Коллективно-фермеское хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:04, реферат

Описание

Развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - одно из важных звеньев ныне проводимой аграрной реформы. Сейчас в России более 200 тыс. ферм, среди которых немало высокодоходных, есть фермеры-миллионеры, но в своей общей массе это пока слабые, технически плохо оборудованные, недостаточно обустроенные хозяйства. Главная причина такого положения - нехватка у государства средств для предоставления им льготных кредитов, дефицит сельскохозяйственных машин и много другого, что необходимо для работы на земле.

Содержание

1. Введение

2. Что такое крестьянское (фермерское) хозяйство? Каковы его права?

3. Крестьянское хозяйство в аграрной системе

4. Как создать фермерское хозяйство

5. Как получить землю

6. Фонд распределения земель

7. Права и обязанности фермера по использованию земли

8. Аренда земли

9. Плата за землю

10. Кредитование

11. Прекращение деятельности крестьянского хозяйства

Работа состоит из  1 файл

ПЛАН.docx

— 75.92 Кб (Скачать документ)

 

Все члены хозяйства самостоятельно и по совместному согласию ведут  дела, распределяют доходы, реализуют  продукцию. Если в хозяйстве один человек, он же является и его главой. В семейных и групповых хозяйствах глава выбирается всеми членами. Обычно это происходит по договоренности, но, разумеется, данный вопрос может  решаться и большинством голосов.

 

Главой крестьянского  хозяйства может быть любое дееспособное лицо, состоящее в данном хозяйстве, очевидно, трудоспособное. Нетрудоспособный вряд ли может успешно осуществлять соответствующие функции, поэтому в практике таких случаев не встречается. Не обязательно главой должен быть старший по возрасту (отец, старший брат и др.). Важно, чтобы он наилучшим образом справлялся со своими функциями, будучи спецалистом в сельском хозяйстве, опытным экономистом и др. Обычно данный вопрос именно таким образом и решается.

 

Каковы же функции главы  крестьянского хозяйства? Он организует его работу, управляет делами, вносит предложения о направлениях деятельности и т.д. Это что касается его  внутренних функций. Вместе с тем  он представляет интересы хозяйства  в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами, государственными органами, представляет на регистрацию устав, выступает в суде или арбитраже, заключает договоры и т.п. Глава  действует в соответствии с решением членов хозяйства, в их интересах, следовательно, специальной доверенности от их имени  не требуется. Если в результате предпринятых им законных шагов наступают неблагоприятные  последствия (причиняется ущерб), ответственность  несут все члены хозяйства.

 

В ст.1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве сказано, что  оно является "самостоятельным  хозяйствующим субъектом с правами  юридического лица". Попробуем разобраться, что это означает.

 

Согласно ст.11 Основ гражданского законодательства_1 юридическим лицом  признается организация, которая имеет  в собственности, полном хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим  обязательствам этим имуществом и выступает  в суде, арбитраже и третейском суде от своего имени. В соответствии со ст.13 тех же основ юридическое  лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, а в случаях, предусмотренных  законодательством, - на основе общего положения об организациях данного  вида.

 

В Законе о предприятиях и  предпринимательской деятельности (ст.2) статус предпринимателя приобретается  посредством государственной регистрации  в установленном порядке.

 

И в Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст.9) данный вопрос решен однозначно. Крестьянское хозяйство  регистрируется районным (городским) Советом  народных депутатов после приобретения земельного участка в собственность, что подтверждается государственным  актом на право собственности  на землю. После регистрации хозяйство  получает статус юридического лица со всеми вытекающими отсюда последствиями. Выше говорилось, что крестьянское хозяйство имеет обособленное имущество (находящееся в общей собственности); отвечает этим имуществом по своим общим долгам; выступает от своего имени (через главу или представителя в судах, арбитражных судах, третейских судах); имеет учредительный договор; как правило, имеет Устав (но если не имеет, это не противоречит его статусу); на него заводится регистрационная карточка. Таким образом, здесь налицо все атрибуты статуса юридического лица.

 

Следует особо подчеркнуть, что государство гарантирует  от принуждения к созданию крестьянских хозяйств, от противодействия их образованию, от вмешательства в их деятельность. Оно установило судебную и иную защиту прав и законных интересов фермеров, как имущественных и земельных, так и личных неимущественных.

 

Крестьянское хозяйство  в аграрной системе

 

Во время обсуждения Закона вопрос о том, какое место в  системе аграрных экономических  отношений займет крестьянское хозяйство, многими в Верховном Совете России понимался по-разному. Одни считали, что фермерское хозяйство с самого начала придет на смену совхозно-колхозному производству, другие полагали, что оно будет альтернативой этой системы; третьи были уверены в том, что в связи с отсутствием условий для развития хозяйств они станут лишь спутниками колхозов и совхозов и не смогут существовать без поддержки последних. В соответствии с приведенными позициями решался вопрос об экономической самостоятельности фермеров. Оставление крестьянского хозяйства в орбите колхозов и совхозов предполагало его ведение лишь на основе аренды земли у колхозов и совхозов, включение его в систему их материально-технического обеспечения и сбыта. Отсюда выдвигался и начал реализовываться остаточный принцип наделения крестьянских хозяйств землей - сначала из бросовых, ненужных, неиспользуемых земель, затем с ограничениями, чтобы не нарушался севооборот колхозов (совхозов), из которых земли выделялись.

 

Однако в итоге законодатель пошел по другому пути. В ст.2 Закона о крестьянском хозяйстве был  закреплен принцип равенства  предприятий в хозяйственной  деятельности независимо от форм собственности: крестьянские хозяйства являются равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями  и организациями. Но поскольку все  равноправные предприятия, как сказано  в Законе, функционируют в единой экономической системе России, остановимся  на экономической роли в ней крестьянских хозяйств.

 

Большую часть сельскохозяйственных предприятий пока составляют колхозы  и совхозы.

 

Тем не менее на конец 1992 года в стране, как мы уже говорили, создано, несмотря на большие трудности, более 200 тыс. крестьянских хозяйств. Более 13 тыс. возникло в Краснодарском крае, по 5-6,5 тыс. - в Саратовской, Ростовской, Волгоградской областях, в Московской,

 

Пермской и др. - по 3-4 тыс. и т.д. Конечно, если бы не было тех  огромных сложностей, о которых уже  говорилось, фермеризация пошла бы быстрее. При этом наблюдается и обратный процесс: многие фермеры возвращают землю, бросают хозяйство. Так, за 1992 год более 3 тыс. ферм из-за безвыходного положения прекратили свое существование. Во Владимирской области, например, почти треть фермерских земель в 1992 году осталась невозделанной.

 

Поэтому совершенно правильным следует считать заявление правительства  Российской Федерации на VII Съезда народных депутатов о том, что теперь главное  направление фермеризации - не расширение сети крестьянских хозяйств, а укрепление уже существующих, создание им всех необходимых экономических и материально-технических условий.

 

Попробуем "оглядеться окрест", оценить ситуацию. Общая земельная  площадь под фермерскими хозяйствами - около 7 млн.га, в среднем по 42 га на хозяйство. Предельные размеры участков устанавливаются краями, областями, республиками, исходя из местных условий. Так, в Республике Калмыкия более 400 фермерских хозяйств занимают около 230 тыс.га, в среднем на хозяйство - по 538 га; в Рязанской области на 820 хозяйств приходится 32 тыс.га земли, в среднем по 40 га.

 

Обратимся к примерам из жизни. В деревне Караево (Московская область, Ногинский район) фермер В.С.Куликов имеет 5,6 га земли, 3 коровы, 4 теленка, 6 поросят, планирует и дальше развивать животноводство, точнее, свиноводство, но пока у него нет финансовых возможностей. Н.П.Капустин (Астраханская область) получил 3 млн.руб. в кредит, купил за 2,5 млн. комбайн, хочет приобрести грузовой автомобиль. И все. Кредитов больше нет, а покупать надо еще очень многое. Подобных примеров множество. По данным статистики, в России на сто крестьянских хозяйств приходится в среднем 55 тракторов, 23 автомобиля, 11 зерноуборочных комбайнов. Более половины фермеров не обеспечены водопроводом, одна треть - электроэнергией, 40 % не имеют нормальных подъездных дорог. В среднем на одно хозяйство приходится 4 головы крупного рогатого скота.

 

К сказанному нужно добавить следующее: цены на сельхозтехнику были государством отпущены и возросли в 13-17 раз (это только за один год), а  закупочные цены на сельхозпродукцию до сих пор им жестко регулируются и повысились только в 4-6 раз.

 

В Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст.2) говорится, что государство  должно способствовать развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических  рычагов. Какие же это рычаги? Поскольку подробно о них будет сказано дальше, просто перечислим их: во-первых, процентные ставки по ссудам и вкладам; во-вторых, налоги; в-третьих, цены и ценообразование; в четвертых, целевые программы, субсидии, экономические санкции.

 

Так как Закон принимался более двух лет назад, в нем  трудно было заранее предусмотреть  все экономические методы содействия фермерским хозяйствам. В соответствии с последующим, да и более ранним законодательством приведенный перечень можно было бы расширить, указав, например, на приобретенное обеспечение фермеров техникой и другими материально-техническими средствами, совершенствование контрактной системы, встречную продажу техники, других промышленных товаров за продаваемую сельхозпродукцию, участие фермеров в рыночных структурах - акционерных обществах, биржах, банках и т.д.

 

Государство содействует  развитию крестьянских хозяйств через  свои органы. Так, Комитет по земельным  ресурсам и землеустройству и  его органы на местах осуществляет мероприятия, связанные с регулированием земельных отношений (учет земель, ведение  кадастра и мониторинга земель, землеустройство). Он производит государственный контроль за использованием и охраной земель, выявляет случаи нарушения земельного законодательства, привлекает нарушителей к ответственности. Вся эта деятельность непосредственно касается крестьянских хозяйств. Комитет ведет большую разъяснительную работу, дает ответы на многочисленные запросы фермеров. Его инструкции и другие акты оказывают фермерам практическую помощь в вопросах организации земельной территории, ее использования.

 

Министерство сельского  хозяйства и продовольствия и  его органы участвуют в разработке и осуществлении целевых программ развития сельского хозяйства, в  том числе фермерства, в реорганизации  колхозов и совхозов, выделяют (вместе с АККОР) финансовые, кредитные и  материально-технические средства. Регулирующая и разъяснительная  работа Министерства, ответы на запросы  фермеров также играют существенную роль.

 

Указом Президента России "Об организационных мерах по проведению земельной и агропромышленной реформы в Российской Федерации" от 27 июня 1992 года создан специальный  государственный орган - Федеральный  центр земельной и агропромышленной реформы. При Центре образован Международный  финансовый фонд земельной и агропромышленной реформы, а также совещательный  орган - Совет земельной и агропромышленной реформы. На Центр возложены разработка и осуществление всех коренных мероприятий  по проведению земельной и агропромышленной реформы, их научное обоснование, определение  направлений и приоритетов развития, выработка целевых программ, совершенствование  законодательства. Центр без применения административно-командных методов  осуществляет функции руководства  сельским хозяйством, всеми АПК, включая  крестьянские хозяйства, содействует, в том числе финансовыми (с  участием иностранных инвестиций), материально-техническими и организационными методами, развитию всех форм собственности  и хозяйствования. При Центре создаются  различные рыночные структуры - объединения, биржи, брокерские конторы, торговые дома, банки, ассоциации и др., в которых добровольно могут участвовать сельхозпредприятия и крестьянские хозяйства. Он оказывает содействие правительству, всем центральным, республиканским, краевым, областным местным органам власти и управления в проведении реформ и развитии фермерства. В составе местных Советов народных депутатов и администраций образуются организационные и исполнительские структуры Центра, с которым крестьянские хозяйства могут непосредственно взаимодействовать, получать от них поддержку.

 

Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст.2) закрепляется равноправие  фермеров в их взаимоотношениях с  государством, другими предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. И государство гарантирует это  равноправие. Последнее заключается прежде всего в том, что не допускается вмешательство государственных, общественных, кооперативных органов в хозяйственную и иную деятельность фермера. Он самостоятельно определяет направления развития и специализацию хозяйства, севообороты, виды и отрасли животноводства, решает, какие договоры и с кем заключать, как и где реализовать произведенную продукцию и т.п. Но в Законе имеется важная оговорка: вмешательство не допускается, за исключением случаев нарушения собственниками и землепользователями законодательства. Имеются в виду нормы земельного, экологического, финансового законодательства, законодательство о собственности, предприятиях, противопожарные, санитарные нормы и т.п. При их несоблюдении соответствующие государственные органы (например, пожарные, санитарные, финансовые инспекции и др.) вправе вмешиваться в деятельность фермера, давать ему предписания и указания, налагать штрафы, привлекать к ответственности, установленной законодательством. Естественно, они обладают и контрольными функциями.

 

Если в результате неправильного  вмешательства государственных  и других органов в деятельность фермера нарушены его права и  при этом причинены убытки, в том  числе имеется упущенная выгода, ущерб возмещается ему за счет виновных органов. Споры по таким  вопросам разрешаются судом.

 

Правда, подобная практика еще  недостаточно сложилась, но можно дать некоторые рекомендации. Например, если фермеру в результате вынесенного  решения или предпринятого действия не дали вывезти и продать на рынке  выращенную им сельхозпродукцию и он понес убытки, они могут быть взысканы с органов или должностных лиц, запретивших продажу. Или же такая ситуация. Часть к "непокорным" фермерам применяют меры "убеждения" в виде перекрытия водопроводов, отключения электроэнергии и пр. Если по этой причине он понес убытки, они могут быть взысканы с органов или должностных лиц, давших соответствующее распоряжение. В таких случаях фермеру следует обратиться в суд или арбитражный суд с исковым заявлением, в котором он должен указать характер и размер убытков вместе с упущенной выгодой, назвать причинителей убытков. Заявление должно содержать просьбу создать комиссию по определению убытков. Если фермер не согласен с решением суда ил арбитража, он может обжаловать его в вышестоящем суде или арбитражном суде. Кроме того, фермеру возмещаются за счет виновных юридических или физических лиц все другие убытки, например, при незаконном изъятии земли и имущества, порче, уничтожении техники и т.д. Они взыскиваются судом по заявлению потерпевшего. Их размер также определяется судом либо арбитражным судом.

Информация о работе Коллективно-фермеское хозяйство