Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать положение экономики Германии в мирохозяйственных связях, отразить её состояние и перспективы развития.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Рассмотреть особенности германской экономической модели, её основные характеристики.
2. Выявить трудности в реализации модели.
3. Определить место и роль экономики Германии в ЕС.
4. Охарактеризовать особенности экономики Германии в условиях глобализации.
5. Рассмотреть возможности адаптации опыта развития экономики Германии в Республике Беларусь.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Особенности германской экономической модели …...………………………5
1.1 Основные характеристики и особенности модели………………….....5
1.2 Трудности реализации модели……………………………………….....9
2 Место и роль экономики Германии в ЕС и мировой экономике в условиях глобализации………….……………….………………………………………....13
2.1 Место Германии в экономике ЕС……………………………………....13
2.2 Экономика Германии в условиях глобализации……………………....20
3 Возможность адаптации опыта развития экономики Германии в Республике Беларусь………………………………………..…………………..28
Заключение …………………………………………………………..................37
Список использованных источников …………………………………………39
- при учете актуальных
направлений развития ЕС, можно также
утверждать, что выгода, получаемая ФРГ
от участия в ЕС не только превышает ее
расходы на финансирование интеграции,
но и является более существенной, чем
у партнеров по Евросоюзу. Основной причиной
этого являются особенности экономики
ФРГ, сложившиеся в результате долгосрочных
тенденций ее развития – особенно в послевоенный
период – и позволяющие полностью использовать
возможности, предоставляемые Германии
участием в процессах европейской интеграции.
Находясь в центре процесса глобализации, Германия, несмотря на существующие в экономике трудности, является страной с высокой производительностью и высоким уровнем доходов, с развитой сферой социальных услуг и высоким уровнем благосостояния. Для того чтобы сохранить этот стандарт, необходимо приспосабливаться к новым тенденциям на мировых рынках [18].
Глобализация по-разному влияет на различные сферы экономической жизни Германии. Наиболее существенное воздействие она оказывает на внешнеторговые и инвестиционные потоки.
Главной проблемой экономики
страны аналитики считают
Рисунок 2 – Инвестиционная привлекательность (в процентах от числа респондентов, 2009 г.)
Незначительный приток прямых инвестиций в Германию показывает, что на нее практически не распространяется повышенная привлекательность Европейского Союза для иностранных инвесторов.
Иностранные инвесторы покупают уже существующие отечественные фирмы вместо того, чтобы строить новые производственные мощности. Незначительные прямые инвестиции в Германии можно частично объяснить тем, что подобная смена собственника осложняется из-за низкой биржевой капитализации отечественных предприятий: при покупке германских предприятий нельзя прибегнуть, как в Соединенных Штатах Америки или в Великобритании, к рынку акций. Поэтому качество Германии как места размещения производства и вложения капитала выглядит в гораздо лучшем свете.
Германия имеет среди иностранных инвесторов имидж страны с высоким уровнем заработной платы и налогов. К этому следует добавить, что Германии приписывается особенно высокая степень зарегулированности в сфере услуг. До сих пор это было справедливо в отношении банковского и страхового дела. Поэтому нет ничего удивительного в том, что всемирный бум прямых инвестиций в эти отрасли практически не затронул Германию как страну-получателя.
В 2009 г. нефинансовые активы немецких компаний достигали всего лишь 3,1% от ВВП. В 2008 г. объем прямых заграничных инвестиций немецкого государства был почти на 200 млрд. евро больше объема иностранных инвестиций в экономику Германии. Важным вопросом является повышение инвестиционной привлекательности страны. По словам главного экономиста немецкого статистического комитета Allianz Михаэля Хайзе, за последнее время государственным деятелям удалось осуществить прорыв во многих направлениях экономики. Принимая во внимание растущую конкуренцию на международном рынке и стабильное улучшение ситуации в странах с развивающейся экономикой, в ближайшее время необходимо направить все усилия на развитие благоприятной среды для инвестиций на внутреннем рынке Германии. Повышение инвестиционной активности не только вызовет подъем экономики страны, но и будет способствовать понижению сальдо внешнеторгового баланса, что, в свою очередь, принесет выгоду европейским партнерам без ущерба для стабильности немецкого экспорта. Главными факторами, формирующими привлекательные для инвесторов условий, являются государственная инфраструктура, уровень образования и квалификации рабочей силы, соотношение затрат на рабочую силу и производительности труда, гибкость рынка труда и налоговой системы [13].
Усиление глобализации
вызывает большие сдвиги в
характере и направлениях
Общей тенденцией изменения
товарной структуры внешней торговли
ФРГ под воздействием глобализации
остается рост доли продукции передовых
отраслей и значительное сокращение
доли необработанного сырья. При
этом германский экспорт очень
Доля Германии в общем
объеме мировой торговли составляет
около 10%. В силу большого акцента
на экспорт, едва ли существующего в
любой другой стране, Германия тесно
переплетена с мировой
Таблица 2.1 – Объемы экспорта товаров и услуг Германии в 2010 году.
Экспорт товаров и услуг |
Объемы, млрд. евро |
Китай |
86 |
Бразилия |
82 |
Франция |
80 |
США |
54 |
Также постоянно растет значимость торговых связей с развивающимися странами Азии, рынок которых в настоящее время является вторым по важности для Германских экспортеров. Успешные торгово-экономические отношения Германии с азиатским регионом – одна из главных движущих сил немецкого "локомотива". В 2009 году в этот регион было экспортировано 14 % общего объема немецких товаров и услуг. Однако самым важным Азиатским партнером для Германии является Китай, экономика которого быстрыми темпами выходит из кризиса. Германия является самым крупным его инвестором еще с 1999 года – в эту страну инвестирует около 2500 крупных и средних немецких компаний.
Между тем в условиях глобализации главную опасность для Германии несут в себе серьезные проблемы многих стран-партнеров. Промышленность, главный двигатель немецкой экономики, привнесла в 2010 г. две трети роста, по данным Союза немецкой индустрии (BDI). При этом экспорт товаров, производимых немецкими предприятиями, может сократиться из-за ограниченных возможностей государств-импортеров, ставших заложниками долгового кризиса.
В последнее время повышается также внешнеэкономическая роль сферы услуг . Однако интенсивность мировой торговли услугами ниже, чем торговли товарами, т.к. многие услуги являются «неторгуемыми», т.е. существует жесткая территориальная привязка их сбыта к производству. И все же роль торговли услугами повышается, хотя и медленнее чем растет их доля в ВВП. По этому показателю ФРГ уступает другим ведущим странам: США, Японии, Великобритании, Франции. ФРГ, как и Япония, характеризуется высоким отрицательным балансом торговли услугами, тогда как у США, Великобритании и Франции значительное положительное сальдо. Это связано как с высоким уровнем экспортности промышленности ФРГ, так и с менее интенсивным участием германской сферы услуг в процессах глобализации.
Импортировала Германия в 2010 году меньше, чем экспортировала – на сумму 1016,19 млрд. евро, что, кстати, тоже обеспечило стране третье место в мире. Страна, что примечательно, импортирует те же типы товаров, что и экспортирует, а именно: машинное оборудование, транспортные средства, продукцию химической промышленности, продовольственные товары, текстильную продукцию, металлы. Основные импортные партнеры: Нидерланды, Китай, Франция, США, Индия, Италия, Великобритания, Бельгия, Австрия, Швейцария [17].
Германия испытывает недостаток во многих видах ресурсов, поэтому она – крупный нетто-импортер непродовольственного сырья. Cтрана импортирует продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности (включая мебель). Около 80% потребности в сырье Германия покрывает за счет импорта наименований цветных металлов, около 10% дизельного топлива, свыше 4% черных металлов. Вообще, одна из традиционных проблем Германии – импортная зависимость по основным видам сырья.
Между тем в условиях глобализации главную опасность для Германии несут в себе серьезные проблемы стран-партнеров. Промышленность, главный двигатель немецкой экономики, привнесла в 2010 г. две трети роста, по данным Союза немецкой индустрии (BDI). При этом экспорт товаров, производимых немецкими предприятиями, может сократиться из-за ограниченных возможностей государств-импортеров, ставших заложниками долгового кризиса.
Важный признак наступления эры экономической глобализации – транснационализация производства, торговой и банковской деятельности. Транснациональные корпорации (ТНК) превратились в главную движущую силу процесса экономической глобализации, а такие ее субъекты, как национальные государства, оказались во многих отношениях потесненными.
Германские
транснациональные корпорации занимают
ведущие позиции в мировых
рейтингах, уступая лишь немногим глобальным
конкурентам. По данным ЮНКТАД, в перечне
крупнейших ТНК, чьи материнские
компании размещаются в Германии,
фигурируют 35 концернов; 14 из них относятся
к сфере материального
Эти данные подтверждаются и неофициальными оценками: в списке крупнейших корпораций мира (Fortune Global 500), ежегодно публикуемом журналом «Fortune», Германия занимает четвертое место после США, Японии и Франции. В перечень вошли 37 немецких компаний. Аналогичный рейтинг The Global 2000, подготовленный деловым периодическим изданием «Форбс», включает в число ведущих корпораций 57 ТНК, базирующихся в Германии [20].
Необходимо отметить, что для немецких концернов национальная принадлежность - не просто данность или формальная характеристика корпорации, но и своего рода торговая марка. «Немецкое качество» - это популярный бренд, который успешно продается ( хотя на сегодняшний день знак «сделано в Германии» не совсем правдив: большая часть продукции ведущих ТНК производится за пределами ФРГ многочисленными филиалами, размещенными в различных регионах мира).
Самые крупные и успешные немецкие ТНК:
- в автомобилестроении – это Фольксваген и БМВ. Нужно сказать, что ФРГ прочно занимает лидирующие позиции в европейском автомобилестроении. Ежегодно в стране выпускается около 5 млн. штук только легковых автомобилей, это 44,8 % всей продукции отрасли в регионе. И, соответственно, основные автомобилестроительные концерны (Audi, Daimler Chrysler, Volkswagen, Opel, Ford, Bayerische Motoren Werke (BMW)) занимают главные позиции на мировом рынке;
- в электронике и электротехнике: группа Bosch, Gründing, AEG, Siemens, Braun, Hager. Можно отметить, что Германия еще с конца XIX века зарекомендовала себя в качестве крупнейшего экспортера электротехнического и электронного оборудования;
- в телекоммуникационном сервисе – Deutsche Telekom;
- в черной металлургии – сталилитейные корпорации Krupps, Tissen, Mannesman;
- в легкой промышленности – это Adidas;
- в химической промышленности – Höchst, Bayer, BASF, Henkel Group, использующие самые современные технологии, инновационные продукты и активные научные исследования, что обеспечивает ФРГ одну из ведущих позиций в химической промышленности мира.
Лавинообразный рост ТНК в Германии, как и во всем мире, объясняется многими причинами, среди которых на первом месте, пожалуй, находится конкуренция, заставляющая снижать издержки, увеличивая масштабы производства и вводя новейшие технологии, искать новые рынки, дешевую рабочую силу, размещать производство там, где ниже налогообложение, и т. д. Концентрация человеческих ресурсов, научно-технических знаний и опыта, централизованное управление позволяют международным компаниям оптимально размещать источники снабжения, производство и рынки сбыта. Используя современные системы планирования и информационные технологии, транснациональные компании извлекают выгоду из международных различий в экономической политике, величины налогов и таможенных пошлин, темпов инфляции, ставок заработной платы, производительности, технических стандартов и т. д.
С другой стороны, развитие ТНК приводит к тому, что количество рабочих мест в стране уменьшается. Это значительный минус, учитывая обычно довольно сложное положение на рынке труда Германии.
В конце XX в Германия столкнулась с проблемой растущей безработицы при одновременной нехватке высококвалифицированных специалистов и рабочих в непопулярных сферах деятельности [17]. В 2003 г. численность безработных в Германии продемонстрировала самый большой рост за пять лет, а уровень безработицы вырос до 10,7%. Согласно данным, опубликованным Федеральным Агентством Занятости, с начала года по декабрь 2003 число безработных выросло на 44 тысячи человек и составило 4,46 млн. человек. Главной причиной правительством называлось падение доверия предпринимателей к экономике. Рост уровня безработицы сопровождался крайне негативной динамикой других ведущих экономических показателей. Так, в 2002 году было отмечено сокращение объемов розничных продаж, уровень которых оказался минимальным за более чем 20 лет. В общей сложности, за 2003 г. германская экономика выросла всего на 0.2%, что являлось самым слабым показателем в ЕС. По опубликованным в начале 2005г. данным, постоянной работы не имели свыше 5 млн. граждан Германии (это более 12 % населения страны). Такого количества безработных здесь не было с начала 30-х годов XX века.
Информация о работе Экономика Германии в мирохозяйственных связях: состояние и перспективы