Экономическая политика экономическая стратегия РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:06, доклад

Описание

ВВЕДЕНИЕ
Экономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики. В этом контексте наиболее дискуссионной предстает проблематика формирования выбора стратегических альтернатив развития, направленных, прежде всего, на экономический рост российского государства. Поэтому актуальность выбранной темы курсовой работы не оставляет сомнений, а ее масштабность обусловлена широтой и многоаспектностью рассматриваемых экономических явлений.

Работа состоит из  1 файл

Экономическая политика экономическая стратегия РФ.docx

— 134.04 Кб (Скачать документ)

Третий источник – умеренная инфляция. Доход от инфляции всегда и везде был и  есть доходом государства. Разумеется, кроме России. На инфляции, по мнению ряда экономистов, «наша страна взрастила  жирные коммерческие банки и олигархов. Существует концепция финансирования инвестиционной активности за счет политики умеренной инфляции. Она исходит  из того, что «всякое целевое инфляционное финансирование инвестиционных проектов является актом перераспределения  денежных и материальных ресурсов в  соответствии с государственными приоритетами». Но эта форма реструктуризации экономики  даже не рассматривается. Хотя именно политика инфляционного перераспределения  финансовых потоков активно использовалась в течение последних лет в  интересах небольшой группы населения.

Четвертый источник инвестирования – доходы от высоких  цен на нефть. Этот источник признается многими экономистами как временный.В последние годы идеологический характер приобрела проблема приватизации государственного имущества. Дело в том, что собственность предстает в нескольких ипостасях. В одном случае человек может владеть собственностью, в другом – пользоваться ею, в третьем – распоряжаться. В идеале собственник занимается производственной деятельностью, эксплуатацией произведенных изделий, а сверх того является и пользователем продукции. В таком ракурсе предстает мелкий собственник, например крестьянин, который владеет землей, обрабатывает, распоряжается плодами своего труда и с этих трудов кормится. Но жизнь усложнилась, и три ипостаси собственника оказались разорванными.

Для эффективного использования  производственных мощностей и природных  ресурсов, как это ни странно, сегодня  не столь важно, кто ими владеет. В начале перестройки доминировал  тезис: государственная собственность  неэффективна и только ее приватизация, передача в частные руки способны сформировать успешных владельцев и  таким образом поднять экономику. На деле оказалось, что ведущим элементом в этой структуре стал не тот, кто владеет собственностью, а кто ею управляет. Хотя эта истина была известна еще до российских реформ.Одна из них частная, другая государственная, но по поведению на рынке, организации конкурентной борьбы и научно-технической политике они не отличаются друг от друга. Для производства большее значение имеют профессиональные качества топ-менеджеров и управленцев среднего звена, а кто их нанимает – второстепенный момент.

Российская практика подтверждает и другую истину: необязательно, что  государственные чиновники будут  менее прозорливы в подборе кадров, чем частные владельцы предприятий. Часто к негативному результату приходят там, где собственники дают установки своим менеджерам получить максимальную прибыль при минимальных затратах на поддержание собственности, тем более что нередко она им досталась за бесценок или не на свои деньги. Это хорошо иллюстрирует состояние дел в некоторых нефтяных компаниях. Техника и оборудование на промыслах и нефтеперерабатывающих заводах изношены на 80%, но стратегической технической политики, направленной на обновление основных фондов, в отрасли не видно. Поэтому ресурсы используются нерационально, а техногенные катастрофы становятся будничным явлением.

Анализ экономической  ситуации, сложившейся в российской экономике после проведенной  в 90-е годы приватизации, приводит к  следующим выводам.

Во-первых, если говорить о  стратегических целях, то менеджер, нанятый  частным нанимателем, может проводить  политику, противоречащую интересам, как  общества, так и частной компании.

Во-вторых, часто при приеме на работу перед управленцами не ставится четких и конкретных задач, которые  они должны решить в оговоренный срок.

Технология найма менеджеров на работу в мировой практике хорошо отработана. Допустим, некий претендент на пост главы энергетической корпорации предлагает руководству страны план совершенствования работы, привлечения  инвестиций и т.д.

План утверждается, и человек  назначается на должность. Его приглашают для проведения реформы, которую  он предложил. У нас же телегу ставят впереди лошади. Поэтому менеджер приходит на руководящую должность  без программы и четкого понимания  специфики отрасли. И лишь спустя время придумывает нечто, лоббирует  свой проект в правительстве и  парламенте, а потом начинает проводить  его в жизнь. И не намерен уходить  с поста, пока не выполнит задуманный план.

Проблема управленцев  – одна из основных в экономике. Сегодня, говоря о деятельности экономических  служб предприятия, чаще всего вспоминают главного бухгалтера, финансового, коммерческого  директоров, маркетологов. И меньше всего на слуху главный экономист, его подразделения. На многих предприятиях исчезли плановые и экономические  отделы. В общем-то, все это понятно. Какая уж там экономическая работа, если основная задача предприятия –  выжить, удержаться на плаву.

Можно слышать мнение, что  должность главного экономиста –  это анахронизм. Теперь, как многие считают, надо заниматься не планированием, хозрасчетом, а сбытом, выручкой. Такая  позиция понятна, если экономические  службы предприятия нацелены на решение  сиюминутных проблем, обслуживают  корыстные интересы собственников  и менеджеров. Но если руководство  предприятия стремится прочно обосноваться и лидировать на рынке, всерьез озабочено стратегией своего развития, своим имиджем, то главный экономист становится поистине ключевой фигурой. В этом убедились многие предприниматели, добившиеся коммерческого успеха.

И хотя сегодня в силу тех или иных обстоятельств функции  экономистов передаются иногда финансовой, коммерческой дирекции, службе управления персоналом, все же существует объективная  тенденция к выделению собственно экономических служб в самостоятельную  структуру. Конечно, здесь многое решают личность главного экономиста, его  компетентность, детальное знание производства, деловая этика.

В условиях нормальной конкуренции  на рынке на предприятиях должна усиливаться  тяга к росту эффективности производства, повышению качества и снижению стоимости  продукции. У нас же этого нет. В печати и на научных конференциях иногда высказываются предложения  больше уделять внимания бухгалтерскому учету. Но это только часть экономической работы на предприятии. Она многогранна, носит комплексный характер, состоит из ряда крупных блоков. Такие вопросы, как текущее и стратегическое планирование, размещение финансовых средств, управление имущественным комплексом, экономический мониторинг, оценка и контроль эффективности производства, производительность труда, затраты, материалоемкость, капитало- и фондоотдача, рентабельность, организация действенного внутрифирменного расчета, а также налаживание взаимовыгодных контактов с потребителями, поставщиками – прямая обязанность экономистов. Сейчас предприятия с хорошо работающими экономическими службами – образно говоря, островки в океане, хотя число их постепенно растет. Несомненно, что роль этих служб по мере освоения рыночных механизмов будет усиливаться.

3. Направления повышения эффективности экономической политики И СТРАТЕГИИ РОССИИ

3.1. Перспективы экономической политики России

Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при  которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения  страны в мире, обеспечение научно-технического, социально-экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса  общества, достойной жизни граждан). Именно поэтому во всех развитых странах  мира широко используются различные  формы и методы государственного регулирования экономики, такие  как правовое, финансово-бюджетное, кредитное, разработка государственных  целевых программ, индикативное планирование.

Следует учитывать также, что происходящий рост экономики  имеет стихийный, неуправляемый  характер и не позволил пока решить ни одну из острых проблем развития, стоящих перед страной. Практически  во всех отраслях сохраняется высокий  физический и моральный износ  основных фондов, препятствующий инновационному развитию и повышению конкурентоспособности  большинства производств. Слабо  преодолевается топливно-сырьевая направленность экономики. В условиях ориентации ее на рынок западных стран сохраняется  огромное положительное сальдо внешнеторгового  баланса, что означает работу российской экономики на потребности этих стран, а не на решение отечественных  проблем. Таким образом, если Россия в самое ближайшее время не найдет новых эффективных методов обеспечения целенаправленного высокотехнологического развития своей экономики, ее ждет опять экономический обвал, притом достаточно ощутимый, чтобы понять всю бесперспективность существующей экономической системы.

Принципиальные отличия  и преимущество предлагаемого подхода  по сравнению с существующим порядком разработки социально-экономических  прогнозов и программ состоят  в следующем: с самого начала усиливается  целевая направленность среднесрочных прогнозов и программ; использование макроструктурных моделей обеспечивает внутреннюю сбалансированность основных показателей социально-экономического развития и их оптимальность с точки зрения максимально возможного достижения поставленных общенациональных целей; обеспечивается адресный характер их показателей, ориентирующих хозяйствующие субъекты.

Вместе с тем, в отличие  от практики индикативного планирования разработка ориентирующих индикаторов  – это не конечный результат, а  промежуточный этап работы системы, поскольку далее предполагается согласование индикаторов с хозяйствующими субъектами; сбалансированная адресная система индикаторов позволит хозяйствующим  субъектам более уверенно ориентироваться  в перспективах конъюнктуры рынка, что является необходимым условием повышения их инновационной и  инвестиционной активности; согласование программ социально-экономического развития между федеральным центром, субъектами Федерации и промышленными структурами  резко усиливает практическую действенность.

Сегодня имеются достаточные  предпосылки для практической реализации предлагаемого подхода. Координирующие функции реализации данной системы, включая разработку макроструктурных моделей, формирование индикаторов  и согласование их субъектами Федерации  и хозяйствующими субъектами можно  было бы возложить на Центр экономической  конъюнктуры при Правительстве  РФ.

Проведенные прогнозно-аналитические  расчеты показали, что ключевую роль в поддержании поступательного  развития экономики может и должно сыграть качественное изменение  направленности российской внешнеэкономической  политики. Сегодня экономическое  развитие страны практически полностью  определяется требованиями рынка стран  Запада. Россия продолжает покорно  выполнять роль топливно-сырьевого  придатка экономики западных стран. Это наглядно видно из динамики экспорта нефти и газа (см. табл. 9). Рост экспорта нефти и газа опережает рост их добычи.

Таблица 9. Добыча и экспорт нефти и газа

 

2000 г. 

2004 г. 

2005 г. 

Нефть, млн.т:

     

добыча 

324

459

470

экспорт – всего 

145

258

252

в т.ч. в страны дальнего зарубежья 

128

218

214

в страны СНГ 

17

40

38

Газ, млрд. м3:

     

добыча 

584

633

638

экспорт – всего 

194

200

207,5

в т.ч. в страны дальнего зарубежья 

134

145

160

в страны СНГ 

60

55

47,5


Проведенные вариантные расчеты  макроструктурной модели показали, что  в перспективе целесообразно  ограничить рост экспорта нефти, газа и других топливно-энергетических и  сырьевых ресурсов в страны дальнего зарубежья, прежде всего за счет роста  экспорта в страны ЕЭС. Масштабы экспорта топливно-сырьевых ресурсов в эти  страны должны определяться потребностями  российской экономики в валютной выручке для обеспечения эффективного импорта товаров и услуг. Под  эффективным импортом мы понимаем такие  масштабы и структуру импорта, которые  способствуют динамичному росту  отечественной экономики.

В импорте из стран Запада должны преобладать новейшие виды машин  и оборудования, необходимые для  технического перевооружения российской экономики. При таких изменениях направленности российской внешнеэкономической политики бессмысленно большое сальдо внешнеторгового баланса России в отношениях со странами дальнего зарубежья в перспективе до 2015 г. может быть сокращено примерно вдвое.

Использование системы интерактивного целевого прогнозирования позволит преодолеть нарастающие межрегиональные  различия в уровнях развития. Отказ  от сырьевой направленности и ускорения  развития добывающих отраслей уже само по себе поставит субъекты Федерации  в более равные условия. Кроме  того, постоянный диалог между федеральным  центром и субъектами Федерации  будет способствовать более эффективному межрегиональному распределению финансовых и материальных ресурсов.

Разумеется, было бы неверным считать, что система интерактивного целевого прогнозирования может  решить все острые социально-экономические  проблемы, стоящие сегодня перед  Россией. Данная система не сможет преодолеть резкую противоположность интересов, присущую рыночной экономике.

Одной из сфер, проблемы, которой  не решает система интерактивного целевого прогнозирования, является ценообразование. В условиях современной высоко-монополизированной российской экономики рыночный механизм не способен установить нормальные ценовые  пропорции. Система целевого прогнозирования  вряд ли сама по себе может решить эти  проблемы, поскольку в рьночной экономике  интересы продавца и покупателя прямо противоположны.

Система интерактивного целевого прогнозирования, безусловно, будет  способствовать ускорению роста  реального сектора экономики  и расширению ресурсов конечного  потребления. Это материальная предпосылка  качественного повышения уровня жизни населения. Она необходима, но далеко не достаточна. Решению проблемы бедности большей части населения  препятствует, прежде всего, чрезмерная дифференциация уровня доходов. Преодоление  такой дифференциации не обеспечивается интерактивной системой целевого прогнозирования. По нашему мнению, кардинальный подход к данной проблеме должен состоять, с одной стороны, в повышении  минимальной заработной платы и  пенсии до уровня реального прожиточного минимума. С другой стороны, представляется необходимым введение федерального налога на сверхвысокие доходы физических лиц.

Информация о работе Экономическая политика экономическая стратегия РФ