Экономическая политика экономическая стратегия РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:06, доклад

Описание

ВВЕДЕНИЕ
Экономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики. В этом контексте наиболее дискуссионной предстает проблематика формирования выбора стратегических альтернатив развития, направленных, прежде всего, на экономический рост российского государства. Поэтому актуальность выбранной темы курсовой работы не оставляет сомнений, а ее масштабность обусловлена широтой и многоаспектностью рассматриваемых экономических явлений.

Работа состоит из  1 файл

Экономическая политика экономическая стратегия РФ.docx

— 134.04 Кб (Скачать документ)

Экономическая политика экономическая  стратегия РФ

Экономическая политика экономическая  стратегия РФ

 

ВВЕДЕНИЕ  
Экономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики. В этом контексте наиболее дискуссионной предстает проблематика формирования выбора стратегических альтернатив развития, направленных, прежде всего, на экономический рост российского государства. Поэтому актуальность выбранной темы курсовой работы не оставляет сомнений, а ее масштабность обусловлена широтой и многоаспектностью рассматриваемых экономических явлений.

Целью курсовой работы послужила  характеристика экономической политики и экономической стратегии России на современном этапе развития рыночных отношений. В рамках поставленной цели в работе решались следующие задачи:

  • рассмотрена сущность экономической политики и экономической стратегии как категорий экономической науки;
  • исследованы тенденции экономической политики России на современном этапе;
  • охарактеризована роль государства в реализации задач экономического роста в России;
  • выявлены актуальные проблемы стратегического развития российской экономики;
  • определены направления повышения эффективности экономической политики и стратегии России.

В ходе выполнения работы широко были использованы публикации отечественных  ученых-экономистов, посвященные современным  проблемам развития российской экономики, аспектам совершенствования экономической  политики и формирования стратегии  экономического роста.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАК  КАТЕГОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ 

1.1. Экономическая  политика государства и ее  виды 

Под государственной экономической  политикой понимается «генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства  в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране».

При этом государственная  экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику (Рис.1 Основные составляющие элементы (направления) государственной экономической политики)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА


   
 
Сюда относится законодательство в области аграрных отношений, торгово-промышленной (тарифная, таможенная политика), кредитной и денежного обращения (банковская политика), социальной (фабричное и рабочее законодательство) и др.

Расширенную трактовку основных видов экономической политики государства  приводитв учебном пособии, автор  классифицирует все многообразие этих видов по трем основным критерия:

  • по направлениям воздействия;
  • по сферам воздействия
  • по методам и характеру воздействия

(рис.2 Виды экономической  политики государства).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА


 

 




Важнейшие направления экономической  политики государства реализуются  при помощи различных ее инструментов.

Под инструментами экономической  политики понимаются средства, с помощью  которых государство добивается выполнения поставленных перед собой  задач. Чаще всего инструменты имеют  вид формального юридического документа, составленного в письменной форме, по которому предоставляется какое-либо право или составляется договор.

Так, например, все используемые в области финансов ценные бумаги и срочные контракты (депозиты, акции, облигации, сертификаты и т.д.) представляют собой инструменты экономической  политики. Необходимо отметить, что  нельзя провести четкой грани между  основными видами экономической  политики и присущими только им инструментам. Это связано с тем, что задачи экономической политики решаются комплексно, а используемый арсенал инструментов гармонично переплетается и затрагивает смежные направления экономической политики. Ярким примером этому может служить инвестиционная политика как важнейшее направление экономической политики государства.

Так, инструментами государственного регулирования инвестиционной деятельности являются не только инвестиционные программы  или прямое управление государственными инвестициями, но и система налогов  с дифференцированием налоговых  ставок и льгот; предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных  территорий, отраслей, производств; инструменты  финансовой, кредитной и амортизационной  политики, политики ценообразования; антимонопольные меры, приватизация объектов государственной собственности и экспертиза инвестиционных проектов.

Как видно, перечень средств, воздействующих на инвестиционную составляющую экономической политики государства  не ограничивается исключительно инвестиционными  инструментами регулирования.

1.2. Понятие экономической  стратегии государства и ее  основные направления 

Под стратегией в экономической  науке понимают «управленческий  процесс создания и поддержания  долгосрочного соответствия между  целями хозяйствующего субъекта и его  потенциальными возможностями и  шансами в сфере рыночного поведения».

В наиболее общем виде любая  стратегия вне зависимости от уровня субъекта опирается на четко сформулированное программное заявление, изложение вспомогательных целей и задач и сценарий достижения стратегии роста.

Экономическая стратегия  государства представляет собой  раздел государственного управления, призванный поддерживать посредством  комплекса планомерно проводимых стратегических решений единство между заявляемой Стратегией развития государства на перспективу, целями и задачами государственной экономической политики и реальными тенденциями мирового хозяйства на основе оценки экономического потенциала страны в достижении социально-экономического роста и укрепления экономической безопасности государства в условиях мировой конкуренции.

Таким образом, основными  этапами реализации экономической стратегии государства являются:

  • разработка Стратегии развития государства, в которой обозначаются: концепция выбранной стратегии, цели, задачи, программа действий, основные критерии оценки качества реализуемой стратегии, возможные сценарии развития ситуации на мировом рынке;
  • корректировка тактических решений по основным направлениям экономической политики соответственно выбранной стратегии, с учетом возможных и предусмотренных сценариев развития и экономического потенциала на каждом этапе реализации Стратегии развития государства;
  • контроль соответствия результата предпринимаемых решений основным критериям (экономическим, социальным, финансовым) эффективности стратегии государства.

На современном этапе  развития мирового хозяйства любое  государство стратегически заинтересовано не только в удержании завоеванных  позиций, но и в приросте показателей  социально-экономического и финансового развития.

Одной из актуальных проблем  любого государства в условиях глобализации экономики является уменьшение разрыва  национальной экономики от передовых  стран мира. Перед государством стоит  задача не только обеспечения устойчивых темпов роста в долгосрочном аспекте, но и качественных преобразований экономики  – формирование эффективной институциональной  системы, развитие передовых технологий, диверсификация экономики. Реализация указанных приоритетов сводится к поиску долгосрочной стратегии роста.

Разработка стратегии  роста предполагает учет внутреннего  экономического потенциала, определяющего  наиболее вероятный профиль специализации  экономики государства, а также мировые тенденции развития.

К последним, как показывает практика мирохозяйственного развития, относятся: постиндустриализация; глобальный характер функционирования экономики; специализация и торговля передовых  стран преимущественно в сфере  высокотехнологичной продукции  и услуг, обеспеченных международным  движением капитала в форме прямых иностранных инвестиций.

Преимущественное развитие в современных условиях получают такие формы международных экономических  отношений, как международный научно-технический  и информационный обмен, торговля услугами, международная кооперация производства, международная миграция капитала.

В основе формирования современного типа устойчивого экономического роста  в контексте постиндустриального  общества лежат элементы так называемой «инновационной экономики», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном  использовании и качественном совершенствовании  всех факторов производства. Новые  знания, на основе которых создаются  эффективные производственные технологии, выпускается высококачественная продукция  и меняется организация управления производством, дают большую долю прироста производительности труда и ВВП развитых стран.

Конкурентная стратегия  экономического роста национальной экономики предопределяет не только положительную тенденцию основных макроэкономических показателей развития, в этом случае речь идет об эффективности стратегии роста , но и обеспечивает стране конкурентоспособность в мировом хозяйстве, позволяет ей выгодно отличаться по определенным признакам от своих «конкурентов». В наиболее общем виде алгоритм обоснования конкурентной стратегии экономического роста государства включает следующие направления:

  • оценка тенденции развития мирового хозяйства;
  • оценка экономического потенциала государства, вероятного профиля специализации национальной экономики в мировом хозяйстве;
  • обоснование концепции конкурентной стратегии роста;
  • оценка эффективности стратегии с точки зрения ее влияния на решение внутренних задач социально-экономического развития государства;
  • оценка результативности стратегии в контексте повышения конкурентоспособности государства в мировой экономике;
  • формирование экономической политики, направленной на реализацию конкурентной стратегии.

Таким образом, с одной  стороны эффективная стратегия  экономического роста должна учитывать краткосрочные и долгосрочные последствия ее реализации с точки зрения устойчивости роста. С другой – она должна обеспечивать не только запланированные экономические показатели, но и устойчивый социальный эффект на различных временных периодах.

Далее будут рассмотрены  тенденции экономической политики России на современном этапе и  актуальные проблемы ее стратегического  развития.  
2. Экономическая политика И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ России: СОВРЕМЕННЫЕ тенденции и ПРОБЛЕМЫ развития  
2.1. Тенденции экономической политики России на современном этапе  
Значительное расширение внутреннего спроса продолжает поддерживать экономический рост в России. Однако все более очевидным становится снижение темпов роста в большинстве обрабатывающих и торгуемых секторах.

Рост ВВП все больше обеспечивается за счет неторгуемых  секторов экономики, а инвестиции остаются, сконцентрированы в нефтегазовом секторе. Рост производительности в некоторых  обрабатывающих отраслях все еще  оставался достаточно сильным, хотя представляется, что это рост в  значительной степени был обеспечен  за счет снижения занятости в этих отраслях.

Дальнейшее увеличение профицита  платежного баланса России способствует укреплению финансового положения  страны, но вместе с тем усложняет  некоторые задачи экономической  политики. Помимо рекордно высоких  показателей профицита счета  текущих операций, в Россию начинают поступать значительные объемы капитала, в том числе – прямые иностранные  инвестиции. В то время как данный приток средств должен способствовать росту инвестиций и модернизации, дополнительный приток капитала также  увеличивает давление на инфляционные процессы и реальный валютный курс.

В экономической политике все больше внимания уделяется осуществлению  четырех приоритетных национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищном секторе и сельском хозяйстве. У России есть возможность объединить более высокие расходы в этих областях со структурными реформами, которые  могли бы создать условия для  устойчивого развития.

Таблица 1. Основные макроэкономические показатели за период 2001-2006 г.г.

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006  
(янв. – фев.)

Роста ВВП, %

5,1

4,7

7,3

7,2

6,4

-

Рост промышленного производства, %

4,9

3,7

7,0

8,3

4,0

2,7

Рост инвестиций в основной капитал, %

8,7

2,6

12,5

10,9

10,5

1,6

Баланс федерального бюджета, % GDP

3,0

2,3

1,7

4,2

7,5

11,4

Инфляция потребительских  цен, %

18,6

15,1

12,0

11,7

10,9

4,1

Текущий счет платежного баланса, $ млрд.

35,1

32,8

35,9

60,1

86,6

28,0

Валютные резервы,  
$ млрд.

36,6

47,8

76,9

124,5

182,2

195,9

Информация о работе Экономическая политика экономическая стратегия РФ