Коллективно-фермеское хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:04, реферат

Описание

Развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - одно из важных звеньев ныне проводимой аграрной реформы. Сейчас в России более 200 тыс. ферм, среди которых немало высокодоходных, есть фермеры-миллионеры, но в своей общей массе это пока слабые, технически плохо оборудованные, недостаточно обустроенные хозяйства. Главная причина такого положения - нехватка у государства средств для предоставления им льготных кредитов, дефицит сельскохозяйственных машин и много другого, что необходимо для работы на земле.

Содержание

1. Введение

2. Что такое крестьянское (фермерское) хозяйство? Каковы его права?

3. Крестьянское хозяйство в аграрной системе

4. Как создать фермерское хозяйство

5. Как получить землю

6. Фонд распределения земель

7. Права и обязанности фермера по использованию земли

8. Аренда земли

9. Плата за землю

10. Кредитование

11. Прекращение деятельности крестьянского хозяйства

Работа состоит из  1 файл

ПЛАН.docx

— 75.92 Кб (Скачать документ)

 

В соответствии с Законом  о крестьянском (фермерском) хозяйстве  отношения фермера с предприятиями, организациями, гражданами, с государственными органами управления строятся на основе договоров. Данное положение также  является очень важным. Договор подчеркивает самостоятельность сторон, дисциплинирует их, а в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения предусматривает имущественные санкции - пени, неустойки, штрафы и др. Законодательством (основами гражданского законодательства) предусмотрено около 20 типов договоров - как обычных (купли-продажи, дарения, мены, займа и др.), так и специальных (договоры на материально-техническое обеспечение, производственно-техническое обслуживание, реализацию сельхозпродукции, кредитование, залог земель и др.). Фермер может по своему усмотрению выбирать партнеров и вид договора. В этом отношении у него большие возможности. важно только правильно составить договор, не упустив важные моменты, для чего целесообразно прибегнуть к помощи юриста. в договоре необходимо предусмотреть меры взаимной имущественной ответственности сторон, иначе их права не смогут быть защищены в суде или арбитраже.

 

Фермер по своему усмотрению может продавать или приобретать  имущество за наличный расчет или  открыть счет в учреждении любого банка.

 

Как создать фермерское хозяйство

 

Порядок создания крестьянского  хозяйства установлен ст.4 Закона. Право  на его создание имеет гражданин, достигший 18-летнего возраста. Преимуществом  пользуются граждане, имеющие сельскохозяйственное образование или опыт работы на селе. Но хозяйство могут образовывать и другие граждане, например, демобилизованные военнослужащие, горожане.

 

Первое действие, которое  для этого необходимо предпринять, - подача заявления в местную администрацию  с указанием состава семьи  или группы граждан, желающих образовать хозяйство. Администрация обязана  рассмотреть заявление в месячный срок. Отказ может быть обжалован  в суде. Законодательство не дает четкого  ответа на вопрос, нужен или не нужен  устав крестьянского хозяйства. Многие его требуют, хотя в Законе о крестьянском хозяйстве представление  устава не предусмотрено.

 

Если крестьянское хозяйство  создается при выходе лица из колхоза (совхоза), будущий фермер должен подать заявление в правление колхоза (в администрацию совхоза). Согласия трудового коллектива при этом не требуется. Это заявление также  должно быть рассмотрено в месячный срок. За задержку виновные лица могут  быть оштрафованы. В случае возникновения  спора он разрешается судом. Вышедший из колхоза или совхоза получает земельную долю и имущественный  пай. По возможности имущество предоставляется  в натуре, если такой возможности  нет - в денежном выражении.

 

Земельная доля выделяется по решению общего собрания в равной части на каждого работающего  в колхозе (совхозе), в том числе  в социальной сфере (врачи, учителя, связисты, работники общепита, культуры и др.), без учета стажа работы в нем и трудового вклада. Имущественный пай получают работающие в колхозе (совхозе), за исключением работников социальной сферы.

 

В связи с тем, что имеются  многочисленные случаи отказов в  создании фермерских хозяйств, в Земельном  кодексе России (ст.125) закреплена такая  санкция за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о  предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии  свободного земельного фонда, как штраф  от 1 до 3 тыс.руб. Он налагается местными органами Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам. Согласно Указу Президента России от 27 декабря 1991 года N 323 этот штраф может налагаться и на руководство колхозов и совхозов. Процедура наложения таких штрафов регулируется Временным порядком наложения штрафа за нарушение земельного законодательства от 10 января 1992 года, утвержденным Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации.

 

Возникновение крестьянского  хозяйства связано лишь с волей  образующих его субъектов. Государство  или иные субъекты не вправе заставить  кого-либо создать хозяйство. В Законе говорится о единственной форме  образования хозяйства - по инициативе его главы. Не упоминаются такие  пути, как выделение одного крестьянского  хозяйства из другого, разделение хозяйство. Это не значит, что новые хозяйства  не могут возникать таким способом. Просто в законодательстве такие  формы не установлены. Наиболее подробно урегулирован механизм создания крестьянских хозяйств при выходе из колхозов и совхозов.

 

Установленный в Законе порядок  регистрации крестьянского хозяйства  не означает, что государство выступает  только в роли регистратора. В лице местных органов власти оно решает вопрос о законности образования  хозяйства, предъявляет определенные требования к квалификации его главы, вправе отказать в создании хозяйства  лицам без достаточной подготовки или имеющим плохую репутацию.

 

Законная деятельность крестьянского  хозяйства начинается с момента  его регистрации. До этого все  действия его главы в отношениях с другими субъектами законными  не являются.

 

Отказ в регистрации возможен только на основаниях, установленных  в Законе. Решение об отказе может  быть обжаловано в судебном порядке. Если в результате незаконного отказа крестьянское хозяйство понесло  убытки, оно вправе, взыскать их через  суд. Такая мера предусмотрена в  Законе о предприятиях и предпринимательской  деятельности (п.2 ст.35).

 

Основания для отказа в  регистрации могут быть следующими: если предполагаемая деятельность хозяйства  не соответствует целевому использованию  земли, если предполагаемое производство является запрещенным, если планируемая  деятельность не отвечает экологическим  и медицинским требованиям. Согласно Закону о предприятиях и предпринимательской  деятельности недопустим отказ по мотивом нецелесообразности (ст.20). Отказ в регистрации хозяйства должен быть дан в течение одного месяца в письменной форме в ответ на письменное заявление о его создании. Право выбора главы хозяйства принадлежит только его коллективу.

 

Однако, если на один и тот же участок земли имеется несколько претендентов, районный Совет народных депутатов может на конкурсной основе определить, кому из подавших заявление участок будет предоставлен.

 

В заявлении на получение  земли должны быть указаны площадь  участка, состав угодий в нем, желательно - форма приобретения, а также  местоположение испрашиваемого участка. В краткой форме следует экономически обосновать размеры и состав испрашиваемых  земель с учетом предполагаемого  направления деятельности хозяйства, отразить будущий его состав.

 

До рассмотрения заявления  в районном совете вопрос о выделении  земли должен обсуждаться на заседании  сельского (поселкового) Совета, который  в случае согласия делает соответствующее  представление в районный Совет. При положительном решении райсовет выносит свое заключение о предоставлении участка в определенном размере  в собственность, пожизненное владение или аренду. При этом устанавливается  размер платы или ренты. В решении  утверждаются глава хозяйства и  его члены. Комитету по земельной реформе дается указание в установленный срок провести землеустроительные работы на местности, подготовить государственный акт на право собственности, владения либо договор аренды, а также зарегистрировать хозяйство под указанным названием, утвердить его устав (если таковой есть), занести в книгу записей госактов на право собственности, владения и договоров аренды и завести на него регистрационную карточку.

 

Как получить землю

 

Как уже говорилось, согласно ст.4 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве право на создание хозяйства  и на получение земельного участка  для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин, достигший 18 лет, который  может выполнять обязанности, установленные  законодательством.

 

Поскольку ведение крестьянского  хозяйства - значительно более сложный  вид использования земли по сравнению, например, с огородничеством или  садоводством, Закон предъявляет  к главе хозяйства и другие требования. Необходимо, чтобы он имел опыт работы в сельском хозяйстве  и сельскохозяйственную квалификацию, что подтверждается соответствующими документами о трудовой деятельности или хорошей деловой репутацией среди односельчан. Ведь важно, чтобы  земля попала в руки рачительного хозяина. Безусловно, претендентами  на получение земли могут быть и лица, прошедшие специальную  подготовку, курс обучения. Если все  названные условия налицо, гражданин  вправе получить земельный участок  независимо от того, является он жителем  села или города, данной местности  или другого региона России. Однако при наличии нескольких претендентов преимущественное право на участок  имеют лица, проживающие в данной местности (ст.4 Закона).

 

Выбор претендента на создание крестьянского хозяйства осуществляет Совет народных депутатов (местная  администрация), в ведении которого находится земельный участок, при  этом соблюдая преимущественное право  того или иного гражданина. Для  выявления достойного претендента  образуется конкурсная комиссия. Окончательное  решение о предоставлении земли  выносит местная администрация. Оно может быть обжаловано в народном суде, который, не подменяя местной  администрации, проверяет обоснованность решения по данному крестьянскому хозяйству: соблюдены ли условия конкурса, учтено ли преимущественное право на получение земельного участка, соответствуют ли его размеры и качество предполагаемой деятельности и т.п. Если решение администрации признается народным судом незаконным, вопрос о предоставлении участка данному хозяйству будет рассматриваться повторно, но решение суда подлежит исполнению (ст.33 ЗК РФ).

 

Гражданин сам определяет, просить ему земельный участок  в собственность, пожизненное наследуемое  владение или аренду, так как право  выбора формы землепользования, согласно ст.58 Земельного кодекса, принадлежит  ему. Если он желает получить землю, допустим, на праве собственности, а ему  предоставляют иной режим землепользования (владение, аренду), он может опять-таки обратиться в народный суд, а тот, в свою очередь, обязан отменить это  решение Совета народных депутатов (местной администрации).

 

Не всегда люди, получившие землю и продуктивно ее использующие, по закону являются фермерами. Это касается, в частности, тех, кому земельный  участок предоставлен колхозом или  совхозом по договору. чтобы стать полноправным фермером, необходимо земельный участок изъять у прежнего пользователя, в данном случае у колхоза или совхоза, и приобрести его в установленном земельным законодательством порядке. Для этого требуется решение не колхоза (совхоза), а районной (городской) администрации. Только она может продавать и предоставлять землю фермерам в собственность, передавать ее в пожизненное наследуемое владение, в аренду. Сельские и поселковые Советы народных депутатов и их администрация обладают правом лишь в отношении земель, переданных в их непосредственное владение (ст.23 Земельного кодекса России и ст.51 Закона о местном самоуправлении).

 

За гражданами, получившими  землю для ведения хозяйства  и имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется их приусадебный участок. Крестьянское хозяйство, в соответствии со ст.5 Закона, может  для производственных целей арендовать землю дополнительно.

 

При предоставлении земельного участка в пожизненное наследуемое  владение, постоянное или временное  пользование, в том числе в  аренду плата с хозяйства не взимается. Но в последующем оно облагается земельным налогом или арендной платой. В собственность крестьянскому  хозяйству земля передается за плату  и бесплатно. Бесплатно предоставляются  участки, не превышающие средней  земельной доли, установленной в  данном административном районе, за плату - земля сверх этой доли.

 

Как определяется земельная  доля? Каких размеров, какого качества и в каком месте должны выделяться участки? Как обеспечить равноправие  всех желающих получить землю и при  этом учесть интересы колхоза (совхоза)?

 

Согласно ст.8 Закона о  крестьянском (фермерском) хозяйстве  и ст.59 Земельного кодекса член колхоза (работник совхоза) имеет право выйти  из его состава без согласия на то трудового коллектива или администрации  предприятия. Земельный участок  для организации фермерского  хозяйства предоставляется ему  по решению районной (городской) администрации  из земель, изымаемых у данного  колхоза (совхоза). Районный (городской) комитет по земельным ресурсам и  землеустройству, который готовит  проекты решений местной администрации, предварительно согласовывает местоположение изымаемого участка с колхозом (совхозом), а при отказе последнего выделить конкретный участок районный (городской) совет народных депутатов или его администрация вправе самостоятельно определить местоположение участка. Он отводится, как правило, единым массивом, по возможности ближе к дому и вместе с тем без нарушения целостности других хозяйств и подразделений колхоза (совхоза). Не должны затрагиваться земли, используемые для общественных нужд, например, для выпасов скота, отведенные под дороги, парки и т.д.

 

Поскольку предполагается создание равных условий хозяйствования, отводимый  участок, согласно ст.59 Земельного кодекса, по своему качеству (плодородности, доходности) должен соответствовать, как правило, средней кадастровой оценке угодий данного колхоза (совхоза). В первую очередь, однако, выделяются внесевооборотные пахотные земли, отдельные поля севооборота, по возможности без нарушения целостности земельного массива и не допуская черезполосицы. Могут предоставляться и другие сельскохозяйственные угодья, пригодные для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

 

Обращает на себя внимание то, что в части, устанавливающей  порядок определения местоположения и качества угодий, выделяемых под  хозяйство, в законе употребляются  выражения "как правило", "по возможности". На практике иногда это  толкуется так, что колхоз (совхоз) не обязан предоставлять лицам, выходящим  из его состава, удобно расположенные  угодья, имеющие среднюю доходность. Делаются попытки навязать хозяйству  худшие и даже непригодные для  продуктивного использования земли. Однако Закон закрепляет принцип  равных условий хозяйствования и  равенство различных форм собственности. Следовательно, должны в равной степени  учитываться интересы как колхоза (совхоза), так и создаваемого фермерского хозяйства.

Информация о работе Коллективно-фермеское хозяйство