Конкуренция и конкурентообразующие факторы в строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание

Главное содержание конкуренции — борьба за полное удовлетворение потребностей потребителя. Для успешного конку­рсного противоборства предпринимателю необходимо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать ее технический уровень. Поэтому конкуренция между предпринимателями есть не что иное, как продвижение новых, более эффективных товаров и услуг, новых идей, новых разработок.

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая(1ый вариант).doc

— 335.50 Кб (Скачать документ)


 

1.             понятие конкуренции и конкурентообразующих факторов в строительстве

1.1  Теоретические аспекты понятия конкуренции в строительстве.

 

Конкуренция как основа рыночной экономики — это мощ­ный стимул экономического роста.

Главное содержание конкуренции — борьба за полное удовлетворение потребностей потребителя. Для успешного конку­рсного противоборства предпринимателю необходимо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать ее технический уровень. Поэтому конкуренция между предпринимателями есть не что иное, как продвижение новых, более эффективных товаров и услуг, новых идей, новых разработок. Жизнь показывает, что именно благодаря конкуренции и на ее основе государства с рыночной экономикой ха­рактеризуются более интенсивным продвижением вперед, когда результат объективно зависит не только от набора техничес­ких, эстетических, эргономических и других свойств, но и от условий их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж  фирмы, риск и т.д.). Конкуренция является ключевым момен­том конструкции рыночной экономики.

Основная цель конкурирующих субъектов на рынке строи­тельных услуг — реализовать свою продукцию с целью удов­летворения потребностей общества и получения наибольшей прибыли.

Для достижения своих целей организация выбрасывает на рынок новые виды продукции и услуг более высокого качества, устанавливает более высокую цену и стимулирует других пере­налаживать свое производство, выпуская хорошо зарекомендовавшую себя продукцию. При этом снижаются цены, а при на­сыщении рынка они стабилизируются на определенном уровне. В условиях отсутствия спроса на продукцию и услуги цены опускаются ниже себестоимости. Через колебания рыночных цен вокруг стоимости устанавливается уровень цен, при котором наблюдается равенство спроса и предложения. Однако в усло­виях рынка конкуренция сбивает равновесие между спросом и предложением и создает новую рыночную ситуацию.

Существуют следующие несхожие рыночные ситуации: чистая  конкуренция, чистая (абсолютная) монополия, монополи­стическая конкуренция и олигополия.

Чистая конкуренция. В этой ситуации не ограничено число участников конкуренции, производящих однородную продукцию.

Чистая (абсолютная) монополия. Для нее характерно нали­чие одной фирмы, являющейся межведомственным производи­телем продукции или услуг, не имеющей к тому же близких заменителей. Фирма представляет собой всю отрасль, заблокировано проникновение в отрасль других фирм и, естественно, отсутствует дифференциация продукции.

В условиях рыночной экономики подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его строгим контролем.

Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число продавцов, которые про­изводят дифференцированные продукты. Дифференциация зат­рагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителей складываются неценовые предпочтения, продукция может быть дифференцирована по условиям после­продажного обслуживания, доступности товара и услуг, интен­сивности рекламы и т.д. Вхождение в рынок с монополистичес­кой конкуренцией довольно легко.

Олигополия. Главная ее особенность — небольшое количе­ство участников конкуренции. В этой рыночной ситуации отно­сительно малое число фирм господствует на определенном рын­ке, где продукция или услуги стандартизированы или дифференцированы. Четко установленных границ между различными рынками нет, и модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся от чистой монополии до монополистической конкуренции. Вступление в рынок — дело очень сложное.

В зависимости от обстоятельства хозяйствующий субъект может использовать любую модель конкурентного поведения.

В условиях рыночной экономики различают три типа конку­рентного поведения: креативный, приспособленческий, обеспе­чивающий (гарантирующий).

При креативном конкурентном поведении действия конку­рентов состоят из системы мероприятий, направляемых на со­здание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над соперниками, — новой продукции, новых форм технологии и организации про­изводства, новых методов распределения и сбыта и т.д. Основ­ным признаком креативной конкуренции является стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структу­ры спроса и предложения.

Приспособленческое конкурентное поведение состоит в уче­те инновационных новейших изменений в производстве и в по­пытках предупреждения действий соперников, связанных с модернизацией производства. Приспособленческое конкурент­ное поведение применяется в том случае, когда предпринима­ешь не до конца уверен в своих инновационных возможностях. Поэтому он стремится, прежде всего, к копированию в возможно более сжатые сроки достижений своих соперников.

Обеспечивающее (гарантирующее) конкурентное поведение основано на стремлении предпринимателя к сохранению и стабилизации на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке за счет повышения качества продукции, видоизменения ассортиментного набора продукции, оказании дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием. Обеспе­чивающее конкурентное поведение применяется обычно в том случае, когда предприниматель не имеет возможности существенно менять производственную и коммерческую программы и обладает слабыми инновационными потенциями.

Тот или иной тип конкурентного поведения применяется предпринимателем в зависимости от методов конкурентного со­перничества. В практике бизнеса обычно используются два ме­тода конкуренции: ценовая и неценовая. Ценовая конкуренция представляет собой соперничество предпринимателей за извле­чение дополнительной прибыли на основе уменьшения издер­жек производства и реализации определенной продукции, сни­жения цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Неценовая конкуренция предусматривает: 1) измене­ние свойств продукции; 2) придание продукции качественно новых свойств; 3) создание новой (не существовавшей раньше) продукции для удовлетворения тех же потребностей; 4) обнов­ление свойств товара, являющихся символом моды, престижа, т.е. изменение квази-качества товара; 5) совершенствование ус­луг, сопутствующих товару, — доставка, монтаж, наладка, гарантийный ремонт и т.п.

В историческом плане конкуренция в рыночной экономике начиналась с методов ценового соперничества. Такое положе­ние было характерно для периода свободной конкуренции, оно было обусловлено характерными признаками преобладания ведомственного соперничества над межотраслевым, неизменнос­тью системы потребностей в течение длительного времени.

В условиях современной эффективной конкуренции наблю­дается преобладание неценовых методов. Основу соперничества между фирмами составляет борьба за дифференцированный спрос. Разрабатывая стратегию и тактику поведения на рынке, фирма прежде всего озабочена созданием продукции, которая по своим потребительским качественным параметрам соответ­ствует запросам потребителей. Разрабатывая экономическую политику, фирма ориентируется прежде всего на учет динамики потребительских ожиданий. А уже в рамках этого они определяют пути снижения издержек и уменьшения цены.

Применение того или иного метода конкуренции зависит  от конкретных условий от той конкурентной стратегии, которая разработана фирмой на определенный промежуток времени. Конкурентная стратегия — это концепция действий фирмы, направленных на достижение поставленной цели. Изначально конечной целью всякой фирмы являлась монополизация рынка товаров для получения максимальных доходов. Однако действительность показала, что ни одна фирма в странах с рыночной экономикой не сумела за годы своего существования монополи­зировать рынок. Такое положение приводит к тому, что всякая фирма осуществляет полистратегический поиск, т.е. в своей деятельности применяет одновременно по крайней мере две стратегические установки — установку на монополизацию рынка и установку на интеграцию своей деятельности в единый процесс функционирования рынка. Согласно первой установке, действия фирмы направлены на уменьшение числа конкурен­тов, согласно второй — на стабилизацию своего собственного положения путем уменьшения степени риска за счет долго- или краткосрочного сотрудничества с другими фирмами в форме корпораций, ассоциаций, т.е. используя горизонтальные и вер­тикальные связи. Первая установка изначально предполагает дискриминирующие действия по отношению к конкурентам, она влечет за собой изменение баланса сил на рынке, вторая пред­полагает снижение конкурентной активности, сохранение ба­ланса сил, если эти силы признаются равновеликими.

Выбор стратегии или сочетания стратегий осуществляется строительными фирмами в зависимости от ролевой и содержа­тельной функции организации в процессе конкурентного взаи­модействия.

Для правильного выбора стратегии конкуренции каждой строительной организации необходимо владеть методикой оцен­ки своей конкурентоспособности, а также учитывать те суще­ственные отличительные характеристики, которые свойствен­ны самому рынку строительных услуг и присущим ему конку­рентным отношениям. К ним, прежде всего, относятся: услуги в инжиниринге и строительстве, связанные как с разработкой проектов и собственно сооружением, так и с руководством стро­ительства. Строительные фирмы могут базировать свою конку­рентную стратегию как на основе специализации и концентра­ции, так и диверсифицируя свою деятельность; рынок строительных услуг и тесно связанный с ним рынок недвижимости, структурной занятости населения, законодательной базой; конкуренция отечественных строительных услуг, как на внутреннем, так и на внешнем рынке и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Конкурентообразующие факторы в строительстве: теоретические аспекты.

При разработке стратегии конкуренции строительной фирмы необходимо учитывать конкурентообразующие факторы  в условиях рыночных отношений. Все факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и услуг, разделяют на вне­шние и внутренние.

К внешним факторам прежде всего относится маркетинг (предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей строительной и ремонтно-строительной продукции), т.е. прове­дение маркетинговых исследований в части получения заказов на выполнение строительных работ.

Строители должны оценить свою конкурентоспособность, и эта оценка вплотную должна связываться с изучением стратегичес­ких альтернатив: ограниченный рост объемов строительных ра­бот, цены на товары и услуги, все виды информации и т.д., а также необходимо учитывать фактор риска и фактор времени.

К внутренним факторам относятся: технология, техника, организация строительного производства и экономические фак­торы.

Основные задачи технологии состоят в том, чтобы получить готовый продукт с возможно более высокими качественными характеристиками при наименьших затратах производственных ресурсов, использовать новые средства труда, изменить снабже­ние строительными материалами и конструкциями и т.д., что оказывает наибольшее воздействие на производительность во вза­имосвязи с другими факторами — профессиональными кадрами.

Техническая система обеспечивает эффективное использова­ние основного технологического оборудования, машин и меха­низмов. Внедрение технических новшеств и связанные с ними изменения в технологии обеспечивают на выходе конкуренто­способную продукцию.

Организация строительного производства позволяет рацио­нально использовать людей, оборудование, предметы труда я создавать условия для осуществления прогрессивного строитель­ного производства с наименьшими затратами. На организаци­онном этапе большое значение имеет ускорение оборота време­ни производственных фондов. Поэтому непрерывность произ­водства, его ритмичность, пропорциональность использований средств труда рассматриваются как основные измерители эффективной организации строительного производства.

Основные экономические факторы, характеризующие конкрентоспособность строительной фирмы на рынке, — объем продажи продукции и услуг, чистая прибыль.

 В оценке деятельности строительной организации по отноше­нию к своим конкурентам весьма значимыми признаются: доля прибыли в объеме продаж продукции и услуг после вычета нало­гов (этот показатель рентабельности может колебаться в боль­ших пределах и в основном зависит от принятых на уровне госу­дарства норм налогообложения), показатель чистой рентабельно­сти (отношение прибыли после вычета налогов к собственному или используемому капиталу), показатель платежеспособности (отношение оборотных средств к краткосрочной задолженности).

Выбор оптимальных показателей конкурентоспособности, которые объективно отражали бы условия и формы конкурен­ции на рынке строительных услуг, является ключевым вопро­сом в развитии конкуренции строительных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теоретические основы оценки конкурентоспособности строительной продукции и строительной организации.

2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности строительной продукции и строительной организации:

Именно благодаря наличию конкуренции происходит постоянное обновление и усовершенствование продукции предприятий, формируются новые более эффективные формы хозяйствования, развивается НТП.

Информация о работе Конкуренция и конкурентообразующие факторы в строительстве