Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:06, курс лекций
Комплексная подготовка производства включает в себя следующие этапы:
1 Научно-исследовательская подготовка:
а) фундаментальное исследование. На этом этапе выявляются различные явления, процессы, открытия;
б) поисковые работы. Они углубляют фундаментальные исследования и рассматривают возможности применения этих явлений;
Тема 15 Конкуренция, конкурентоспособность и качество продукции
Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития. Конкурентные тенденции на развитом рынке, как показывает практика, существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические.
Конкуренция – это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.
Конкуренцию в области маркетинга разделяют на несколько видов:
1 Функциональная конкуренция – это конкуренция технических средств, предназначенных для выполнения одной и той же функции (перемещение грузов, перевозка людей и др.);
2 Видовая конкуренция – это конкуренция товаров, предназначенных для одной и той же цели, но различающихся параметрами (например, автомобили с разными мощностями двигателей);
3 Предметная конкуренция это конкуренция идентичных товаров;
4 Ценовая конкуренция – она применяется для проникновения на рынок с новыми товарами:
- прямая ценовая конкуренция – применяется, когда фирма широко оповещает о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары;
- скрытая ценовая конкуренция – применяется, когда фирма вводит на рынок новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимает не пропорционально увеличению свойств, а ниже;
5 Неценовая конкуренция – это предоставление покупателю большего количества услуг, минимизация сроков поставки, снижение энергоемкости, зачет сданного товара;
6 Недобросовестная конкуренция – к ней относятся следующие виды:
- демпинг – это продажа товаров по ценам ниже номинального уровня;
- промышленный шпионаж;
- переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
- выпуск поддельных товаров;
- использование чужих товарных знаков;
- распространение ложных сведений о конкурентах.
Эта форма конкуренции является разрушительной.
7 Созидательная конкуренция – этот вид конкуренции направлен на то, что конкуренты находят способы сотрудничества в области производства и маркетинга.
С незапамятных времен в экономике существует понятие «промышленный шпионаж» – получение особо скрываемых от конкурентов данных об уникальных технологиях и способах производства. Возможно, одной из первых удачно проведенных операций промышленного шпионажа было путешествие в Китай под видом буддийских монахов двух византийцев в V в. н.э., которые спрятали в своих посохах коконы шелкопряда и по возвращении в Константинополь смогли организовать производство шелка – великого секрета Древнего Китая.
К XX веку сложились «стандартные» задачи и методы промышленного шпионажа. Промышленный шпионаж применяется как для уточнения потребностей рынка (в данном случае он сводится к анализу маркетингового поведения конкурента), так и для расширения технологических возможностей фирмы.
Промышленный шпионаж состоит из следующих этапов:
1 Определение объектов – какие организации стоят изучения;
2 Отбор методов получения информации, в том числе:
- этичные методы: анализ опубликованных материалов; раскрытие секретов сотрудниками фирмы – конкурента; обзор рынков и использование отчетов консультантов, в том числе консультантов, имеющих опыт услуг для конкурентов; анализ финансовых отчетов, аналитических обзоров брокерских контор (если акции конкурента котируются на бирже); посещение ярмарок, выставок и сбор печатных материалов конкурентов; анализ продукции конкурентов (так называемое «обратное конструирование»); анализ отчетов сбытовых и закупочных агентов.
- малоэтичные методы: интервью при приеме на работу лиц, ранее работавших у конкурентов; Замаскированные вопросы и «потрошение» сотрудников конкурентов во время технических совещаний; прямые наблюдения секретных действий и производственных процессов; сманивание и найм квалифицированного персонала от фирмы – конкурента.
- абсолютно неэтичные методы: фальшивые интервью с сотрудниками фирм – конкурентов (когда нет реального намерения нанять на работу); фальшивые переговоры с конкурентами о покупке лицензий; использование услуг специальных агентств для получения особо скрываемой информации; подкуп поставщиков или сотрудников фирм – конкурентов; инкорпорация секретного агента в состав фирмы – конкурента; подслушивание телефонных переговоров фирмы – конкурента; инсталляция подслушивающих устройств в помещении фирм- конкурентов; кража чертежей, образцов, технической документации и тому подобного, в том числе с использованием вскрытия электронных баз данных; шантаж и вымогательство.
С конкуренцией неразрывно связана конкурентоспособность товара, фирмы – производителя. Важнейший показатель конкурентоспособности экономического объекта любого уровня – наличие у него конкурентных преимуществ, т. е. качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников.
Конкурентоспособность
фирмы (предприятия) – это возможность
эффективной хозяйственной
Конкурентоспособность товара – совокупность качественных и стоимостных (ценовых) характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя.
Конкурентоспособен тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т. е. его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих товаров – аналогов. Так как КСП – это ключ к рыночному успеху товара и его производителя, а решение проблемы КСП – самая сложная задача в деятельности любой фирмы – товаропроизводителя, требующая согласованной, целенаправленной работы всех подразделений при лидирующей роли службы маркетинга, особым направлением деятельности фирмы является разработка стратегических подходов к решению этой проблемы.
Для установления достоинств и недостатков фирм – конкурентов используется «многоугольник конкурентоспособности».
Особое внимание при разработке КСП уделяется:
а) созданию конкурентных преимуществ;
б) достижению экономического превосходства над конкурентами посредством снижения издержек производства, сбыта, транспортировки, повышения эффективности проводимых НИОКР, рекламы, маркетинговой деятельности в целом.
Качество
продукции – важнейший
Качество продукции – совокупность полезных потребительских свойств продукта труда, определяющих его способность удовлетворять определенные потребности человека и общества. С понятием качества тесно связано понятие «технологический (технический) уровень продукции» - относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих технологическое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями и их значениями. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества.
Фирма А – имеет явные конкурентные преимущества в области послепродажной подготовки, внешней экономической политики, финансов и цен.
Фирма Б – имеет конкурентные преимущества в области сервиса
Фирма В – имеет конкурентные преимущества в области сбыта и качества.
На этой же схеме видны недостатки в деятельности каждой из трех фирм.
В современной практике используются определенные группы показателей качества продукции, важнейшими из которых являются:
1 Показатели назначения – характеризуют параметры продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения (напряжение и мощность электроприбора; масса и габаритные размеры изделия; концентрация и содержание примесей и др.);
2 Показатели надежности - характеризуют свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя при этом свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки. Надежность – комплексное качество, характеризуемое следующими составляющими свойствами: безотказность (средняя наработка до первого отказа, вероятность безотказной работы в течение определенного срока), долговечность (средний ресурс, средний срок службы до капремонта, средний срок службы до списания);
Качество
Концепция Цены
Послепро-
дажная Финансы
подго-
товка
Внешняя эконо- Сбыт
мическая политика
Сервис
Рисунок - 7 Многоугольник конкурентоспособности
3 Показатели безопасности – характеризуют свойства изделия, гарантирующие безопасность человека и других объектов при его эксплуатации, обслуживании, транспортировании и хранении: вероятность безопасной работы человека в течение определенного времени, быстродействие при срабатывании защитных устройств, сопротивление изоляции токоведущих частей, электрическая прочность высоковольтных частей;
4 Эргономические показатели – характеризуют приспособленность изделия к эксплуатации: гигиенические (освещенность, температура, влажность), антропометрические (соответствие конструкции размерам тела человека), психофизиологические (соответствие силовым, скоростным, зрительным, слуховым и прочим возможностям человека);
5 Эстетические показатели – характеризуют художественную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, соответствие моде и т.д.;
6 Показатели транспортабельности – характеризуют пригодность продукции к транспортным операциям: средняя продолжительность подготовки к транспортировке, средняя продолжительность установки продукции на средство транспортирования определенного вида, средняя трудоемкость подготовки к транспортировке, коэффициент использования объема транспортного средства, средняя продолжительность разгрузки продукции;
7 Экологические показатели – характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции: количество вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений и т.п.;
8 Показатели стойкости к внешним воздействиям: пылезащищенность, влагозащищенность, водонепроницаемость, ударопрочность, вибропрочность, устойчивость к воздействию внешнего магнитного поля и т.п.
В современных
условиях стало недостаточным
Управление
качества продукции – это
Управление
качеством продукции должно осуществляется
системно, т.е. на предприятии должна
функционировать система
Система качества – совокупность организационной методики, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую петлю качества. «Петля качества» - модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях – от определения потребностей до оценки их удовлетворения (рис. 7).
Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества».
В последние
годы широкое распространение