Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:57, реферат

Описание

Совершенная конкуренция предполагает существование большого количества мелких предприятий, каждое из которых в отдельности не может влиять на существующую рыночную цену. Все производители производят однородную продукцию. Производители имеют полную свободу входа на от-раслевой рынок и выхода из него. Каждое предприятие может продавать по существующей рыночной цене все то, что оно производит, и нет необходимо-сти в продаже продукции по более низкой цене.

В условиях совершенной конкуренции потребители также не могут ус-танавливать цену. Существует полная прозрачность рынка. Это означает, что все потребители имеют полный объем информации относительно цен на раз-личные продукты, и им безразлично, у какого производителя их покупать.

Предполагается также, что существует совершенная делимость и пере-лив факторов производства по отраслям. Поэтому не существуют временные лаги, поскольку производители тотчас же приводят свои производственные программы в соответствие с требованиями рынка.

Содержание

Вступительная часть

1.Типы отраслевых структур.

2. Равновесие предприятия в условиях совершенной конкуренции

3.Равновесия предприятия-монополиста

4.Равновесие предприятия в условиях монополистической конкуренции и олигополии.

Заключительная часть

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 48.25 Кб (Скачать документ)

Нижней границей текущей рентабельности производства было бы снижение цены до уровня минимальных  средних переменных издержек, т.е. когда  Р = МС = min AVC. При еще более низкой цене начинается отказ от выпуска продукции и может наступить полное банкротство предприятия. 

При минимальных  средних переменных издержках и  цене Р = - min AVC предприятие не покрывает и части постоянных издержек. Размеры убытка достигают величины, равной произведению Q x AFC. 

Возникновение убытков  будет стимулировать отток капитала из отрас-ли и сокращение отраслевого  предложения, что, в свою очередь, при  неизме-нившемся спросе на отраслевую продукцию приведет к возрастанию  отрас-левой цены до уровня, при котором  экономические потери исчезают. 

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что предприятие  в кратко-срочном периоде будет  осуществлять выпуск продукции с  целью получения либо экономической  прибыли, либо минимизации убытков. Исходя из принципа сопоставления валовой  выручки (валового дохода) с валовы-ми (общими) издержками, условия равновесия предприятия могут быть представлены следующим образом. Экономическая (избыточная) прибыль предприятия максимизируется  при таком объеме производства, когда  вало-вой доход превышает валовые  издержки на максимальную величину. Пред-приятие  минимизирует свои убытки, производя  такой объем продукции, при котором  валовые издержки превышают валовой  доход на наименьшую вели-чину. Предприятие  откажется от производства, если валовой  доход не будет превышать валовые  переменные издержки. 

Исходя из принципа сопоставления предельного дохода с предель-ными издержками, равновесие предприятия будет определяться следующим образом. Предприятие  максимизирует прибыль или минимизирует убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором MR = МС или Р = МС, при условии, что цена превышает минимальные средние переменные издержки. 

С учетом свободного входа и выхода из отрасли в  условиях совершен-ной конкуренции, долговременное равновесие отраслевого  предприятия описывается посредством  формулы Р = min АТС =МС =MR 

Из этого равенства  следует, что в условиях совершенной  конкуренции достигаются: 

1. Производственная эффективность, т.е. продукция производится самым дешевым способом и устанавливается наиболее низкая цена (Р = min АТС). 

2. Эффективность распределения ресурсов, что означает в статике соответствие отраслевого распределения ресурсов общественным потребно-стям (Р = МС). 

Цена продукта может  рассматриваться как показатель того удовлетво-рения, которое общество готово получать от потребления дополнительной единицы продукта. Предельные издержки могут рассматриваться как пока-затель потерь для общества тех ресурсов, которые могли бы быть исполь-зованы для производства других товаров. 

Если Р > МС, то общество оценивает более высоко данный продукт, нежели другие товары, производимые из тех же ресурсов. Поэтому будет  на-блюдаться расширение производства данного продукта. Личная заинтере-сованность предпринимателей в этом будет объясняться - возникновением экономических прибылей. Если Р < МС, то возникает обратная ситуация. 

Когда Р = МС, тогда  общество оценивает данный продукт  так же вы-соко, как и другие товары, производимые из тех же ресурсов. В  такой си-туации возникает равновесие распределения ресурсов по отраслям, т.е. от распределения ресурсов достигается  максимум эффекта для общества по всему перечню производимой продукции. 

В динамическом аспекте (изменение вкусов потребителей, внедрение  новых технологий и т.д.) возникает  нарушение равенства МС = Р, что  устра-няется соответствующим передвижением  ресурсов по отраслям и из-менением структуры совокупного производства. И в этом случае будет на-блюдаться  совпадение индивидуальных интересов  поставщиков, с обще-ственными. 

Функционирование  экономики совершенной конкуренции  связано с рядом проблем. В  такой системе существует проблема распределения доходов. Изменение  структуры распределения доходов  между различными слоями населения  приводит к изменению структуры  совокупного спроса, а затем и  к изменению структуры совокупного  производства. Негативное со-циальное последствие изменения совокупного  производства, будет заклю-чаться в  том, что поставщики будут ориентироваться  на платежеспособные потребности, т.е. производство будет направлено на удовлетворение тех, ко-торые получают доход. Если лица получают доходы, не покрывающие их на-сущные потребности, то часть таких  потребностей будет не удовлетворена. Это значит, что могут производиться  предметы роскоши для богатых  и в не-достаточном количестве предметы первой необходимости для  бедных. 

В системе совершенной  конкуренции в процессе производства могут возникать побочные издержки в виде загрязнения окружающей среды. Так как поставщики будут стремиться избегать тех издержек производства, которые не окупаются (если цены полностью  не отражают общественную оценку продукции). 

По той же причине  поставщики не будут производить  обществен-ные блага (поддержание  обороноспособности, безопасности, бесплатное здравоохранение, наука и т.д.). 

В некоторых отраслях производства достижение технического оптимума выпуска продукции предполагает существование небольшого количества предприятий или даже одного (естественная монополия), что противоречит модели совершенной конкуренции. К тому же сомнительно, чтобы небольшие  по своим размерам предприятия были заинтересованы (из-за отсутствия барьеров распространения информации) и в  состоянии осуществлять техническое  развитие (по своим незначительным финансовым возможностям).  

В модели совершенной  конкуренции предполагается, что  поставщики поставляют идентичную продукцию, что приводит к стандартизации по-требления  и не соответствует психологическому стремлению к разнообра-зию потребительского выбора. С другой стороны, недостаточная  мотивация к техническому развитию не способствует появлению новых  видов продукции. 

3. Равновесие предприятия-монополиста 

По-иному формируется  равновесие предприятия в условиях монополии. Спрос в условиях монополии  падающий, ибо монополист в состоянии  влиять на цену посредством изменения  собственных объемов производства, так как продажа дополнительной единицы продукции оказывает  понижаю-щее влияние на цену. Тогда  предельный доход падает быстрее, чем  цена. Предельный доход n-ой единицы может быть подсчитан как разница в ва-ловом доходе при переходе от производства (n- 1) к n-ой единице продук-ции или же как цена n-ой единицы за вычетом убытка на предыдущих еди-ницах продукции, вызванного уменьшением цены 

В целом можно  сказать, что чем менее эластичен  спрос, тем больше производство дополнительной единицы продукции приводит к  снижению цены и большему падению  предельного дохода. Поэтому на тех  участках спроса, где спрос становится неэластичным, т. е. значения предель-ного дохода становятся отрицательными, монополист не будет понижать цену, так как  это будет приводить к снижению валового дохода при росте издержек, что означает сокращение экономической  прибыли. 

Более значительное снижение предельного дохода по сравнению  со снижением цены означает, что  достижение монополистом равновесного объема производства, при котором  MR = MC , сопровождается превышением цены Рm уровня предельного дохода MR и предельных издержек MC. Валовая прибыль монополиста составит ( Рm - АТС ) Q. 

Следует подчеркнуть  особо то, что монополист назначает  не самую высокую цену так как  он заинтересован в максимизации не удельной , а совокупной прибыли  Существование чистой монополии  не означает автоматически , что монополист присваивает экономические прибыли. Монополист может нести и убытки. Все зависит от состояния спроса и издержек . 

По сравнению с  совершенной конкуренцией в условиях чистой монопо-лии будут меньше объемы производства, но продаваться продукция  будет по более высокой цене Рm. Из этого следует, что в условиях монополии обще-ство будет платить более высокую цену за меньшие объемы продукции. Все это означает, что в условиях монополии не достигается ни технический оп-тимум производства (продукция производится не самым дешевым спосо-бом), ни эффективное распределение ресурсов (цена не совпадает с предель-ными издержками, она выше их, что предполагает недостаточность объемов производства монополизированной продукции для общества). 

При сравнении эффективности  чистой монополии и совершенного конкурента обычно предполагается, что  у них идентичные сред-ние издержки. В действительности это значительное упрощение. Спрос мо-жет быть недостаточным  для того, чтобы поддерживать большое  число конкурирующих предприятий, каждое из которых реализовывало бы при этом технологический оптимум производства. В такой ситуации недоста-точный спрос удовлетворялся бы совершенными конкурентами, которые производили продукцию не самым дешевым способом. В сравнении с их уровнем издержек монополист, используя свое положение единственного поставщика, может достичь технологического оптимума при недостаточ-ном спросе. Тогда продукция в условиях монополии производилась бы де-шевле. Возможно, что это привело бы к установлению более низкой про-дажной цены (даже при присвоении монополистом экономической прибы-ли) и более высоким объемам производства. 

Хотя эффект масштаба производства может свидетельствовать  в поль-зу монополии, существуют и  другие противоположные аргументы. 

Монополистам приписывается  стремление к «спокойной жизни» (X -неэффективность). Отсутствие конкуренции может объяснить тот факт, что вместо максимизации экономической прибыли монополист может отдать предпочтение реализации других целей: уклонение от риска, отказ от со-вершенствования производства, снижение интенсивности работы, трудо-устройство некомпетентных родственников и т.д. Это означает, что факти-ческие издержки монополиста при любом уровне объема производства мо-гут быть выше минимальных. 

Монополист, стремясь сохранить или завоевать монопольное  положе-ние может тратить значительные средства для реализации этих целей: об-работка общественного мнения, расходы на рекламу, лоббирование в  орга-нах государственного управления. Это увеличивает издержки монополиста. Существует мнение, что монополии  менее склонны к техническому развитию, поскольку конкуренция  не угрожает их положению, позволяю-щему присваивать экономические прибыли. Однако такое мнение является достаточно спорным, так как можно привести противоположные аргумен-ты. Технологическое  развитие приводит к снижению издержек и укрепляет барьеры входа  в отрасль. 

Монополии обычно являются акционерными обществами, капитал ко-торых  в значительной степени сконцентрирован  в руках небольших групп держателей акций, что предопределяет получение  ими высоких доходов от распределения  монопольных прибылей. Это усиливает  социальное неравен-ство в распределении  доходов. 

В разных сферах хозяйственной  деятельности монополии часто приме-няют дифференцированные цены на одну и  ту же продукцию, при чем сте-пень дифференциации цен не обусловлена  различием в издержках произ-водства. Например, различаются цены на электроэнергию для промышлен-ных предприятий  и домашних хозяйств, по времени  суток (разные тарифы днем и ночью). Дифференцированы тарифы за пользование  телефонными услугами в зависимости  от расстояния и времени суток. Дифференцирова-ны цены на авиабилеты, турпоездки и т.д. 

Ценовая дискриминация  возможна тогда, когда осуществимо  сегмен-тирование рынка (разделение покупателей на разные группы). Такая  про-цедура основывается на разной эластичности спроса разных групп покупа-телей. Еще  одним условием осуществимости ценовой  дискриминации вы-ступает невозможность  перепродажи монополизированной продукции  по-купателями одной группы покупателям  другой. 

Рассмотрим последствия  ценовой дискриминации на примере  выше-приведенной числовой таблицы. Предположим, что у монополиста  имеют-ся условия для осуществления  идеальной ценовой дискриминации. Это означает, что исходя из различной  потребности разных покупателей  в мо-нополизированной продукции  монополист в состоянии установить макси-мальную цену для каждого покупателя, которую тот готов заплатить, не-жели отказаться от потребления продукции. Покупатель первой единицы готов заплатить 134 денежной единицы, покупатель второй соответственно 124, третьей - 114 и т.д. Если предположить, что до ценовой дискримина-ции равновесный объем производства монополиста составлял 4 единицы, а равновесная цена 104 д.е., то теперь ситуация будет иной. Во-первых, осу-ществляя ценовую дискриминацию монополист увеличит свой валовый до-ход и вследствие этого свою экономическую прибыль. Валовый доход мо-нополиста составит: 134+124+114+104 = 476 д.е., что на 60 д.е. больше, чем до того момента, когда монополист не осуществлял ценовую дискри-минацию. Во-вторых, можно сделать вывод, что при идеальной ценовой дискриминации предельный доход совпадает с ценой. Тогда равновесный объем производства монополиста будет определяться совпадением предельных издержек с ценой. Это означает, что монополист, осуществляющий ценовую дискриминацию, будет произ-водить больше продукции, а покупатель, чья потребность в продукции наименее настоятельна приобретет ее за более низкую цену. 

Информация о работе Конкуренция и монополия