Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:06, курс лекций
Комплексная подготовка производства включает в себя следующие этапы:
1 Научно-исследовательская подготовка:
а) фундаментальное исследование. На этом этапе выявляются различные явления, процессы, открытия;
б) поисковые работы. Они углубляют фундаментальные исследования и рассматривают возможности применения этих явлений;
Статья 5. Начисления на заработную плату.
Каждое
предприятие делает отчисления в
различные внебюджетные фонды (фонд
социального и медицинского страхования,
пенсионный фонд), а также другие
виды отчислений в государственный
бюджет. Определенный процент этих
отчислений списывается на себестоимость
единицы продукции и
Н = (Зосн + Здоп) * nс / 100,
где nc – процент отчислений.
Статья 6. Расходы на подготовку и освоение производства.
Это комплексная статья на конструкторскую и технологическую подготовку, освоение производства новых изделий и т.д. Общая величина этих расходов рассчитывается составлением сметы.
Статья 7. Цеховые расходы.
Цеховые
расходы – это косвенные
1 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования:
- амортизация оборудования;
- затраты на ремонт оборудования;
- затраты на вспомогательные материалы и т.д.
2 Общехозяйственные расходы:
- амортизация зданий и помещений;
- затраты на ремонт зданий;
- затраты на отопление, освещение, вентиляцию;
- затраты по технике безопасности в цехе;
- заработная плата вспомогательных рабочих, служащих, охраны в цехе и т.д.
Процент цеховых расходов рассчитывается по следующей формуле:
mцр = (РЦгод / ЗОСНгод) *100 %,
где, mцр – процент цеховых расходов;
РЦгод – годовая сумма цеховых расходов;
ЗОСНгод – годовая сумма основной заработной платы производственных рабочих цеха.
ЦР = (Зосн * mцр) / 100,
где, ЦР – сумма цеховых расходов на изделие.
Такой расчет выполняется в каждом цехе, а затем производится суммирование цеховых расходов на изделие по всем цехам. Эта сумма и представляет собой статью «Цеховые расходы».
Сумма рассчитанных выше статей, представляет собой цеховую себестоимость изделия, которая отражает общую сумму затрат на изделие только основных цехов предприятия.
Сцех = Мо + П + Зосн + Здоп + Н + ЦР,
где, Сцех – цеховая себестоимость изделия.
Статья 8. Общезаводские расходы.
Это
та часть косвенных расходов, которая
является общей для всего предприятия
в целом. Для определения доли
общезаводских расходов на каждое конкретное
изделие сначала составляется годовая
или квартальная смета
1 Административно-управленческие расходы;
2 Общехозяйственные расходы (например, расходы на содержание всех вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств, на содержание заводской территории, охраны и т.д.).
На
основании сметы рассчитывается
процент общезаводских
mор = (РОЗгод / З¢ОСНгод) * 100 %,
где, РОЗгод – годовая сумма общезаводских расходов;
З¢ОСНгод – годовая сумма основной заработной платы производственных рабочих всего предприятия.
Общезаводские расходы рассчитываются по следующей формуле:
ОР = (Зосн * mор) /100,
где,
ОР – сумма общезаводских
Статья 9. Потери от брака.
В данной статье учитываются технологические потери, превышающие установленные нормы и учитываемы в отчетах.
Сумма
цеховой себестоимости и
Спроизв. = Сцех +ОР,
где, Спроизв. – производственная себестоимость.
Статья 10. Внепроизводственные расходы.
К ним относятся расходы на реализацию продукции (например, стоимость тары, рекламы, затраты на оформление документов, доставка до станции отправления, стоимость погрузо-разгрузочных работ и др.).
Процент внепроизводственных расходов можно определить по следующей формуле:
mвр = (РВРгод / ЗТПРгод) * 100 %,
где, РВРгод – годовая сумма внепроизводственных расходов,
ЗТПРгод – годовая сумма затрат на производство.
Доля внепроизводственных расходов на изделие определяется также в процентах, но уже не от основной заработной платы, а от производственной себестоимости.
ВР = (Спроизв. * mвр) / 100,
где, ВР – сумма внепроизводственных расходов.
Сумма производственной себестоимости и внепроизводственных расходов представляет собой полную себестоимость изделия, которая отражает затраты, как на производство, так и на реализацию продукции.
Сполн. = Спроизв. +ВР,
где, Сполн. – полная себестоимость изделия.
Статья 11. Плановые накопления (прибыль).
Представляют собой планируемую прибыль на данные изделия.
ПН = (Сполн.* mпн) / 100,
где, ПН – сумма плановых накоплений,
mпн – процент плановых накоплений.
Сумма полной себестоимости и плановых накоплений представляет собой оптовую цену изделия:
ОЦ. = Сполн. +ПН,
где, ОЦ – оптовая цена изделия.
На
основании произведенных
Важнейшим
фактором повышения рентабельности
производства является снижение себестоимости
продукции. С экономической и
социальных позиций значение себестоимости
продукции для предприятия
1 Увеличение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
2 Появление большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
3 Улучшение финансового состояния предприятия и снижение степени риска банкротства;
4 Возможность снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
5 Снижение себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.
Основными направлениями работы по снижению себестоимости продукции являются:
1 Повышение технологичности конструкции изделия за счет повышения степени их унификации и стандартизации;
2 Сокращение материалоемкости изделия и за счет этого экономия расхода материала;
3 Экономия вспомогательных материалов, электроэнергии, топлива, а также других материальных косвенных расходов;
4 Сокращение транспортных расходов за счет нахождения наиболее выгодных средств транспортировки, а также наиболее удобного расположения поставщиков и потребителей.
5 Сокращение накладных расходов за счет уменьшения количества инженерно-технических работников;
6 Повышение производительности труда рабочих за счет внедрения более прогрессивных техники и технологий, что позволит сократить трудозатраты на каждое отдельно взятое изделие, а значит и заработную плату основных производственных рабочих, списываемую на данное изделие.
Рентабельность производства. Рентабельность – один из основных качественных показателей эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к производственным фондам или текущим затратам, благодаря которым была получена прибыль.
Существуют определенные показатели рентабельности.
Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам на ее производство и реализацию. Показатели рентабельности продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. Рентабельность отдельного изделия учитывается при определении цены на него. Минимальной рентабельностью считается рентабельность, равная 1-5 %. Максимальная рентабельность - 80 – 100 %. Вполне удовлетворительной считается рентабельность 25 %. Исходя из этой рентабельности, предприятие прогнозирует финансовые результаты.
Рентабельность определенного изделия принято определять по следующей формуле:
Рпр = (Пр / Сполн) * 100 %,
где, Рпр – рентабельность определенного изделия,
Пр – прибыль от производства изделия,
Сполн – полная себестоимость изделия.
Рентабельность продаж (реализации) – это отношение прибыли от реализации продукции к выручке.
Рр = (Пр / В) * 100 %,
где, Рр – рентабельность продаж,
Пр – прибыль от реализации продукции;
В – выручка от реализации.
Рентабельность производства (производственных фондов) показывает, насколько результативно используется имущество предприятия. Она может быть рассчитана по следующей формуле:
Роф = (Пр / (Ф + СО)) *100 %,
где, Роф – рентабельность производства,
Пр – прибыль,
Ф
– среднегодовая стоимость
СО
– среднегодовой остаток
Рентабельность собственных средств предприятия определяется по формуле:
Рсс = (ЧП / СК) * 100 %,
где, Рсс – рентабельность собственных средств предприятия,
ЧП – чистая прибыль предприятия,
СК – собственные средства предприятия, определяемые по балансу.
Раздел VI Маркетинговая деятельность предприятия
Тема 14 Маркетинговая деятельность предприятия
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики предприятиям необходимо активно использовать в своей работе маркетинг.
Под
маркетингом понимается такая система
внутрифирменного управления, которая
направлена на изучение и учет спроса
и требований рынка для более
обоснованной ориентации производственной
деятельности предприятий на выпуск
конкурентоспособных видов
Основные функции маркетинга:
1 Аналитическая функция (функция расчленения и синтеза) – это изучение и оценка внешней и внутренней среды фирмы: внешняя среда; рынок, его состояние и составляющие; потребители; фирменная структура рынка; товар (товарная структура); внутренняя среда фирмы.
2 Продуктово – производственная функция (созидательная функция) – это создание новых товаров, которые бы наиболее полно соответствовали требованиям потребителя: создание новых продуктов; организация производства новых продуктов; применение новых технологий; управление качеством и конкурентоспособностью в производственной сфере.
3 Сбытовая функция (функция реализации) – она распространяется на три завершающих звена в цепи “производство – потребление” - “распределение – обмен – потребление”: формирование товарной политики; проведение ценовой политики; организация системы товародвижения; организация сервиса.
4 Формирующая функция (функция убеждения и стимулирования) – это формирование спроса, его расширение и поддержание на высоком уровне, а также создание стимулирующего спроса у потребителей и заинтересованности в повышении результатов работы у посредников: формирование спроса; стимулирование спроса.
5 Функция управления и контроля – это сосредоточение всего комплекса взаимосвязанных вопросов маркетинговой политики и практики в руках одного из высших должностных лиц фирмы: организация планирования; информационное обеспечение управления; коммуникационное обеспечение маркетинга; организация контроля маркетинга.
Каждая
функция маркетинга важна сама по
себе, однако только в совокупности
они обеспечивают необходимые условия
для успешной деятельности предприятия
и реализации новых идей. Поэтому
принято рассматривать
Для оценки
реальной ситуации на рынке необходимо
проводить маркетинговые
Можно выделить следующие основные принципы проведения маркетинговых исследований: тщательность; точность; объективность; регулярность; системность; комплексность; экономичность; оперативность.
Виды маркетинговых исследований:
1 Реклама (исследование потребительских мотиваций; исследование рекламных текстов; изучение средств рекламы; изучение эффективности рекламных посланий).
2 Коммерческая деятельность и экономический анализ (система информирования руководства; изучение тенденций деловой активности; изучение принципов расположения предприятий и складов; изучение товарной номенклатуры; изучение политики цен; изучение международных рынков).
3 Ответственность фирмы (изучение проблем информирования потребителей; изучение характера воздействия на окружающую среду; изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования; изучение общественных ценностей и проблем социальной политики).
4 Разработка товаров (изучение реакции на новый товар и его потенциал; изучение товаров конкурентов; тестирование товаров; изучение проблем создания упаковки).
5 Сбыт и рынки (определение потенциальных возможностей рынка; анализ распределения долей рынка между фирмами; изучение характеристик рынка; анализ сбыта; определения квот и территорий сбыта; изучение каналов распределения и сбыта; пробный маркетинг; изучение стратегий стимулирования сбыта.
Для
осуществления маркетинговой