Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:16, дипломная работа
Целью данной дипломной работы являлась экономическая и социально-географическая характеристики развития пассажирского автомобильного транспорта в масштабах ХМАО и Нижневартовского района.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Выявить особенности развития автомобильных пассажирских перевозок в России и Ханты-Мансийском АО.
Провести сравнительный анализ изменения численности автодорог в округе и Нижневартовском районе, выявить динамику изменения их протяженности.
Выявить особенности эксплуатации транспорта в районах Севера.
Провести сравнительный анализ пассажирского транспортного обслуживания Нижневартовска и Нижневартовского района по годам: 1989, 2004-2007.
Разработка и апробация знаний по изучению данной темы в среднем звене школьников (8-9 классов).
Введение……………………………………………………………………….
1.1. Литературный обзор…………………………………………………..
1.1. Историческое развитие автомобильного транспорта и
перевозок в России…………………………………………………
1.2. Виды пассажирского транспорта и сферы их применения……
1.3. Транспортная подвижность населения………………………………
1.4. Классификация пассажирских автомобильных перевозок………..
1.5. Транспортное обслуживание северных районов……………….....
Глава 2 Социально – географические исследования транспортного
обслуживания.………………………………………………………
2.1. Социально-географическое исследование транспортного
обслуживания в округе.……………………………………………
2.2. Развитие пассажирского автомобильного транспорта в
Нижневартовском районе………………………………………….
2.3. Социологическое исследование транспортного обслуживания в
Нижневартовского района………………………………………….
2.4. География пассажирского автомобильного транспорта в
г. Нижневартовске…………………………………………………..
Глава 3 Формирование знаний о пассажирских автомобильных
перевозках…………………………………………………………….
3.1. Методические разработки занятий и внеклассных мероприятий
по теме: География пассажирского автомобильного транспорта»
в 8-9 классах…………………………………………………………..
3.2. Анализ успешности апробаций знаний…………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………
Приложение 1………………………………………………………………….
Приложение 2………………………………………………………………….
Приложение 3………………………………………………………………….
Приложение 4………………………………………………………………….
Приложение 5………………………………………………………………….
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Департамент образования и науки ХМАО – Югра
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нижневартовский государственный гуманитарный университет
Факультет естественных и точных наук
Отделение экологии и географии
Кафедра географии и безопасности жизнедеятельности
Оформление
титульного другое
Экономическая и социально-географическая характеристики обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Нижневартовском районе.
(дипломная
работа)
Дмитриева О.О.
_________________
(подпись)
к.г.н., доцент
Соколов С.Н.
«Допустить к защите» _________________
___________________
зав. кафедрой, д.г.н.,
профессор Рянский
Ф.Н.
(оценка)
Нижневартовск, 2007
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.1. Литературный обзор………………………………
1.1. Историческое развитие автомобильного транспорта и
перевозок в России………………………………
1.2. Виды пассажирского транспорта и сферы их применения……
1.3. Транспортная подвижность населения………………………………
1.4. Классификация пассажирских автомобильных перевозок………..
1.5. Транспортное обслуживание северных районов……………….....
Глава 2 Социально – географические исследования транспортного
обслуживания.……………………………………………
2.1. Социально-географическое исследование транспортного
обслуживания в округе.……………………
2.2. Развитие пассажирского автомобильного транспорта в
Нижневартовском районе………………………………………….
2.3. Социологическое исследование транспортного обслуживания в
Нижневартовского района………………………………………….
2.4. География пассажирского
г. Нижневартовске…………………………………………
Глава 3 Формирование знаний о пассажирских автомобильных
перевозках……………………………………………………
3.1. Методические разработки занятий и внеклассных мероприятий
по теме: География пассажирского автомобильного транспорта»
в 8-9 классах………………………………………………………….
3.2. Анализ успешности апробаций знаний…………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………
Приложение 1………………………………………………………………….
Приложение 2………………………………………………………………….
Приложение 3………………………………………………………………….
Приложение 4………………………………………………………………….
Приложение 5………………………………………………………………….
Аннотация
В работе рассмотрено историческое развитие автомобильного транспорта и перевозок в России, представлены виды пассажирского транспорта и обозначены сферы их применения. Выделены основные группы факторов, влияющих на транспортную подвижность населения, а также виды передвижений населения городов. Представлена классификация пассажирских автомобильных перевозок по различным критериям: по виду сообщения, назначению, форме организации, виду подвижного состава, принадлежности подвижного состава. Кроме того, в работе рассмотрена специфика транспортного обслуживания северных районов. Проведены и представлены выводы социально – географического исследования транспортного обслуживания округа и Нижневартовского района. Разработан ряд уроков и внеклассных мероприятий по теме «География пассажирского автомобильного транспорта» и проведён анализ апробаций знаний.
Введение
Данная тема является актуальной как в целом для территории РФ, так и для ХМАО и, в частности, Нижневартовска. В наше время неустанно растет урбанизация, рост населения, что влечёт за собой увеличение пассажирских и грузовых перевозок.
Транспорт – одна из ключевых отраслей народного хозяйства. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его чёткости и надёжности во многом зависит трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, а также их работоспособность.
Современное общество характеризуется интенсивными коммуникационными процессами. Без обмена веществом и энергией немыслимо существование экономики. Информационные технологии во многом определяют научно – технический потенциал общества, формируют новый жизненный стиль. Однако все процессы движения во времени и пространстве вещества, энергии и информации являются вторичными по отношению к процессу перемещения людей. Общественная среда предопределяет необходимость перемещения людей в пространстве как функцию их социального поведения, стимулирует прогрессивное расширение доступных территорий и скорости передвижения.
Уже на ранних этапах развития человечества общественные отношения требовали объединения людей во времени и пространстве для эффективного осуществления процессов производства, потребления материальных и культурных ценностей, научной, общественно-политической, военной, учебной и иной деятельности. Со временем территориальное расширение населённых пунктов вступило в противоречие с необходимостью быстрого перемещения людей от места проживания к месту временного пребывания. Разрешение этого противоречия обеспечил тогда городской транспорт.
По мере развития общества, расширением жилищного строительства, повышением материального благосостояния возрастают потребности населения в поездках и передвижениях, увеличивается интенсивность движения и дальность поездок, которые удовлетворяются различными видами пассажирского транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным, городским электротранспортом и специальными видами транспорта (эскалаторы, движущиеся тротуары).
Для современной России значение транспорта огромно, поскольку именно транспорт объединяет различные регионы страны в единое государство. В этой связи транспорт является одним из ведущих государствообразующих факторов.
В
настоящее время транспорт
В отличие от других стран Россия отличается чрезвычайно неблагоприятными условиями эксплуатации пассажирского транспорта. Это объясняется многими причинами: обширность территории, большое различие климатических условий, плохое состояние дорог, в которых приходится работать транспортным средствам. Россия делится на две климатические зоны: умеренную и холодную. К холодной относится 80% всей территории. Для эксплуатации в данных условиях к автомобилю предъявляются повышенные требования. Нужна совершенная система отопления и вентиляции, усиленная теплоизоляция, морозостойкая резина, безопасность и надежность.
Также хотелось бы отметить, что эксплуатация транспорта северных районов, ввиду природно-климатических и экономико-географических особенностей зоны Севера, отличается от эксплуатации транспорта в других районах страны. Что и доказывает её актуальность.
Целью данной дипломной работы являлась экономическая и социально-географическая характеристики развития пассажирского автомобильного транспорта в масштабах ХМАО и Нижневартовского района.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Объектом дипломной работы является территория Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа и Нижневартовского района как социально-экономических систем.
Предметом работы является территориальное функционирование пассажирского автомобильного транспорта.
В работе применялись следующие методы исследования: историко-географический, статистический, картографический, сравнительно-географический, социологический.
Практическое
значение данной работы заключается в
предложениях по совершенствованию развития
транспортной сети Нижневартовского района
в будущем, в использовании данной работы
в школьном курсе географии.
1.1.
Историческое развитие
автомобильных пассажирских
перевозок в России
В древности первыми средствами пассажирских сообщений были носилки, переносимые рабами. С одомашниванием крупных животных и изобретением колеса появилась возможность строить повозки, приводимые в движение мускульной силой животных.
История развития пассажирских автомобильных перевозок зародилась много столетий назад и связана с идеей самодвижущегося экипажа, прообразом которой была колесная повозка, передвигаемая животными (Спирин, 2003).
В XVII в. были разработаны и построены опытные образцы повозок, перемещающихся без помощи лошадей. Появление повозок привело к возникновению дорожного строительства. Рост дорожной сети расширял территории, освоенные человеком, способствовал развитию экономики. Так возник дорожный транспорт (Долматовский, 1986).