Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать положение экономики Германии в мирохозяйственных связях, отразить её состояние и перспективы развития.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Рассмотреть особенности германской экономической модели, её основные характеристики.
2. Выявить трудности в реализации модели.
3. Определить место и роль экономики Германии в ЕС.
4. Охарактеризовать особенности экономики Германии в условиях глобализации.
5. Рассмотреть возможности адаптации опыта развития экономики Германии в Республике Беларусь.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Особенности германской экономической модели …...………………………5
1.1 Основные характеристики и особенности модели………………….....5
1.2 Трудности реализации модели……………………………………….....9
2 Место и роль экономики Германии в ЕС и мировой экономике в условиях глобализации………….……………….………………………………………....13
2.1 Место Германии в экономике ЕС……………………………………....13
2.2 Экономика Германии в условиях глобализации……………………....20
3 Возможность адаптации опыта развития экономики Германии в Республике Беларусь………………………………………..…………………..28
Заключение …………………………………………………………..................37
Список использованных источников …………………………………………39
Благодаря Единому европейскому акту от 1986 г., Договору о Европейском Союзе, подписанному в Маастрихте 7 февраля 1992 г., и Амстердамскому договору от 2 октября 1997 г. были сделаны важные шаги по пути объединения Европы. Маастрихтский договор дал старт созданию экономического и политического союза; третий и последний этап, предусматривающий введение единой валюты, - евро - начался 1 января 1999 г. Тем самым в Европе появляется второе по величине единое валютное пространство мира. Кроме того, с момента вступления в силу Маастрихтского договора ЕС проводит совместную внешнюю политику и политику безопасности (СВППБ), а также совместную политику в сфере юстиции и во внутренних делах. Итак, созданы предпосылки для превращения ЕС в подлинно широкий политический союз [12, с. 241].
При активном участии Германии в октябре 1997 г. был выработан Амстердамский договор, который стал дальнейшим шагом на пути углубления европейской интеграции. Он расширил компетенции ЕС в области социальной политики. За Европарламентом было закреплено больше полномочий в формировании законодательства Европейского сообщества. Он создал также предпосылки для будущего расширения ЕС. Германия первой из стран ЕС ратифицировала этот договор, 1 мая 1999 г. он вступил в силу. Составной частью Договора о ЕС стали также так называемые "петерсбергские задачи", содержащие также специальную статью, посвященная политике в области занятости, которая являлась основой для разработки скоординированной стратегии в области занятости в Европе. Для Германии это имело особое значение, так как страна в тот период столкнулась с проблемой растущей безработицы при одновременной нехватке высококвалифицированных специалистов.
С 01.01.1999г. Германия, в соответствии с очередностью, – координатор в органах Евросоюза. Новым правительством ФРГ, в соответствии с Амстердамским договором, центральное значение уделено процессу расширения и углубления европейской интеграции. Новым кабинетом во главу угла интеграционной политики ФРГ поставлена борьба с безработицей, заключения европейского Пакта о занятости. В числе приоритетов правительства ФРГ: успешное введение единой европейской валюты, усиление координации экономической, финансовой и социальной политики стран ЕС, принятие обязывающих антидемпинговых норм в налоговой, социальной и экологической областях. Особый акцент – на обеспечении за Германией ведущей роли в европейской политике по охране окружающей среды.
После Амстердамского договора был достигнут определенный прогресс. На сессии Европейского совета в Берлине (март 1999 г.) было достигнуто единства относительно "Повестки 2000", определяющей финансовые рамки ЕС на период 2000-2006 гг. Для Германии она означало сокращение бремени взносов в ЕС на 500 млн. евро (с 2002 г.) и на 700 млн. евро (с 2004 г.). Таким образом, Германии удалось добиться важного поворота в вопросе о финансировании ЕС.
На сессии Европейского совета в Кельне (июнь 1999 г.) был принят Европейский пакт в области занятости, благодаря чему все меры ЕС в этой области сводятся в широкую единую концепцию и закрепляют необходимость диалога между Евросоветом, Еврокомиссией, Европейским центральным банком (ЕЦБ) и социальными партнерами. Тем самым ЕС усовершенствовал свой механизм по борьбе с безработицей.
На спецсессии Евросовета в Тампере, посвященной правовой и внутренней политике, была продолжена реализация проекта интеграции, нацеленного на создание совместного европейского правового пространства. В частности, было согласовано создание совместной системы предоставления убежища.
Германия заложила основу для Лиссабонского договора и добилась одобрения всех стран ЕС в важных вопросах, касающихся способности ЕС принимать решения, вырабатывать политику и институтов ЕС. На сессии Евросовета в Лиссабоне была достигнута договоренность о комплексе мер по модернизации экономики и общества при укреплении и дальнейшем развитии европейской социальной модели. В первую очередь предусмотрены конкретные меры, призванные подготовить Европу - за счет использования новых информационных и коммуникационных технологий - к переходу к экономике, базирующейся на знаниях и инновациях [22].
Для того чтобы обеспечить дееспособность ЕС в условиях расширения, были необходимы широкая адаптация и изменения институциональных рамок союза. Поэтому дальнейшее существование структур, изначально предусмотренных для 6 стран ЕЭС, в условиях расширения не представлялось возможным. В феврале 2000г. ЕС созвал межправительственную конференцию с целью подготовить свои институты к предстоящему расширению и создать условия для приема новых членов самое позднее к началу 2003 г.
Европейские сообщества и Европейский Союз с момента своего возникновения имели большую притягательную силу не только как процветающий экономический союз, но и как политическая сила и сообщество демократических ценностей. В 1957 г. участниками ЕЭС были шесть государств, а сегодня в состав Европейского Союза входят уже 27 стран.
Перед Европой стояли две грандиозные, возвышающиеся над всеми остальными задачи [16]. Первое: во всей Европе должны воцариться свобода, мир и процветание, чего ЕС уже добился для своей части континента. Вторая задача: преодолеть последствия раскола, вызванного многолетним конфликтом между Востоком и Западом, и создать связующее начало. Германия внесла в это свой вклад.
В условиях процесса глобализации Европе просто необходимо прочное место. Другими словами, она должна быть в состоянии успешно противостоять растущей глобальной конкуренции товаров, стоимости рабочей силы и условий для экономической деятельности, которую влечет за собой переход от эпохи промышленности к эпохе информации. Добиться этого на одном лишь национальном уровне уже невозможно.
Германия стала инициатором принятия решения об упразднении национальной валюты. 2 мая 1998 г. Евросовет принял решение о том, какие государства ЕС вводят евро в качестве единой валюты с 1 января 1999г. (Бельгия, Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия и Финляндия). На практике это означало, что с 1999 г. по 2001 г. все безналичные расчеты могли производиться в евро. С 1 января 2002 г. вошли в обращение новые евробанкноты и евромонеты в качестве единственного средства расчетов между государствами, которые действуют по сегодняшний день.
Решение о создании экономического и валютного союза (ЭВС) имеет исторический характер[22]. ЭВС означает, что процесс европейского единства приобрел новое качество. С введением евро государства-члены ЭВС отказались от своей компетенции в сфере денежной и валютной политики. Их Центробанки стали частью Европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком (ЕЦБ). Ее называют также "евросистемой".
Совет ЕЦБ как важнейший орган по принятию решений в рамках "евросистемы" утверждает единую денежную политику для всего европространства. Главная цель - обеспечение стабильности цен и по возможности поддержка общей экономической политики в рамках союза. Благодаря единой валюте экономические связи между странами-участницами стали более интенсивными, возрасла взаимозависимость между их экономической политикой и имеющими место экономическими процессами.
Валюта евро реализовала свой потенциал и стала наряду с долларом США важнейшей торговой, инвестиционной и резервной валютой. Еврорынок капиталов - второй по величине в мире. За ним стоит огромная экономическая мощь.
На базе "Новой трансатлантической повестки" Германия прилагает усилия к расширению евроатлантического партнерства в XXI веке [14]. Основной упор при этом делается на такие сферы, как торговля и экономика. В первую очередь, это снижение трансатлантических торговых барьеров, внешнеполитическое сотрудничество, прежде всего, совместные действия в кризисных регионах. А также, решение таких глобальных проблем, как охрана окружающей среды, миграция и борьба с организованной преступностью и активизация сотрудничества между общественными группами.
Германия активно сотрудничает с Советом Европы на всех уровнях при осуществлении его программ. Наряду с Францией, Великобританией и Италией Германия является одним из пяти крупнейших доноров СЕ. Ее доля в бюджет организации составляет 12,8%. Наряду с материальным вкладом значение имеет и идейный вклад. Главные цели СЕ - поддержка прав человека, демократии и правового государства - имеют одинаковую важность. Наряду с этим Германия особенно заинтересована в поддержке процесса преобразований в новых государствах.
Интерес представляет
и позиция ФРГ в рамках
ЕС по отношению к вступлению
стран ЦВЕ. Обоснование
Особый вес у факторов,
способствующих непосредственному
формированию «европейского полюса
силы». В результате расширения ЕС
– это самый крупный на данный
момент внутренний рынок мира. Благодаря
этому укрепляется
После распада социалистического
блока ФРГ продолжает оставаться
ведущим экономическим
Расширение ЕС на восток принесло ФРГ как существенные выгоды, так и определенные потери. Выгоды: значительно увеличилась экономическая мощь ЕС и повысился его вес на мировом рынке, укрепилась глобальная конкурентоспособность ЕС; возросли торговые потоки со странами ЦВЕ на тех же условиях, которые уже принесли ЕС торговые преимущества в ходе реализации Европейских соглашений.
Для ФРГ открылась перспектива расширения гарантированных рынков сбыта товаров и осуществления прямых инвестиций, использования более дешевой рабочей силы. Многие аналитики утверждают, что Германия получила в результате расширения наибольший выигрыш по сравнению с другими странами ЕС.
На противоположной чаше
весов в качестве издержек расширения
для ФРГ – высокие финансовые
затраты для интеграции стран
ЦВЕ, возрастание импортной
Как уже отмечалось, ФРГ вносит самый высокий вклад в бюджет ЕС. Но объем средств, поступающих в распоряжение страны, почти втрое меньше, чем вносимый. Поэтому во время председательства в ЕС германское правительство стремилось внести коррективы в формирование новых финансовых рамок, добиться более справедливого распределения финансового бремени в рамках Евросоюза.
Интересно также осветить некоторые другие направления работы правительства ФРГ в период председательства в ЕС [15]. В рамках шестимесячной программы одним из приоритетных направлений работы ЕС стало продолжение реализации Лиссабонской стратегии роста в сфере экономики, социальных гарантий и защиты окружающей среды, включая такие аспекты, как завершение создания внутреннего рынка; повышение конкурентоспособности и возможностей для инноваций; проведение финансовой и экономической политики, ориентированной на рост и стабильность; дальнейшее развитие европейской социальной модели, способствующей равным возможностям; создание новых рабочих мест; эффективное управление и ликвидация лишних административных барьеров; стабильная поставка энергии; поддержка исследований, знаний и инноваций; защита окружающей среды; развитие интегрированной морской политики.
Кроме того, Европейский Совет подтвердил свое намерение продолжить реформирование ЕС на основе взаимодействия со странами – членами ЕС и выработки общего подхода относительно дальнейшего развития регионального объединения. Далее, в перечень приоритетных направлений деятельности ЕС были включены такие вопросы, как повышение свободы, безопасности и правосудия, а именно проведение общей политики в отношении иммигрантов и беженцев, эффективной защиты внешних границ Союза.
И, наконец, немаловажным направлением действий Европейского Совета стало усиление глобальной роли ЕС в сферах безопасности, развития, экономических отношений. В частности, к данному направлению относятся следующие аспекты деятельности: создание европейской зоны безопасности и стабильности, укрепление трансатлантических отношений, а также отношений с Японией, Китаем, Индией, странами АСЕАН. Подготовка 2-го саммита Африка – ЕС под председательством Португалии и проведение саммита ЕС – Латинская Америка – страны Карибского бассейна стали не менее важными пунктами программы.
Еще одним приоритетным направлением деятельности Германии в рамках президентства в ЕС стала экономическая и социальная политика Евросоюза. Главными задачами этого направления по-прежнему являются сохранение экономического роста (в частности, путем инвестирования в образование и исследования) и повышение занятости (увеличение числа рабочих мест в долгосрочной перспективе.
Итак, подводя итоги, можно выделить следующие положения:
- Германия играет лидирующую
роль в ЕС, так как вносит
наибольший вклад в
- основные характеристики
участия ФРГ в ЕС находятся
во взаимной зависимости: доля
Германии в европейском
- позиция ФРГ
по вопросам участия страны в ЕС с развитием
европейской интеграции практически не
изменялась. ФРГ является столь же горячим
сторонником развития интеграционных
процессов в Европе, каким она была у их
истоков. С другой стороны, серьезные изменения
произошли в собственно характере европейской
интеграции и в роли ФРГ в Европе и в мире;
наиболее существенные из них являются
следствием объединения Германии;
- характеризуя методы,
применявшиеся ФРГ для реализации своего
видения перспектив развития интеграции,
следует отметить, что политические цели
интеграции достигались экономическими
средствами. В этой связи важную роль рычага
«тактичного давления» ФРГ на партнеров
по ЕС играют расходы Германии на финансирование
бюджета Евросоюза. Следовательно, утверждение
о том, что на современном этапе как функционирование,
так и дальнейшее развитие ЕС зависит
от бюджетной политики ФРГ, представляется
в целом обоснованным;
- нет никаких признаков
снижения заинтересованности ФРГ в развитии
интеграционных процессов на современном
этапе. Канцлер ФРГ А. Меркель в настоящее
время осуществляет политику, одним из
основных элементов которой является
развитие европейской интеграции: Германия
остается ее главной движущей силой;
Информация о работе Экономика Германии в мирохозяйственных связях: состояние и перспективы