеджеров с крупными инвесторами или фонд–менеджерами, организация пресс–сопровождения деятельности компании. |
После завершения IPO, с выходом акций на вторичный рынок появляется возможность оценить, насколько успешным оно оказалось. Во-первых, для эмитента очевидным признаком успеха является тот интерес, который акции вызвали у инвесторов – объем спроса, зафиксированный в книге андеррайтера, и превышение окончательной цены над теми оценками, которые были приведены в меморандуме (проспекте).
Однако многие считают, что критерием удачного размещения является появление ликвидного рынка акций и резкий рост цены акций на вторичных торгах. Очевидно, что в данном вопросе цели эмитента и инвесторов прямо противоположны, – инвесторы, а зачастую и андеррайтер, заинтересованы в высокой премии за первичное размещение, эмитент же заинтересован в обратном. Следует отметить, что эффект «занижения цены размещения» характерен для всех рынков, и IPO российских компаний не исключение. С другой стороны, можно утверждать, что резкое снижение цены акций компании однозначно расценивается как негативный признак, поскольку даже действия андеррайтера не смогли предотвратить падение цен.
Кроме того, существуют и другие факторы, на которые следует обращать внимание – например, структура и состав инвесторов. По некоторым оценкам, число инвесторов, обычно получающих акции при типичном IPO, не превышает тысячи человек. Если акции приобрели инвесторы-спекулянты, то вторичный рынок будет ликвидным, но цены могут оказаться весьма волатильными. Если же акции приобрели фонды, то, учитывая длительность их горизонтов инвестирования, это отрицательно повлияет на ликвидность, но стабилизирует цену.
В заключение, рассмотрим в качестве примера результаты IPO ОАО НК «Роснефть», которое называют главным событием 2006 года в нефтегазовой отрасли России. К сведению, ОАО «НК «Роснефть» является одной из крупнейших и наиболее динамично развивающихся российских компаний. Есть все основания полагать, что, являясь одним из лидеров отечественной нефтегазовой индустрии, компания уже в самой ближайшей перспективе войдет в число ведущих международных энергетических корпораций. Итоги размещения ОАО НК «Роснефть» в июле 2006г. позволяют уверенно заявлять: IPO удалось и оправдало себя. То, что размещение акций компании «обречено» на успех, можно было предположить, когда объем первичных заявок превысил в 1,5 раза объем предложения, что давало возможность компании выгодно корректировать цену размещения в сторону ее повышения. Изначально объявленный диапазон стоимости составлял 5,85 —7,85 долл./акцию. Впоследствии диапазон сузили до 7,15—7,85 долл./акцию. Конечная стоимость, равная 7,55 долл./акцию была определена, исходя из средневзвешенной цены поступивших заявок. Таким образом, разместив заявки ближе к верхнему диапазону цены, инвесторы, по моему мнению, определили для себя значительную премию, обусловленную минимизацией налоговых и правовых рисков, а также значительным ресурсным потенциалом. IPO по цене 7,55 долл./акцию позволило ОАО «Роснефть» привлечь гораздо больше средств, чем было необходимо для покрытия «Роснефтегазом» (основным акционером Роснефти) синдицированного кредита иностранным банкам на сумму около 7,5 млрд. долл., собственно, это и было целью размещения. В результате IPO НК «Роснефть» привлекла в общей сложности 10,4 млрд долл., разместив при этом лишь 14,8% своих акций. Полученной суммы с избытком хватило не только для расчетов по кредиту, включая процентные платежи, но и для финансирования части капитальных расходов компании.
Из всего этого следует вывод, что при проведении IPO, особенно в части определения стоимости акций, компании следует руководствоваться не только собственными оценками, но и принимать во внимание ожидания рынка, которые позволяют значительно повысить стоимость компании и эффективно провести размещение на бирже.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.
IPO - это первое публичное размещение акций компании. Это один из самых привлекательных способов привлечения в компанию крупных финансовых средств, но в то же время и самый затратный. Выход компании на фондовый рынок требует взвешенного решения со стороны своих акционеров. Использование публичности в развитии компании требует от неё определенных шагов и действий, которые не всегда могут соотноситься с желаниями и планами акционеров.
Данный процесс имеет длительный характер и требует максимум усилий со стороны компании для эффективного размещения своих акций на бирже. Причем это касается всех сторон этого процесса, начиная от формирования команды, подготовки проспекта эмиссии и заканчивая непосредственно определением цены размещения.
Другими
словами, прежде чем принять решение
стать публичной, компания и её акционеры
должны всесторонне проанализировать
его последствия, учесть все положительные
и отрицательные стороны такого
шага. В то же время грамотная
стратегия использования
2.1 Общая характеристика мирового рынка IPO.
Мировой рынок IPO уже несколько лет подряд демонстрирует рост. Согласно международному исследованию «Эрнст энд Янг», не менее 29 стран привлекли более 1 млрд. долл. США в ходе проведения IPO в 2005 году, в том числе, Россия и Казахстан. В 2005 году объем капитала, привлеченного в ходе публичных размещений, увеличился более чем на 30% и составил 167 млрд. долл. США – рекордный показатель за последние 5 лет. В то же время общее количество размещений в 2005 году практически не изменилось и составило 1537 сделок (в 2004 году их было 1517). По данным Bloomberg, за девять месяцев 2006 года объем первичных размещений составил 357,4 млрд. долл. по сравнению с 305,5 млрд. долл. за аналогичный период предыдущего года.
Рис. 1. Мировой рынок IPO, 1995-2005 годы
Одной из ключевых задач, стоящих перед компанией при проведении IPO является выбор фондовой биржи. На биржах существуют различные требования, технические параметры, нормативные стандарты и системы отчетности. При выборе биржи необходимо учитывать, насколько она отвечает задачам, связанным с публичным размещением акций, и может ли размещение именно на этой бирже повысить привлекательность акций компании для инвесторов.
Таблица 6.
Десятка крупнейших фондовых бирж по капитализации рынка4
№ |
|
|
1 | Нью-йоркская фондовая биржа |
|
2 | Токийская фондовая биржа |
|
3 | NASDAQ |
|
4 | Лондонская фондовая биржа |
|
5 | Euronext |
|
6 | Гонконгская фондовая биржа |
|
7 | Фондовая биржа Торонто |
|
8 | Франкфуртская фондовая биржа |
|
9 | Мадридская фондовая биржа |
|
10 | Швейцарская биржа SWX |
|
*искл. иностранные компании, разместившие депозитарные расписки
Из таб. 6 видно, что на данный момент крупнейшим центром финансовых ресурсов остается Нью-Йоркская Фондовая Биржа, за ней с большим отрывом следует Токийская Фондовая Биржа. Однако аналитики предрекают, что в ближайшие годы возможна смена лидера вследствие активного развития Лондонской Фондовой Биржи, которая уже является мировым лидером по объему средств, собранных в ходе IPO в 2006 году, а также вследствие бурного роста бирж развивающихся стран.
Какие факторы определяют выбор торговой площадки? Конечно, прежде всего, компания определяет для себя главный вопрос: на какой площадке осуществлять размещение — на отечественной или на зарубежной. Данный выбор обусловлен во многом теми задачами, которые ставит перед собой компания при выходе на рынок IPO. Успех публичного размещения, достижения эффективности IPO зависит от возможностей каждой конкретной торговой площадки. И здесь на первый план выходит оптимальность размещения, достигаемая за счет минимизации расходов и максимизации отдачи от продажи акций компании широкому кругу инвесторов.
Итак, рассмотрим факторы, определяющие выбор той или иной площадки:
Таблица 7.
Количество иностранных компаний на зарубежных биржах.5