Коллективно-фермеское хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:04, реферат

Описание

Развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - одно из важных звеньев ныне проводимой аграрной реформы. Сейчас в России более 200 тыс. ферм, среди которых немало высокодоходных, есть фермеры-миллионеры, но в своей общей массе это пока слабые, технически плохо оборудованные, недостаточно обустроенные хозяйства. Главная причина такого положения - нехватка у государства средств для предоставления им льготных кредитов, дефицит сельскохозяйственных машин и много другого, что необходимо для работы на земле.

Содержание

1. Введение

2. Что такое крестьянское (фермерское) хозяйство? Каковы его права?

3. Крестьянское хозяйство в аграрной системе

4. Как создать фермерское хозяйство

5. Как получить землю

6. Фонд распределения земель

7. Права и обязанности фермера по использованию земли

8. Аренда земли

9. Плата за землю

10. Кредитование

11. Прекращение деятельности крестьянского хозяйства

Работа состоит из  1 файл

ПЛАН.docx

— 75.92 Кб (Скачать документ)

 

Нормативная цена земли служит показателем, характеризующим стоимость  земельного участка определенного  качества, местонахождения с учетом потенциального дохода за расчетный  срок окупаемости. Нормативная цена устанавливается Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, автономной области и автономных округов  Советами.

 

Нормативная цена земли применяется  при предоставлении (продаже) ее в  собственность гражданам, установлении коллективно-долевой собственности  на землю, передаче ее по наследству, дарении, получении банковского кредита  под залог земельного участка  и в других случаях, предусмотренных  российским законодательством.

 

Для конкретных земельных  участков нормативная цена определяется в размере 50-кратной ставки земельного налога в рублях за единицу земельной  площади соответствующего целевого назначения. При этом минимальный  уровень ставки составляет 100 руб. за 1 га. За основу принимаются ставки земельного налога с учетом соответствующих  повышенных коэффициентов. Льготы, предоставляемые  по земельному налогу, при расчете  нормативной цены не учитываются.

 

Нормативная цена земли в  городах и поселках при предоставлении участков в собственность граждан  для жилищного строительства, личного  подсобного хозяйства, а также для  садоводства и животноводства устанавливается  исходя из ставки налога для этой категории  земель.

 

Закон разрешает местным  Советам народных депутатов при  продаже земельных участков на конкурсной основе повышать их нормативную цену, но не более чем на 50 %. При продаже  участков на аукционах и при реализации заложенных в банке и не выкупленных  в срок участков их цена не ограничивается.

 

Размер, условия и сроки  внесения арендной платы на землю  устанавливаются договором. При  аренде земель сельскохозяйственного  назначения величина арендной платы  не должна превышать размеров земельного налога с арендуемых участков.

 

Арендная плата за землю  может взиматься отдельно или  в составе общей арендной платы  за все арендуемое имущество. Когда  местной администрацией кроме земли  в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные  ресурсы, обязательно перечисление арендной платы за землю на специальные  счета соответствующих Советов  народных депутатов.

 

За земельные участки, необходимые для содержания жилых  и нежилых строений, предоставленных  в пользование крестьянскому  хозяйству по договору аренды, а  также их частей земельный налог  взимается с основного владельца.

 

От арендной платы освобождаются  крестьянские (фермерские) хозяйства  и граждане, если земельные участки, предоставленные им местной администрацией, находятся в стадии сельскохозяйственного  освоения. Период этого освоения контролируется местными Советами народных депутатов.

 

Споры по вопросам арендной платы за землю рассматриваются  судами или арбитражными судами в  соответствии с их компетенцией, а  по вопросам земельного налога - в порядке, установленном законодательством  России.

 

Льготы, установленные при  взимании земельного налога, на арендную плату не распространяются.

 

Платежи за землю поступают  в бюджет и идут исключительно  на охрану земель, повышение их качества, землеустройство, на материальное стимулирование собственников, владельцев и арендаторов, осуществляющих эти мероприятия. Местные  Советы народных депутатов обязаны  ежегодно отчитываться перед налогоплательщиками  за использование средств, полученных в порядке платежей за землю.

 

Кредитование

 

Надо сказать, что, несмотря на огромные трудности, государство  все же оказывает определенную помощь крестьянским хозяйствам. Прежде всего, согласно ст.5 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, оно обеспечивает первичное обустройство хозяйства, строительство дорог, линий электропередач, водообеспечение, телефонизацию, мелиоративные работы. Промышленным предприятиям предоставлено право направлять хозяйствам продукцию и средства, которые не подлежат обложению налогами. Значительное финансовое воздействие на развитие фермерства оказывается поддержанием паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию путем установления системы налоговых и иных льгот, что в целом составляет государственную инвестиционную политику развития фермерского движения.

 

 

Основой этой инвестиционной политики стала принятая 3 декабря 1990 года Съездом народных депутатов  России Программа возрождения российской деревни и развития агропромышленного  комплекса. Съезд провозгласил приоритет развития АПК и предложил Правительству изменить инвестиционную и налоговую системы в пользу села. Программой предусматривалось ежегодное выделение, начиная с 1991 года, не менее 15 % национального дохода страны на нужды развития сельского хозяйства.

 

Приоритетность развития села затем была закреплена в Законе о социальном развитии села от 21 декабря 1991 года, которым гарантировалось первоочередное выделение ассигнований на эти цели. Так, за счет республиканского бюджета государство обязуется финансировать программы поддержки развития фермерских хозяйств, в частности, беря на себя расходы на противоэпидемические и зоотехнические мероприятия, мероприятия по защите растений, на содержание ветеринарной службы. В Законе предусмотрены конкретные пути и средства решения поставленной задачи, установлены пропорции инвестиций на федеральном и местном уровне, провозглашена необходимость ведения гибкой финансово-кредитной и ресурсной политики, осуществления системной финансовой поддержки развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

 

В Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст.2) отмечается, что государство  должно способствовать развитию крестьянских хозяйств путем использования процентных ставок по ссудам и вкладам, целевых  государственных субсидий (ст.2). В постановлении Правительства Российской Федерации "О мерах государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в 1992 году" от 24 января 1992 года говорится об оказании помощи хозяйствам на период их создания и становления. Для этого предусматривается безвозмездное финансирование семей, переселяющихся в сельскую местность для организации крестьянского хозяйства, обеспечение им льготного кредитования, предоставление налоговых льгот.

 

В Постановлении Правительства  России N 232 от 9 апреля 1992 года сказано, что семьям, переселяющимся в сельскую местность для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, должно выделяться единовременное денежное пособие за счет фонда "Российский фермер" в  размере 75 тыс.руб. на главу семьи и по 15 тыс.руб. на каждого члена семьи с последующей индексацией.

 

Ряд финансовых и других льгот  установлен в соответствии с Указом Президента N 154 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и  лиц, уволенных с военной службы" от 9 марта 1992 года, а также с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О мерах по оказанию помощи лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, уволенным в  запас в связи с сокращением Вооруженных Сил, при создании крестьянских (фермерских) хозяйств" от 9 марта 1992 года. Эти и ряд других постановлений в отношении военнослужащих предусматривают выделение им земельных участков, субсидий на образование и обустройство хозяйств, льготных кредитов, сельхозтехники. В дальнейшем эти меры выразились в компенсациях государством "Россельхозбанку" и другим коммерческим банкам разницы в процентных ставках по льготным кредитам, предоставленным сельскохозяйственным предприятиям, затем в компенсации затрат сельскохозяйственных производителей на электроэнергию (Постановление Правительства N 401 от 4 июня 1992 года).

 

Постановлением Правительства  России N 138 "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации" от 6 марта 1992 года также предусмотрен ряд мер по финансовому стимулированию сельскохозяйственных производителей, и прежде всего производителей зерна, молока, растительного масла и  других основных продуктов питания. Министерству финансов поручено разработать  порядок предоставления сельскохозяйственным производителям льготных кредитов из расчета 8-10 % годовых процентных ставок.

 

Для решения финансовых и  ряда других проблем развития фермерского  хозяйства Указом Президента N 718 от 27 июня 1992 года создан Федеральный центр  земельной и агропромышленной реформы. Все расчетные операции в банках ведутся в соответствии с Правилами  ведения кассовых операций в народном хозяйстве, утвержденным Госбанком 30 ноября 1987 года, и с целым рядом других банковских нормативных актов. Согласно этим документам глава крестьянского  хозяйства вправе открыть расчетный, а также валютный счет в любом  банке по месту расположения хозяйства_2.

 

В данных нормативных актах  закреплено также право крестьянских хозяйств осуществлять расчеты с гражданами наличными деньгами, переводами через предприятия связи, с предприятиями розничной торговли - в наличном или безналичном порядке, с другими предприятиями, организациями и кооперативами - в формах, предусмотренных правилами безналичных расчетов в народном хозяйстве.

 

Распоряжаться средствами, находящимися на счету крестьянского хозяйства, может глава хозяйства или  по его поручению любой член хозяйства. При этом списание со счета средств  возможно только с согласия владельца  счета при наличии его письменного  указания или по решению суда, если иное не предусмотрено в договоре. По общему правилу, все платежи со счетов хозяйства производятся в  порядке поступления средств, расчетных  документов и наступления сроков платежей.

 

Кредитование фермеров осуществляется на основе кредитного договора, который  заключается хозяйством с банком. В нем предусматриваются: цель кредитования, основные показатели использования кредитных средств, их размер, обязательства банка по своевременной выдаче кредита, срок его выдачи и погашения, размер процентных ставок, условия их понижения и повышения, гарантии возврата, ответственность сторон за нарушение условий договора, виды, формы и сроки предоставления необходимой документации и отчетности по использованию кредита, льготы, предоставляемые банком.

 

Крестьянское хозяйство  может получить как краткосрочные, так и долгосрочные кредиты. При  этом в кредитных договорах в  числе других условий могут быть названы: обязательства хозяйства  по залогу кредитуемых ценностей, выдача кредитов под поручительство, другие виды обеспечения возврата ссуды  в соответствии с законодательством  Федерации. Залогом под взятый кредит могут быть товарно-материальные ценности, производимая продукция, имущество  заемщика, а также, согласно Закону о залоге, земля, находящаяся в  собственности хозяйства. Банковским законодательством допускается  обеспечение кредитов под гарантию платежеспособного предприятия.

 

Краткосрочные кредиты предоставляются  крестьянским хозяйствам для осуществления  текущих производственных затрат на срок до одного года. Они выдаются в  безналичном порядке при расчетах с предприятиями и организациями  и наличными деньгами при расчетах с гражданами в пределах сумм, зафиксированных  в кредитных договорах, и кредитных  ресурсов, выделяемых банку.

 

Долгосрочные кредиты  выдаются на срок до 10 лет, но не более  срока пользования землей, с погашением, начиная со второго года после  получения ссуды. Он предоставляется  на формирование основного стада, на затраты по строительству жилого дома с надворными постройками, объектов производственного назначения, их реконструкции  и т.д. Отдельным хозяйствам, испытывающим финансовые трудности, банк вправе дать отсрочку платежа на один год под  повышенный процент.

 

При просроченной задолженности  новые кредиты не выдаются. Следует  учитывать, что банк вправе контролировать использование кредита. Для этого  изучаются финансовое состояние  и производственная деятельность крестьянского  хозяйства, его платежеспособность, эффективность расходования средств. Кредиты могут выдаваться также  на конкурсной основе.

 

Важную роль в развитии фермерства играет предоставляемый  государством дешевый кредит. В 1991 году Правительством на эти цели был выделен 1 млрд.руб. кредитных средств, в 1992 году - 6,5 млрд.руб. (из 8-10 % годовых).

 

Определенную безвозмездную  финансовую помощь фермерскому хозяйству  может оказывать местный Совет  народных депутатов за счет местного бюджета или путем выдачи беспроцентной  ссуды для погашения расходов на развитие хозяйства.

 

Прекращение деятельности крестьянского  хозяйства

 

Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст.32, 33) не содержит полного  перечня оснований прекращения  деятельности хозяйства. В качестве таковых в ст.32 приводятся следующие: решение об этом всех его членов, когда среди них или наследников  не остается ни одного желающего продолжать ведение хозяйства, и банкротство. Однако в соответствии со ст.37 Закона о предприятиях и предпринимательской  деятельности следует назвать и  такие условия, как нарушение  российского законодательства, признание  документов об образовании крестьянского  хозяйства недействительными, реорганизация  хозяйства в связи с образованием на его базе новых хозяйств. Основаниями  для прекращения деятельности хозяйства  могут служить, согласно ст.32 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, неиспользование земельного участка  в сельскохозяйственных целях, использование  его методами, приводящими к деградации земли, изъятие участка в установленном  законом порядке для государственных  или общественных потребностей, а  также другие случаи, предусмотренные  ст.39 Земельного кодекса. В их числе: добровольный отказ от земельного участка или его части, что не позволяет вести хозяйство, истечение срока аренды, если не последовало дальнейшего заключения договора аренды, нерациональное использование земли, выражающееся в снижении уровня фактической урожайности в течение последних пяти лет более чем на 20 процентов ниже установленного по кадастровой оценке земель, а также в изменении состава сельскохозяйственных угодий в менее ценные. Кроме того, основанием для прекращения деятельности является систематическая неуплата земельного налога в течение двух лет и непогашения задолженности в течение последующего года, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды.

Информация о работе Коллективно-фермеское хозяйство