Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать положение экономики Германии в мирохозяйственных связях, отразить её состояние и перспективы развития.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Рассмотреть особенности германской экономической модели, её основные характеристики.
2. Выявить трудности в реализации модели.
3. Определить место и роль экономики Германии в ЕС.
4. Охарактеризовать особенности экономики Германии в условиях глобализации.
5. Рассмотреть возможности адаптации опыта развития экономики Германии в Республике Беларусь.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Особенности германской экономической модели …...………………………5
1.1 Основные характеристики и особенности модели………………….....5
1.2 Трудности реализации модели……………………………………….....9
2 Место и роль экономики Германии в ЕС и мировой экономике в условиях глобализации………….……………….………………………………………....13
2.1 Место Германии в экономике ЕС……………………………………....13
2.2 Экономика Германии в условиях глобализации……………………....20
3 Возможность адаптации опыта развития экономики Германии в Республике Беларусь………………………………………..…………………..28
Заключение …………………………………………………………..................37
Список использованных источников …………………………………………39
Африканской экономике присущи:
- широкое применение силовых методов прямого вмешательства в производство «сверху»;
В сравнении с другими моделями, социально-ориентированная рыночная экономика, созданная в Германии, имеет следующие особенности:
Таким образом, германская модель экономики – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели – это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений – а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.
В начале XXI века у Германии
появились определенные трудности
в результате реализации своей модели
социально-рыночного
Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40 % чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги тогда отчислялось около 32 % нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45 %, то в Германии этот показатель достигал 65 %[10, с. 114]. На сегодняшний день ставка налога на нераспределенную прибыль в ФРГ составляет 50 % [3].
Несмотря на бытующее мнение об инвестиционной привлекательности Германии, в стране наблюдается высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. долл., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5% [9]. Иностранные инвесторы не заинтересованы в создании высокотехнологичных производств в Германии, что может привести к технической слабости страны. Германия не является мировым технологическим лидером, хотя и занимает одно из ведущих мест, довольно слабы ее позиции в генной инженерии и в микроэлектронике. Это чревато потерей немецкого экспорта. В последнем десятилетии доля Германии на рынке высоких технологий сократилась с 20,3% до 16,2%. Даже немецкие ТНК до трети своих НИОКР осуществляют за рубежом, поскольку заниматься наукой в Германии не так выгодно. Чтобы повысить активность зарубежных инвесторов, германские власти разработали долгосрочную программу развития «Повестка дня 2010».
Следует отметить, что доля государственных расходов в экономике Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом.
Высокий уровень старения
населения также обуславливает
значительные расходы на социальное
обеспечение пенсионеров. Высок
и уровень пособий для
Во-вторых, особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны [4, с. 263]. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.
В-третьих, для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. В этом отношении употребляется также термин «сверхиндустриализация». По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность (27.1% по состоянию на 2009 год) - основное направление специализации ФРГ в мировой экономике. Только Япония, Ирландия и Португалия являются в большей степени индустриальными, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции.
В-четвертых, в силу исторически
обусловленных причин наблюдается
неравномерное экономическое
Еще одной особенностью германской экономики является ее экспортная ориентированность (1, 730 триллиона долларов на 2010 год, что в мировом соотношении выводит Германию на третье место по объемам экспорта). В настоящее время примерно 24,3 % всех занятых в немецкой экономике прямо или косвенно работают на экспорт. Это означает, что примерно каждое четвертое рабочее место в Германии зависит от экспорта (в обрабатывающей промышленности эта зависимость еще выше: четверть всей ее продукции идет на экспорт). Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке [5]. По данным Международного валютного фонда, с 1997 года германский экспорт товаров и услуг растет сильнее, чем объемы мировой торговли. Даже в 2001 году, когда объем мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7 %. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция (в 2010 г. сюда было экспортировано товаров и услуг на сумму 62 млрд. евро) и Великобритания (53 млрд. евро), также США, Китай (80 млрд. евро), Бразилия и страны Восточной Европы в связи с расширением ЕС на Восток (таблица 1.2) [3].
Таблица 1.2 - Доля экспорта Германии основным торговым партнерам по оценкам 2010г
Страна |
Доля экспорта, % |
Китай |
12,4 |
Франция |
10,2 |
США |
6,7 |
Нидерланды |
6,7 |
Великобритания |
6,6 |
Италия |
6,3 |
Австрия |
5,0 |
Швейцария |
4,4 |
Итак, в конце 2000-го года Германия достигла определенного пика развития национальной модели экономики. В настоящее время существует ряд проблем, решение которых требует модернизации существующей модели.
Из-за слабости структурных преобразований в экономике, многие эксперты сходились во мнении, что Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС. Однако именно немецкая экономика восстанавливается после кризиса стремительными темпами, превосходя ожидания аналитиков и опережая другие страны еврозоны. По данным Федерального ведомства Германии, во втором квартале 2010 года ВВП Германии вырос на 2,2 % по сравнению с первым кварталом (для примера, во втором квартале 2010 года французская экономика продемонстрировала рост на уровне 0,6%, Испания – 0,2%, а ВВП Греции и вовсе ожидаемо сократился на 1,5%) [11]. Это самый высокий показатель за всю историю Германии с момента объединения. Это дает основания полагать, что страна в короткие сроки способна преодолеть существующие трудности и не уступить позицию лидера в Европе.
Федеративная Республика Германия,
страна-экспортер,
Во
все более тесно
Германия является наиболее мощным и влиятельным государством ЕС. Лидирующая роль ФРГ в ЕС определяется несколькими факторами. Во-первых, это самая многочисленная по населению страна объединенной Европы [19]. Население Германии - 82 млн. чел. - составляет одну шестую часть от всех граждан Евросоюза. Во-вторых, Германия обладает самой мощной экономикой в Европе. ВВП Германии — свыше 3 трлн. долл., и больше по объему только экономики США (ВВП - 10 трлн. долл.), Японии (ВВП - 6 трлн. долл.) и Китая (рис. 1). В-третьих, ФРГ является страной - донором ЕС. Ее доля в европейском бюджете самая большая. Несмотря на финансовые трудности, связанные с расходами на объединение страны, в середине нынешнего десятилетия взносы ФРГ в ЕС достигли четверти его бюджета. Ведущее место Германии в ЕС обусловливает также и то, что она производит четверть его внутреннего национального продукта.
Рисунок 1 – Валовой внутренний продукт (в млрд. долл., 2009 г.) [21]
В 1952 году вместе с Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами, Федеративная Республика Германия основала Европейское объединение угля и стали (ЕОУС); а в 1957 г. - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Благодаря договору о слиянии в Европейские сообщества (ЕС) от 1965 г. были созданы единые органы управления для ЕОУС, ЕЭС и Евратома. При этом преследовалась цель повысить политический вес Европейского совета и Европейской комиссии и упорядочить деятельность совместных органов ЕС.
Благодаря договорам о
создании Европейского экономического
сообщества в 1957 г. началась успешная история
процесса европейской интеграции. В
отличие от первых шагов – от
Европейского объединения угля и
стали и до Европейского оборонительного
союза – Римские договоры были
направлены не на осуществление контроля
за важными прежде в военном отношении
отраслями, например за угледобывающей
и сталелитейной
Информация о работе Экономика Германии в мирохозяйственных связях: состояние и перспективы