Комплексная подготовка производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:06, курс лекций

Описание

Комплексная подготовка производства включает в себя следующие этапы:
1 Научно-исследовательская подготовка:
а) фундаментальное исследование. На этом этапе выявляются различные явления, процессы, открытия;
б) поисковые работы. Они углубляют фундаментальные исследования и рассматривают возможности применения этих явлений;

Работа состоит из  1 файл

Экономика отрасли.docx

— 127.48 Кб (Скачать документ)

Государственная система управления качеством продукции  в Российской Федерации включает в себя:

1 Законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации (потребления) продукции;

2 Государственную систему стандартизации;

3 Государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники;

4 Государственную статистическую отчетность предприятий по качеству продукции;

5 Заводские (внутрифирменные) системы управления качеством продукции.

Выбор системы  управления качеством на предприятии  обусловлен многообразными факторами: сложностью продукции, степенью допустимых параметров точности обработки, организацией технологического процесса и пр. В  связи с практической невозможностью определения брака в собранной  готовой продукции (особенно в сложных, состоящих из множества узлов  изделиях) заказчики перед заключением  договоров подробно изучают систему  стандартов и контроля за качеством  на рабочих местах, измерительные  приборы и пр. Управление качеством  продукции выдвигается в экономике  на первое место и в связи с  конкурентоспособностью на рынке.

 


 

Рисунок - 8 «Петля качества» на предприятии

 

Раздел V Нововведения и инвестиции на предприятии

 

Тема 16 Инновационная политика предприятий. Изобретательство и патентоведение

 

Эффективным инструментом устойчивого развития предприятия в условиях рынка  являются инновации. В практике экономического анализа и исследований используют ряд терминов, которые дают представление  об инноватике, инновациях и инновационном процессе.

Инноватика  – это область науки, которая  изучает различные теории нововведений – формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, адаптацию к этим противодействиям человека и инновационных организаций, выработку инновационных решений.

Инновационная деятельность – это процесс, направленный на реализацию результатов законченных  научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Инновации (нововведения) – конечный результат инновационной  деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновационный потенциал предприятия (отрасли, региона, государства) – это совокупность различных видов ресурсов, включая  материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления  инновационной деятельности.

Инновационная сфера – область деятельности производителей потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Основными критериями классификации инноваций являются:

1 По значимости и уровню экономического эффекта:

- базисные (первичные, радикальные) – это нововведения, создающие основу для появления новых отраслей промышленности и образования новых рынков;

- улучшающие инновации возникают в процессе «доводки» новых товаров и технологий, их максимального приспособления к требованиям рынка;

- псевдоинновации – это те инновации, которые реализуются в мини-измерениях, скорее ассоциирующихся с совершенствованием, модификацией, нежели с техническим процессом.

2 По направленности воздействия на процесс производства:

- расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например, компьютеризация от ограниченного использования больших ЭАМ к массовому применению персональных компьютеров);

- рационализирующие инновации близки к видоизменениям;

- замещающие инновации предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций.

3 По глубине вносимых изменений:

- инновации нулевого порядка – регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

- инновации первого порядка – изменение количественных свойств системы;

- инновации второго порядка – перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;

- инновации третьего порядка – адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

- инновации четвертого порядка – новый вариант , простейшее качественное изменение, выходящее за рамки просты адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются, т.е. происходит некоторое улучшение их полезных свойств;

- инновации пятого порядка – новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структура концепции сохраняется;

- инновации шестого порядка – новый вид качественного изменения первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;

- инновации седьмого порядка – новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип.

4 По отношению к разработке:

- инновации, реализованные силами данного предприятия;

- инновации, реализованные внешними силами.

5 По масштабам распространения:

- инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт;

- инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства.

6 По месту и роли в процессе производства:

- основные инновации – они создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, а также составляют базис крупных технологических систем;

- дополняющие инновации – они расширяют рынок в соответствующих областях или развивают имеющиеся базисные технологии.

7 По характеру удовлетворяемых потребностей:

- инновации, ориентированные на существующие потребности;

- Инновации, ориентированные на создание новых потребностей.

8 По степени новизны:

- инновации, основанные на новых открытиях;

- инновации, созданные на основе нового способа, примененного к новым открытиям.

9 По времени выхода на рынок:

- инновации – лидеры;

- инновации – последователи.

10 По причинам возникновения:

- реактивные инновации – эти инновации, обеспечивающие выживание фирмы. Они являются реакцией на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е. реактивные инновации производятся вслед за конкурентами с целью ведения целенаправленной борьбы на рынке;

- стратегические инновации – это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

11 По предмету и сфере приложения инноваций предполагается их деление на:

- продуктовые инновации (новые продукты и новые материалы);

- рыночные инновации (инновации, открывающие новые сферы применения продукта; инновации, позволяющие реализовывать продукт на новых рынках);

- инновации – процессы (технологии, организация процесса производства и управленческие процессы).

Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально  новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных  товаров, а это требует формирования и развития инновационного предпринимательства.

Различают классическую и инновационную модели предпринимательства.

Классическая  модель – это предпринимательство  традиционное, рутинное, репродуктивное. Предприниматель в рамках такой модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности.

Инновационная модель – предполагается поиск таких  путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или  новшества, доведенные до стадии конечного  использования.

В зависимости  от преобладающего типа инноваций предприятия  могут быть разбиты на определенные классы.

1 Инноваторы – лидеры и инноваторы – последователи.

Инноваторы – лидеры – это предприятия, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими предприятиями. Они работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инноваций, носящих упреждающий (стратегический) характер, имеют запас «экономической прочности», который выражается в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции, более низких по сравнению со средними удельных издержек производства.

Инноваторы – последователи рискуют меньше, так как их инновации являются, как правило, реакцией на инновации лидеров, но имеют более низкие экономические показатели и показатели конкурентоспособности.

2 Предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия или пионерные изобретения, и предприятия, создающие инновации на основе нового способа применения ранее сделанных открытий.

3 Предприятия – инноваторы, создающие новые потребности (например, создание таких товаров как радиоприемник, магнитофон, телефон, телевизор и др.), и предприятия, способствующие развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей (например, инновации по реализации новых поколений товаров).

4 Предприятия, создающие базовые инновации, и предприятия, деятельность которых направлена на создание инноваций-видоизменений. Базовые инновации могут быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством применения новых способов к предыдущим открытиям. Этот вид инноваций связан с созданием новых поколений техники, которые впоследствии будут совершенствоваться путем разработки инноваций-видоизменений.

5 Предприятия, создающие инновации с целью последующего их применения в одной отрасли, и предприятия, реализующие инновации для всего народного хозяйства или АПК.

6 Предприятия, реализующие инновации-продукты, и предприятия, реализующие инновации-процессы.

7 Предприятия, создающие инновации для новых рынков, и предприятия, ориентирующиеся на инновации, создающие новые сферы применения на старых рынках.

Побудительными  мотивами развития инноваций на предприятии  являются стремление снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли  в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Изобретательство и  патентоведение. Генерация идей - единственный надежный способ продвижения вперед, не раз уже спасавший человечество. "Производством" идей занимаются изобретатели: в широком смысле - это люди, создающие новое в любой области жизни общества. Если у них есть приемы и правила получения новых, оригинальных идей, эти приемы должен знать каждый. Как работает "промышленность изобретений" и какова ее эффективность? Удивительно, но это единственная "отрасль" в нашем организованном мире, которая сохранила кустарный, почти неуправляемый способ производства. Общество вынуждено ждать милости от стихии изобретательства. Захотел кто-то придумать нечто новое - общество получает идею, не захотел - не получает. Но драма изобретательства заключается еще и в том, что можно очень хотеть изобрести, потратить годы, а то и жизнь, и... не решить поставленной задачи. И происходит это чаще всего потому, что большинство изобретателей пользуются традиционным методом проб и ошибок. Вспомните героев книг и фильмов в момент решения трудной задачи: "А если сделать так?. Нет, так не получается, попробуем иначе... А может быть зайти с другой стороны?. И так не получается. Попробуем еще раз..." Продолжаются эти поиски до тех пор, пока "яркая вспышка озарения" не высветит искомое решение. Это может произойти после двадцатой, сотой, тысячной пробы. А может и вообще не произойти - не хватит жизни. Эпоха собирательства случайно появляющихся идей подходит к концу, пора переходить к новой технологии творчества.

Для определения  понятия «творчество» существует много  различных определений. Рассмотрим некоторые из них:

1 Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности;

2 Творчество — это особый вид интеллектуальной деятельности человека, направленной на создание качественно новых ценностей;

3 Творчество — это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Из этой формулировки ясно, что критерием творчества является не качество результата специфической деятельности человека, а характеристики и процессы, активизирующие его творческую продуктивность.

Информация о работе Комплексная подготовка производства