Интерактивная система
целевого экономического прогнозирования
будет способствовать расширению жилищного
строительства. Однако само по себе расширение
предложения на рынке жилья, как показывает
опыт, не решает проблему доступности
жилья для большинства населения. Здесь
не помогает никакое ипотечное кредитование.
Виноваты в высоких ценах на жилье вовсе
не строители, как это полагают некоторые
правительственные чиновники, заподозрившие
строителей в сговоре. Истинными виновниками
высоких цен являются перекупщики жилья.
Вложение средств в покупку жилья в момент
начала строительства и перепродажа после
его ввода в действие – один из самых прибыльных
видов бизнеса.. Нормализовать положение
на рынке жилья возможно лишь законодательным
запрещением продажи жилья лицам, не имеющим
российского гражданства и регистрации,
а также лицам, владеющим достаточной
жилой площадью по установленным санитарным
нормам.
Таким образом, интерактивная система
целевого экономического прогнозирования
сама по себе не решает многих острых социально-экономических
проблем. Однако она может сдвинуть с места
тяжелый воз этих проблем в России.
3.2. Стратегия экономического
роста России в условиях мировой конъюнктуры
В основе формирования современного
типа устойчивого экономического роста
в контексте постиндустриального
общества лежат элементы так называемой
«инновационной экономики», базирующейся
на интеллектуальных ресурсах, наукоемких
и информационных технологиях, эффективном
использовании и качественном совершенствовании
всех факторов производства. Новые
знания, на основе которых создаются
эффективные производственные технологии,
выпускается высококачественная продукция
и меняется организация управления
производством, дают большую долю прироста
производительности труда и ВВП
развитых стран.
Конкурентная стратегия
экономического роста национальной
экономики предопределяет не только
положительную тенденцию основных
макроэкономических показателей развития
(в этом случае речь идет об эффективности
стратегии роста), но и обеспечивает
стране конкурентоспособность в
мировом хозяйстве, позволяет ей
выгодно отличаться по определенным
признакам от своих «конкурентов».
С одной стороны,
эффективная стратегия экономического
роста должна учитывать краткосрочные
и долгосрочные последствия ее реализации
с точки зрения устойчивости роста.
С другой, она должна обеспечивать
не только запланированные экономические
показатели, но и устойчивый социальный
эффект на различных временных периодах.
При таком подходе стратегию
России можно считать ограниченной,
поскольку она не приводит ни к
увеличению уровня жизни населения,
ни к устойчивости в среднесрочной
и долгосрочной перспективе.
В общем случае можно
выделить экономические, социальные и
финансовые критерии эффективности (качества)
стратегии роста.
Экономические показатели характеризуют
сложившиеся тенденции развития
экономики. Это показатели темпов экономического
роста, эффективности использования
национальных ресурсов, изменения структуры
экономики и внешнеторгового
оборота, относительные и абсолютные
показатели оценки эффективности экспорта
и импорта продукции и т.д. Обзорный
анализ основных социальных показателей
развития экономики России позволяет
сделать следующие выводы:
- в среднесрочной перспективе прогнозируется тенденция к уменьшению среднегодовой численности населения, в том числе удельного веса трудоспособного населения и людей моложе 15 лет. Коэффициент демографической нагрузки лицами старше трудоспособного возраста;
- рост доли граждан, находящихся за чертой бедности: по оценкам Госкомстата 6-8 % населения относятся к «застойной» форме бедности, а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума оценивается в 25%;
- значительное опережение темпов роста среднемесячной заработной платы в сырьевых отраслях и финансово-кредитной сфере экономики относительно зарплаты работников бюджетной сферы;
- усиление межрегиональной асимметрии развития, обусловленной, в том числе и неравномерностью размещения приоритетных и «доходных» отраслей по территории России.
Финансовые индикаторы
характеризуют развитие финансовой
и денежно-кредитной системы страны.
В настоящее время финансовая
и денежная политика России во многом
обусловлены экспортно-сырьевой ориентацией
отечественной экономики.
Повышенный приток
валюты в страну, неспособность эффективного
его регулирования на практике трансформируются
в механизмы, которые не способны
удовлетворить инвестиционный спрос
отечественных предприятий. Известный парадокс российской
экономики состоит в том, что по мере роста
физических объемов экспорта и повышения
кредитно-инвестиционной привлекательности
экономики финансовые власти вынуждены
значительно увеличивать централизованный
вывоз капитала в целях защиты внутреннего
рынка. В основе проводимой политики, как
считает ряд отечественных экспертов,
скрыто сдерживание роста платежеспособного
спроса на внутреннем рынке, а именно:
блокирование возможностей роста заработной
платы, социальных выплат, поддержки развития
высоких технологий и в целом торможение
экономического роста.
Рассмотренная система экономических,
социальных и финансовых индикаторов
указывает на то, что реализуемая
в настоящее время стратегия
роста не способствует модернизации
и конкурентоспособности страны
и значительно ограничена в долгосрочной
перспективе.
Конкурентная стратегия
роста отечественной экономики предполагает:
- переход от экспортно-ориентированного (преимущественно сырьевой ориентации) направления развития экономики к инновационному. Работы ряда российских ученых аргументировано доказывают необходимость развития России по инновационному пути – сокращение сырьевого экспорта и увеличение объема экспорта наукоемкой продукции. Россия обладает достаточно большим ресурсным потенциалом, но он небезграничен и лишь его рациональное использование позволит стране в будущем более продолжительное время находиться в независимости от других стран.
Экспортные поставки
продукций с высокой долей
добавленной стоимости в цене
выступают более мощным стимулом
для развития отечественной промышленности
по сравнению с экспортом сырья;
- развитие научно-технической компоненты;
- специализацию страны на производстве и торговле наукоемкой продукцией;
- существенные изменения макроструктурных пропорций. Прежде всего это относится к переориентации производства на внутренний спрос и сокращение доли импорта в его покрытии, обеспечение опережающего по сравнению с конечным потреблением роста валовых сбережений и инвестиций;
- повышение конкурентоспособности российских предприятий, разработка ими собственных конкурентных стратегий;
- «повышение эффективности и результативности мер государственного регулирования, в том числе инвестиционных и инновационных процессов.
Представляется, что конкурентная
стратегия экономического роста
охватывает три основных взаимосвязанных
блока проблем:
- инновационное развитие;
- направления внешнеэкономической специализации;
- система разрабатываемых мер и действенных механизмов государственного регулирования экономических процессов.
Перспективы инновационного
пути развития России связывают с
так называемой моделью «наращивания»,
сочетающей в себе элементы известных
в мировой практике инновационных
стратегий: научно-технического лидерства,
динамического наверстывания и
конкуренции за инвестиции. Учитывая
недостаток финансовых средств, коммерциализация
отечественных научных изобретений может
осуществляться в странах, обладающих
необходимыми для этого предпосылками.
Следует рассматривать и инвестиции отечественных
компаний за рубеж, которые необходимо
осуществлять в рамках проектов расширения
сети иностранных компаний производственного
профиля. Для ряда наукоемких отраслей
перенесение на территорию других стран
опытного и мелкосерийного производства
высокотехнологичной продукции, созданной
на основе российских разработок, способствовало
бы повышению конкурентоспособности этой
продукции на мировых рынках, поскольку
она изначально ориентируется на мировые
стандарты качества.
Регулирование инвестиционного
обеспечения инновационных проектов
отечественных компаний целесообразно
за счет создания эффективных стимулов
привлечения российского и иностранного
капитала в инновационные отрасли:
разнообразные кредитные и налоговые
преференции и льготы, страхование
рисков и т. п.
Использование стратегии
«наращивания» в отечественных
условиях обусловлено рядом объективных
предпосылок:
- деятельность в экономике совместных предприятий;
- наличие в России высококвалифицированных научных кадров;
- в основном благоприятный инвестиционный климат для иностранных инвестиций;
- участие российских компаний и ученых в международном научно-техническом сотрудничестве и их доступ к результатам исследований;
- либерализация внешнеэкономических связей, перспектива вступления России в ВТО;
- появление в России компаний со значительным финансовым потенциалом, заинтересованных в диверсификации своей деятельности и завоевании монополии на глобальных рынках новых товаров и услуг.
Некоторые отечественные
исследователи указывают на то, что
следование модели инновационного развития
потребует кардинального изменения
структуры экономики в целом
и отечественной внешней торговли
в частности.Важную роль в практической
реализации конкурентной стратегии
роста играет совокупность эффективных
инструментов, направленных на преодоление
сырьевой ориентации российской экономики,
а также мер, способствующих развитию
национальной инновационной системы
и активизации инвестиционного процесса.
Речь идет о механизмах государственного
регулирования, степени и направлений
вмешательства государственной сферы
в экономические процессы.
Целью такой политики в
России должно стать стимулирование
опережающего развития отраслей, обеспечивающих
более глубокую переработку сырья,
и высокотехнологичных секторов,
потенциально способных к соперничеству
на верхних ярусах мирового рынка. К
последним относят информационную
технику, электронику, точные измерительные
приборы, электрооборудование и
изделия фармацевтической промышленности.
Отраслевые стратегии, с одной стороны,
позволят определить «точки роста», способные
стимулировать инновационное развитие
России, с другой, – выявить узкие
места социально-экономического развития
и предложить пути их решения.
Отдельные экономисты и политики
указывают на то, что в рамках
промышленной политики вообще невозможно
выбрать отраслевые приоритеты в
условиях динамично меняющейся внешней
среды постиндустриального общества
и низкой эффективности государственных
инвестиций. Ошибочность такого подхода
подтверждает мировой опыт, который
доказывает, что выбор приоритетов
заключается не в навязывании
бизнесу сфер деятельности на основе
предпочтений государственных чиновников.
В государственной поддержке
главную роль должны играть не государственные
инвестиции, а применяемые в большинстве
стран методы косвенного стимулирования
– льготы по налогообложению, в том
числе и на период становления
новых производств, облегчение доступа
к кредитным ресурсам, ускоренная
амортизация и т.д.
Анализ инновационных
и инвестиционных процессов в
России выявляет их низкую эффективность,
во многом связанную с ослаблением
инициирующей и координирующей роли
государства в разработке и реализации
приоритетных направлений научно-технического
развития, известной оторванностью научных
исследований от нужд производства, недостаточным
финансированием технологических разработок,
особенно со стороны крупного бизнеса,
отсутствием действенных механизмов стимулирования
инновационного процесса. Основные приоритеты
государственного стимулирования экономического
роста в рамках «постиндустриального
прорыва» России должны находиться в плоскости
решения задач по активизации инвестиций
в основной и человеческий капитал, модернизации
и диверсификации структуры экономики,
научно-технического развития, формирования
эффективной инновационной системы, обеспечения
реализации интересов всех участников
инновационного процесса, создания условий,
повышающих эффективность институциональных
факторов.
Среди конкретных инструментов
и мер государственного регулирования
инновационного развития России следует
отметить следующие:
- передача предприятиям новых технологических разработок, созданных в госсекторе или при финансовой поддержке государства. С помощью государственной поддержки возможно и создание инновационных центров и агентств по распространению новых технологий; улучшение инфраструктурного обеспечения размещения высокотехнологичных предприятий; стимулирование малых, высокотехнологичных фирм, налоговые и административные меры поощрения инноваций;
- реализация совместных международных проектов, в том числе направленных на создание научно-исследовательских парков при университетах, международной кооперации производства, научно-технического сотрудничества и обмена технологиями, совместное осуществление инвестиционных проектов и т.д.;
- развитие законодательной базы, регулирующей венчурное инвестирование;
- разработка программы поддержки экспорта образовательных услуг. Российские вузы (в особенности технического и медицинского профиля) могут предоставлять вполне качественные и конкурентоспособные по цене образовательные услуги для иностранных студентов. Государственная помощь .может быть направлена на содействие в создании инфраструктуры экспорта образовательных услуг через конкурсное финансирование проектов внедрения современных технологий обучения и развития социальной инфраструктуры для приема студентов;
- стимулирование импорта высокотехнологичного оборудования, в том числе путем снижения ввозных таможенных пошлин: обоснована мера по отмене или снижению ставки таможенной пошлины на технологическое оборудование, аналогов которому не производится в России и которое представляет стратегический интерес для развития национального инновационного сектора. Такая норма будет способствовать модернизации производства в целом ряде отраслей: легкой, деревообрабатывающей промышленности и т.д.;
- увеличение затрат на проведение отечественных НИОКР и подготовку высококвалифицированных кадров;
- развитие крупных холдингов (интегрированных бизнес-групп, корпораций), способных брать на себя масштабные финансовые и технологические риски инвестирования в новые технологии, что предполагает упрощение процедуры корпоративных слияний и поглощений;
- перераспределение инвестиционных средств в пользу наиболее перспективных отраслей и производств, отказ от инвестирования в развитие производств, базирующихся на устаревших технологиях;
- в целях увеличения реальных доходов населения, предприятий и государства, выраженных в мировых ценах, а также равномерного распределения экспортных доходов по сопряженным отраслям и уменьшения вывоза избыточного капитала долгосрочной задачей макроэкономической политики государства должны стать планомерное укрепление рубля, сближение его валютного курса с паритетом покупательной способности. Данная мера довольно широко обсуждается в научных трудах, имеются весомые доводы как «за», так и «против» укрепления курса рубля.