Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:06, доклад
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики. В этом контексте наиболее дискуссионной предстает проблематика формирования выбора стратегических альтернатив развития, направленных, прежде всего, на экономический рост российского государства. Поэтому актуальность выбранной темы курсовой работы не оставляет сомнений, а ее масштабность обусловлена широтой и многоаспектностью рассматриваемых экономических явлений.
Экономическая политика экономическая стратегия РФ
Экономическая политика экономическая стратегия РФ
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая политика России на современном
этапе и ее оценка представляют собой
одну из ведущих тем, исследуемых современными
отечественными учеными в сфере национальной
экономики. В этом контексте наиболее
дискуссионной предстает проблематика
формирования выбора стратегических альтернатив
развития, направленных, прежде всего,
на экономический рост российского государства.
Поэтому актуальность выбранной темы
курсовой работы не оставляет сомнений,
а ее масштабность обусловлена широтой
и многоаспектностью рассматриваемых
экономических явлений.
Целью курсовой работы послужила
характеристика экономической политики
и экономической стратегии
В ходе выполнения работы широко
были использованы публикации отечественных
ученых-экономистов, посвященные современным
проблемам развития российской экономики,
аспектам совершенствования
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАК КАТЕГОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
1.1. Экономическая политика государства и ее виды
Под государственной экономической политикой понимается «генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране».
При этом государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику (Рис.1 Основные составляющие элементы (направления) государственной экономической политики)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА |
Сюда относится законодательство в области
аграрных отношений, торгово-промышленной
(тарифная, таможенная политика), кредитной
и денежного обращения (банковская политика),
социальной (фабричное и рабочее законодательство)
и др.
Расширенную трактовку основных видов экономической политики государства приводитв учебном пособии, автор классифицирует все многообразие этих видов по трем основным критерия:
(рис.2 Виды экономической политики государства).
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА |
|
Важнейшие направления экономической политики государства реализуются при помощи различных ее инструментов.
Под инструментами экономической политики понимаются средства, с помощью которых государство добивается выполнения поставленных перед собой задач. Чаще всего инструменты имеют вид формального юридического документа, составленного в письменной форме, по которому предоставляется какое-либо право или составляется договор.
Так, например, все используемые
в области финансов ценные бумаги
и срочные контракты (депозиты, акции,
облигации, сертификаты и т.д.) представляют
собой инструменты
Так, инструментами государственного регулирования инвестиционной деятельности являются не только инвестиционные программы или прямое управление государственными инвестициями, но и система налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; инструменты финансовой, кредитной и амортизационной политики, политики ценообразования; антимонопольные меры, приватизация объектов государственной собственности и экспертиза инвестиционных проектов.
Как видно, перечень средств, воздействующих на инвестиционную составляющую экономической политики государства не ограничивается исключительно инвестиционными инструментами регулирования.
1.2. Понятие экономической стратегии государства и ее основные направления
Под стратегией в экономической науке понимают «управленческий процесс создания и поддержания долгосрочного соответствия между целями хозяйствующего субъекта и его потенциальными возможностями и шансами в сфере рыночного поведения».
В наиболее общем виде любая стратегия вне зависимости от уровня субъекта опирается на четко сформулированное программное заявление, изложение вспомогательных целей и задач и сценарий достижения стратегии роста.
Экономическая стратегия государства представляет собой раздел государственного управления, призванный поддерживать посредством комплекса планомерно проводимых стратегических решений единство между заявляемой Стратегией развития государства на перспективу, целями и задачами государственной экономической политики и реальными тенденциями мирового хозяйства на основе оценки экономического потенциала страны в достижении социально-экономического роста и укрепления экономической безопасности государства в условиях мировой конкуренции.
Таким образом, основными этапами реализации экономической стратегии государства являются:
На современном этапе
развития мирового хозяйства любое
государство стратегически
Одной из актуальных проблем любого государства в условиях глобализации экономики является уменьшение разрыва национальной экономики от передовых стран мира. Перед государством стоит задача не только обеспечения устойчивых темпов роста в долгосрочном аспекте, но и качественных преобразований экономики – формирование эффективной институциональной системы, развитие передовых технологий, диверсификация экономики. Реализация указанных приоритетов сводится к поиску долгосрочной стратегии роста.
Разработка стратегии
роста предполагает учет внутреннего
экономического потенциала, определяющего
наиболее вероятный профиль
К последним, как показывает практика мирохозяйственного развития, относятся: постиндустриализация; глобальный характер функционирования экономики; специализация и торговля передовых стран преимущественно в сфере высокотехнологичной продукции и услуг, обеспеченных международным движением капитала в форме прямых иностранных инвестиций.
Преимущественное развитие
в современных условиях получают
такие формы международных
В основе формирования современного
типа устойчивого экономического роста
в контексте
Конкурентная стратегия
экономического роста национальной
экономики предопределяет не только
положительную тенденцию
Таким образом, с одной стороны эффективная стратегия экономического роста должна учитывать краткосрочные и долгосрочные последствия ее реализации с точки зрения устойчивости роста. С другой – она должна обеспечивать не только запланированные экономические показатели, но и устойчивый социальный эффект на различных временных периодах.
Далее будут рассмотрены
тенденции экономической
2. Экономическая
политика И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ России:
СОВРЕМЕННЫЕ тенденции и ПРОБЛЕМЫ развития
2.1. Тенденции экономической
политики России на современном этапе
Значительное расширение внутреннего
спроса продолжает поддерживать экономический
рост в России. Однако все более очевидным
становится снижение темпов роста в большинстве
обрабатывающих и торгуемых секторах.
Рост ВВП все больше обеспечивается за счет неторгуемых секторов экономики, а инвестиции остаются, сконцентрированы в нефтегазовом секторе. Рост производительности в некоторых обрабатывающих отраслях все еще оставался достаточно сильным, хотя представляется, что это рост в значительной степени был обеспечен за счет снижения занятости в этих отраслях.
Дальнейшее увеличение профицита платежного баланса России способствует укреплению финансового положения страны, но вместе с тем усложняет некоторые задачи экономической политики. Помимо рекордно высоких показателей профицита счета текущих операций, в Россию начинают поступать значительные объемы капитала, в том числе – прямые иностранные инвестиции. В то время как данный приток средств должен способствовать росту инвестиций и модернизации, дополнительный приток капитала также увеличивает давление на инфляционные процессы и реальный валютный курс.
В экономической политике все больше внимания уделяется осуществлению четырех приоритетных национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищном секторе и сельском хозяйстве. У России есть возможность объединить более высокие расходы в этих областях со структурными реформами, которые могли бы создать условия для устойчивого развития.
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели за период 2001-2006 г.г.
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Роста ВВП, % |
5,1 |
4,7 |
7,3 |
7,2 |
6,4 |
- |
Рост промышленного производства, % |
4,9 |
3,7 |
7,0 |
8,3 |
4,0 |
2,7 |
Рост инвестиций в основной капитал, % |
8,7 |
2,6 |
12,5 |
10,9 |
10,5 |
1,6 |
Баланс федерального бюджета, % GDP |
3,0 |
2,3 |
1,7 |
4,2 |
7,5 |
11,4 |
Инфляция потребительских цен, % |
18,6 |
15,1 |
12,0 |
11,7 |
10,9 |
4,1 |
Текущий счет платежного баланса, $ млрд. |
35,1 |
32,8 |
35,9 |
60,1 |
86,6 |
28,0 |
Валютные резервы, |
36,6 |
47,8 |
76,9 |
124,5 |
182,2 |
195,9 |
Информация о работе Экономическая политика экономическая стратегия РФ