Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:04, реферат
Развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - одно из важных звеньев ныне проводимой аграрной реформы. Сейчас в России более 200 тыс. ферм, среди которых немало высокодоходных, есть фермеры-миллионеры, но в своей общей массе это пока слабые, технически плохо оборудованные, недостаточно обустроенные хозяйства. Главная причина такого положения - нехватка у государства средств для предоставления им льготных кредитов, дефицит сельскохозяйственных машин и много другого, что необходимо для работы на земле.
1. Введение
2. Что такое крестьянское (фермерское) хозяйство? Каковы его права?
3. Крестьянское хозяйство в аграрной системе
4. Как создать фермерское хозяйство
5. Как получить землю
6. Фонд распределения земель
7. Права и обязанности фермера по использованию земли
8. Аренда земли
9. Плата за землю
10. Кредитование
11. Прекращение деятельности крестьянского хозяйства
Все члены хозяйства самостоятельно и по совместному согласию ведут дела, распределяют доходы, реализуют продукцию. Если в хозяйстве один человек, он же является и его главой. В семейных и групповых хозяйствах глава выбирается всеми членами. Обычно это происходит по договоренности, но, разумеется, данный вопрос может решаться и большинством голосов.
Главой крестьянского хозяйства может быть любое дееспособное лицо, состоящее в данном хозяйстве, очевидно, трудоспособное. Нетрудоспособный вряд ли может успешно осуществлять соответствующие функции, поэтому в практике таких случаев не встречается. Не обязательно главой должен быть старший по возрасту (отец, старший брат и др.). Важно, чтобы он наилучшим образом справлялся со своими функциями, будучи спецалистом в сельском хозяйстве, опытным экономистом и др. Обычно данный вопрос именно таким образом и решается.
Каковы же функции главы
крестьянского хозяйства? Он организует
его работу, управляет делами, вносит
предложения о направлениях деятельности
и т.д. Это что касается его
внутренних функций. Вместе с тем
он представляет интересы хозяйства
в отношениях с предприятиями, организациями,
гражданами, государственными органами,
представляет на регистрацию устав,
выступает в суде или арбитраже,
заключает договоры и т.п. Глава
действует в соответствии с решением
членов хозяйства, в их интересах, следовательно,
специальной доверенности от их имени
не требуется. Если в результате предпринятых
им законных шагов наступают
В ст.1 Закона о крестьянском
(фермерском) хозяйстве сказано, что
оно является "самостоятельным
хозяйствующим субъектом с
Согласно ст.11 Основ гражданского
законодательства_1 юридическим лицом
признается организация, которая имеет
в собственности, полном хозяйственном
ведении или оперативном
В Законе о предприятиях и
предпринимательской
И в Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст.9) данный вопрос решен однозначно. Крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после приобретения земельного участка в собственность, что подтверждается государственным актом на право собственности на землю. После регистрации хозяйство получает статус юридического лица со всеми вытекающими отсюда последствиями. Выше говорилось, что крестьянское хозяйство имеет обособленное имущество (находящееся в общей собственности); отвечает этим имуществом по своим общим долгам; выступает от своего имени (через главу или представителя в судах, арбитражных судах, третейских судах); имеет учредительный договор; как правило, имеет Устав (но если не имеет, это не противоречит его статусу); на него заводится регистрационная карточка. Таким образом, здесь налицо все атрибуты статуса юридического лица.
Следует особо подчеркнуть, что государство гарантирует от принуждения к созданию крестьянских хозяйств, от противодействия их образованию, от вмешательства в их деятельность. Оно установило судебную и иную защиту прав и законных интересов фермеров, как имущественных и земельных, так и личных неимущественных.
Крестьянское хозяйство в аграрной системе
Во время обсуждения Закона вопрос о том, какое место в системе аграрных экономических отношений займет крестьянское хозяйство, многими в Верховном Совете России понимался по-разному. Одни считали, что фермерское хозяйство с самого начала придет на смену совхозно-колхозному производству, другие полагали, что оно будет альтернативой этой системы; третьи были уверены в том, что в связи с отсутствием условий для развития хозяйств они станут лишь спутниками колхозов и совхозов и не смогут существовать без поддержки последних. В соответствии с приведенными позициями решался вопрос об экономической самостоятельности фермеров. Оставление крестьянского хозяйства в орбите колхозов и совхозов предполагало его ведение лишь на основе аренды земли у колхозов и совхозов, включение его в систему их материально-технического обеспечения и сбыта. Отсюда выдвигался и начал реализовываться остаточный принцип наделения крестьянских хозяйств землей - сначала из бросовых, ненужных, неиспользуемых земель, затем с ограничениями, чтобы не нарушался севооборот колхозов (совхозов), из которых земли выделялись.
Однако в итоге законодатель
пошел по другому пути. В ст.2 Закона
о крестьянском хозяйстве был
закреплен принцип равенства
предприятий в хозяйственной
деятельности независимо от форм собственности:
крестьянские хозяйства являются равноправным
звеном экономической системы наряду
с государственными, коллективными,
индивидуальными и другими
Большую часть сельскохозяйственных предприятий пока составляют колхозы и совхозы.
Тем не менее на конец 1992 года в стране, как мы уже говорили, создано, несмотря на большие трудности, более 200 тыс. крестьянских хозяйств. Более 13 тыс. возникло в Краснодарском крае, по 5-6,5 тыс. - в Саратовской, Ростовской, Волгоградской областях, в Московской,
Пермской и др. - по 3-4 тыс. и т.д. Конечно, если бы не было тех огромных сложностей, о которых уже говорилось, фермеризация пошла бы быстрее. При этом наблюдается и обратный процесс: многие фермеры возвращают землю, бросают хозяйство. Так, за 1992 год более 3 тыс. ферм из-за безвыходного положения прекратили свое существование. Во Владимирской области, например, почти треть фермерских земель в 1992 году осталась невозделанной.
Поэтому совершенно правильным
следует считать заявление
Попробуем "оглядеться окрест",
оценить ситуацию. Общая земельная
площадь под фермерскими
Обратимся к примерам из жизни. В деревне Караево (Московская область, Ногинский район) фермер В.С.Куликов имеет 5,6 га земли, 3 коровы, 4 теленка, 6 поросят, планирует и дальше развивать животноводство, точнее, свиноводство, но пока у него нет финансовых возможностей. Н.П.Капустин (Астраханская область) получил 3 млн.руб. в кредит, купил за 2,5 млн. комбайн, хочет приобрести грузовой автомобиль. И все. Кредитов больше нет, а покупать надо еще очень многое. Подобных примеров множество. По данным статистики, в России на сто крестьянских хозяйств приходится в среднем 55 тракторов, 23 автомобиля, 11 зерноуборочных комбайнов. Более половины фермеров не обеспечены водопроводом, одна треть - электроэнергией, 40 % не имеют нормальных подъездных дорог. В среднем на одно хозяйство приходится 4 головы крупного рогатого скота.
К сказанному нужно добавить следующее: цены на сельхозтехнику были государством отпущены и возросли в 13-17 раз (это только за один год), а закупочные цены на сельхозпродукцию до сих пор им жестко регулируются и повысились только в 4-6 раз.
В Законе о крестьянском (фермерском)
хозяйстве (ст.2) говорится, что государство
должно способствовать развитию крестьянских
хозяйств путем использования
Так как Закон принимался более двух лет назад, в нем трудно было заранее предусмотреть все экономические методы содействия фермерским хозяйствам. В соответствии с последующим, да и более ранним законодательством приведенный перечень можно было бы расширить, указав, например, на приобретенное обеспечение фермеров техникой и другими материально-техническими средствами, совершенствование контрактной системы, встречную продажу техники, других промышленных товаров за продаваемую сельхозпродукцию, участие фермеров в рыночных структурах - акционерных обществах, биржах, банках и т.д.
Государство содействует развитию крестьянских хозяйств через свои органы. Так, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах осуществляет мероприятия, связанные с регулированием земельных отношений (учет земель, ведение кадастра и мониторинга земель, землеустройство). Он производит государственный контроль за использованием и охраной земель, выявляет случаи нарушения земельного законодательства, привлекает нарушителей к ответственности. Вся эта деятельность непосредственно касается крестьянских хозяйств. Комитет ведет большую разъяснительную работу, дает ответы на многочисленные запросы фермеров. Его инструкции и другие акты оказывают фермерам практическую помощь в вопросах организации земельной территории, ее использования.
Министерство сельского
хозяйства и продовольствия и
его органы участвуют в разработке
и осуществлении целевых
Указом Президента России
"Об организационных мерах по
проведению земельной и агропромышленной
реформы в Российской Федерации"
от 27 июня 1992 года создан специальный
государственный орган - Федеральный
центр земельной и
Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст.2) закрепляется равноправие фермеров в их взаимоотношениях с государством, другими предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. И государство гарантирует это равноправие. Последнее заключается прежде всего в том, что не допускается вмешательство государственных, общественных, кооперативных органов в хозяйственную и иную деятельность фермера. Он самостоятельно определяет направления развития и специализацию хозяйства, севообороты, виды и отрасли животноводства, решает, какие договоры и с кем заключать, как и где реализовать произведенную продукцию и т.п. Но в Законе имеется важная оговорка: вмешательство не допускается, за исключением случаев нарушения собственниками и землепользователями законодательства. Имеются в виду нормы земельного, экологического, финансового законодательства, законодательство о собственности, предприятиях, противопожарные, санитарные нормы и т.п. При их несоблюдении соответствующие государственные органы (например, пожарные, санитарные, финансовые инспекции и др.) вправе вмешиваться в деятельность фермера, давать ему предписания и указания, налагать штрафы, привлекать к ответственности, установленной законодательством. Естественно, они обладают и контрольными функциями.
Если в результате неправильного
вмешательства государственных
и других органов в деятельность
фермера нарушены его права и
при этом причинены убытки, в том
числе имеется упущенная
Правда, подобная практика еще
недостаточно сложилась, но можно дать
некоторые рекомендации. Например,
если фермеру в результате вынесенного
решения или предпринятого