Контрольная работа по «Микроэкономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 20:54, контрольная работа

Описание

Задание: Объясните и покажите графически влияние следующих факторов на рыночный спрос:
Увеличение дохода потребителей на спрос на товар низкого качества;
Дайте характеристику поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Какова эффективность рынка монополистической конкуренции? (представьте графическую иллюстрацию).

Работа состоит из  1 файл

2 вариант микро.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа по дисциплине «Микроэкономика» 
Вариант 2

  1. Объясните и покажите графически влияние следующих факторов на рыночный спрос:
    1. Увеличение дохода потребителей на спрос на товар низкого качества;
 

     В нашем примере на рис. 4-1 потребитель  с ростом дохода расширяет потребление товара с Х1 до Х2 и Х3. Товар, потребление которого увеличивается с ростом дохода покупателя, называется нормальным товаром. Следовательно, товар Х для данного потребителя – нормальный товар.

     Для нормального товара: Наклон кривой «I – C» ≥ 0.

     Если  же с ростом дохода потребление товара сокращается, то это – низший товар. На рис. 4-2, где использована двухпродуктовая модель, предпочтения потребителя и рыночные цены таковы, что повышение дохода приводит к сокращению числа покупаемых  аудиокассет. Очевидно аудиокассеты для данного потребителя являются низшим товаром. В то же время потребитель, имея более высокий доход, теперь больше покупает компакт дисков. Их поэтому можно отнести к нормальным товарам.

     Для низшего товара: Наклон «I - С» ≤ 0

     Подчеркнём, что критерием деления товаров  на нормальные и низшие является реакция  спроса конкретных потребителей на изменение их дохода. Это означает, что:

     1.      Невозможно определить является ли данный товар как таковой низшим или нормальным. Для одних потребителей он может быть нормальным, для других низшим.

     2.      Для отдельного потребителя товар может быть и низшим и нормальным в зависимости от уровня его дохода.  

    1. Понижения цены на товар В на спрос на взаимозаменяемый товар А.
 

     Изобразим кривую безразличия относительно двух благ X и Y и на этой кривой отметим две комбинации A и B (рис). 
 
 

     Переходя  от A к B, потребитель сокращает потребление  товара Y на y = -2 в обмен на увеличение товара X на x = 1 ед., но общий уровень  удовлетворения потребителя остается неизменным.

     Предельной  нормой замены благом X блага Y (MRSxy - marginal rate of substitution) называется количество блага Y, которое должно быть сокращено при увеличении блага X на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя не изменился. 
 
 

     Если  перейдем к бесконечно малым изменениям (приблизим точку B к точке A), то 

     где U = const.

     В этом случае MRS равна угловому коэффициенту наклона касательной к кривой безразличия в точке A. Знак минус  означает, что изменения количества двух благ происходят в противоположных направлениях, то есть положительному изменению одного блага соответствует отрицательное изменение другого. Это является дополнительным доказательством того, что касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия, имеет отрицательный угол наклона. 

     Если  потребитель при выборе другого  набора желает остаться на той же кривой безразличия, то прирост полезности от добавленного Qx должен быть равен потере полезности от изъятого Qy, то есть: 

     Qx · MUx = - Qy · MUx => - Qy/ Qx =MUx/MUy = MRSxy 

     Значит, предельная норма замены благом X блага Y может рассматриваться как отношение предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y. Поскольку MUx уменьшается по мере замены товаром X товара Y, а MUy соответственно, увеличивается, отношениеMUx/MUy, равное MRSxy, уменьшается. Это проявляется на графике в убывании углового коэффициента наклона касательной по мере движения вниз вдоль кривой безразличия и объясняет ее вогнутый характер. Последнее означает, что в окрестности любой своей точки она находится выше касательной, проведенной к этой точке. 

     Из  вышеизложенного вытекает еще одно замечание. Уменьшающаяся предельная норма замены в порядковой теории имеет тот же смысл, что и убывающая  предельная полезность в количественной теории. Только во втором случае полезность каждой дополнительной единицы товара оценивается в ютилах, а в первом - объемом другого товара, от которого потребитель готов отказаться. 

  1. Если спрос  на сельскохозяйственную продукцию  неэластичен, то необычно большой урожай может привести к снижению доходов производителей сельскохозяйственной продукции. Согласны ли Вы с подобным выводом? Представьте график и обоснование.

    Да, согласны, кривая сместится вправо, соответственно при росте предложения и снижении цен на с/х продукцию производители получат меньше. 

  1. Магазин ежедневно  продает 2000 шт. товара по цене 40 руб. При  повышении цены до 50 руб. магазин  стал продавать 1500 шт. Определить эластичность спроса. Представьте расчет.
 

Прямая эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение спроса на готовый товар при изменении его цены. Коэффициентом прямой эластичности спроса по цене называют отношение относительного изменения объема спроса в процентах к относительному изменению цены: 

Поскольку, как правило, объем спроса с увеличением цены снижается, AQi/ДР, < 0. Чтобы избежать отрицательных чисел, перед правой частью (4.3) часто вводят знак минус. 
 

Если кривая спроса задана линейной функцией, например Qi = cti—bpi, наклон ее, очевидно, будет dQi/dPi — —Ь. Подставляя последнее выражение в (4.4), получим 

Это означает, что  коэффициент эластичности будет  различным в разных точках такой  кривой, несмотря на один и тот же ее наклон.

Е = 500 /10 *40/2000 = 50*0.02 = 1 
 

  1. Функции спроса и предложения для некоторого товара имеют вид Qd=70-0.4p,

Qs=-50+2p. Определить:

    1. Условие рыночного равновесия (равновесную цену и равновесный объем);
 

Рыночное  равновесие наступает  при равновесной  цене Р*=4,29 и

равновесном объёме Q*=58,58 

При рыночном равновесии Qd = Qs, т.е.

70 – 30 Р-= 2Р-50, следовательно Р*=1,32, тогда

В соответствии с формулами функций

Qs(P*) = Qd(P*) = 58,58 
 

Представьте график и расчет.

  1. Дайте характеристику поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Какова эффективность рынка монополистической конкуренции? (представьте графическую иллюстрацию).
 

     В условиях монополистической конкуренции  конкурирующие организации могут  осуществлять различные стратегии  маркетинга. В каждом случае организация  пытается добиться преимущества, используя отличные от конкурентов маркетинговые факторы, желательные для потребителей. В зависимости от уровня потребительских свойств продукта и предоставляемых услуг цены могут варьироваться в широком диапазоне.

     Используя свое положение относительного монополиста, фирма может позволить себе увеличить цену на продукцию, что не может сделать конкурентная фирма под угрозой полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции многие из покупателей все равно не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности.

     В отличие от олигополиста, фирма, выступающая  в условиях монополистической конкуренции, учитывает ответную реакцию конкурентов  на свои действия, так как в условиях большого числа фирм это сделать невозможно.

     На  практике это означает следующее:

     Во-первых, на рынке действует относительно большое количество производителей. Под относительно большим количеством  подразумевается наличие 25, 35, 60 или 70 производителей. В связи с этим фирмы обладают относительно не большими долями рынка и поэтому имеют очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Также такая ситуация гарантирует то, что фирмы не смогут согласовать свои действия с целью изменения объемов производства или искусственного повышения цен. Ограничения по вхождению в отрасль новых фирм отсутствуют. Поэтому «новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам – выйти, если их товары перестали пользоваться спросом».1

     То, что производители в условиях монополистической конкуренции  являются типично небольшими по размеру  фирмами как в абсолютном, так  и относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся  капитал невелики.

     Таким образом сложившаяся ситуация позволяет фирме не оглядываться на реакцию конкурентов при незначительном увеличении продаж, путем уменьшения цен на свою продукцию. Потому что влияние ее действий настолько незначительно отразится на каждом из них, что у последних не будет причин реагировать на ее действия.

     Во-вторых, каждая из фирм отрасли продает свой особый тип или вариант товара. В таком случае говорят, что рыночная продукция дифференцирована.

     Дифференциация  предполагает, что каждая фирма пытается сделать свой продукт отличным от продукции других фирм. Чем в большей степени ей удается сделать свой продукт отличным от продуктов других фирм, производящих сходную продукцию, тем большей монопольной властью она обладает, тем менее эластична кривая спроса на ее продукт.2

     При этом дифференциация продукта может  принимать ряд различных форм.

     1. Продукты могут различаться по  своим физическим, или качественным, параметрам. «Реальные» различия, включающие  функциональные особенности, материалы,  дизайн и качество работы, являются  крайне важными сторонами дифференциации продукта.

     Персональные  компьютеры, например, различаются  с точки зрения мощности программно-аппаратной части, доступности для потребителя  и т.д.

     Примером  также может послужить рынок  безалкогольных напитков, который заполнен разнообразными марками этого товара, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы.

     2. Услуги и условия их предоставления, являются важным аспектом дифференциации  продукта. Один магазин может  придавать особое значение качеству  обслуживания покупателей. Его работники упакуют покупки и отнесут их к машине покупателя.

     Конкурент в лице большого розничного магазина может предоставлять покупателям  самим упаковывать и переносить свои покупки, но продавать их по более  низким ценам.

     Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей и обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.

     3. Продукты могут также быть  дифференцированы на основе размещения  и доступности. Небольшие продовольственные магазины и киоски успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент продуктов. Владельцы небольших продовольственных магазинов и киосков располагают их вблизи от покупателей, в наиболее оживленных местах, нередко они открыты 24 часа в сутки.3

     4. Дифференциация может также являться  и результатом мнимых различий, созданных с помощью рекламы,  упаковки и использования торговых знаков и торговых марок. Когда та или иная марка продукции связывается с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на спрос на эти продукты со стороны покупателей. Многие потребители считают, что зубная паста, упакованная в аэрозольный баллончик, предпочтительней, чем также самая зубная паста в обычном тюбике. Хотя существует ряд медикаментов, по свойствам подобных аспирину, создание благоприятных условий для продажи и яркая реклама могут убедить многих потребителей, что данные виды продукции являются лучшими и заслуживают более высокой цены, чем их более известный заменитель.

     Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и платят более высокую  цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить  свои предпочтения.

     Совершенно  конкурентные рынки эффективны до тех  пор, пока ничто не препятствует работе рыночного механизма, совокупный излишек  производителей и потребителей достигает  максимальной величины. Монополистическая  конкуренция аналогична совершенной  по ряду аспектов, но является ли она эффективной рыночной структурой? Чтобы ответить на этот вопрос нужно сравнить долговременное равновесие в отрасли с монополистической конкуренцией с долговременным равновесием совершенно конкурентной отрасли промышленности.4

Информация о работе Контрольная работа по «Микроэкономике»