Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:59, дипломная работа
В первой главе представленной дипломной работы рассказано об истории оценочной деятельности в Российской Федерации, даны основные понятия, представлена информация о нормативных документах, регулирующих оценочную деятельность - законы, постановления, стандарты, в том числе российские и международные. Представлена информация о регулировании оценочной деятельности, ее лицензировании и контроле за соблюдением лицензионных требований.
Вторая глава рассказывает о функционировании оценщиков в стране, методологической основе оценочной деятельности. Показаны различные подходы к оценке объектов недвижимости, методы оценки. Рассказано о формировании и содержании отчета об оценке, представляемого оценщиком после выполнения работ. Отдельный подпункт посвящен современному состоянию регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации.
Введение 4
Глава 1. Оценка: история, понятия, законодательная база 7
1.1. История оценочной деятельности 7
1.2. Основные понятия 11
1.3. Регулирование оценочной деятельности 18
1.3.1. Механизм регулирования оценочной деятельности 18
1.3.2. Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” 22
1.3.3. Закон г.Москвы “Об оценочной деятельности в городе Москве” 22
1.3.4. Российские стандарты оценки 23
1.3.5. Международные стандарты оценки 25
1.4. Лицензирование оценочной деятельности и контроль за соблюдением лицензионных требований 26
Глава 2. Оценочная деятельность в Российской Федерации 36
2.1. Методическая база оценки 36
2.1.1. Затратный подход 41
2.1.2. Рыночный подход 47
2.1.3. Доходный подход 48
2.2. Отчет об оценке 55
2.3. Современное состояние регулирования оценочной деятельности в России 57
Заключение 61
Список использованной литературы 68
Итоговая величина
рыночной или иной стоимости объекта
оценки, указанная в отчете, составленном
по основаниям и в порядке, которые
предусмотрены федеральным
В случае наличия
спора о достоверности величины
рыночной или иной стоимости объекта оценки,
установленной в отчете, в том числе и
в связи с имеющимся иным отчетом об оценке
этого же объекта, указанный спор подлежит
рассмотрению судом, арбитражным судом
в соответствии с установленной подведомственностью
третейским судом по соглашению сторон
спора или договора или в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации,
регулирующим оценочную деятельность.
Суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.3. Регулирование оценочной деятельности
1.3.1. Механизм
регулирования оценочной
Согласно Концепции
развития оценочной деятельности в
Российской Федерации Концепция
развития оценочной деятельности в
Российской Федерации. Одобрена Межведомственным
советом по вопросам регулирования
оценочной деятельности в Российской
Федерации. Утверждена Распоряжением
Правительства Российской Федерации №
369-p 6 апреля 2000 г. основными механизмами
регулирования оценочной деятельности
являются:
· лицензирование
оценщиков;
· аттестация специалистов
в области оценочной
· утверждение
учебных программ по переподготовке
специалистов в области оценочной
деятельности;
· сертификация
услуг;
· страхование
гражданской ответственности
Законодательство,
регулирующее оценочную деятельность
в Российской Федерации, состоит из Федерального
закона "Об оценочной деятельности
в Российской Федерации", принимаемых
в соответствии с ним федеральных законов
и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской
Федерации, а также из международных договоров
Российской Федерации.
Согласно статье
18 Федерального закона “Об оценочной
деятельности в РФ” контроль за
осуществлением оценочной деятельности
в Российской Федерации осуществляют
органы, уполномоченные Правительством
Российской Федерации и субъектами Российской
Федерации, в рамках своей компетенции,
установленной в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Головным органом
в контроле за осуществлением оценочной
деятельности является Министерство государственного
имущества Российской Федерации.
Функциями уполномоченных
органов являются:
· контроль за осуществлением
оценочной деятельности;
· регулирование
оценочной деятельности;
· взаимодействие
с органами государственной власти
по вопросам оценочной деятельности и
координация их деятельности;
· согласование
проектов стандартов оценки;
· согласование
перечня требований, предъявляемых
к образовательным учреждениям,
осуществляющим профессиональную подготовку
оценщиков в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Стандарты оценки,
обязательные к применению субъектами
оценочной деятельности, разрабатываются
и утверждаются Правительством Российской
Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
В целях саморегулирования
оценочной деятельности оценщики вправе
объединяться в ассоциации, союзы, иные
некоммерческие организации. Поэтому
дополнительно к
Саморегулируемые
организации оценщиков могут
выполнять следующие функции:
· защищать интересы
оценщиков;
· содействовать
повышению уровня профессиональной подготовки
оценщиков;
· содействовать
разработке образовательных программ
по профессиональному обучению оценщиков;
· разрабатывать
собственные стандарты оценки;
· разрабатывать
и поддерживать собственные системы
контроля качества осуществления оценочной
деятельности.
Помимо Федерального
закона “Об оценочной деятельности
в Российской Федерации” и стандартами
Российского общества оценщиков
на территории субъектов Федерации
действуют местные подзаконные
акты по оценке, согласованные с Федеральным
законом. Так, например, в Москве действует
Закон г. Москвы от 11.02.98 г. № 3 “Об оценочной
деятельности в городе Москве”. Европейской
группы ассоциаций оценщиков (ЕГАО) приняты
Европейские стандарты оценки 2000 (ЕСО
200), в связи с чем Российское общество
оценщиков приступило к формированию
системы евросертификации оценщиков в
России.
Для обеспечения
единого правового и
Законодательство
по оценочной деятельности в последнее
время было обновлено. Комитет Государственной
Думы по собственности рассмотрел три
законопроекта "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "Об
оценочной деятельности в РФ", предложенных
депутатами Иваном Грачевым, Николаем
Арефьевым и членом Совета Федерации Владимиром
Яковлевым.
Как сообщила пресс-служба Государственной Думы, заключение Комитета - рекомендовать Госдуме отклонить законопроекты Н.Арефьева и В.Яковлева, а проект И.Грачева принять в первом чтении. По оценке Комитета, законопроект И.Грачева "содержит ряд новых и важных положений". В них предлагается привести Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ" в соответствие с законодательством об образовании; предоставить заказчикам права на привлечение оценщиков без цели совершения сделок с объектами оценки, например, в целях приведения балансовой стоимости активов (в том числе основных производственных фондов) в соответствие с их рыночной стоимостью для отражения результатов оценки в системе бухгалтерского учета, принятой на предприятии.
Законопроект Грачева
18 января 2002 года
Государственная дума 334 голосами
приняла в первом чтении
Законопроект
касается, в частности, проблем подготовки
специалистов-оценщиков в
1.3.2. Федеральный
закон “Об оценочной
Законодательство,
регулирующее оценочную деятельность
в Российской Федерации, основывается
на этом Федеральном законе, принимаемых
в соответствии с ним федеральных законов
и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, а также из международных договоров
Российской Федерации.
Федеральный закон № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” был принят Государственной Думой 16 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. Этот Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.
1.3.3. Закон г.Москвы
“Об оценочной деятельности в
городе Москве”
Законодательство,
регулирующее оценочную деятельность
в городе Москве, состоит из Закона
города Москвы “Об оценочной деятельности
в городе Москве” и принимаемых в соответствии
с ним иных законов и нормативных правовых
актов Москвы.
Московский Закон
об оценочной деятельности был принят
11 февраля 1998 года Московской городской
Думой.
Этим законом
определяются правовые основы оценочной
деятельности в отношении объектов
оценки, расположенных на территории
города Москвы, принадлежащих Российской
Федерации, городу Москве, муниципальным
образованиям города Москвы, юридическим
лицам и физическим лицам.
Согласно распоряжению
мэра г.Москвы Ю.Лужкова от 12 июля 1999
г. N 723-PM “О развитии системы регулирования
оценочной деятельности в г.Москве”
составными частями комплексной
системы государственного контроля
за осуществлением оценочной деятельности
в городе Москве являются:
система добровольной
государственной аттестации и аккредитации
профессиональных оценщиков стоимости
бизнеса, стоимости недвижимости, стоимости
иных видов объектов оценки;
система лицензирования
оценщиков, являющихся юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими оценочную деятельность
в качестве предпринимательской деятельности;
система добровольной
государственной аккредитации лицензированных
оценщиков для целей проведения
оценок стоимости объектов оценки,
принадлежащих полностью или частично
городу Москве или муниципальным образованиям
города Москвы;
система правил проведения оценок по различным видам объектов оценки.
1.3.4. Российские
стандарты оценки
“Стандарты
оценки, обязательные к применению субъектами
оценочной деятельности” были утверждены
6 июля 2001 г. Постановлением Правительства
Российской Федерации № 519. Согласно этому
Постановлению разработка и утверждение
методических рекомендаций по оценочной
деятельности применительно к различным
объектам оценки (по согласованию с федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими
регулирование в соответствующей сфере
деятельности), видам стоимости объекта
оценки, проведению оценки, а также экспертизы
отчетов об оценке, было возложено на Министерство
имущественных отношений Российской Федерации
(Минимущество России).
Требования Стандартов
являются обязательными к применению
субъектами оценочной деятельности
при определении вида стоимости
объекта оценки, подходов к оценке
и методов оценки, а также при проведении
оценки. Согласно требованиям Стандартов
при составлении отчета об оценке оценщик
обязан использовать информацию, обеспечивающую
достоверность отчета об оценке как документа,
содержащего сведения доказательственного
значения.
В Стандарте
оценки дается определение основных
видов стоимости объекта
· стоимость
объекта оценки с ограниченным рынком
товаров;
· стоимость
замещения объекта оценки;
· стоимость
воспроизводства объекта
· стоимость
объекта оценки при существующем
использовании;
· инвестиционная
стоимость объекта оценки;
· стоимость
объекта оценки для целей налогообложения;
· ликвидационная
стоимость объекта оценки;
· утилизационная
стоимость объекта оценки;
· специальная
стоимость объекта оценки.
В Стандарте
дается определение трех основных подходов
к оценке: затратного, сравнительного
и доходного. Согласно требований Стандартов,
оценщик при проведении оценки обязан
использовать (или обосновать отказ от
использования) данные подходы к оценке.
При этом оценщик вправе самостоятельно
определять в рамках каждого из подходов
конкретные методы оценки, определяемые
в Стандарте как способ расчета стоимости
объекта оценки в рамках одного из подходов
к оценке. Оценщик на основе полученных
в рамках каждого из подходов к оценке
результатов определяет итоговую величину
стоимости объекта оценки, при этом согласно
требованию Стандартов итоговая величина
стоимости объекта оценки должна быть
выражена в рублях в виде единой величины,
если в договоре об оценке не предусмотрено
иное.