Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:38, реферат
Любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов.
Кроме того, правительства могут быть вынуждены приостановить или ограничить процесс концентрации производства, когда он сопровождается тенденциями к монополизации.
Погоня за
максимальной прибылью, по сути, заставляет
предприятия извлекать всю
В капиталистических странах процесс концентрации производства принял международный размах и привел к образованию объединений, для которых не существует границ и которые сегодня обычно называют транснациональными корпорациями. Особенно ярким их примером служат нефтяные тресты.
Процесс концентрации производства может иметь 2 формы:
- горизонтальная
концентрация, при которой объединяются
предприятия, действующие на
- вертикальная
концентрация, при которой объединяются
предприятия, включающиеся в
В условиях монополии потребителям противостоит единственный производитель - гигант, поэтому потребитель вынужден пользоваться продукцией монополиста и соглашаться на его ценовые условия, так как отсутствует конкуренция.
Основные черты монополии отражены на рисунке 1 .
Рисунок 1. Черты монополии
Всевластию монополиста помогает уникальность или незаменимость производимого им блага, а также полнота имеющейся информации об объеме рынка, изменениях объемов продаж и сведения о ценах, которые он сам же и устанавливает.
Монополистическая структура рынка защищена целой системой практически непреодолимых барьеров для вхождения в отрасль независимых конкурентов.
Основные барьеры - это:
1. преимущества крупного производства;
2. легальные барьеры:
- монопольное
владение источниками сырья,
- права на научно - технические достижения;
- санкционированные
государством исключительные
3. нечестная конкуренция.
Монополия сопряжена с набором резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, плохое качество продукции, устарелость продукции, замедление технического прогресса, отсутствие сервиса, пренебрежение интересами потребителя, так как выбора у него нет.
Еще более опасно
то, что монополия полностью
В условиях конкуренции
недобросовестный производитель либо
меняет свое отношение к делу, либо
вытесняется с рынка
Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводя сознательную антимонопольную политику.
3. Методы государственного
Стимулирование экономического роста в стратегическом аспекте и одновременно стабилизация экономики в периоды кризисов и социальных потрясений, что имеет особое значение для современной России. [1]
Для стимулирования экономического роста правительства ряда стран оказывают экономическую помощь работникам при их переезде из районов, которые испытывают экономические трудности, в другие, где существует нехватка рабочей силы. [2]
К стратегиям стимулирования экономического роста относятся политика, ориентированная на спрос, политика, ориентированная на предложение, а также политика по изменению структуры промышленности. [3]
Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на разных этапах имела свою специфику и брала на вооружение различные концепции, умело сочетая рецепты неоклассического, кейнсианского и неокейнсианского направлений. [4]
Искусственно занижая кредитную ставку для стимулирования экономического роста, денежные власти формируют в предпринимательской среде необоснованный оптимизм. В результате начинают осуществляться инвестиционные проекты, для завершения которых в будущем не хватит ресурсов. Как только несоответствие потребных и наличных ресурсов становится очевидным, происходит массовое очищение рынка от ошибочных проектов, сопровождаемое свертыванием производства. Происходит экономический кризис, порожденный не рынком, а государственным регулированием. [5]
Политика доходов является эффективным инструментом стимулирования экономического роста фирм при соблюдении интересов основных социальных групп работников и предпринимателей. Под разными названиями и в различных формах политика доходов применяется с начала 60 - х годов почти во всех странах Запада. [6]
Какими обстоятельствами определяются периоды смены политики сдерживания на политику стимулирования экономического роста. [7]
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Некоторые ученые пропагандируют промышленную политику, в которой правительство непосредственно взяло бы на себя активную роль по формированию структуры промышленности, благоприятной для экономического роста. [8]
Кейнсианский подход к регулированию занятости трудоспособного населения с помощью инфляционного стимулирования экономического роста был опровергнут не только теоретически, но и на практике. В 80 - е годы в большинстве стран Запада была отвергнута кейнсианская политика полной занятости. [9]
Мероприятиям
по государственному регулированию
экономических проблем
Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса ( величину потребительских и инвестиционных расходов), а тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают экспансивную ( расширительную) престриктивную ( ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру. Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащего эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере. Если экспансивная бюджетная политика не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита, то это углубляет инфляционные тенденции. В свою очередь, когда рестриктивная бюджетная политика сочетается с жесткими кредитно-денежными мерами, то это может вызвать экономический кризис. [11]
Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса ( величину потребительских и инвестиционных расходов), а тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают экспансивную ( расширительную) и рестриктивную ( ограничительную) бюджетную политику. [12]
Как государство может использовать фискальную политику для увеличения занятости и стимулирования экономического роста.
Правительство действует прямо наоборот, отвергая все альтернативные и дополнительные механизмы стимулирования экономического роста как мешающие достижению финансовой стабилизации. В результате риск избранного варианта действий резко повышается.
Основными целями экономической, денежной и валютной политики на ближайшую перспективу является стимулирование экономического роста и занятости при обеспечении стабильности цен и укреплении международных позиций евро. С 1 января 1999 г. конкретное наполнение этой политики и ее реализация переданы Европейской системе центральных банков ( ЕСЦБ) стран-членов, которая состоит из центральных банков стран, перешедших на евро, и наднационального Европейского Центрального банка. [1]
Результаты международного обмена, прежде всего, направлены на решение таких задач национальной экономики, как стимулирование экономического роста, стабилизация внутренних цен, снижение уровня безработицы, привлечение иностранного капитала в целях структурного обновления экономики. [2]
На рисунке 8.2: i и ts - периоды сдерживания чрезмерного экономического роста; 2 - период стимулирования экономического роста. [3]
На рисунке 8.2: i и t - периоды сдерживания чрезмерного экономического роста; г - период стимулирования экономического роста. [4]
Всемирный банк - это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого ныне сфокусированы на борьбе с бедностью и отсталостью, стимулировании экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой. [5]
Итак, в условиях несовершенной конкуренции, хотя и сохраняется все обилие характеристик классического цикла, однако они подвержены существенному исправлению государственной политикой стимулирования экономического роста. [6]
Налоговая ( фискальная) политика государства направлена на регулирование расходов государства в целях устранения циклических колебаний производства и занятости, стабилизации уровня цен и стимулирования экономического роста, обеспечения социального мира и трансфертных платежей, укрепления национальной обороны, развития науки и культуры и улучшения дорожной сети страны, контроля над природными катаклизмами и охраны окружающей среды. [7]
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ( fiscal policy) - политика государства в области сбора налогов и государственных расходов, которая направлена на достижение определенных целей в области стимулирования экономического роста и полной занятости, решение задач структурной, региональной и социальной политики. [8]
Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое Конгрессом для изменения реального ВВП и уровня занятости, контроля за инфляцией и стимулирования экономического роста. Термин дискреционный означает, что налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению федерального правительства. Следовательно, это происходит не автоматически, а только с согласия Конгресса. [9]
Промышленная политика ( industrial policy) - политика, которая строится на непосредственном участии и активной роли правительства в формировании структуры и организации промышленности с целью стимулирования экономического роста. [10]
Монетарная ( кредитно-денежная) политика - это регулирование размеров эмиссии денег, величины и структуры денежной массы в целях стабилизации экономики, поддержания уровня занятости, контроля над инфляцией и стимулирования экономического роста. [11]
Монетарная, или кредитно-денежная, политика - это регулирование размеров эмиссии денег, величины и структуры денежной массы в целях стабилизации экономики, поддержания уровня занятости, контроля над инфляцией и стимулирования экономического роста. [12]
Взгляд с позиций экономики предложения ( supply-side view) - трактовка бюджетной политики, которой придерживаются сторонники экономики предложения, подчеркивающая необходимость увеличения совокупного предложения в качестве средства снижения уровня безработицы и стимулирования экономического роста. [13]
Анализ закономерностей,
характерных для общемировой
техногенной цивилизации, свидетельствует
о том, что эффективность рыночной
экономики непосредственно
Последние облагались значительно более низкими налогами, что создавало дополнительные возможности для компаний обеспечивать самофинансирование капиталовложений. Для стимулирования экономического роста правительства в оп-редленные периоды идут на снижения общего уровня налогообложения, расширяя возможности компаний для финансирования капиталовложений. Для проведения структурной политики некоторым отраслям, выделяемым в качестве приоритетных, предоставляются налоговые льготы, в том числе путем введения схем особенно ускоренной амортизации, льгот на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы ( НИОКР) и др. Часто налоговые льготы предоставляются экспортным отраслям производства. В число отраслей с льготным налогообложением иногда попадают старые отрасли, подвергающиеся реструктуризации. Для создания благоприятных условий для развития отсталых или депрессивных регионов компании, в том числе иностранные, производящие капиталовложения в этих регионах, также получают налоговые льготы. При проведении Ф.п., особенно в развивающихся странах, учитывается необходимость привлечения финансовых средств из-за рубежа, стимулирования иностранных инвестиций. Для этого иностранные инвесторы получают более льготный по сравнению с национальными предприятиями налоговый режим. Создаются свободные экономические зоны, где для иностранных инвесторов создаются особо льготные условия. Составной частью Ф.п. является таможенное обложение.
Банки, находящиеся в совместной собственности руководства соответствующих регионов и правительств развитых стран. Создаются для помощи в преодолении нищеты и стимулирования экономического роста. Планирование и реализация политики является слепком с процедур, принятых в МБРР. [1]