Экономика Германии в мирохозяйственных связях: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – охарактеризовать положение экономики Германии в мирохозяйственных связях, отразить её состояние и перспективы развития.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Рассмотреть особенности германской экономической модели, её основные характеристики.
2. Выявить трудности в реализации модели.
3. Определить место и роль экономики Германии в ЕС.
4. Охарактеризовать особенности экономики Германии в условиях глобализации.
5. Рассмотреть возможности адаптации опыта развития экономики Германии в Республике Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Особенности германской экономической модели …...………………………5
1.1 Основные характеристики и особенности модели………………….....5
1.2 Трудности реализации модели……………………………………….....9
2 Место и роль экономики Германии в ЕС и мировой экономике в условиях глобализации………….……………….………………………………………....13
2.1 Место Германии в экономике ЕС……………………………………....13
2.2 Экономика Германии в условиях глобализации……………………....20
3 Возможность адаптации опыта развития экономики Германии в Республике Беларусь………………………………………..…………………..28
Заключение …………………………………………………………..................37
Список использованных источников …………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

Переделка №1.docx

— 177.45 Кб (Скачать документ)

 

                                            СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  …………………………………………………………………………..3

 

1 Особенности германской экономической модели …...………………………5

    1. Основные характеристики и особенности модели………………….....5
    2. Трудности реализации модели……………………………………….....9

2 Место и роль экономики Германии в ЕС и мировой экономике в условиях глобализации………….……………….………………………………………....13

    1. Место Германии в экономике ЕС……………………………………....13
    2. Экономика Германии в условиях глобализации……………………....20

3 Возможность  адаптации опыта развития экономики Германии в Республике Беларусь………………………………………..…………………..28

 

Заключение  …………………………………………………………..................37

 

Список использованных источников …………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Страны Западной Европы принято  делить на ведущие страны и на относительно небольшие государства. К ведущим  странам Западной Европы относятся  Германия, Франция, Великобритания, Италия.

Данные государства формируют  костяк европейской экономики, они  располагают наиболее мощным в регионе  экономическим потенциалом, самой  большой в Западной Европе численностью населения, они в достаточной  степени интегрированы и в  процесс мирохозяйственных связей. Велико и политическое влияние данных стран в мире.

Как государство, обладающее мощной экономикой и вторая самая густонаселенная нация в Европе, Германия является одним из ключевых звеньев всей континентальной экономики, политических образований, и организаций обороны. Европейская борьба за власть погрузила Германию в две разрушительных Мировых войны в первой половине XX столетия и оставила страну оккупированной победными силами союзников США, Великобритании, Франции и Советского Союза в 1945. С началом Холодной войны, в 1949 году были сформированы два немецких государства: западная Федеративная республика Германии (ФРГ) и восточная Германская Демократическая Республика (ГДР). Демократическая ФРГ внедрилась в самую глубь Западных экономических образований и организаций безопасности, в ЕС, и в НАТО, в то время как Коммунистическая ГДР была в первых рядах подписавших Варшавский договор при ведущей в нем роли Советского Союза, что явилось ответной мерой на действия ФРГ. Распад СССР и конец Холодной войны в конечном итоге позволили двум частям страны объединиться. Требовались огромные усилия и капиталовложения, чтобы привести экономический уровень восточных земель к западным стандартам.

  Однако Германия  не  только быстро восстановилась, но  и  вновь смогла стать одной  из ведущих держав по экономическим  меркам, что говорит о необычайной  мощи и продуманной деятельности  представителей аппарата управления  страны.

 Ныне, Федеративная Республика  Германия занимает пятое место  в мировой экономике по ППС,  и одно из ведущих мест - в  Европе. Ее ВВП по паритету  покупательной способности составляет 3.235 триллиона долларов, или 39.243 долларов на душу населения.

Немецкая экономика процветает благодаря хорошо развитой инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе с эффективной мотивацией к труду.

Выбор темы работы обусловлен актуальностью вопроса, так как Германия на сегодняшний день, одна из немногих стран Европы, которая притягивает к себе взгляды экономистов, политиков своими коренными изменениями, смелыми решениями в области экономики и политики. Она представляет собой стратегически важного экономического партнера для многих стран Европейского Союза и вне его зоны, и, продолжая развивать и дополнять свою экономическую систему, усиливает ее мощь, и, соответственно, свое влияние и общее положение в мировой экономике.

Цель данной курсовой работы – охарактеризовать положение экономики Германии в мирохозяйственных связях,  отразить её  состояние и   перспективы развития.

Задачи, которые следует  выполнить:

  1. Рассмотреть особенности германской экономической модели, её основные характеристики.
  2. Выявить  трудности в реализации модели.
  3. Определить  место и роль экономики Германии в ЕС.
  4. Охарактеризовать особенности экономики Германии в условиях глобализации.
  5. Рассмотреть возможности адаптации опыта развития экономики Германии в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы была использована зарубежная и отечественная  учебно-методическая и периодическая  литература, государственные нормативные акты, а также электронные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Особенности  германской экономической модели

 

    1. Основные характеристики и особенности модели

 

  В экономической системе ФРГ можно выделить несколько специфических черт, основной из которых является ее организация по принципу так называемой «социальной рыночной экономики», характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Это предполагает рост и дифференциацию предложения на рынке наряду с перераспределением дохода и прибыли в соответствии с личностными достижениями (а значит, высокую мотивацию рабочего класса). Данная модель, получившая название социально-ориентированной рыночной экономики, предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армаком в 1947-1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ.[1, с. 52]

Основные характеристики данной экономической системы таковы:

-    обеспечение полной  занятости населения; 

-    социальная безопасность, социальная справедливость и  социальный прогресс (путем проведения  государством мероприятий по  перераспределению в форме оказания  социальной помощи, социальных пенсий  и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы  подоходного налога и т.д., через  систему социального обеспечения:  пенсионное, медицинское страхование,  страхование по безработице и  по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное  законодательство);

- частная собственность  на средства производства и  свободное ценообразование; 

- создание условий для  конкуренции и обеспечение конкуренции  (например, путем антимонопольного  законодательства, законов против  недобросовестной конкуренции);

         - сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста путем сглаживания конъюнктурных колебаний и ориентации на такие макроэкономические цели, как стабильность денежной единицы, полная занятость и равновесие платежного баланса;

- политика стабильной  валюты (в том числе через независимый  эмиссионный банк);

- свобода внешней торговли, свободный валютный обмен [3].

Для Германии во все  времена была характерна высокая  роль государства в экономике. Оно выполняет регулирующие функции в интересах обеспечения свободы конкуренции, устойчивости цен, высокой занятости, внешнеэкономической динамики и сбалансированности, а также социальной зашиты населения. Правительство ФРГ основное внимание уделяет росту экономики и занятости населения.

Центральная задача экономической политики государства  – сокращение безработицы. Ключ к  обеспечению большей занятости  лежит в увеличении объёма инвестиций и в инновациях, создающих перспективные  рабочие места. Цель – создать  большее количество рабочих мест, открыть перспективы в сфере занятости [6, с. 492].

В целом, в соответствии с полученным общим  индексом регулирования экономики  Германия находится на 22 месте (50 баллов) из 28 стран, пропустив далеко вперед такие страны, как Новая Зеландия (23 балла), США (24 балла) и Великобритания (26 баллов).

Правительство ФРГ преследует цель разгрузить предприятия  и граждан от излишней бюрократии и связанных с ней издержек, высвободив тем самым ресурсы для инноваций и инвестиций.[6, с. 495] Проводится работа по законодательному облегчению давления на малый бизнес.

         Для решения задач государственной экономической политики Правительство ФРГ привлекает как государственные органы власти (федеральные и земельные министерства и ведомства), так и общественные организации и объединения (отраслевые союзы и ассоциации, торгово-промышленные палаты, институты экономических исследований, экспертные советы и т.д.). В данном случае общественные организации и объединения выполняют посредническую функцию и являются связующим звеном между государством и предпринимателями.

Значительна роль государства в оказании поддержки  предпринимателей и экспортёров. Причём, эта помощь осуществляется за счёт федеральных и земельных бюджетов порой в отношении целых отраслей. Государственной поддержкой охвачены и разработки в области НИОКР (до 50% расходов фирм), в том числе  в области альтернативных видов  энергии, энергосберегающие и природоохранные  технологии, малое и среднее предпринимательство, в частности, ремесленное производство.

Федеральное правительство Германии имеет акции 8 крупных предприятий страны. Следует отметить, что на 2-х предприятиях Федеральное правительство имеет 100%-й пакет акций (таблица 1.1).

 

         Таблица 1.1 – Доля участия государства в предприятиях на федеральном уровне [3]

 

Название фирмы

Доля федерации, %

Deutsche Bahn

100

Deutsche Flugsicherung

100

Deutsche Post

35,5

   
 
 

Продолжение таблицы 1.1

 

 

 

 

 

Название фирмы

Доля федерации в %

Hafen Duisburg

33,3

Flughafen Köln Bonn

30,9

Deutsche Telekom

32,0

Flughafen München

26,0

Fraport

6,6


 

Таким образом, модель социального  рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим  ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая более-менее  равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство  между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. [7, с. 624]

Реформы в системах социального  страхования и структурные реформы  на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование пока более низкого  по сравнению с другими странами Евросоюза экономического роста. [8, с. 140]

Для того,  чтобы выявить особенности германской модели, кратко рассмотрим и другие  модели экономического развития.

 Модель, используемая  в США, построена на рыночных  механизмах саморегулирования экономики,  с низкой долей государственной  собственности и незначительным  прямым вмешательством государства  в процесс производства товаров  и услуг [2, с. 193]. Главные достоинства  этой модели:

  • большая гибкость экономического механизма, быстро ориентирующегося на меняющуюся конъюнктуру рынка;
  • высокая степень предпринимательской активности и ориентации на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала.

Особенно результативна эта  модель при высоком уровне развития производительных сил, в условиях большой  емкости внутреннего и внешнего рынков и при высоком жизненном  уровне населения.

Японской модели рыночной (капиталистической) экономики  свойственны:

  • четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников, финансистов и правительства) в интересах достижения национальных целей;
    • дух коллективизма и патернализма на производстве;
    • внушительный упор на человеческий фактор.

Эта модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, особенно в практике экономического роста так называемых азиатских молодых тигров – Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи.

 Латиноамериканскую модель  характеризуют:

  • сильное и не всегда грамотное вмешательство государство в экономику;
  • коррупция, даже криминализация общества, включая хозяйственные связи;
  • ориентация производства на удовлетворение спроса ведущих капиталистических стран, использующих две предыдущие модели экономики, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу.

Еще одна модель капиталистической  экономики – африканская –  базируется на многообразии форм собственности  и рыночных отношениях[2, с. 201]. В странах Африки, использующих эту модель, наблюдается, прежде всего, малограмотность и даже беспомощность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и государства в целом. Без помощи развитых капиталистических стран африканцы вряд ли вообще могут создать современную экономику.

Информация о работе Экономика Германии в мирохозяйственных связях: состояние и перспективы