Конкуренция и конкурентообразующие факторы в строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание

Главное содержание конкуренции — борьба за полное удовлетворение потребностей потребителя. Для успешного конку­рсного противоборства предпринимателю необходимо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать ее технический уровень. Поэтому конкуренция между предпринимателями есть не что иное, как продвижение новых, более эффективных товаров и услуг, новых идей, новых разработок.

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая(1ый вариант).doc

— 335.50 Кб (Скачать документ)

При оценке конкурентоспособности строительного предприятия практический интерес представляет прогнозирование вероятности завершения строительства объектов и комплексов в заданный срок. Для этого накапливается статистическая информация о проектах, в которых принимала участие строительно-монтажная организация. На основании полученного статистического материала определяется уровень организационно-технологической надежности (р) возведения объекта или комплекса объектов как вероятность (Р) выполнения работ при продолжительности строительства (Т), не превышающей заданной (Тд):

р = Р(Т < Тд)                                                                                   (1)

Повышение организационно-технологической надежности строительного производства может достигаться двумя принципиально различными путями: снижением влияния факторов, нарушающих надежность функционирования строительных систем, или разработкой систем, надежно функционирующих в условиях воздействия этих факторов. Оба пути не исключают друг друга и могут использоваться как комплексно, так и самостоятельно.

Таким образом, как показывает анализ, критериями оценки конкурентоспособности строительно-монтажной организации могут служить конкурентоспособность производимой ею строительной продукции и конкурентоспособность самого подрядчика. В свою очередь конкурентоспособность строительной продукции определяется ее внутренней ценой и качеством, а конкурентоспособность строительно-монтажной организации - уровнем ее организационно-технологической надежности и скоростью строительства. При оценке конкурентоспособности факторы, соответствующие данным критериям, могут использоваться как раздельно, в зависимости от приоритетов заказчика (инвестора), так и совместно, на основе определенных при помощи метода экспертных оценок весовых коэффициентов для каждого вида строительства.

Также для определения конкурентоспособности строительного предприятия необходимо учитывать специфику производимой продукции. Поскольку строительная продукция, как правило, имеет длительный жизненный цикл, обусловленный долгим сроком службы, а обеспечение ее конкурентоспособности целесообразно в стратегическом плане, то первое вышеизложенное отличие, по отношению к строительной отрасли, становится несущественным. Что касается второго отличия, то производитель также может оценивать конкурентоспособность продукции в зависимости от номенклатуры включаемых параметров. Т.е. основное отличие конкурентоспособности предприятия и продукции заключается, прежде всего, в более полном наборе характеристик, детерминирующих конкурентоспособность предприятия. При этом ключевой целью ее оценки становится выявление слабых сторон в производственно-хозяйственной деятельности и разработка системы мероприятий по их улучшению.

Таким образом, понятие «конкурентоспособность строительных (инвестиционно-строительных) предприятий» следует рассматривать в тесной взаимосвязи с основной целью их деятельности - реализацией инвестиционных проектов. По экономическому содержанию конкурентоспособность обеспечивается комплексом маркетинговых, информационно-рекламных, финансово-инвестиционных, научно-производственных и кадровых целенаправленных мероприятий управляющей компании (предприятия), позволяющих получить наилучшие результаты в процессе достижения конечной цели инвестиционных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методики оценки факторов конкурентоспособности строительной продукции

 

Существует множество методик оценки конкурентоспособности, применяемых в практике работы строительных предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки.

Методика 1

Определение комплексного показателя конкурентоспособности по методике М.Г.Долинской и И.А.Соловьёвым, согласно которой расчет конкурентоспособности осуществляется с помощью нескольких последовательных операций.

1.                      Определение единичных показателей конкурентоспособности (q) как отношение величины первого параметра для анализируемого товара (P) к величине первого параметра базового образца (P10)

 

qi=Pi/Pi0*100%                                                                            (2)

qi=Pi0/Pi*100%                                                                            (3)

 

2.Из формул (2) и (3) выбирается та, которая соответствует улучшению параметра показателей (в данном случае). Далее рассчитываются групповые показатели (индексы) конкурентоспособности (Imn), которые характеризуют соответствие товара потребности в нем.

Imn=∑aiqi,                                                              (4)

где n – число технических параметров, участвующих в оценке;

ai - вес i-го параметра в общем наборе;

qi – единичный показатель по i-му техническому параметру;

Imn – групповой показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам не должен превышать 100%.

 

3.Расчет уровня конкурентоспособности (К) с помощью групповых показателей по одной группе параметров:

 

К= Imn(1)/Imn(2),

 

где Imn(1),Imn(2) – показатели конкурентоспособности для первого и второго товаров-конкурентов.

1.                      Расчет групповых показателей конкурентоспособности по экономическим критериям, которые характеризуются через затраты потребителя на приобретение, послепродажную деятельность и эксплуатацию (потребление) товара в течение всего срока службы (годности).

2.                      Определение интервального показателя конкурентоспособности (К) товара по отношению к образцу (базовому товару) по формуле:

 

IK=Imn/C,              (5)

 

где С – групповой показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.

Достоинством указанной методики является комплексный подход при оценке конкурентоспособности, а недостатком – отсутствие учета степени значимости разных потребительских и экономических параметров. Кроме того, нецелесообразно выделять отдельно нормативные и технические показатели, так как это одна группа показателей. Нормативные показатели регламентируются стандартами или другими документами. В основном они представлены техническими требованиями, которые нормируются в особом разделе стандартов «Технические требования к качеству».

Эта методика из всех потребительских показателей учитывает только качество, но не учитывает другие основополагающие характеристики товаров, в частности, ассортиментную характеристику, что не позволяет использовать её для оценки конкурентоспособности межродовых, межгрупповых и межвидовых товаров-конкурентов. Однако, несмотря на указанные недостатки, эта методика дает более достоверные результаты.

 

Методика 2.

 

Методика оценки интеграционного показателя уровня конкурентоспособности предложена О.Д.Андреевой и предусматривает следующие операции.

1.                      Расчет цены потребления (Цп), которая складывается из цены рынка и расходов, связанных с эксплуатацией изделия в период его жизнедеятельности:

 

Цп=Ц1+Р2+С3+С4+С5+Р6+Р7+Р8+О9+С10+С11,              (6)

где Ц1 – цена рынка;

Р2 – расходы на транспортировку;

С3 – стоимость установки;

С4 – стоимость хранения;

С5 – стоимость технической информации и прочей документации;

Р6 – расходы по обслуживанию изделия;

Р7 – расходы на топливо и электроэнергию;

Р8 – расходы на ремонт;

О9 – оплата налогов, таможенных расходов и сборов;

С10 – стоимость страхования;

С11 – стоимость утилизации.

 

 

2.                      Расчет показателя конкурентоспособности (К):

 

К=(Q+С)/ Цп,               (7)

 

где Q – качество товара;

С – качество послепродажного обслуживания или сервиса.

 

3. Определение уровня конкурентоспособности как строительного показателя, отражающего отличие анализируемого от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности.

Все параметры, характеризующие уровень конкурентоспособности, О.Д.Андреева подразделяет на три группы: нормативные (патентная частота, соответствие стандартам и нормам), технические и экономические.

В приведенной методике расчета конкурентоспособности товаров остается неясным, как рассчитать качество послепродажного обслуживания при всем многообразии составляющих показателей. Многие из них не поддаются прямому измерению (например, эстетические показатели: внешний вид, мода, дизайн, новизна товара).

 

Методика 3

 

Для оценки конкурентоспособности с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов численностью не менее 5 человек (один из руководителей или главный менеджер, конструктор, маркетолог, технолог, экономист).

Система баллов наглядно показывает, что каждому фактору конкурентоспособности эксперт может присвоить от 1 до 5 баллов. Весомость факторов равна от 4 (качество товара) до 1 (эксплуатационные затраты).

Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем по системе баллов, будет равна:

К= (/n)/5*a,              (8)

 

где Кт — конкурентоспособность товара (значение колеблется от 2 до 10); n — количество экспертов; Б — экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности товара; аj — весомость j-го фактора (от 4 до 1); 5 — максимальная оценка фактора.

Методика 4

 

Дифференциальный метод основан на использовании единичных параметров анализируемого товара и базы сравнения и их сопоставлении.

Если при оценке по техническим и экономическим характеристикам базовые значения установлены нормативно-технической документацией или договорами, то единичный показатель может быть меньше или равен 1.

В случае, когда анализируемый товар имеет характеристику, значение которой превышает потребности, указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество, единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 1 и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин: 1 или фактическое значение этого показателя.

При оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения: 1 или 0. Если анализируемый товар соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если нет, то показатель равен 0. Если технические параметры товара не имеют количественной оценки, для придания этим параметрам количественных характеристик используются экспертные методы оценки в баллах.

В большинстве случаев дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемого товара или наличия у него недостатков по сравнению с товаром-аналогом. Он не учитывает влияние каждого параметра на предпочтение потребителя при выборе товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Методики оценки факторов конкуренотоспособности строительной организации

 

Оценка конкурентной позиции строительной фирмы на строительном рынке позволяет:

1)                     разработать меры по повышению конкурентоспособности;

2)                     выбрать партнера для организации совместного выпуска продукции;

3)                     привлечь инвестиции в эффективное производство;

4)                     составить программы выхода фирмы на новые строительные рынки сбыта.

Достижение поставленной цели возможно при наличии оперативной и объективной методики оценки факторов конкурентоспособности. Рассмотрим некоторые методы оценки собственной конкурентной позиций фирмы в строительстве.

 

Методика 1.

 

Среди наиболее известных методов можно отметить матричный. Его основу составляет анализ конкурентоспособности с учётом жизненного цикла товара. В прямоугольной системе координат строиться матрица, по горизонтали откладывается темпы роста (сокращения) количества продаж в линейном масштабе, по вертикали – относительная доля товара (услуги) на рынке. Наиболее конкурентоспособными являются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

 

Методика 2.

 

Заслуживает внимание также метод, основу которого составляет оценка товара (услуги) предприятия. Исходная позиция метода – конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособности его продукции. К числу недостатков метода следует отнести отсутствие возможности судить о преимуществах и изъянах в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия подменяется конкурентоспособностью товара и не отражает других аспектов деятельности предприятия.

Информация о работе Конкуренция и конкурентообразующие факторы в строительстве