Коллективно-фермеское хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:04, реферат

Описание

Развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - одно из важных звеньев ныне проводимой аграрной реформы. Сейчас в России более 200 тыс. ферм, среди которых немало высокодоходных, есть фермеры-миллионеры, но в своей общей массе это пока слабые, технически плохо оборудованные, недостаточно обустроенные хозяйства. Главная причина такого положения - нехватка у государства средств для предоставления им льготных кредитов, дефицит сельскохозяйственных машин и много другого, что необходимо для работы на земле.

Содержание

1. Введение

2. Что такое крестьянское (фермерское) хозяйство? Каковы его права?

3. Крестьянское хозяйство в аграрной системе

4. Как создать фермерское хозяйство

5. Как получить землю

6. Фонд распределения земель

7. Права и обязанности фермера по использованию земли

8. Аренда земли

9. Плата за землю

10. Кредитование

11. Прекращение деятельности крестьянского хозяйства

Работа состоит из  1 файл

ПЛАН.docx

— 75.92 Кб (Скачать документ)

 

Если же предоставляются  участки с качественной оценкой  ниже средней кадастровой, районный (городской) совет народных депутатов  должен устанавливать крестьянскому  хозяйству налоговые и другие льготы (ст.59 Земельного кодекса России).

 

Земельная доля в каждом районе разная, так как она складывается как средняя в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших на селе, а также лиц, занятых там в социальной сфере). Она устанавливается для определения размера земельного участка, предоставляемого крестьянскому хозяйству в собственность бесплатно. Земля, получаемая сверх этой доли, как уже говорилось, передается хозяйству за плату.

 

Граждане, не являющиеся членами  колхозов, работниками совхозов и  других сельскохозяйственных предприятий, при организации ими крестьянского (фермерского) хозяйства также имеют  право на получение земельной  доли в собственность бесплатно  и дополнительно сверх доли - за плату. Но, в отличие от членов колхоза (работников совхоза), им земельные  участки выделяются не непосредственно  из земель колхозов, а из земель запаса и специального фонда распределения. Правда, качество этих земель может  быть ниже, так как Закон не устанавливает  для названных граждан тех  гарантий, которые он предусматривает  для членов колхозов (работников совхозов, других сельскохозяйственных предприятий).

 

Общая площадь земли крестьянского  хозяйства не должна превышать максимальных размеров, определенных, согласно ст.36 Земельного кодекса, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краевыми, областными Советами, а в республиках, входящих в состав Российской Федерации, - в соответствии с законодательством этих республик.

 

Правила установления средней  районной земельной доли содержит Указ Президента Российской Федерации "О  порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность  граждан" от 2 марта 1992 года. Для этого  вся площадь сельхозугодий в  пределах сельскохозяйственных предприятий  района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность  лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших на селе, а также лиц, занятых там в социальной сфере. К лицам, занятым в социальной сфере на селе, относятся работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории сельскохозяйственных предприятий.

 

Главам местной администрации  сельских районов предоставлено  право устанавливать дифференцированную среднюю норму бесплатной передачи земли в собственность по расположенным на территории района зонам с различной плотностью сельского населения. Решения по этим вопросам администрация выносит по представлению местного комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Если соответствующие Советы народных депутатов не определили предельных размеров земельных участков, предоставляемых в собственность, владение, пользование, аренду крестьянским хозяйствам, то, согласно п.4 Указа Президента России "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27 декабря 1991 года, эти размеры устанавливаются органами исполнительной власти краев, областей и автономных областей, т.е. администрацией. При этом учитываются специализация фермерского хозяйства, численность работников, качество земли и другие факторы, имеющие существенное значение (степень плодородия почв, расположение участка, уже вложенные государством затраты на мелиорацию угодий и т.п.). В предельную норму размера участка входят участки, предоставляемые как бесплатно, так и за плату. Однако сюда не включаются земли, предоставляемые во временное пользование, в том числе в аренду.

 

Создать крестьянское (фермерское) хозяйство, обеспечить его рентабельность - дело, как известно, непростое. Многое здесь берет на себя государство. Согласно ст.5 Закона о крестьянском хозяйстве за счет средств бюджета района, области, края, республики финансируются следующие затраты по организации землепользования: оформление государственного акта на право собственности, владения, пользования землей, ведение земельно-кадастровой документации, землеустройство и лесоустройство, агрохимическое обследование и экологическая паспортизация почв.

 

После того как земельный  участок отведен в натуре (на местности), выдан государственный акт (или  временное свидетельство) на право  собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования  или подписан договор его аренды, происходит регистрация крестьянского  хозяйства. Она производится районным (городским) Советом народных депутатов. Именно с этого момента хозяйство  приобретает статус полноправного  юридического лица. Ему открывается  расчетный и другие счета в банке, включая валютный, выдается печать, хозяйство самостоятельно вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, отвечает по своим долгам всем своим имуществом, оно учитывается Советами народных депутатов в качестве самостоятельного товаропроизводителя при разработке программ экономического и социального развития региона. Районный (городской) Совет заводит на каждое хозяйство регистрационную карточку, а сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу (ст.9 Закона).

 

Таковы общие положения  законодательства, связанные с предоставлением  земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам.

 

29 декабря 1991 года в  целях реорганизации колхозов  и совхозов было принято постановление  Правительства России "О порядке  реорганизации колхозов и совхозов", а также Положение о реорганизации  колхозов, совхозов и приватизации  сельскохозяйственных предприятий,  утвержденное постановлением Правительства  России от 4 сентября 1992 года. При  реорганизации колхозов и совхозов, приватизации государственных сельскохозяйственных  предприятий их трудовые коллективы  по собственному желанию решают, какие формы хозяйствования им  избрать: товарищество, акционерное  общество, сельскохозяйственный производственный  кооператив, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения  - ассоциации. По решению собрания  трудового коллектива данного  предприятия может быть сохранена  и прежняя форма хозяйствования  с последующей перерегистрацией  и закреплением земли, за исключением  изъятой для создания фермерских  хозяйств лицами, вышедшими из  колхоза (совхоза), других сельхозпредприятий.

 

При этом какую бы из названных  форм хозяйствования колхоз (совхоз) ни избрал, должно быть обеспечено безоговорочное право выхода работников из его состава  без согласия на то трудового коллектива. Лицам, пожелавшим создать крестьянское хозяйство, должны быть выделены земельная доля и имущественный пай.

 

В каждом реорганизуемом колхозе (совхозе) определяются индивидуальные земельные доли и имущественные  паи. Для этого готовится список имеющих право на получение земли  в собственность бесплатно в  соответствии с Указом президента "О  порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность  граждан" от 2 марта 1992 года.

 

В список включаются:

 

- работники колхозов и  совхозов, других сельскохозяйственных  предприятий, пенсионеры этих  хозяйств, проживающие на их территории;

 

- лица, занятые в социальной  сфере на селе;

 

- временно отсутствующие  работники - военнослужащие срочной  службы, стипендиаты хозяйства и  т.п.;

 

- лица, имеющие право вернуться  на прежнее место работы (в  случае их возвращения);

 

- лица, уволенные с этого  предприятия по сокращению численности  работников после 1 января 1992 года.

 

Индивидуальная земельная  доля (пай) устанавливается, в отличие  от имущественного пая, независимо от трудового вклада и стажа работы. Она определяется в натуральном  и стоимостном выражении. Стоимость  земли оценивается в размере 50-кратного налога на землю. При этом учитываются все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственного предприятия, за исключением следующих:

 

- переданных в ведение  сельских, поселковых, городских Советов  народных депутатов, в том числе  земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами, пастбищами  общественного пользования;

 

- участков, включенных в  фонд перераспределения земель;

 

- сортоучастков, используемых для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур.

 

Решения о закреплении  земельных участков за предприятиями  и гражданами принимаются администрацией по представлению районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (ст.60 Закона о местном самоуправлении).

 

Допускается объединение  земельных долей и обмен ими, т.е. своеобразный внутрихозяйственный  земельный оборот. Но при этом концентрируемые  в одних руках земельные массивы  не должны превышать предельных размеров, предоставляемых для ведения  крестьянского (фермерского) хозяйства  в расчете на одного работающего.

 

Владелец земельной доли и имущественного пая может по свободному выбору распорядиться ими  следующими способами:

 

- использовать для ведения  крестьянского (фермерского) хозяйства;

 

- внести в качестве  взноса в создаваемое товарищество,

 

акционерное общество или  кооператив;

 

- продать или сдать  в аренду (точнее, внутрихозяйственную  аренду) другим владельцам долей  (паев).

 

Земельные доли и имущественные  паи могут передаваться по наследству в соответствии с действующим  законодательством.

 

Фонд распределения земель

 

Нередко земельные участки, полученные членами колхоза и  работниками совхоза при выходе из их состава, бывают меньше установленных  для крестьянских хозяйств предельных размеров. Поэтому каждое хозяйство вправе получить дополнительный участок из районного земельного фонда, не превышающий установленных норм. Фонд этот в разных правовых актах именуется по разному. В ст.6 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве он назван земельным фондом для ведения крестьянского хозяйства; во Временном положении о порядке формирования фондов перераспределения земель от 29 января 1991 года - специальным земельным фондом местных Советов народных депутатов для последующего распределения его в целях обеспечения равных условий развития всех форм хозяйствования на земле, или коротко - фондом перераспределения земель. В ст.60 Земельного кодекса эти земли именуются специальным фондом земель. В других актах опускается слово "специальный", он назван просто "земельный фонд для перераспределения". Из этого же фонда получают участки и граждане, не являющиеся членами колхозов или работниками совхозов, но пожелавшие образовать крестьянское (фермерское) хозяйство.

 

Как же создается фонд распределения  земель? Прежде всего, сюда включаются сельскохозяйственные угодья колхоза (совхоза), пользование которыми он прекращает на основании п.10 ст.39 Земельного кодекса - в связи с выделением их для крестьянских хозяйств, образуемых выходящими из состава колхоза (совхоза) лицами. Изыскиваются соответствующие  угодья для названных целей при  реорганизации колхозов (совхозов) в порядке, о котором говорилось выше. Но этих земель бывает недостаточно для удовлетворения нужд крестьянских хозяйств. Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст.6) и Земельный кодекс (ст.39) предусматривают дополнительные источники образования фонда  распределения земель. Они необходимы, чтобы обеспечить участками не только членов колхозов, работников совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, но и граждан, таковыми не являющихся (лиц, прибывших из других регионов, горожан и др.).

 

Когда в фонд распределения  включаются земли запаса, каких-либо осложнений не возникает. Другое дело, когда происходит изъятие земель для хозяйств из угодий колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. Это можно делать только на основании  ст.6 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве и ст.39 Земельного кодекса. Такими основаниями могут быть следующие  обстоятельства.

 

В первую очередь, это нерациональное использование земельного участка. Оно может выражаться в получении  урожая в течение последних пяти лент на 20 % ниже нормативного, установленного по кадастровой оценке земель. Далее. Это может быть изменение состав сельскохозяйственных угодий путем  перевода их в менее ценные земельные  участки или просто исключение их из сельскохозяйственного оборота, использование не по прямому назначению. Если такое происходит в течение  одного года, то соответствующие земельные  участки могут быть изъяты. Исключение составляют случаи, когда причина  создавшегося положения - стихийное  бедствие, мелиоративное строительство. Что касается несельскохозяйственных предприятий, то здесь нерациональным признается использование земель не по целевому назначению или вообще неиспользование их в течение  двух лет.

 

В фонд зачисляются также  земельные участки при добровольном отказе от них, при их отчуждении (продаже) в пользу Совета народных депутатов, при прекращении деятельности предприятия, учреждения, организации, а также  крестьянского (фермерского) хозяйства, при истечении срока, на который  был предоставлен участок, при неуплате земельного налога в течение двух лет и непогашении задолженности  в течение одного последующего года, а также при невнесении арендной платы в сроки, установленные договором аренды.

 

И, наконец, ст.6 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве допускает  зачисление в фонд распределения  земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником  и пригодных для использования  в сельскохозяйственном производстве.

 

Выявляют земли, которые  могут составить фонд распределения, и выносят по этому поводу решения  районные (городские) Советы народных депутатов. Чтобы не было неиспользуемых, пустующих угодий, изъятых у колхозов и совхозов, фонд формируется по мере поступления заявлений от граждан. При вынесении решений об изъятии  земель согласия их пользователей не требуется. Исключение составляют держатели  лесного фонда. Согласно ст.6 Закона в земельный фонд не должны отводиться участки, состояние которых не позволяет  выращивать на них сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным требованиям.

 

Права и обязанности фермера  по использованию земли

 

Граждане, получившие землю  для ведения крестьянского хозяйства  в собственность и пожизненное  наследуемое владение, имеют право:

 

- самостоятельно хозяйствовать  на ней, применять по своему  усмотрению технологию обработки  почв и выращивания сельскохозяйственных  культур, определять структуру  посевных площадей, сроки проведения  посевных работ, специализацию  хозяйства, решать вопросы организации  и дисциплины труда и т.д.;

Информация о работе Коллективно-фермеское хозяйство