Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:38, реферат
Любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов.
Эффективное управление запасами позволяет организации удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль.
Корпоративная политика, способствующая эффективному управлению запасами, - первая составляющая успешного управления запасами. Другие необходимые составляющие – хорошее аппаратное и программное обеспечение и знания, необходимые для использования программного обеспечения.
Значение
продуманной корпоративной
Прежде,
чем изучать новые
Управление
запасами – это та область менеджмента,
в которой можно много выиграть
от использования эффективных
Виды запасов
Прежде
чем готовая продукция попадет
конечному потребителю, она проходит
производственный цикл, начиная от
сырья (полуфабриката) и заканчивая
готовой продукцией. Учитывая, что
ситуация на рынке носит непредсказуемый
характер это отражается на производственном
процессе. Назвать точную цифру, сколько
будет продано готовой
Чтобы не
остановилось производство из-за отсутствия
запасов сырья, по причине увеличения
резкого спроса или перебоев в
снабжении, то на производстве создаются
запасы. Если бы производственный процесс
функционировал бы как единый конвейер,
то потребности в запасах
Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами.
Затраты,
связанные с созданием и
- отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов;
- расходы
на содержание специально
- оплата труда специального персонала;
- дополнительные налоги;
- постоянный риск порчи, нереализации просроченного товара, хищения.
В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к расходам, которые можно определить в следующей форме потерь:
- потери от простоя производства,
- потеря
от упущенной прибыли из-за
отсутствия товара на складе
в момент возникновения
- потери
от закупки мелких партий
- потеря потенциальных покупателей и др.
Кроме финансовых расходов, связанных с формированием запасов, предприниматель должен руководствоваться конъюнктурой рынка. Т. е. На рынке действуют побудительные мотивы.
Перечислим основные мотивы, которыми руководствуется предприниматель, создавая материальные запасы:
- возможность колебания спроса;
- сезонные колебания спроса на некоторые виды товаров;
- скидки за покупку крупной партии товаров;
- спекуляции на росте цен;
- снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа;
- снижение издержек, связанных с производством единицы изделия;
- возможность
равномерного осуществления
- возможность
немедленного обслуживания
- сведение
к минимуму простоев
- упрощение
процесса управления
По перечисленным выше причинам предприниматели, как в торговле, так и в промышленности, отдают предпочтение созданию запасов, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается прибыль.
По тем же самым причинам вместо запасов можно создавать логистические технологии быстрого ответа, позволяющие достигать те же производственные или торговые результаты. Например, если срок оформления или доставки заказа для торговой точки сократить с трех дней до трех часов, то на случай непредвиденно большого покупательского спроса потребуется гораздо меньший страховой запас.
Пол назначению запасы делятся на два основных вида: производственные и товарные, которые в свою очередь делятся на три подвида: текущие, страховые, сезонные.
Управление запасами на каждом из этих участков имеет свою специфику.
Рассмотрим каждый из этих видов запасов.
Производственные запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, предназначены для производственного потребления. Цель создания производственных запасов — обеспечить ритмичное функционирование производственного процесса.
Товарные запасы представляют собой уже готовую продукцию предназначенную для конечного потребителя, а также запасы находящиеся на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.
Товарные запасы, в свою очередь, подразделяются на запасы товарные средства производства и товарные предметы потребления.
Как уже отмечалось, производственные и товарные запасы делятся на:
Текущие
запасы — главная часть всех запасов.
Обеспечивает непрерывность
Страховые запасы — обеспечивают материалами или товарами производственный или торговый процесс в случае непредвиденных обстоятельств.
Страховой
запас, является своеобразным амортизатором,
который позволяет
При нормальном
ходе производственного или
Сезонные запасы — появляются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.
По отношению к производству или торговле материальные запасы разделяют на следующие виды:
- переходящие;
- подготовительные;
- неликвидные;
- запасы в пути и др.
К переходящим
запасам относятся остатки
Подготовительные запасы — это часть
текущих запасов, которые требуют дополнительной
подготовки перед использованием их в
производственном или торговом процессе.
Неликвидные запасы — это неиспользуемые длительное время производственные или товарные запасы.
Запасы в пути — запасы находящиеся на момент учета в процессе транспортировки.
В любой
момент времени в системе материально-
Для определения
(оценки) среднего количества технологических
или переходных товарно-материальных
запасов в данной системе материально-
J= ST,
где,
J — общий
объем технологических или
S — средняя
норма продаж этих запасов
на тот или иной период
Т — среднее время транспортировки.
Оптимальный размер запасов
Страховые запасы служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания. На практике спрос на товары удается точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость в создании страховых товарно-материальных запасов.
Можно выделить несколько причин по которым предприниматели заказывают больше объем товаров, чем требуется на данный момент. Во-первых, это связано с задержкой получения заказанных товаров. Во-вторых, возможность получить товар в неполном объеме, что вынуждает заказчиков (в особенности посредников) хранить какое-то время те или иные товары на складе. В-третьих, предоставление скидок, получаемые заказчиком при покупке им крупной партии товаров. В-четвертых, транспортные, накладные и др. расходы остаются одинаковыми независимо от объема партии. Например, стоимость одного контейнера будет одна и та же независимо от того, загружен полностью контейнер или нет.
Создание запасов требует дополнительных финансовых затрат. Поэтому возникает необходимость в сокращении этих финансовых затрат с помощью достижения оптимального баланса между объемом запаса, с одной стороны, а с другой — финансовыми затратами.
Этот
баланс достигается выбором
EOQ = 2AD/vr
где,
А — затраты на производство;
D — средний уровень спроса;
v — удельные затраты на производство;
r — затраты на хранение.
Предлагаемые
компанией услуги в той или
иной степени, представляют собой функцию
ее резервных запасов, и наоборот:
резервные запасы компании являются
функцией ее услуг. Ясно, что компания
будет пытаться минимизировать уровень
своих резервных запасов в
соответствии с декларированной
ею стратегией обслуживания заказчиков.
И здесь опять возникает
Следовательно, определение точного уровня необходимых резервных запасов зависит от трех факторов, а именно:
- возможного
колебания сроков
- колебания
спроса на соответствующие
- осуществляемой
данной компанией стратегии
Определить
точный уровень необходимых резервных
запасов в условиях нестабильности
сроков реализации заказов, изменчивого
спроса на товары и материалы досчтаточно
сложно. Для нахождения удовлетворительных
решений проблем, связанных с резервными
товарно-материальными запасами, необходимо
использовать моделирование или имитацию
различных сценариев.
Поскольку на предприятиях различных
отраслей создание товарно-материальных
запасов определяется той специфической
ролью, которую они играют в процессе выпуска
продукции, то объяснимы и различия в подходах
к политике капиталовложений в данной
области и к определению приоритетности
задач, решаемых в ходе производства. Например,
на некоторых предприятиях народного
хозяйства основной задачей является
контроль за сырьем, в других — за готовой
продукцией, а на предприятиях отраслей,
производящих инвестиционные товары,
большая часть организационных усилий
концентрируется на контроле за незавершенным
производством.
Контроль состояния запасов
Управление запасами предусматривает организацию контроля за их фактическим состоянием. Необходимость организации службы контроля за состоянием запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса.