Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:12, курсовая работа
Главное содержание конкуренции — борьба за полное удовлетворение потребностей потребителя. Для успешного конкурсного противоборства предпринимателю необходимо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать ее технический уровень. Поэтому конкуренция между предпринимателями есть не что иное, как продвижение новых, более эффективных товаров и услуг, новых идей, новых разработок.
Методика 3.
Методы измерения и оценки конкурентоспособности фирм основываются на оценке различных конкурентных преимуществ, используемых фирмами в своей маркетинговой стратегии: качество и цена товара, обслуживание потребителей, сроки исполнения заказа, имидж фирмы и др.. Строительные фирмы предлагают рынку в качестве товара услугу, т.е. лишь потенциальную возможность получения в будущем нового или восстановленного здания, сооружения.
Важнейшей характеристикой эффективности работы строительной фирмы на рынке является количество и объем заказов на производство работ, полученных в результате открытой конкурентной борьбы с другими фирмами. Наиболее общей характеристикой конкурентоспособности строительной фирмы является коэффициент конкурентоспособности, определяемый количеством выигранных тендеров по отношению к общему количеству конкурентных случаев в каждом сегменте рынка строительных услуг за определенный период:
Кki=Ri/Ni
где Кki — коэффициент конкурентоспособности i-ой фирмы;
Ri — количество тендеров, выигранных i-ой фирмой;
Ni — количество тендеров, в которых принимала участие i-ая фирма.
Объемы заказов, выставляемых на тендер, имеют разную величину, поэтому коэффициент конкурентоспособности целесообразно определять с учетом объемов подрядов, в денежном выражении:
Kkoi=∑Wij (j=1,r)/∑Wij (j=1,n) (10)
где Кij — коэффициент конкурентоспособности с учетом объема тендеров;
r — количество тендеров, выигранных i-ой фирмой;
n — общее количество тендеров, в которых принимала участие фирма;
Wij — объем j-го тендера.
Очевидно, что значения коэффициентов Кki и Кkoi могут совпасть в исключительно редких случаях, поскольку влияние такого фактора, как объем контракта, вносит существенные коррективы в расчет частоты выигранных тендеров. Коэффициент Кkoi в большей степени отражает реальные результаты фирмы в реализации рыночно ориентированной конкурентной политики. Он является подтверждением эффективности работы фирмы по завоеванию лидирующих позиций на данном сегменте рынка.
Однако для успешного управления конкурентоспособностью необходимо рассматривать оба коэффициента в различных сочетаниях. Если Кki>Кkoi это означает, что фирма более конкурентоспособна в борьбе за заказы, объем каждого из которых меньше среднего по данному сегменту рынка.
Обратное соотношение Кki<Кkoi свидетельствует о том, что фирма более конкурентоспособна в борьбе за заказы, объем которых больше среднего по данному сегменту рынка.
Приблизительное равенство коэффициентов говорит о том, что у фирмы либо нет явных предпочтений по объемам заказов, либо в большинстве случаев фирма выигрывает тендеры среднего объема.
В практике проведения тендеров, подряд получает фирма, предложившая наименьшую цену за оказание услуги по возведению объекта, либо выполнению работ. В связи с этим в дополнение к коэффициенту конкурентоспособности необходимо применять коэффициент ценового отклонения Vij, который отражает соотношение цен предложения i-ой фирмы и рыночной цены, установленной по результатам тендера. Так, если по j-ому объекту рыночная цена составляет роj, а цена предложения i-ой строительной фирмы — Pij, коэффициент Vij , отражающий превышение i-ой фирмой минимальной цены предложения, определяется по формуле:
Vij=Pij/Poj
Исследования, проведенные за рубежом, показывают, что :у многих участников тендера цены предложения не превышают значение коэффициента Vi j=1,2. Принимая во внимание, что в условиях сложившегося рынка цены на вес виды используемых в строительстве ресурсов отличаются незначительно, а доля прибыли в цене предложения относительно невелика, предложения от фирм с коэффициентом Vi j , превышающим 1,2, свидетельствуют об их низком интересе к получению подряда Коэффициент ценового отклонения определяется по каждому тендеру.
Методика 4.
Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, дает представление о конкурентоспособности предприятия, касаясь наиболее важных аспектов его деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов и ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Метод построен на анализе четырех групп факторов конкурентоспособности предприятия:
1.Факторы, характеризующие эффективность производственной деятельности фирмы:
издержки производства на единицу продукции;
фондоотдача в стоимостном выражении;
рентабельность товара, которая показывает степень прибыльности производства товара;
производительность труда в стоимостном выражении на человека, которая отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы.
2. Факторы финансового положения организации:
коэффициент автономии;
коэффициент платежеспособности;
коэффициент абсолютной ликвидности.
3. Факторы эффективности организации сбыта и продвижения товара:
рентабельность продаж;
коэффициент затоваренности готовой продукцией;
коэффициент загрузки производственной мощности;
коэффициент эффективности рекламы.
4. Факторы конкурентоспособности товаров:
качество товара;
цена товара.
Оценка конкурентной позиции предприятия требуется для:
разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности;
выбора фирмы-партнера для организации совместного производства продукции;
привлечение средств инвестора в перспективное производство;
составления программы выхода фирмы на новые рынки сбыта.
В любом случае проведение оценки преследует цель определения положения строительной фирмы на отраслевом рынке. Достижение этой цели возможно лишь при условии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности [16].
Конкурентного преимущества фирмы добиваются выбором сферы конкуренции, отличающейся от конкурентов, т. е. поиском новых способов, таких как:
1) новые, более прогрессивные технологии, позволяющие выпускать новые или более качественные товары. Совершенствование организации производства и труда, позволяющее снизить затраты на производство. Совершенствование маркетинговых исследований, способствующих лучшему изучению спроса на продукцию, сокращению радиуса её доставки и улучшению потребительских свойств товара;
2) новые или изменившиеся запросы покупателей;
3) появление нового сегмента отрасли или перегруппировка существующих сегментов;
4) изменение стоимости или наличия компонентов производства, таких как сырьё, рабочая сила, транспорт, связь, энергия, оборудование, средства информации и другие;
5) изменение правительственного регулирования в области налогообложения, торговых стандартов, охраны окружающей среды.
В сумме экономическая и социальная способность предприятия, при сравнении с аналогичной способностью других предприятий, отражает уровень его конкурентоспособности.
3. Расчеты факторов конкурентоспособности строительной продукции и строительной организации
3.1 Оценка конкурентоспособности строительной продукции
Важнейшей характеристикой продукции является ее качество. Произвести оценку конкурентоспособности продукции можно по коэффициенту, учитывающему соотношение основных качественных характеристик продукции (потребительских свойств) и цен реализации по формуле:
Кij=(Тi/Тj)/(Цi/Цj),
где Кij – коэффициент конкурентоспособности;
Тi и Тj – основные качественные характеристики продукции соответственно i-й и j-й организаций
Цi и Цj – цены реализации продукции i-й и j-й организаций.
В курсовой работе произведена оценка конкурентоспособности продукции четырех фирм-производителей строительного кирпича:
Таблица 1 – стандарты по ГОСТ 530-95 для марок кирпича 100, 125, 150.
Показатели | Марки | ||
100 | 125 | 150 | |
Прочность, МПа | 10,0 | 12,5 | 15,0 |
Водопоглощение, % | Должно быть меньше 6 % | ||
Масса, кг | Должно быть не более 4,3 кг | ||
Средняя рыночная цена, р./100 шт. | 2500,0 | 2600,0 | 2700,0 |
Таблица 2 – исходные данные для определения конкурентоспособности продукции – кирпича строительного.
Фирмы | Показатели | |||||||
Цена, р./1000 шт. | Прочность, МПа | Водопоглощение, % | масса, кг | |||||
марка 100 | марка 125 | марка 150 | марка 100 | марка 125 | марка 150 | |||
1.ОАО «Стройкерамика» | 2492 | 2592 | 2692 | 10,2 | 2,4 | 5,0 | 6,1 | 4,2 |
2. ОАО «ЗСМ – 7» | 2492 | 2602 | 2712 | 9,1 | 2,1 | 4,2 | 5,8 | 4,2 |
3.ОАО «Минский ЗСМ» | 2502 | 2612 | 2682 | 9,5 | 2,8 | 5,1 | 5,7 | 4,3 |
4. ОАО «Бобруйский кирпичный завод» | 2512 | 2592 | 2702 | 9,8 | 2,0 | 3,7 | 6,0 | 4,4 |
Информация о работе Конкуренция и конкурентообразующие факторы в строительстве