Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:06, доклад
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики. В этом контексте наиболее дискуссионной предстает проблематика формирования выбора стратегических альтернатив развития, направленных, прежде всего, на экономический рост российского государства. Поэтому актуальность выбранной темы курсовой работы не оставляет сомнений, а ее масштабность обусловлена широтой и многоаспектностью рассматриваемых экономических явлений.
Удивительно, но снижение темпов инфляции в четвертом квартале 2005 года имело место в ситуации рекордно высоких показателей валютных поступлений, покупкой валютных резервов Центральным банком и достаточно быстрого роста рублевой массы. Соответственно, только за четвертый квартал 2005 г. объем резервов ЦБ выросло на 21 млрд. долл. США. Однако инфляционное давление, вызванное таким расширением денежного предложения, стало ощущаться в 2006 году. Только за январь и февраль 2006 г. потребительские цены выросли, согласно оценкам, на 4,1 процент. Как и в 2005 г., частично это ускорение темпов инфляции связано с административным повышением тарифов на услуги в сфере ЖКХ. Тем не менее, базовая инфляция за январь и февраль (2 процента) оказалась существенно выше, чем в прошлом году (1,6 процента).
Озабоченность в отношении
инфляции привела к тому, что в
кредитно-денежную политику были внесены
важные изменения. Хотя Центральный
банк на протяжении почти всего 2005 года
выступал за сохранение относительно
стабильного курса рубля по отношению
к доллару, в первом квартале 2006 года
он допустил номинальное укрепление
обменного курса на 3,5 процента. Хотя
номинальное удорожание может быть
средством ослабления давления на инфляцию,
ситуация в России осложняется присутствием
потенциально значительных и нестабильных
потоков капитала (в том числе
– внутренних потоков, связанных
с наличием на руках у населения
больших валютных средств). Относительно
того, насколько номинальное
В начале 2006 г. главной темой при обсуждении экономической политики в правительстве была обеспокоенность более высокими темпами инфляции. Правительство разрабатывало и продолжает разрабатывать пакет антиинфляционных мер, включающих предложения по введению ценового контроля, ограничений на рост заработной платы в государственных предприятиях, ограничений на заимствования государственными предприятиями, а также сокращению государственных расходов. В ряде дискуссий рассматривалась проблема монопольных тарифов, однако нет экономических обоснований для того, чтобы установить связь между инфляцией и монопольной властью.
Практика других стран
подтверждает, что использование
мер контроля за ценами в качестве
инструмента для снижения умеренной
инфляции является плохим выбором для
экономической политики. Издержки,
вызванные искажениями на рынке
и дефицитом, значительно превосходят
возможные выгоды. Целью антиинфляционной
экономической политики должна быть
только базовая инфляция. Инфляция
не должна входить в сферу
Бюджетно-налоговая политика и федеральный бюджет. Согласно предварительным оценкам, федеральный бюджет 2005 г. был исполнен с профицитом в размере 1617 млрд. руб., или 7,5 процентов ВВП (на кассовой основе). Этот показатель несколько выше, чем профицит, обозначенный в пересмотренном Законе о бюджете 2005 года (6,9 процента). Доходы федерального бюджета составили 5121 млрд. руб., или 23,6 процента ВВП. Несмотря на то, что основным фактором, способствовавшим росту доходов, стали более высокие цены на нефть, существенную роль сыграло также более высокие налоги в нефтяной отрасли. В отличие от этого, расходы федерального бюджета в 2005 г. оставались на уровне 16,2 процента ВВП, - т.е. практически теми же, что и в 2004 году.
Закон о федеральном бюджете
2006 г. был принят в конце декабря
2005 г. На 2006 г. планируются расходы
на уровне 17,5 процентов ВВП, т.е. на 1,3
процента выше фактических расходов
в 2005 г. (см. табл. 7). Дополнительные средства
будут израсходованы главным
образом на осуществление государственных
инвестиций и проведение социальных
программ. Эти дополнительные расходы
могут быть связаны с некоторым
инфляционным давлением, хотя масштабы
фискального расширения, по-прежнему,
весьма ограничены. Из-за консервативного
прогноза цены на нефть (40 долл. США
за баррель) официальные доходы планируются
на уровне 20,7 процентов ВВП, т.е. примерно
на 3 процента ниже, чем фактические
доходы в 2005 г. Однако если цены на нефть
останутся на нынешнем уровне, то доходы
в 2006 году превысят значение 2005 года.
Таблица 7. Федеральный бюджет
(% ВВП)
2003 |
2004 |
2005 |
Закон о бюджете на 2006 г. | |
Доходы |
19,6 |
20,4 |
23,6 |
20,7 |
Расходы |
17,9 |
16,1 |
16,2 |
17,5 |
В том числе: |
||||
Общегосударственные вопросы (за исключением обслуживания гос.долга) |
2,62 | |||
Национальная оборона |
2,73 | |||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2,22 | |||
Национальная экономика |
1,39 | |||
Жилищно-коммунальное хозяйство |
0,16 | |||
Охрана окружающей среды |
0,03 | |||
Образование |
0,83 | |||
Культура, кинематография и средства массовой информации |
0,21 | |||
Здравоохранение и спорт |
0,61 | |||
Социальная политика |
0,84 | |||
Межбюджетные трансферты |
5,87 |
Дополнительные доходы, которые
не будут немедленно переведены в
Стабилизационный фонд, могут стать
предметом политического торга
в течение года, хотя озабоченность
инфляцией усилила (по крайней мере,
временно) позиции тех представителей
правительства, которые придерживаются
консервативного подхода в
Приоритеты экономической
политики. Основными направлениями
экономической политики в Российской
Федерации стали четыре приоритетных
национальных проекта в здравоохранении,
образовании, жилищном секторе и
сельском хозяйстве. Основная задача этих
проектов – это повышение уровня
жизни населения. Согласно плану, из
средств федерального и региональных
бюджетов будет направлено 382 млрд.
руб. (14 млрд. долларов США); кроме того,
будут предоставлены
Таблица 8. Финансирование национальных
проектов из федерального и местных бюджетов
(млрд. рублей)
2006 |
2007 |
Всего | |
Здоровье |
88,4 |
120,5 |
208,9 |
Образование |
25,3 |
31,2 |
56,5 |
Доступное жилье |
35,4 |
46,2 |
81,6 |
Гарантии правительства |
26,5 |
33,5 |
60,0 |
Сельское хозяйство |
16,2 |
18,7 |
34,9 |
Всего (без гарантий) |
165,3 |
216,6 |
382 |
Свыше половины всех расходов
по реализации национальных проектов
приходится на сектор здравоохранения;
главным образом, средства пойдут на
повышение заработной платы медицинского
персонала, модернизацию оборудования
и создание новых лечебных учреждений.
Основная часть средств, выделенных
на национальный проект в сфере образования,
будет направлена на повышение заработной
платы, в том числе – на стимулирование
учителей-новаторов и
Национальные проекты
должны способствовать росту благосостояния
российских граждан и малоимущих
слоев. Несмотря на ценность образовательных
и медицинских услуг, предоставляемых
населению, многие работники здравоохранения
и образования относятся к
самым низкооплачиваемым
2.2. Роль государства
в реализации задач
В 1990-е годы Россия начала переход от централизованного директивного планирования и административного управления экономикой к рыночной системе хозяйства. Это были для страны годы масштабных утрат в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Прекратили существование многие наукоемкие производства, тяжелый урон был нанесен отечественной науке и системе подготовки инженерных кадров и кадров квалифицированных рабочих.
Наибольших успехов в
области создания передовой экономики,
опирающейся на достижения науки
и техники и обеспечивающей высокий
уровень жизни, достигли страны с
рыночной системой хозяйства, овладевшие
экономическими методами государственного
регулирования народного
Россия быстро развивала передовые конкурентоспособные отрасли хозяйства, когда ее экономика базировалась на возможностях рыночной системы хозяйства.
Как показывают прогнозные
исследования отечественных экономистов,
сложившаяся в первом десятилетии
XXI века благоприятная для России внешнеэкономическая
конъюнктура может продолжаться в течение
первой четверти этого века, так как мир
втягивается в восходящую волну большого
цикла первой половины XXI века. Большой
цикл обычно продолжается в течение полувека,
возможны отклонения в длительности на
несколько лет в ту или другую сторону.
Цикл
делится на две примерно равные части:
восходящую волну темпов мирового экономического
развития и нисходящую волну, характеризующуюся
снижением темпов. Во второй половине
XX века восходящая волна пришлась на третью
четверть столетия, а нисходящая – на
четвертую четверть.
Вхождение в новый большой цикл первой половины XXI века идет неравномерно. Первыми в него вступили, как и положено лидеру научно-технического прогресса, США. Переход к новому циклу Западной Европы и Японии возможен во второй половине первого десятилетия XXI века, что вполне укладывается в наблюдавшиеся и раньше отклонения от средней продолжительности цикла и его отдельных фаз в мире и отдельных странах. Важной особенностью восходящей волны цикла первой половины XXI века является то, что наиболее высокими темпами растет экономика стран среднего уровня развития, но крупнейших в мире по численности населения (Китая, Индии). В отличие от передовых стран, вступивших в стадию постиндустриального развития, развивающиеся страны Азии переживают период индустриализации. Этот период отличается большими затратами сырья и энергии на единицу продукции.
Для реализации эффективной экономической политики в России, как полагают эксперты, чрезвычайно важно научиться пользоваться инструментами государственного воздействия на экономические процессы. Для этого весьма полезно обратиться к опыту стран, имеющих наибольшие достижения в деле государственного регулирования рыночной системой хозяйства.
Заметим, что на первом месте стоит социальная задача обеспечения полной занятости, ибо для основной части населения основным доходом является трудовой, к тому же он распределяется более равномерно, нежели доходы от имущества капитала. Полная занятость трудоспособного населения – основа социального благополучия страны и ее безопасности. Важно, чтобы производства, обеспечивающие занятость, были конкурентоспособны. Отсюда требование максимизации выпуска продукции. Последнее требование – максимизации покупательной способности – сопряжено с необходимостью соблюдения дисциплины в использовании государственного бюджета и денежно-кредитной системы для воздействия на темпы и пропорции экономического развития.
При разработке стратегии
экономического и научно-технического
развития одну из ведущих ролей играет
повышение эффективности
Государству в развитых странах принадлежит главная роль в финансировании фундаментальных исследований.
Без мощного финансирования фундаментальных исследований невозможны крупные прорывы в области научных и технических знании. От финансирования фундаментальных исследований зависят уровень подготовки кадров высшей квалификации и их способность применять новейшие достижения науки и техники в народном хозяйстве, поскольку главными центрами осуществления фундаментальных исследований в передовых странах являются университеты.
Особенно велика
роль государства в финансировании
работ в области информационно-
Темпы экономического развития зависят
от произведения двух показателей: высоты
накопленного потенциала (определяемого
превосходством в отношении эффективности
образцов новейшей техники над средним
уровнем техники, используемой в народном
хозяйстве) и скорости распространения
передовой техники в народном хозяйстве,
что связано с нормой (долей в ВВП) вложений
в основной капитал. Из двух переменных
первая более подвижна во времени и пространстве,
но от нее в первую очередь зависит величина
второй составляющей экономического роста.
Информация о работе Экономическая политика экономическая стратегия РФ