Экономическая и социально-географическая характеристики обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Нижневартовск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:16, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы являлась экономическая и социально-географическая характеристики развития пассажирского автомобильного транспорта в масштабах ХМАО и Нижневартовского района.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Выявить особенности развития автомобильных пассажирских перевозок в России и Ханты-Мансийском АО.
Провести сравнительный анализ изменения численности автодорог в округе и Нижневартовском районе, выявить динамику изменения их протяженности.
Выявить особенности эксплуатации транспорта в районах Севера.
Провести сравнительный анализ пассажирского транспортного обслуживания Нижневартовска и Нижневартовского района по годам: 1989, 2004-2007.
Разработка и апробация знаний по изучению данной темы в среднем звене школьников (8-9 классов).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1.1. Литературный обзор…………………………………………………..
1.1. Историческое развитие автомобильного транспорта и
перевозок в России…………………………………………………
1.2. Виды пассажирского транспорта и сферы их применения……
1.3. Транспортная подвижность населения………………………………
1.4. Классификация пассажирских автомобильных перевозок………..
1.5. Транспортное обслуживание северных районов……………….....
Глава 2 Социально – географические исследования транспортного
обслуживания.………………………………………………………
2.1. Социально-географическое исследование транспортного
обслуживания в округе.……………………………………………
2.2. Развитие пассажирского автомобильного транспорта в
Нижневартовском районе………………………………………….
2.3. Социологическое исследование транспортного обслуживания в
Нижневартовского района………………………………………….
2.4. География пассажирского автомобильного транспорта в
г. Нижневартовске…………………………………………………..
Глава 3 Формирование знаний о пассажирских автомобильных
перевозках…………………………………………………………….
3.1. Методические разработки занятий и внеклассных мероприятий
по теме: География пассажирского автомобильного транспорта»
в 8-9 классах…………………………………………………………..
3.2. Анализ успешности апробаций знаний…………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………
Приложение 1………………………………………………………………….
Приложение 2………………………………………………………………….
Приложение 3………………………………………………………………….
Приложение 4………………………………………………………………….
Приложение 5………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа, Дмитриева.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Департамент образования и науки ХМАО –  Югра

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

Факультет естественных и точных наук

Отделение экологии и географии

Кафедра географии и безопасности жизнедеятельности

                         
 

Оформление  титульного другое 
 
 
 

Экономическая и социально-географическая характеристики обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Нижневартовском районе.

(дипломная  работа) 
 

                                                                          Выполнила студентка

                                                                                                 5 курса 52 группы

Дмитриева О.О.

_________________

(подпись) 

                                

                                                             Научный руководитель

к.г.н., доцент

Соколов С.Н.

«Допустить к  защите» _________________

___________________                                                                             (подпись)

зав. кафедрой, д.г.н.,

профессор Рянский  Ф.Н.                                                        Работа защищена

                                                                                        «____» ___________200_г.

                                                                                         ______________________

         (оценка) 
 
 

Нижневартовск, 2007

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………….

        1.1. Литературный обзор…………………………………………………..

        1.1. Историческое развитие автомобильного транспорта и

               перевозок в России…………………………………………………

        1.2. Виды пассажирского транспорта и сферы их применения……  

        1.3. Транспортная подвижность населения………………………………

        1.4. Классификация пассажирских автомобильных перевозок………..

       1.5. Транспортное обслуживание северных районов……………….....

Глава 2 Социально – географические исследования транспортного

              обслуживания.………………………………………………………

        2.1. Социально-географическое исследование транспортного

               обслуживания в округе.……………………………………………

        2.2. Развитие пассажирского автомобильного транспорта в

               Нижневартовском районе………………………………………….

        2.3. Социологическое исследование  транспортного обслуживания в 

               Нижневартовского района………………………………………….

        2.4. География пассажирского автомобильного  транспорта в

               г. Нижневартовске…………………………………………………..

Глава 3 Формирование знаний о пассажирских автомобильных

              перевозках…………………………………………………………….

       3.1. Методические разработки занятий и внеклассных мероприятий

              по теме: География пассажирского автомобильного транспорта»

             в 8-9 классах…………………………………………………………..

       3.2. Анализ успешности апробаций знаний…………………………….

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………

Приложение 1………………………………………………………………….

Приложение 2………………………………………………………………….

Приложение 3………………………………………………………………….

Приложение 4………………………………………………………………….

Приложение 5…………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Аннотация 

    В работе рассмотрено историческое развитие автомобильного транспорта и перевозок в России, представлены виды пассажирского транспорта и обозначены сферы их применения. Выделены основные группы факторов, влияющих на транспортную подвижность населения, а также виды передвижений населения городов. Представлена классификация пассажирских автомобильных перевозок по различным критериям: по виду сообщения, назначению, форме организации, виду подвижного состава, принадлежности подвижного состава. Кроме того, в работе рассмотрена специфика транспортного обслуживания северных районов. Проведены и представлены выводы социально – географического исследования транспортного обслуживания округа и Нижневартовского района. Разработан ряд уроков и внеклассных мероприятий по теме «География пассажирского автомобильного транспорта» и проведён анализ апробаций знаний.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

    Данная  тема является актуальной как в целом  для территории РФ, так и для  ХМАО и, в частности, Нижневартовска. В наше время неустанно растет урбанизация, рост населения, что влечёт за собой увеличение пассажирских и грузовых перевозок.

    Транспорт – одна из ключевых отраслей народного  хозяйства. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо  без хорошо налаженного транспортного  обеспечения. От его чёткости и надёжности во многом зависит трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, а также их работоспособность.

    Современное общество характеризуется интенсивными коммуникационными процессами. Без  обмена веществом и энергией немыслимо существование экономики. Информационные технологии во многом определяют научно – технический потенциал общества, формируют новый жизненный стиль. Однако все процессы движения во времени и пространстве вещества, энергии и информации являются вторичными по отношению к процессу перемещения людей. Общественная среда предопределяет необходимость перемещения людей в пространстве как функцию их социального поведения, стимулирует прогрессивное расширение доступных территорий и скорости передвижения.

    Уже на ранних этапах развития человечества общественные отношения требовали объединения людей во времени и пространстве для эффективного осуществления процессов производства, потребления материальных и культурных ценностей, научной, общественно-политической, военной, учебной и иной деятельности. Со временем территориальное расширение населённых пунктов вступило в противоречие с необходимостью быстрого перемещения людей от места проживания к месту временного пребывания. Разрешение этого противоречия обеспечил тогда городской транспорт.

    По  мере развития общества, расширением жилищного строительства, повышением материального благосостояния возрастают потребности населения в поездках и передвижениях, увеличивается интенсивность движения и дальность поездок, которые удовлетворяются различными видами пассажирского транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным, городским электротранспортом и специальными видами транспорта (эскалаторы, движущиеся тротуары).

    Для современной России значение транспорта огромно, поскольку именно транспорт объединяет различные регионы страны в единое государство. В этой связи транспорт является одним из ведущих государствообразующих факторов.

    В настоящее время транспорт работает в условиях, когда наметилась тенденция  стабилизации реального сектора экономики и доходов населения. При отсутствии у многих граждан личных транспортных средств, проблема своевременного и качественного удовлетворения спроса на перевозки перерастает из чисто транспортной в социальную, определяющую отношение населения не только к качеству оказываемых транспортных услуг, но и в целом к тем процессам, которые происходят в регионах и в целом по стране.

В отличие  от других стран Россия отличается чрезвычайно неблагоприятными условиями  эксплуатации пассажирского транспорта. Это объясняется многими причинами: обширность территории, большое различие климатических условий, плохое состояние дорог, в которых приходится работать транспортным средствам. Россия делится на две климатические зоны: умеренную и холодную. К холодной относится 80% всей территории. Для эксплуатации в данных условиях к автомобилю предъявляются повышенные требования. Нужна совершенная система отопления и вентиляции, усиленная теплоизоляция, морозостойкая резина, безопасность и надежность.

        Также хотелось бы отметить, что эксплуатация транспорта северных районов, ввиду природно-климатических и экономико-географических особенностей зоны Севера, отличается от эксплуатации транспорта в других районах страны. Что и доказывает её актуальность. 

    Целью данной дипломной работы являлась экономическая и социально-географическая характеристики развития пассажирского автомобильного транспорта в масштабах ХМАО и Нижневартовского района.

    Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

    1. Выявить особенности развития автомобильных пассажирских перевозок в России и Ханты-Мансийском АО.
    2. Провести сравнительный анализ изменения численности автодорог в округе и Нижневартовском районе, выявить динамику изменения их протяженности.
    3. Выявить особенности эксплуатации транспорта в районах Севера.
    4. Провести сравнительный анализ пассажирского транспортного обслуживания Нижневартовска и Нижневартовского района по годам: 1989, 2004-2007.
    5. Разработка и апробация знаний по изучению данной темы в среднем звене школьников (8-9 классов).

    Объектом дипломной работы является территория Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа и Нижневартовского района как социально-экономических систем.

    Предметом работы является территориальное функционирование пассажирского автомобильного транспорта.

    В работе применялись следующие методы исследования: историко-географический, статистический, картографический, сравнительно-географический, социологический.

    Практическое  значение данной работы заключается в предложениях по совершенствованию развития транспортной сети Нижневартовского района в будущем, в использовании данной работы в школьном курсе географии.  

1.1. Историческое развитие автомобильных пассажирских перевозок в России 

    В древности первыми средствами пассажирских сообщений были носилки, переносимые рабами. С одомашниванием крупных животных и изобретением колеса появилась возможность строить повозки, приводимые в движение мускульной силой животных.

    История развития пассажирских автомобильных  перевозок зародилась много столетий назад и связана с идеей самодвижущегося экипажа, прообразом которой была колесная повозка, передвигаемая животными (Спирин, 2003).

    В XVII в. были разработаны и построены опытные образцы повозок, перемещающихся без помощи лошадей. Появление повозок привело к возникновению дорожного строительства. Рост дорожной сети расширял территории, освоенные человеком, способствовал развитию экономики. Так возник дорожный транспорт (Долматовский, 1986).

Информация о работе Экономическая и социально-географическая характеристики обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Нижневартовск