Контрольная работа по «Микроэкономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 20:54, контрольная работа

Описание

Задание: Объясните и покажите графически влияние следующих факторов на рыночный спрос:
Увеличение дохода потребителей на спрос на товар низкого качества;
Дайте характеристику поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Какова эффективность рынка монополистической конкуренции? (представьте графическую иллюстрацию).

Работа состоит из  1 файл

2 вариант микро.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

     Этот  пример показывает отличия теории монополистической  конкуренции от российской практики. В ряде случаев источник проблем  кроется в самих предприятиях, причем заметную роль здесь играет низкая дифференциация их продукции. В производственном (реальном) секторе экономики — это вообще преобладающая ситуация. 

  1. Функция полных средних издержек имеет вид: АТС = 100/Q +Q + 4. Определите функции ТС, FC, VC, AFC, AVC, МС.
 
 

функции:

ТС=4 + Q

FC=100 
VC=4Q+Q 
MC= 4+2Q 
AFC=100/Q 
AVC=4+Q
 

  1. Объясните, почему справедливо утверждение, что  для фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции нет  необходимости вырабатывать собственную  ценовую политику, а для олигополиста это жизненно необходимо?
 

Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности: 

Это означает, что  любое сколь угодно малое повышение  цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.

Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов. 

  1. Что такое  конкурентное равновесие на рынке труда? (представьте графическую иллюстрацию). Каковы причины дифференциации ставок заработной платы. Что такое «минимальная заработная плата». Какова минимальная заработная плата в России и прожиточный минимум.
  

  Равновесие на рынке труда определяется точкой пересечения установившихся кривых спроса и предложения.  
 
    Если рассматривается конкурентный рынок, ни одна из входящих в него фирм не может влиять на рынок в целом и должна устанавливать тот же уровень зарплаты  w*, который является равновесным для данного рынка.  
 
    Кривые спроса и предложения могут изменять свое положение под влиянием изменения различных рыночных факторов, например: 
    спроса на товар, 
    цены других факторов производства, 
    появления притока или оттока рабочей силы 
      в данной сфере занятости, 
что будет приводить к изменению равновесных величин зарплаты и занятости на рынке труда.

На рынках труда  могут также действовать силы, препятствующие установлению равновесного уровня зарплаты:  
    профсоюзы, 
    законы о минимальном уровне зарплаты, 
    о минимальном уровне занятости в общественном секторе и т.д.  
 
    Как правило, эти нерыночные факторы служат для поддержания зарплаты на более высоком уровне, что влияет на состояние рынка, если устанавливаемый минимальный уровень зарплаты выше равновесного рыночного.  
 
 
 
    Фирмы (чаще всего при взаимодействии с профсоюзами) могут с другой стороны определенными способами искусственно ограничивать предложение (устанавливать более высокие требования при приеме на работу, проводить лоббирование и т.д.) 
    При этом также на рынке устанавливается ситуация, в которой занятость меньше, а уровень зарплаты выше, чем при нормальном рыночном равновесии.

Минимальная заработная плата — официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.

Значение минимальной  заработной платы не всегда привязано  к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется (номинально всегда повышается).

Info

Динамика изменения  МРОТ 2000-2010 в России - Таблица 

Дата МРОТ 2000-2010  
в российских рублях
с 1 января 2010 4 330
с 1 января 2009 4 330
с 1 сентября 2007 2 300
с 1 мая 2006 1 100
с 1 сентября 2005 800
с января 2005 720
с 1 октября 2003 600
с 1 мая 2002 450
с 1 июля 2003 300
с 1 января 2001 200
с 1 июля 2000 132

Прожиточный минимум  в 2010 го. в среднем составил 5625 рублей. При этом по сравнению с четвертым  кварталом 2009-го средний прожиточный  минимум в стране увеличился на 7,3 процента. 

  1. Некий господин просит у вас деньги в долг, предлагая  следующие условия: и он и его наследники, и наследники его наследников будут платить вам и вашим наследникам и т.д. по 400 долл. ежегодно. Какова максимальная сумма, которую вы были бы готовы предоставить этому господину в долг, если ставка банковского процента по валютным вкладам постоянна и составляет 10%? Представьте расчет.
 

     Лицо, желающее иметь средства, должно платить 10% в год за каждый занятый доллар. 
Торговля использованием средств ведется на различных финансовых рынках. Те, кто желает дать в долг, предлагают заемные средства через эти рынки. Равновесная ставка ссудного процента - это такая его ставка, при которой объем предлагаемых заемных средств равняется их количеству, соответствующему платежеспособному спросу. 
На финансовом рынке с совершенной конкуренцией ни отдельные заемщики, ни отдельные заимодатели не могут влиять на рыночную ставку ссудного процента. Они принимают существующие цены. Спрос каждого отдельного заемщика составляют лишь небольшую часть общего предложения заемных средств. Аналогично каждый заимодатель предлагает лишь небольшую долю от общей суммы спроса на заемные средства. 
И в действительности ни одно лицо или фирма, ни одна из даже крупнейших корпораций не берет взаймы значительной доли общих заемных средств, предлагаемых на рынке за год. Заемщиками прежде всего являются предпринимательские фирмы, использующие заемные средства для финансирования нового капитала, индивидуальные потребители, которые берут взаймы средства для финансирования покупок товаров длительного пользования (автомобиля, дома и т.п.). Правительства также берут на рынках заемные средства - для покрытия бюджетных дефицитов и финансирования создания объектов общественного назначения. 
Те, кто поставляют средства заемщикам, называются сберегателями. Сберегатели выделяют часть своего текущего дохода для использования другими и получают за это компенсацию в виде ссудного процента. Банки, компании по страхованию жизни и другие специализированные финансовые фирмы и брокеры действуют как посредники между сберегателями и теми, кто желает занять средства. Ставка ссудного процента определяется предложением накопленных средств и спросом на заемные средства со стороны всех заемщиков.

     Максимальная  сумма кредита должна быть равноценна

     потоку  ежегодных платежей. Текущая (дисконтированная) стоимость

     потока  текущих платежей составляет:

     400/(1 + 0,1) +400/(1 + 0,1) + 400/(1 + 0,1) 3 +...+ 400/(1 + 0,1) х

     при п, стремящемся к бесконечности. По формуле бесконечной геометрической прогрессии текущая стоимость потока платежеставит 400/0,1 = 4 тыс. долл. ,были

     Следовательно, максимальная сумма кредита, которую  вы бы согласны предоставить этому  господину, равна 4 тыс.

  1. Что такое «провалы» рынка? Перечислите «провалы» рынка. Назовите цели, направления и методы антимонопольного регулирования. Какова специфика хозяйственного поведения российских фирм-монополистов?

     ПРОВАЛЫ РЫНКА — неспособность рыночных механизмов удовлетворительно решать важные для общества социально-экономические проблемы, несовершенство рыночных институтов и инструментов; фиаско рыночных отношений, не обеспечивающих рациональное распределение и использование ресурсов, свидетельствующее о необходимости государственного вмешательства в экономику. «Провалы» (фиаско) рынка (market failures) -неспособность рыночных механизмов удовлетворительно решать важные для общества социально-экономические проблемы, несовершенство рыночных институтов и инструментов; фиаско рыночных отношений, не обеспечивающих рациональное распределение и использование ресурсов, свидетельствующее о необходимости государственного вмешательства в экономику.

     Обычно  выделяют четыре типа неэффективных  ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:

     1) монополия; 

     2) несовершенная (асимметричная) информация;

     3) внешние эффекты;

     4) общественные блага. 

     Во  всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее, доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в XX в. имеет тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение XX в. неуклонно возрастала. Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы. Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения.

     Прежде  всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые  разрушают рыночный механизм, подменяют  его прямым администрированием. Гораздо  эффективнее действуют косвенные  регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики. Способы разгосударствления могут быть различны. Это, прежде всего поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности , развитие процессов приватизации. Опыт показывает, что приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий. Прежде всего, к ним относятся:— наличие надежной правовой базы проведения денационализации;— создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондового рынка, прежде всего);— хорошо продуманная процедура продажи государственных предприятий;— предварительная оценка величины спроса на денационализируемый сектор (или отрасли) экономики. Лишь при наличии этих условий денационализация экономики может быть эффективной. Следует помнить, однако, что этот процесс во многом зависит от самого государства. Между тем разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому "провалы" рынка могут быть дополнены, а иногда и усилены "провалами" государства. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Информация о работе Контрольная работа по «Микроэкономике»