Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:16, дипломная работа
Целью данной дипломной работы являлась экономическая и социально-географическая характеристики развития пассажирского автомобильного транспорта в масштабах ХМАО и Нижневартовского района.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Выявить особенности развития автомобильных пассажирских перевозок в России и Ханты-Мансийском АО.
Провести сравнительный анализ изменения численности автодорог в округе и Нижневартовском районе, выявить динамику изменения их протяженности.
Выявить особенности эксплуатации транспорта в районах Севера.
Провести сравнительный анализ пассажирского транспортного обслуживания Нижневартовска и Нижневартовского района по годам: 1989, 2004-2007.
Разработка и апробация знаний по изучению данной темы в среднем звене школьников (8-9 классов).
Введение……………………………………………………………………….
1.1. Литературный обзор…………………………………………………..
1.1. Историческое развитие автомобильного транспорта и
перевозок в России…………………………………………………
1.2. Виды пассажирского транспорта и сферы их применения……
1.3. Транспортная подвижность населения………………………………
1.4. Классификация пассажирских автомобильных перевозок………..
1.5. Транспортное обслуживание северных районов……………….....
Глава 2 Социально – географические исследования транспортного
обслуживания.………………………………………………………
2.1. Социально-географическое исследование транспортного
обслуживания в округе.……………………………………………
2.2. Развитие пассажирского автомобильного транспорта в
Нижневартовском районе………………………………………….
2.3. Социологическое исследование транспортного обслуживания в
Нижневартовского района………………………………………….
2.4. География пассажирского автомобильного транспорта в
г. Нижневартовске…………………………………………………..
Глава 3 Формирование знаний о пассажирских автомобильных
перевозках…………………………………………………………….
3.1. Методические разработки занятий и внеклассных мероприятий
по теме: География пассажирского автомобильного транспорта»
в 8-9 классах…………………………………………………………..
3.2. Анализ успешности апробаций знаний…………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………
Приложение 1………………………………………………………………….
Приложение 2………………………………………………………………….
Приложение 3………………………………………………………………….
Приложение 4………………………………………………………………….
Приложение 5………………………………………………………………….
Приоритетным фактором, определяющим величину транспортной подвижности, является распределение населения по социальным категориям: рабочие, служащие, учащиеся вузов и техникумов, пенсионеры, школьники и др. Доминирующее число опрошенных текущего года составили учащиеся и студенты – 57%, что в целом, совпадает с опросом 2006г., тогда было - 63%. В 2005г. основную массу респондентов составили инженерно – технические работники, врачи, учителя (52%), а также учащиеся, студенты – 24%. По опросу же 1989г. большая часть – работники транспорта – 20,2% и нефтегазодобывающей промышленности – 16,1%.
В этом году были опрошены жители почти со всех микрорайонов города (большая часть), в основном: 10Г – 10%; 14 – 8%; 10Б – 7%; 13 – 7%, а также Прибрежная зона – 9%; п. Излучинск – 4%; Старый Вартовск – 2%. В опросе 2006г. Доминирующее число респондентов была из микрорайонов: 5 – 8%; 10 – 7%; 13 – 8%; 14 – 7%; 10Б – 11% и Прибрежная зона – 8%. В 2005г. опрошена небольшая часть представителей каждого из микрорайонов, в часности преобладали: 10Г – 12%; 3,4 – 10%, а также опрошены жители Старого Вартовска – 4% и п. Излучинск – 2%. В опросе 1989г. основная масса респондентов была с посёлков – 15,2% и с первого микрорайона – 7,3% (Приложение № ).
На вопрос: «Сколько времени затрачивают на дорогу из дома на работу?» (рис. ) согласно опросу текущего года основная масса респондентов затрачивает от 10-25 мин. – 57% от 25-45 мин. – 25%; среднее время составляет 20,5 мин. Результаты опроса 2006г. Относительно совпадают с опросом этого года, количество жителей города затрачивающих от 10-25 мин. - 59%, а от 25 – 45 мин. - 29% опрошенных; среднее время составляет 22,4 мин. В опросе 2005г. до 10 мин. – ответило 20% опрошенных, 10-25 мин. – 56%, 25-45 мин. – 18%, от 45-1 часа – 4%; среднее время 20,3 мин. По анкете 1989г. основная масса респондентов добирается за 25 – 45 мин. (31,5%).
На вопрос: «Опаздывают ли из-за плохой работы транспорта?» большая часть опрошенных 2005г. года ответила – никогда, т.к. выходят с запасом времени – 36%, по 1989г. таким же образом ответила большая часть – 38% (Приложение № ). В нынешнем году дали ответ «иногда» - 27%, «очень редко» - 26%, что совпадает с результатами опроса 2006г., когда ответили «иногда» - 31%, «очень редко» - 27%.
Большинство опрошенных этого года (рис. ) считает, что маршруты городского транспорта для них являются удобными – 57%. В ходе анкетирования в 2006г. «удобны» ответили 61% жителей, таким же образом отвечали респонденты в опросе 2005г - 58%, а по результатам опроса 1989г. было выявлено, что маршруты для большинства являются не очень удобными – 36% .
На вопрос: «На какие маршруты
следует обратить особое
(рис. ) респондентами были выделены маршруты городских автобусов: № 7; №3; №4; №13; 17к. (Приложение № ). Причинами плохой работы считают: большие интервалы – 53% в частности №13 и №7, а также неблагополучное техническое состояние автобусов маршрута №17 коммерческий. В опросе 2006г. особое внимание жителей привлекли маршруты: №11; №3; №13; №12; №15. Среди причин плохой работы выделяли: 49% - большие интервалы между движением автобусов; техническое состояние автобусов, в частности маршрут №13 и №17 коммерческий. По опросу 2005г. выделяли маршруты: №3, №4, №16, №6, №15, №7. Из всех опрошенных, 18% считают, что большие интервалы между движением автобусов №13; №14 и №19. По анкетам 1989г. наибольшее внимание привлекли маршруты №3, №4, №5. Среди причин плохой работы были выделены большие интервалы между движением автобусов №14, №13, №9.
Рис.
Маршруты, на работу которых следует обратить
особое внимание.
Также респонденты отметили районы с плохой работой транспорта, таковыми являются в основном окраинные части города. В особенности респонденты нынешнего года выделили: 10 мкр. – 7%; 15мкр. – 5%; ул. Северная – 4%. В 2005г. в первую очередь выделили – 11 микрорайон (18%), 10-е – 8% и Старый Вартовск – 8%. В 2006г. к районам с плохой работой транспорт были отнесены: в первую очередь – 10-е микрорайоны (13%),
14 мкр. – 6% и Старый Вартовск – 4%.
На вопрос: «Как обычно добираются?» (рис. ) большая часть опрошенных нынешнего года ответили, что добираются общественным автобусом – 27%; затем маршруткой – 23% и пешком – 15%. В целом результаты текущего года совпадают с опросами 2005 и 2006 гг., т.к. в 2006г. основная масса жителей пользуется общественным автобусом – 35%; далее маршруткой – 29% и пешком – 26%. По опросу 2005г. также большинство добирается общественным автобусом - 46%, затем пешком – 40% и маршруткой – 32%. Жизненный уровень людей, их материальная обеспеченность возрастают с каждым годом. Это прослеживается по опросу 2006г. и текущего 2007г., где такси стали пользоваться не 9%, а 13%; использовать свою машину 11%, вместо 5%.
Рис.
. Способ передвижения.
По вопросу «Как стал работать
транспорт?» основная масса опрошенных
текущего года считает, что также – 49%,
а 43% за то, что работа транспорта улучшилась.
По данным опроса 2005г. большинство респондентов,
а именно 54% считают, что работа транспорта
осталась на прежнем уровне, 36% за то, что
работа транспорта улучшилась. Данные
опроса в 2006г. практически совпали с результатами
по нынешнему опросу: 45% - транспорт работает
также; 39% - работа транспорта улучшилась.
Рис. . Работа транспорта.
Работу транспорта в январские морозы (рис. ) большинство респондентов отметило как удовлетворительно – 47%; 32% - остались недовольны работой транспорта; 14% - отметил её как хорошую.
Самая низкая температура была зафиксирована в Нижневартовском районе - в поселке Корлики (ниже 60 градусов). Местные власти провели внеплановое совещание по ситуации на территории. Было решено приостановить движение междугородных и пригородных автобусов.
Объявление об отмене междугородных и пригородных автобусных рейсов в кассе автовокзала обновлялось ежедневно. 22 населенных пункта были отрезаны от райцентра. Туда не отправлялись не только автобусы, но и авиатранспорт. К середине месяца стало возможным уехать из Нижневартовска по маршрутам в Излучинск, поселок ГПЗ, Мегион и Стрежевой.
Рис.
. Работа транспорта в январские морозы.
2.4.
География пассажирского
автомобильного транспорта
г. Нижневартовска
Город
Нижневартовск связан с сетью
автодорог России дорогой федерального
значения Нижневартовск-Сургут-
Сама федеральная трасса проходит севернее города Нижневартовска, минуя его селитебную часть, обеспечивая транзитное движение транспорта в обход города с севера.
В настоящее время в городе организован новый автовокзал, совмещенный с железнодорожным вокзалом.
Активное
строительство автодорог в
Важным элементом организации внешних транспортных связей с федеральной дорогой Нижневартовск-Сургут является совершенствование выезда из Западного промрайона, который осуществляется в створе ул. Индустриальная. Пропускная способность этой улицы практически исчерпана.
С увеличением темпов роста промышленного производства возрастают и объемы грузоперевозок. При этом определяющее значение в транспортной структуре города Нижневартовска приходится на автомобильный транспорт. Эффективность работы пассажирского транспорта во многом зависит от рациональной организации схемы движения маршрутов и формирования конкуренции на рынке транспортных услуг (рис. )
Городская маршрутная сеть в г. Нижневартовске начала формироваться с 1971, когда в городе был открыт первый маршрут. За тридцать с небольшим лет своего существования маршрутная сеть пересматривалась один раз в 1987г. В то время в центральной части города дорожное движение было организовано в одностороннем направлении, и основная масса маршрутов (6, 9,10, 11,12, 13,14) на отдельных участках автодорог дублировала друг друга, то есть перевозка пассажиров осуществлялась по кольцу.
В последние годы в городе
построены первоклассные
рис.
. Протяжённость пассажирских автомобильных
путей.
С каждым годом возрастает количество автотранспортных средств
(рис. ) Количество маршрутов при этом остаётся неизменным.
рис. . Количество муниципальных автобусов и маршрутов в
г. Нижневартовске
Сложившаяся улично-дорожная сеть, построенная в соответствии с требованиями Российского градостроительства, может служить примером планировочной организации современного города.
Наличие
важного в планировочном
Запроектированная предыдущим генпланом перспективная улично-дорожная сеть, формировалась из магистральных улиц двух типов: магистралей общегородского значения регулируемого движения и магистралей районного значения.
Пропускная
способность магистральной
Эта транспортная сеть надежно функционировала вплоть до последнего времени, обеспечивая надлежащие скорости и время проезда по городу.
Сегодня затруднения в организации транспортного движения в городе возникли из-за непредвиденного прежде быстрого роста количества автомобилей.
Современный показатель автомобилизации в городе достиг 393 автомобиля на 1000 жителей, т.е. плотность движения увеличилась в 2 раза (европейский уровень сегодня 400-500 автомобилей на 1000 жителей).
Пропускная способность по основным магистралям города в часы наибольших нагрузок практически исчерпана, особенно это касается ул. Индустриальной – основной магистрали Западного промрайона, где наблюдается в час «пик» полный паралич движения.
Рост количества индивидуальных автомобилей в городе оказывает значительное влияние на работу массового транспорта (автобус) в сторону ее уменьшения. Если в 1993 г. Работа автобусного транспорта составили 320 млн. пасс/км в год, то в 2003 г. Она составила 189 млн. пас/км в год, т.е. уменьшилась в 2 раза. Это говорит о том, что значительная часть населения города передвигается по трудовым и культурно-бытовым целям на личных автомобилях.
Ориентировочно можно сделать вывод, что около 50% передвижений в городе совершается на легковом автомобиле, и это притом, что имеются недостатки в развитии существующей транспортной сети вызывающие задержки движения и заторы, если их ликвидировать, то эта доля еще более возрастет. Некоторое увеличение пропускной способности уличной сети еще возможна за счет расширения проезжей части магистралей, которые в настоящее время имеют недостаточную ширину. Это, прежде всего магистрали регулируемого движения: 60 лет Октября, Ленина, Мира, Индустриальная, Северная, находящиеся в селитебной зоне города, и улицы Кузоваткина и РЭБ Флота в промзоне.