Экономическая политика экономическая стратегия РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:06, доклад

Описание

ВВЕДЕНИЕ
Экономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики. В этом контексте наиболее дискуссионной предстает проблематика формирования выбора стратегических альтернатив развития, направленных, прежде всего, на экономический рост российского государства. Поэтому актуальность выбранной темы курсовой работы не оставляет сомнений, а ее масштабность обусловлена широтой и многоаспектностью рассматриваемых экономических явлений.

Работа состоит из  1 файл

Экономическая политика экономическая стратегия РФ.docx

— 134.04 Кб (Скачать документ)

Удивительно, но снижение темпов инфляции в четвертом квартале 2005 года имело место в ситуации рекордно высоких показателей валютных поступлений, покупкой валютных резервов Центральным  банком и достаточно быстрого роста  рублевой массы. Соответственно, только за четвертый квартал 2005 г. объем  резервов ЦБ выросло на 21 млрд. долл. США. Однако инфляционное давление, вызванное  таким расширением денежного  предложения, стало ощущаться в 2006 году. Только за январь и февраль 2006 г. потребительские цены выросли, согласно оценкам, на 4,1 процент. Как и в 2005 г., частично это ускорение темпов инфляции связано с административным повышением тарифов на услуги в сфере  ЖКХ. Тем не менее, базовая инфляция за январь и февраль (2 процента) оказалась  существенно выше, чем в прошлом  году (1,6 процента).

Озабоченность в отношении  инфляции привела к тому, что в  кредитно-денежную политику были внесены  важные изменения. Хотя Центральный  банк на протяжении почти всего 2005 года выступал за сохранение относительно стабильного курса рубля по отношению  к доллару, в первом квартале 2006 года он допустил номинальное укрепление обменного курса на 3,5 процента. Хотя номинальное удорожание может быть средством ослабления давления на инфляцию, ситуация в России осложняется присутствием потенциально значительных и нестабильных потоков капитала (в том числе  – внутренних потоков, связанных  с наличием на руках у населения  больших валютных средств). Относительно того, насколько номинальное удорожание способно сбить темпы инфляции в  краткосрочной перспективе, однозначного мнения нет, но благодаря опыту 2006 года можно будет получить больше информации по этому вопросу.

В начале 2006 г. главной темой  при обсуждении экономической политики в правительстве была обеспокоенность  более высокими темпами инфляции. Правительство разрабатывало и продолжает разрабатывать пакет антиинфляционных мер, включающих предложения по введению ценового контроля, ограничений на рост заработной платы в государственных предприятиях, ограничений на заимствования государственными предприятиями, а также сокращению государственных расходов. В ряде дискуссий рассматривалась проблема монопольных тарифов, однако нет экономических обоснований для того, чтобы установить связь между инфляцией и монопольной властью.

Практика других стран  подтверждает, что использование  мер контроля за ценами в качестве инструмента для снижения умеренной  инфляции является плохим выбором для  экономической политики. Издержки, вызванные искажениями на рынке  и дефицитом, значительно превосходят  возможные выгоды. Целью антиинфляционной экономической политики должна быть только базовая инфляция. Инфляция не должна входить в сферу ответственности  Министерства экономического развития и торговли, так как оно не располагает  подходящими инструментами для  того, чтобы влиять на базовую инфляцию. В настоящее время в России имеется лишь ограниченный набор  инструментов, с помощью которых  можно снижать базовую инфляцию. Главные среди них – это  уровень государственных расходов (в противоположность накоплению Стабилизационного фонда), политика валютного курса и другие ограниченные средства Центрального банка для регулирования ликвидности. Когда в конечном итоге появится более развитый внутренний рынок облигаций, возможности Центрального банка по проведению антиинфляционной кредитно-денежной политики существенно расширятся.

Бюджетно-налоговая политика и федеральный бюджет. Согласно предварительным  оценкам, федеральный бюджет 2005 г. был  исполнен с профицитом в размере 1617 млрд. руб., или 7,5 процентов ВВП (на кассовой основе). Этот показатель несколько  выше, чем профицит, обозначенный в  пересмотренном Законе о бюджете 2005 года (6,9 процента). Доходы федерального бюджета составили 5121 млрд. руб., или 23,6 процента ВВП. Несмотря на то, что  основным фактором, способствовавшим росту доходов, стали более высокие  цены на нефть, существенную роль сыграло  также более высокие налоги в  нефтяной отрасли. В отличие от этого, расходы федерального бюджета в 2005 г. оставались на уровне 16,2 процента ВВП, - т.е. практически теми же, что и в 2004 году.

Закон о федеральном бюджете 2006 г. был принят в конце декабря 2005 г. На 2006 г. планируются расходы  на уровне 17,5 процентов ВВП, т.е. на 1,3 процента выше фактических расходов в 2005 г. (см. табл. 7). Дополнительные средства будут израсходованы главным  образом на осуществление государственных  инвестиций и проведение социальных программ. Эти дополнительные расходы  могут быть связаны с некоторым  инфляционным давлением, хотя масштабы фискального расширения, по-прежнему, весьма ограничены. Из-за консервативного  прогноза цены на нефть (40 долл. США  за баррель) официальные доходы планируются  на уровне 20,7 процентов ВВП, т.е. примерно на 3 процента ниже, чем фактические  доходы в 2005 г. Однако если цены на нефть  останутся на нынешнем уровне, то доходы в 2006 году превысят значение 2005 года.  
 
Таблица 7. Федеральный бюджет (% ВВП)

 

2003

2004

2005

Закон о бюджете на 2006 г.

Доходы 

19,6

20,4

23,6

20,7

Расходы

17,9

16,1

16,2

17,5

В том числе:

       

Общегосударственные вопросы (за исключением обслуживания гос.долга)

     

2,62

Национальная оборона 

     

2,73

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

     

2,22

Национальная экономика 

     

1,39

Жилищно-коммунальное хозяйство 

     

0,16

Охрана окружающей среды 

     

0,03

Образование

     

0,83

Культура, кинематография и  средства массовой информации

     

0,21

Здравоохранение и спорт 

     

0,61

Социальная политика

     

0,84

Межбюджетные трансферты

     

5,87


Дополнительные доходы, которые  не будут немедленно переведены в  Стабилизационный фонд, могут стать  предметом политического торга  в течение года, хотя озабоченность  инфляцией усилила (по крайней мере, временно) позиции тех представителей правительства, которые придерживаются консервативного подхода в фискальной политике. Размер средств Стабилизационного  фонда на конец 2005 г. уже превысил 1,5 триллиона руб. (53 млрд. долл. США), и к концу текущего года может  составить более 3 триллионов руб.

Приоритеты экономической  политики. Основными направлениями  экономической политики в Российской Федерации стали четыре приоритетных национальных проекта в здравоохранении, образовании, жилищном секторе и  сельском хозяйстве. Основная задача этих проектов – это повышение уровня жизни населения. Согласно плану, из средств федерального и региональных бюджетов будет направлено 382 млрд. руб. (14 млрд. долларов США); кроме того, будут предоставлены государственные  гарантии на сумму в 60 млрд. руб. (2,2 млрд. долл. США) (см. таблицу 8). 76 процентов  запланированных расходов (290 млрд. руб.) будет покрыто из средств  федерального бюджета.  
Таблица 8. Финансирование национальных проектов из федерального и местных бюджетов (млрд. рублей)

 

2006

2007

Всего

Здоровье 

88,4

120,5

208,9

Образование

25,3

31,2

56,5

Доступное жилье 

35,4

46,2

81,6

Гарантии правительства 

26,5

33,5

60,0

Сельское хозяйство 

16,2

18,7

34,9

Всего (без гарантий)

165,3

216,6

382


Свыше половины всех расходов по реализации национальных проектов приходится на сектор здравоохранения; главным образом, средства пойдут на повышение заработной платы медицинского персонала, модернизацию оборудования и создание новых лечебных учреждений. Основная часть средств, выделенных на национальный проект в сфере образования, будет направлена на повышение заработной платы, в том числе – на стимулирование учителей-новаторов и одаренных  учащихся (гранты). Значительная часть  средств в рамках проекта в  жилищном секторе пойдет на оказание помощи семьям в приобретении жилья  посредством жилищных сертификатов, льготных ипотечных кредитов или  гарантий. Программа в сельском хозяйстве  предусматривает, главным образом, предоставление разнообразных субсидий, в частности – предоставление льготного кредита.

Национальные проекты  должны способствовать росту благосостояния российских граждан и малоимущих слоев. Несмотря на ценность образовательных  и медицинских услуг, предоставляемых  населению, многие работники здравоохранения  и образования относятся к  самым низкооплачиваемым категориям специалистов в Российской Федерации, и их семьи традиционно входят в число малоимущих. Кроме того, Россия обязана воспользоваться  возможностью объединить увеличение социальных расходов в этих секторах с проведением  необходимых структурных реформ, которые в дальнейшем обеспечили бы их бόльшую эффективность и устойчивость. В правительстве обсуждается возможность реализации ряда пилотных проектов на региональном уровне для решения этих задач, что было бы весьма полезным дополнением к мерам, направленным на решение социальных задач.

2.2. Роль государства  в реализации задач экономического  роста в России 

В 1990-е годы Россия начала переход от централизованного директивного планирования и административного  управления экономикой к рыночной системе  хозяйства. Это были для страны годы масштабных утрат в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Прекратили существование многие наукоемкие производства, тяжелый урон был нанесен отечественной науке и системе подготовки инженерных кадров и кадров квалифицированных рабочих.

Наибольших успехов в  области создания передовой экономики, опирающейся на достижения науки  и техники и обеспечивающей высокий  уровень жизни, достигли страны с  рыночной системой хозяйства, овладевшие экономическими методами государственного регулирования народного хозяйства.

Россия быстро развивала  передовые конкурентоспособные  отрасли хозяйства, когда ее экономика  базировалась на возможностях рыночной системы хозяйства.

Как показывают прогнозные исследования отечественных экономистов, сложившаяся в первом десятилетии  XXI века благоприятная для России внешнеэкономическая конъюнктура может продолжаться в течение первой четверти этого века, так как мир втягивается в восходящую волну большого цикла первой половины XXI века. Большой цикл обычно продолжается в течение полувека, возможны отклонения в длительности на несколько лет в ту или другую сторону.  
    Цикл делится на две примерно равные части: восходящую волну темпов мирового экономического развития и нисходящую волну, характеризующуюся снижением темпов. Во второй половине XX века восходящая волна пришлась на третью четверть столетия, а нисходящая – на четвертую четверть.

Вхождение в новый большой  цикл первой половины XXI века идет неравномерно. Первыми в него вступили, как и положено лидеру научно-технического прогресса, США. Переход к новому циклу Западной Европы и Японии возможен во второй половине первого десятилетия XXI века, что вполне укладывается в наблюдавшиеся и раньше отклонения от средней продолжительности цикла и его отдельных фаз в мире и отдельных странах.     Важной особенностью восходящей волны цикла первой половины XXI века является то, что наиболее высокими темпами растет экономика стран среднего уровня развития, но крупнейших в мире по численности населения (Китая, Индии). В отличие от передовых стран, вступивших в стадию постиндустриального развития, развивающиеся страны Азии переживают период индустриализации. Этот период отличается большими затратами сырья и энергии на единицу продукции.

Для реализации эффективной  экономической политики в России, как полагают эксперты, чрезвычайно  важно научиться пользоваться инструментами  государственного воздействия на экономические  процессы. Для этого весьма полезно  обратиться к опыту стран, имеющих  наибольшие достижения в деле государственного регулирования рыночной системой хозяйства.

Заметим, что на первом месте  стоит социальная задача обеспечения  полной занятости, ибо для основной части населения основным доходом  является трудовой, к тому же он распределяется более равномерно, нежели доходы от имущества капитала. Полная занятость трудоспособного населения – основа социального благополучия страны и ее безопасности. Важно, чтобы производства, обеспечивающие занятость, были конкурентоспособны. Отсюда требование максимизации выпуска продукции. Последнее требование – максимизации покупательной способности – сопряжено с необходимостью соблюдения дисциплины в использовании государственного бюджета и денежно-кредитной системы для воздействия на темпы и пропорции экономического развития.

При разработке стратегии  экономического и научно-технического развития одну из ведущих ролей играет повышение эффективности народного  хозяйства. Научно-технический прогресс можно представить в виде двух потоков: во-первых, накопления научно-технического потенциала, включая вложения в человека, и, во-вторых, потока использования  достижений науки и техники в  народном хозяйстве. Задача накопления научно-технического потенциала решается при значительной поддержке со стороны  расходной части государственного бюджета. В развитых странах расходная  часть бюджета составляет от 1/3 до 2/3 ВВП. Имеются в виду ассигнования на научные исследования и разработки прототипов новой техники, общая  норма которых в передовых  странах составляет 2-3% ВВП. Сверх  того до 1% ВВП тратится на венчурные  предприятия, замыкающие процесс формирования научно-технического потенциала. Еще  большие средства (до 10% ВВП в каждом случае) расходуются в развитых странах  на образование и здравоохранение.

Государству в развитых странах принадлежит главная  роль в финансировании фундаментальных  исследований.

Без мощного финансирования фундаментальных исследований невозможны крупные прорывы в области  научных и технических знании. От финансирования фундаментальных  исследований зависят уровень подготовки кадров высшей квалификации и их способность  применять новейшие достижения науки  и техники в народном хозяйстве, поскольку главными центрами осуществления  фундаментальных исследований в  передовых странах являются университеты.

Особенно велика роль государства в финансировании работ в области информационно-коммуникационной и авиакосмической техники, а  также техники создания новых  конструкционных материалов и формирования из них деталей устройств.  
Темпы экономического развития зависят от произведения двух показателей: высоты накопленного потенциала (определяемого превосходством в отношении эффективности образцов новейшей техники над средним уровнем техники, используемой в народном хозяйстве) и скорости распространения передовой техники в народном хозяйстве, что связано с нормой (долей в ВВП) вложений в основной капитал. Из двух переменных первая более подвижна во времени и пространстве, но от нее в первую очередь зависит величина второй составляющей экономического роста.

Информация о работе Экономическая политика экономическая стратегия РФ