Экономика Германии в мирохозяйственных связях: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – охарактеризовать положение экономики Германии в мирохозяйственных связях, отразить её состояние и перспективы развития.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Рассмотреть особенности германской экономической модели, её основные характеристики.
2. Выявить трудности в реализации модели.
3. Определить место и роль экономики Германии в ЕС.
4. Охарактеризовать особенности экономики Германии в условиях глобализации.
5. Рассмотреть возможности адаптации опыта развития экономики Германии в Республике Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Особенности германской экономической модели …...………………………5
1.1 Основные характеристики и особенности модели………………….....5
1.2 Трудности реализации модели……………………………………….....9
2 Место и роль экономики Германии в ЕС и мировой экономике в условиях глобализации………….……………….………………………………………....13
2.1 Место Германии в экономике ЕС……………………………………....13
2.2 Экономика Германии в условиях глобализации……………………....20
3 Возможность адаптации опыта развития экономики Германии в Республике Беларусь………………………………………..…………………..28
Заключение …………………………………………………………..................37
Список использованных источников …………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

Переделка №1.docx

— 177.45 Кб (Скачать документ)

Следующей чертой немецкой модели является защита и поощрение конкуренции. Чрезмерное внимание этому аспекту обусловлено  тем, что Германия долгое время считалась  «классической страной картелей». До 1923 г. в Германии существовала практически полная свобода образования и функционирования картелей. Во времена Веймарской республики правительство пыталось противодействовать проявлениям монополизма; но это не дало должных результатов.  Представители немецкого неолиберализма требовали создания таких условий, при которых монополии не смогли бы существовать и развиваться. Они постоянно подчеркивали, что только конкуренция способна обеспечить достижение целей социального рыночного хозяйства.  Только в 1957 г., через 9 лет после начала реализации концепции социального рыночного хозяйства, был принят Закон против ограничений конкуренции, причем с существенными ограничениями и изъятиями. Этот закон изначально задуманный вид принял только в новой редакции 1973 г. Значение свободной конкуренции для социального рыночного хозяйства определяется тем, что для любого хозяйственного агента существенно расширяются возможности выбора, повышается эффективность распределения ресурсов и, что наиболее важно, предотвращается концентрация экономической власти и создаются благоприятные условия для реализации политических прав и свобод.

Третья  черта рассматриваемой модели –  перераспределение собственности  и доходов. На распределение доходов  решающее влияние оказывает динамика производительности труда. Отличительной  особенностью политики заработной платы  в немецкой модели является тот факт, что она относится в основном не к деятельности государства, а к стратегии работодателей и профсоюзов в отношении тарифной заработной платы, которая определяет для большинства предприятий минимальный уровень заработной платы. Естественно, если предприятие ставит целью привлечение дополнительной рабочей силы, поощрение роста производительности труда, оно может устанавливать собственным работникам и более высокую заработную плату. Разница между более высокой фактически заработанной и зафиксированной в тарифном соглашении платой определяется прибылями производителя, спецификой рынка рабочей силы и условиями конъюнктуры.

Что касается второй составляющей этой особенности  немецкой модели, то это перераспределение  собственности. Политика формирования собственности основывается на уменьшении зависимости наемных работников от единственного источника доходов  – продажи труда. Поэтому стимулируется  накопление у работников собственности, которая приносит доход, – денежные вклады в банковские учреждения, приобретение ценных бумаг, покупка недвижимости. Отличительной особенностью немецкой модели и в этом контексте является упор на формирование и поддержание  сильного среднего класса, то есть стимулируется  формирование собственности именно у лиц с относительно низкими  и средними доходами от трудовой деятельности.

Еще одной  чертой рассматриваемой немецкой модели социального рыночного хозяйства  является соучастие работников в  управлении предприятием. Закон об уставе предприятия 1972 г. ввел институт советов предприятий, а Закон  о соучастии в управлении 1974 г. обязал крупные предприятия до половины мест в наблюдательных советах предоставлять  наемным работникам и их представителям. Таким образом, модель социального  рыночного хозяйства получила важный момент стабилизации отношений в  обществе, поскольку таким образом  можно снимать противоречия между  собственниками, управляющими и наемными работниками. Система правового  обеспечения разнообразных форм участия наемных работников в процессе принятия социально-экономических решений носит название «митбештимунг».

Весьма  характерной чертой рассматриваемой  национальной модели является тарифная автономия и политика на рынке  труда.  В современном немецком обществе тарифная автономия гарантируется  Конституцией и означает установление заработной платы в тарифном договоре между профсоюзами и союзами  работодателей. Эти две структуры  являются монополистами по своей  сути, государство в этот процесс  не вмешивается.

Заключаемый договор носит нерыночный характер, поскольку в нем заключается  соглашение о минимальной цене труда  без увязки с количественными  параметрами производственной деятельности. Однако модификация рынка таким  способом нисколько не вредит, так  как позволяет укрепить социальный мир в обществе.

Регулирование трудовых отношений включает в себя прежде всего поддержание благоприятных условий по сохранению и увеличению рабочих мест, облегчение доступа к имеющимся свободным рабочим местам.  Важно отметить, что основополагающим принципом политики занятости в социальном рыночном хозяйстве является не просто обеспечение максимального количества рабочих мест, а увеличение тех мест, где производятся конкурентоспособные товары и услуги.

Следующей чертой модели социального рыночного  хозяйства являются особенности  проводимой социальной политики.  Немецкая модель, никоим образом не отвергая таких институтов, как социальное обеспечение и страхование, трактует социальную политику как формирование экономической среды, которая должна способствовать активизации каждого  члена общества и гарантировать  ему достаточный доход и уверенность  в завтрашнем дне.  Система предоставляемой  социальной поддержки в Германии весьма разветвлена, существует множество  оснований для ее получения.

Таким образом, Республика Беларусь, избрав  социально-экономический путь развития, при построении собственной модели экономики может использовать опыт германской  модели, опираясь на основные характеристики, черты и этапы ее развития.

Реформированию экономики  Беларуси с ориентированностью на адаптацию  немецкого опыта развития, более  тесному знакомству с  особенностями  германской модели  способствует активное развитие сотрудничества между Германией  и Беларусью.

Существенное  улучшение  белорусско-германских взаимосвязей во всех сферах совпало по времени с процессом формирования и развития мирового финансово-экономического кризиса. Новые условия политических отношений сложились на основе решений Совета ЕС в октябре 2008 г. и были обусловлены определенной корректировкой политики Беларуси в отношении стран Европейского союза. Решения Совета ЕС предусматривали восстановление политических контактов на высшем уровне, приостановление визовых ограничений в отношении официальных лиц Беларуси, развитие политического диалога.

По оценке Министерства иностранных  дел Германии, этими решениями  Совета ЕС «была открыта дверь  для новой фазы сотрудничества Запада с Беларусью» [25]. Между Беларусью и ЕС начались переговоры в сферах энергетики, транспорта, окружающей среды, экономических и финансовых вопросов, стандартизации и сертификации, миграции, была продолжена работа над формированием договорно-правовой базы взаимодействия, Беларусь получила поддержку со стороны стран ЕС в ряде международных организаций.

Мировой финансово-экономический  кризис оказал значительное влияние на состояние политических и торгово-экономических связей Беларуси со странами Европейского союза. Новые условия взаимодействия обозначили две тенденции мирохозяйственных связей – с одной стороны, усилилась конкуренция на мировом рынке, с другой – страны мира укрепили сотрудничество в целях преодоления негативных явлений в финансово-экономической сфере. В этих условиях Беларусь, являясь страной с переходной экономикой, вынуждена была искать оптимальные условия взаимодействия с экономически высокоразвитыми государствами, в первую очередь с Германией [30, с. 187].

Германия в своей внешней  политике традиционно уделяла значительное место восточному вектору, отношениям со странами СНГ и во многом определяет политику ЕС на этом направлении. Как  отмечается в документах посольства Германии в России, «восточная политика Европейского союза всегда была в особой степени делом Германии, и именно так она воспринималась ее партнерами по ЕС» [26]. Белорусское направление занимало важное место в восточной политике Германии в конце ХХ – начале XXI в., после расширения ЕС и вовлечения Беларуси в «Восточное партнерство» данному вектору в Берлине придавали особое значение. «Делать больше в восточном направлении» – так звучит  девиз, с которым новый министр иностранных дел Германии Г. Вестервелле выступал еще до выборов в бундестаг».

Президент Беларуси А. Лукашенко отметил важную роль Германии в процессе налаживания отношений Беларуси с ЕС: «…такие крупные страны, как Германия, Италия, Франция стали настоящими мощными локомотивами по вовлечению Беларуси в общеевропейские процессы». В октябре 2010 г., принимая верительные грамоты нового чрезвычайного и полномочного посла ФРГ в Беларуси К. Вайля, президент Беларуси подтвердил, что Беларусь на самом высоком уровне готова к диалогу с Германией о сотрудничестве по всем направлениям, и подчеркнул, что Германия традиционно является одним из ключевых партнеров Беларуси в Европе.

Германский министр в  ходе переговоров в феврале 2009 г.  подчеркнул важность участия Беларуси в программе «Восточное партнерство», приветствовал прогресс демократических реформ в Беларуси и заявил, что их продолжение остается предпосылкой нового этапа отношений между Беларусью и ЕС. Министры также обменялись нотами, которые составили соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Федеративной республики Германия об условиях оздоровления несовершеннолетних граждан Республики Беларусь в Федеративной Республике Германия [27].

В мае 2009 г. Беларусь была официально включена в программу ЕС «Восточное партнерство», что расширило возможности белорусско-германского сотрудничества. Потенциал «Восточного партнерства» для Беларуси в перспективе предусматривает расширенный доступ белорусских товаров на рынок ЕС, возможность формирования зоны свободной торговли с ЕС; участие ЕС в финансировании национальных программ развития; либерализацию визового режима; активизацию сотрудничества c ЕC по борьбе с нелегальной миграцией, модернизации пограничной инфраструктуры, развитию взаимодействия правоохранительных и судебных органов; сотрудничество в сфере диверсифицированного и долгосрочного энергообеспечения и энерготранзита, совместимости и взаимной интеграции электроэнергетических сетей, создание общего энергетического рынка; расширенное кредитно-инвестиционное сотрудничество с финансовыми институтами ЕС и его государств-членов.

Большое значение белорусская  сторона придавала поиску новых форм расширения взаимодействия с Германией. Президент Беларуси А. Лукашенко в ноябре 2009 г. на встрече с делегацией деловых кругов германии во главе с председателем Восточного комитета германской экономики К. Мангольдом предложил в целях активизации экономического взаимодействия создать неправительственный белорусско-германский Совет делового сотрудничества. В ходе переговоров обе стороны отметили, что динамика белорусско-европейского диалога открывает перед Беларусью и Германией новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества в самых различных областях: сельское хозяйство, производство продуктов питания, лесная промышленность, альтернативная энергетика, развитие малого и среднего предпринимательства. Глава белорусского государства отметил, что белорусское правительство заинтересовано в содействии Германии в вопросах, связанных со вступлением Беларуси во Всемирную торговую организацию.

Позиция Германии, других европейских  стран в международных финансовых организациях содействовала получению  Беларуси в конце 2008 – начале 2009 г. стабилизационного кредита Международного валютного фонда. На новый уровень был выведен диалог Беларуси с Советом Европы, более эффективными стали отношения Беларуси с другими международными организациями.

Германия в период мирового финансово-экономического кризиса сохранила свое значение как один из крупнейших инвесторов в белорусскую экономику. Германские инвестиции, несмотря на снижение в последние годы их удельного веса в общем объеме инвестиций, составляли значительную часть иностранных инвестиций в Беларуси. Объем германских инвестиций в белорусскую экономику за 2009 г. составил 59,7 млн. долл. США, в республике было зарегистрировано 345 предприятий с участием германского капитала (189 совместных и 156 иностранных), в уставные фонды которых внесено 118,5 млн. долл. США [28]. Беларуси и Германии удалось сохранить уровень товарооборота между собой. Германия продолжала оставаться одним из основных торговых партнеров Беларуси среди стран ЕС.

Германия в условиях мирового финансово-экономического кризиса  продолжила оказание международной  технической помощи Беларуси как в рамках межгосударственных программ, так и национальных проектов помощи и являлась одной из наиболее активных стран-доноров. В 2009 г. началась реализация очередного, пятого этапа программы поддержки Беларуси федеральным правительством Германии «Преодолевая границы». В рамках этого этапа (2009–2011 гг.) предполагается финансирование 42 белорусских проектов в области образования, социальной сфере, эффективного использования природных и энергоресурсов, регионального развития. Общая сумма средств пятого этапа программы составляет 2,5 млн. евро. По линии гуманитарной помощи, которая является составной частью официальной помощи в целях развития, из Германии в последние годы поступило более 20 % общего объема гуманитарной помощи, полученной Беларусью.

Важную роль в развитии двусторонних отношений, обсуждении направлений  и возможностей сотрудничества сыграли  Минские форумы. По мнению участников, после улучшения рамочных условий  отношений Беларусь и Германия получили реальные инструменты и для продолжения  диалога, и для развития взаимосвязей в различных сферах. Состоявшийся в начале ноября 2010 г. XIII Минский  форум «Беларусь и ЕС после кризиса: вызовы и шансы в сферах политики, экономики и общества» продемонстрировал повышенный интерес политиков и экспертов Германии к белорусской проблематике. Одним из главных итогов форума стало признание необходимости проведения более сбалансированной политики ЕС в отношении Беларуси.

Информация о работе Экономика Германии в мирохозяйственных связях: состояние и перспективы