Экономика Германии в мирохозяйственных связях: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – охарактеризовать положение экономики Германии в мирохозяйственных связях, отразить её состояние и перспективы развития.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Рассмотреть особенности германской экономической модели, её основные характеристики.
2. Выявить трудности в реализации модели.
3. Определить место и роль экономики Германии в ЕС.
4. Охарактеризовать особенности экономики Германии в условиях глобализации.
5. Рассмотреть возможности адаптации опыта развития экономики Германии в Республике Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Особенности германской экономической модели …...………………………5
1.1 Основные характеристики и особенности модели………………….....5
1.2 Трудности реализации модели……………………………………….....9
2 Место и роль экономики Германии в ЕС и мировой экономике в условиях глобализации………….……………….………………………………………....13
2.1 Место Германии в экономике ЕС……………………………………....13
2.2 Экономика Германии в условиях глобализации……………………....20
3 Возможность адаптации опыта развития экономики Германии в Республике Беларусь………………………………………..…………………..28
Заключение …………………………………………………………..................37
Список использованных источников …………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

Переделка №1.docx

— 177.45 Кб (Скачать документ)

         В начале 2009 г. ситуация на рынке труда начала заметно улучшаться.

 Федеральное Агентство Занятости (Bundesagentur für Arbeit) сообщило, зарегистрированных безработных в марте было 3,568 млн. чел.  Это составляет 8,5% трудоспособного населения. А абсолютное число безработных понизилось на 75 тыс.

          Цифры для Германии в сравнении с другими странами Евросоюза, очень обнадёживающие. Существует несколько мнений по поводу причин такого сокращения. С одной стороны, прогресс приписывают трудолюбию немцев. С другой стороны, критики утверждают, что это лишь манипуляция статистикой, что необоснованно, так как действительно коэффициент не учитывает участников мероприятий переквалификации и ещё некоторые незначительные группы. В итоге общее количество безработных может превысить и 4,5 миллиона, но эти группы не входили и в показатель предыдущих лет, поэтому к нынешнему оживлению отношения не имеют.

          Правительство же, в свою очередь  декларирует, что снижение уровня безработицы  – плоды принятых им законов. Было  принято несколько постановлений,  направленных на укрепление рынка труда. Например, увеличение инвестиций в проекты направленные на развитие инфраструктуры, снижение для предприятий налогового бремени и др., которые тормозят рост безработицы косвенно.

Но моментальный и непосредственный эффект дала  другая мера. Кодекс социального права  имеет раздел о неполной рабочей  неделе (Kurzarbeit). Предприятие, имеющее временные сложности, выполнив определенные условия имеет право перевести сотрудников на частичную занятость, например, три дня в неделю. И хотя сотрудник оставшиеся два дня не работает, агентство по трудоустройству выплачивает ему компенсацию в размере около 60%. Все проблемы  с документальным оформлением решаются предприятием, и работник получает  зарплату в конце месяца на банковский счёт. Для фирм это отсрочка увольнения работников, а для государства это уменьшение затрат на содержание безработных. Эту опцию фирмы по умолчанию могут использовать 6 месяцев, но в условиях кризиса этот срок был увеличен  до двух лет.  В 2009 году в данной программе числилось 900 000 – 1 500 000 работников. Большая часть из них без поддержки правительства лишилась бы рабочих мест.  Еще одна мера государства в помощь фирмам – решение взять на себя некоторые социальные отчисления за 2009 и 2010 годы. В 2009 г.  тенденция стабильного  роста зарплат  в Германии  не была поддержана, и средний размер зарплаты упал на 0,4%.  Цифра, конечно, довольно мала, однако  это свидетельствует о готовности со  стороны работающего населения идти на определенные жертвы.

       Таким образом,  правительство внедрило эффективные мероприятия, которые являются главным краткосрочным ограничителем роста безработицы. Однако действия краткосрочные, и только после их окончания можно было вести речь об оживлении и стабилизации.  На данный момент можно говорить о том, что действия правительства привели к желаемому результату.  Уровень безработицы в Германии продолжает оставаться на рекордно низком уровне. В апреле 2011 г.  безработица в Германии составила 7,1%.  Это самый низкий уровень с начала ведения статистики в 1999 году. Общее число безработных – 3,078 млн. Это самое низкое значение с 1992 года [13].

      Итак, тесное переплетение мировых хозяйственных связей открывает новые возможности для обеспечения людей товарами и услугами по низким ценам, новые перспективы на мировых рынках и новые возможности на рынке труда. Большим шансам, которые открываются в результате процесса глобализации, сопутствуют и большие проблемы. Во всем мире снижаются пограничные барьеры для товаров и услуг, уменьшается стоимость связи и транспорта, становится мобильнее производственная техника. Поэтому и в других регионах мира с такой же технологией, что и в Германии, достигается равновысокая производительность. В силу этого все большую роль играют различия в уровнях зарплаты и других расходов, ложащихся на плечи предприятий. Инвестиции делаются там, где они приносят наибольшую отдачу. Параметры международной конкуренции диктуют и направление движения: больше гибкости при адаптации к новым условиям и больше трудовой отдачи, больше рынка и меньше государственного регулирования – все это необходимо для того, чтобы повысить международную конкурентоспособность Германии.

Это еще раз подтверждает, что  Германии необходимы перемены в той модели общественного рыночного  хозяйства, которая удачно развивалась  вплоть до недавнего времени, но в  условиях глобализации оказывается  не слишком эффективной. Интересно, что Германия в собственной политике реформ ориентируется в большей  степени не на опыт США, а в первую очередь на опыт остальных государств-братьев  по ЕС. В европейском опыте современных  реформ есть две альтернативы: консерватизм в Великобритании либо социализм  во Франции. Правительство Германии в собственной экономической политике опирается, основным образом, на опыт двух вышеназванных государств. Франция тут служит прототипом сходной с Германией модели общественного рынка, а Великобритания – удачного сочетания консерватизма и лейборизма.

Правительством назначена  программа движения Германии к рыночной экономике, восстановления утраченных конкурентоспособных позиций страны. Либерализм в экономике призван обеспечить понижение налогов на компании, упругость на рынке труда, сокращение издержек на оплату труда, модернизацию публичного сектора экономики. И нужно отметить, реформирование приносит результаты.

 

3 Возможность  адаптации опыта развития экономики Германии в Республике Беларусь

   

         Становление экономической системы рыночного типа выдвигает в число первоочередных такие вопросы, как преобразование механизма управления, изменение принципов мотивации труда. Актуальность этих вопросов для Республики Беларусь вызвана сложностью переходного периода, выбором пути социально-экономического развития, кризисом многих сфер общества, необходимостью создания собственной модели экономики.

Возможность адаптации опыта  развития экономики Германии в Республике Беларусь обусловлена тем, что Беларусь избрала в качестве направления развития формирование социально-ориентированной рыночной экономики.

Использование практики функционирования немецкой экономики близко нам, хотя бы по трем моментам. Во-первых, Восточная  Германия последовательно  осуществляла мероприятия по отходу от командно-административной системы, формированию экономики рыночного  типа, реализуя на этом пути задачи создания эффективной системы государственного управления, модернизации государственной  инфраструктуры и организации действенной  системы социальной защиты населения.

Во-вторых, немецкая модель ориентирована на индивидуальную свободу, защиту и поощрение конкуренции, а также социальное партнерство  и равенство. Чрезмерное внимание немцев к проблемам защиты конкуренции  обусловлено тем, что Германия долгое время считалась «страной картелей», и на протяжении многих десятилетий правящие власти никак не могли ограничить их деятельность и влияние на экономическое и политическое развитие государства. Значение совершенной конкуренции для экономической системы обусловлено тем, что существенно расширяются возможности выбора, формируется эффективная система распределения ресурсов и создаются реальные возможности для демократического развития общества. Как известно, проблемы ликвидации монополизма остры  и  в Республике Беларусь.  Дело в том, что современное промышленное производство характеризуется доминированием в экономической системе государственной собственности, чрезмерным уровнем концентрации производства, довольно слабым развитием малого и среднего бизнеса, наличием значительного числа предприятий-монополистов.

В-третьих, анализ опыта Германии интересен и тем, что это государство за считанные годы после Второй мировой войны осуществило переход от тоталитаризма к построению подлинно демократического общества [23, с. 289].

 Мировой кризис 1929–1933 гг. показал неэффективность саморегулирования рыночной экономики и Германии. В этой обстановке стали складываться два подхода: кейнсианство и неолиберализм. Сторонники первого обосновывали необходимость государственного регулирования экономики; другие пытались переосмыслить и усовершенствовать взгляды неоклассической школы применительно к новым реалиям.

Представители теории «социального рыночного хозяйства» считали, что совершенная конкуренция создает наиболее адекватный механизм экономической активности, так как способствует формированию такой системы цен (на основе соотношения спроса и предложения), которая наиболее рационально распределяет ресурсы между субъектами хозяйствования и удовлетворяет потребности общества в материальных благах и услугах.

Неолибералы видели основной источник бед современного рыночного общества в монополизации экономики, подрыве атрибутов совершенной конкуренции. Они считали свободный рынок наиболее эффективной и соответствующей природе человека системой. Однако если их предшественники, классики, верили в автоматизм рынка как регулятора производства и обмена посредством самовоспроизводящейся системы отношений, то неолибералы подошли к обоснованию необходимости регулирования механизма конкуренции. Основная проблема, по мнению неолибералов, в том, что конкуренция не может постоянно воспроизводиться, поскольку в результате ее осуществления выживает сильнейший, который с течением времени превращается в монополиста. Поэтому следует спасать и сохранять конкуренцию методами сознательного государственного регулирования.

Для того, чтобы государственная экономическая политика не разрушила механизм конкуренции, она должна отвечать определенным принципам, к которым относили следующие: система цен, в основном неподверженная государственному влиянию; приоритет денежной политики, препятствующей искажению рыночных процессов; открытые рынки; частная собственность как основа индивидуальной свободы и координации рынка; свобода заключения договоров; стабильность экономической политики; контроль за монополиями; ликвидация негативных социальных последствий функционирования рынка; политика перераспределения доходов. Еще одна важная особенность немецкого либерализма заключается в том, что он обращает особое внимание на институциональные условия, в которых осуществляется хозяйственная деятельность, и пытается найти их оптимальный предел. При этом под общими институциональными условиями понимались правила и нормы, которые ограничивают индивидуальную экономическую деятельность.

В этом контексте  ключевым аспектом немецкого неолиберализма был порядок в экономических отношениях. Причем не стихийный, а сознательно и целенаправленно формируемый и реализуемый посредством государственных мероприятий. Вместе с тем система правил и регулирующих мер не только не должна сдерживать рынок, но и не должна противодействовать ему. Кроме этого, «политика порядка» была призвана координировать интересы субъектов хозяйствования с целью снятия противоречий между индивидуальным поведением и общественными интересами [23, с. 294 – 295].

Реализация  теоретической концепции новой  экономической системы на практике началась с денежной реформы Л. Эрхарда в июне 1948 г. Формирование модели социального рыночного хозяйства совпало по времени с восходящей фазой экономического цикла, бурным развитием НТП, благоприятными либеральными тенденциями в мировой торговле для ориентированной на экспорт германской экономики.

Более чем  пятидесятилетний период развития указанной  модели рыночной экономики позволяет  констатировать две ее модификации.

Первая модификация произошла в 1960-е гг. в условиях снижения экономической конъюнктуры и быстрого роста безработицы, которой не было в Германии почти 15 лет, что обусловило необходимость расширения государственного вмешательства в экономическую систему с использованием неокейнсианских положений. Это явление получило название «просвещенное рыночное хозяйство». Государство перестало рассчитывать на рыночные силы и начало стимулировать экономический рост посредством преимущественно фискальной политики. Одновременно принципиально свободный социальный порядок заменялся широкой патерналистской социальной политикой.

Результатом подобной политики государства стали огромные размеры перераспределяемого ВВП и высокие социальные расходы. Существовавшие проблемы не были решены, зато появились новые, которые породили глубочайший кризис государственных финансов.

Вторая  модификация социального рыночного  хозяйства возникает после 1982 г. На этот раз просто произошел возврат к исходной ордолиберальной модели, но на новом, более высоком уровне развития, с учетом опыта неокейнсианского глобального регулирования 1960–1970 –х гг., а главное, на основе осознания проблемы чрезмерных государственных расходов.

Чтобы выяснить, какие преобразования необходимы Республике Беларусь исходя из следования опыту  экономики Германии, следует рассмотреть  основные черты германской модели.

 Как уже отмечалось, экономическая система современной Германии носит наименование «социального рыночного хозяйства», которая  характеризуется достаточно существенной ролью государства в экономике,

Основу  системы составляет деятельность государства,  которое пытается осуществить перераспределение социальных благ между всеми членами общества; при выполнении своих функций оно опирается на крупные банки. Позиции данных финансовых институтов в экономике Германии с учетом фактического влияния на государство и бизнес оказываются существенно сильнее, чем в других государствах.

Современная немецкая модель, сочетающая рынок  с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами [23, с. 296].

Во-первых, важной чертой является индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного  принятия решений, которая  обусловлена  как минимум двумя обстоятельствами: организацией рынка посредством четкого хозяйственного правового механизма, выработки правил и норм, становления рыночной этики, свободой заключения договоров и выбора экономического контрагента, что в значительной мере обусловлено проводимой  жесткой антимонопольной политикой.

Информация о работе Экономика Германии в мирохозяйственных связях: состояние и перспективы