Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:04, реферат
Развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - одно из важных звеньев ныне проводимой аграрной реформы. Сейчас в России более 200 тыс. ферм, среди которых немало высокодоходных, есть фермеры-миллионеры, но в своей общей массе это пока слабые, технически плохо оборудованные, недостаточно обустроенные хозяйства. Главная причина такого положения - нехватка у государства средств для предоставления им льготных кредитов, дефицит сельскохозяйственных машин и много другого, что необходимо для работы на земле.
1. Введение
2. Что такое крестьянское (фермерское) хозяйство? Каковы его права?
3. Крестьянское хозяйство в аграрной системе
4. Как создать фермерское хозяйство
5. Как получить землю
6. Фонд распределения земель
7. Права и обязанности фермера по использованию земли
8. Аренда земли
9. Плата за землю
10. Кредитование
11. Прекращение деятельности крестьянского хозяйства
- использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке нерудные (общераспространенные) полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также другие полезные свойства земли;
- возводить жилые,
- полностью распоряжаться
посевами и посадками
- в установленном порядке проводить оросительные, осушительные,
культурно-технические и
другие мелиоративные работы, строить
пруды и иные водоемы в соответствии
с природоохранными требованиями использования
земельных участков. Для этого
пользователи угодий разрабатывают
необходимые для улучшения
- обменивать земельный
участок. Собственник земли
- потребовать возмещения
убытков в полом объеме, включая
упущенную выгоду, если они образуются
при изъятии земли, временном
ее занятии для каких-либо
- сдать неиспользуемые
земли в аренду или во
Но, обладая довольно широкими правами, крестьянские хозяйства обязаны:
- эффективно использовать
земли в соответствии с
- осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке,
установленном земельным законодательством. Это обеспечивается путем рациональной организации сельскохозяйственных угодий, восстановления и повышения плодородия почв, защиты земель от ветровой и водной эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения,. от заражения угодий карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорняками, кустарниками и мелколесьем, от других процессов ухудшения состояния земель; проводить рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств, своевременно вовлекать их в хозяйственный оборот; снимать, сохранять и использовать плодородный слой почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель; в случае невозможности в ближайшее время восстановить плодородие деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допустимой концентрации, а также загрязненных карантинными вредителями и болезнями растений, допускается консервация земель;
- своевременно вносить налог и арендную плату;
- не нарушать прав других
пользователей земли - соседей
крестьянского хозяйства, а
- своевременно предоставлять
в соответствующий Совет
- согласовывать все виды
строительства с
Закон гарантирует крестьянским (фермерским) хозяйствам полную хозяйственную свободу, невмешательство в их деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов и учреждений, конечно, за исключением случаев нарушения земельного законодательства. Советы народных депутатов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, органы экологического контроля, санитарного надзора и другие компетентные органы в области контроля за соблюдением земельного и природоресурсного законодательства вправе предупреждать правонарушения и ставить вопрос о привлечении лиц, не соблюдающих требований законодательства, к юридической ответственности.
Изъятие или выкуп для
государственных и общественных
нужд земельных участков могут производиться
лишь после выделения крестьянскому
хозяйству по его желанию местным
Советом народных депутатов (местной
администрацией) равноценного земельного
участка, постройки на новом месте
жилых, производственных и иных сооружений
взамен изымаемых. Данное строительство
должно быть выполнено теми предприятиями,
учреждениями и организациями, для
которых земельный участок
Права крестьянского хозяйства могут быть ограничены в интересах других предприятий, организаций и граждан только в случаях, предусмотренных действующим законодательством (например, при создании охранных зон для безопасности транспорта).
Споры о нарушенных правах
и убытках в зависимости от
их характера рассматриваются
Аренда земли
Арендаторами могут стать любые физические и юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства. Арендодателями могут быть только собственники земли. Государство предоставляет ее в аренду через администрацию местного Совета народных депутатов, которая и оформляет соответствующий договор с крестьянским (фермерским) хозяйством и другими арендаторами. Кроме того, сдавать землю в аренду вправе граждане, их объединения, крестьянские хозяйства, но только если они владеют землей на праве собственности.
Физические и юридические лица, владеющие землей на праве постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды, других видов временного пользования, арендодателями быть не могут. Субаренда, т.е. сдача арендатором земельного участка другому лицу, также не допускается.
Наиболее распространенный
вид аренды - тот, при котором арендодателем
выступает местная
Аренда земельных участков у местных Советов может быть краткосрочной и долгосрочной. Краткосрочная - до пяти лет - допускается, когда землепользование не требует капитальных затрат. Это пастьба скота, сенокошение, огородничество и т.д. Исчерпывающего перечня всех случаев краткосрочной аренды Законодательство не содержит. Долгосрочная аренда - до пятидесяти лет - основной вид аренды для крестьянского хозяйства (в том числе и тогда, когда оно уже имеет земли в собственности или в пожизненном владении).
Граждане или крестьянские
хозяйства, являющиеся собственниками
земли, передавая участки в аренду,
обязаны соблюдать
В случае смерти арендатора до истечения срока аренды право аренды земли переходит одному из его наследников. Если крестьянское хозяйство состоит из нескольких членов, передача данного права производится по согласованию с ними. Но во всех случаях должны соблюдаться общие условия предоставления земли для ведения крестьянского хозяйства (достижение 18-летнего возраста, опыт работы в сельском хозяйстве, соответствующая квалификация либо специальная подготовка). При наличии у арендатора нескольких наследников выбор производится на конкурсной основе местным Советом народных депутатов (местной администрацией). Преимущество при этом отдается лицам, проживающим в данной местности. Споры по этому поводу рассматриваются в народном суде.
При отсутствии наследников,
желающих вести крестьянское хозяйство,
или отказе от аренды данного участка,
земля передается по наследству в
размерах, установленных для ведения
личного подсобного хозяйства, для
обслуживания жилого дома, либо для
садоводства или
Могут быть переданы в аренду для селькохозяйственного использования на срок не более пяти лет угодья, находящиеся в собственности колхозов, коллективов других кооперативных сельскохозяйственных предприятий и акционерных обществ, временно ими не используемые. В соответствии с Указом Президента России от 27 декабря 1991 года местная администрация может организовать передачу в аренду земель с правом последующего их выкупа в собственность. При этом преимущественным правом выкупа пользуются граждане и фермерские хозяйства, ранее арендовавшие данные участки, члены трудовых коллективов, выходящие из колхоза или совхоза с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также другие работники этих хозяйств.
Аренду земли следует отличать от других видов временного пользования. В последнем случае земля может предоставляться не только собственником, но и любым хозяйством, получившим ее на праве постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды. Если земельный участок у такого хозяйства по каким-то причинам свободен, оно может передать его на какое-то время любому другому хозяйству или гражданину для сельскохозяйственных нужд (целевое назначение земли при этом менять не допускается в силу общего требования законодательства о режиме эксплуатации сельскохозяйственных угодий).
При аренде плата за землю идет арендодателю - собственнику земли, при временном землепользовании она поступает в бюджет Совета народных депутатов (местной администрации), поскольку постоянные пользователи, арендаторы, землевладельцы, передающие земельные участки, не являются их собственниками. Но при этом они освобождаются от налога на соответствующую часть земли и от арендной платы за нее. Следовательно, передача арендатором части предоставленного ему участка во временное пользование другому лицу не является субарендой. Это иные отношения, регулируемые договором о временном пользовании, предусмотренным Постановлением Правительства России от 19 марта 1992 года. В том же постановлении закреплена и форма такого договора. Он регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов (местной администрации).
В отличие от аренды временное
землепользование ограничивается сроком
не более трех лет. Он может быть
продлен, но при наличии производственной
необходимости и взаимной заинтересованности
в этом участников договора. Право
решения вопроса о продлении
срока принадлежит хозяину
Долгосрочное временное пользование сроком до 25 лет допускается лишь в случаях ведения северного оленеводства и отгонного животноводства.
Районные (городские) Советы народных депутатов могут устанавливать льготы по взиманию арендной платы в виде полного или частичного освобождения от нее на определенный срок, отсрочки платежей и т.п.
С граждан, фермерских хозяйств, если они впервые организуют свое хозяйство, согласно ст.12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, арендная плата не взимается за те земельные участки, которые находятся в стадии сельскохозяйственного освоения. Льгота устанавливается на пять лет с момента предоставления участка. Добросовестный арендатор, получивший такие угодья от Совета народных депутатов (местной администрации), имеет преимущественное право приобрести их в пожизненное наследуемое владение или в частную собственность.
Содержание договора аренды,
его условия определяются по согласованию
сторон и закрепляются в договоре.
При этом участники договора исходят
из взаимной заинтересованности и равноправия
сторон. Договор является основным
документом, определяющим отношения
арендодателя и арендатора. Им руководствуются
в случае спора суды и другие органы,
если, конечно, его положения не противоречат
действующему законодательству. Но во
избежание каких-либо разногласий
в договоре должны подробно и четко
фиксироваться права и
Арендатор, в соответствии с разд.II Земельного кодекса России, имеет следующие права:
- использовать землю в
соответствии с условиями ее
предоставления, не меняя целевого
назначения
- право собственности
на произведенные посевы и
посадки сельскохозяйственных
- использовать в установленном
в законодательстве порядке